Напоминание

Современные технологии коррекции заикания


Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад 27 Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные технологии коррекции заикания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные технологии коррекции заикания

1.Основные направления коррекционной работы при остром начале заикания.

Направления:

- устранение «порочного круга» патологических мышечных возбуждений посредством

охранительного режима (режим ограничения речи или молчания).

- ритмизация деятельности, создание распорядка дня

- устранение психотравмирующей ситуации

- создание обстановки эмоционального комфорта в семье

- исключение ярких впечатлений из жизни заикающегося

- ребенка рекомендуется не водить в детский сад

- не допускаются шумные игры

- придерживание правил техники речи взрослыми, окружающими ребенка.

- обучение технике невербального общения

- овладение навыками релаксации

Анализ методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения

логопедической работы по следующим направлениям:

I. Создание охранительного речевого режима.

Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим

вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания

неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию

нового речевого навыка. Длительность режима ограничения речи различна, как правило,

он охватывает неделю-полторы недели с начала коррекционной работы. Постепенно

активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и

эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения

состояния расслабления.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку

почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение

мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и

кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения

даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для

верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного

движения.

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и

артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений.

Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки четких артикуляционных

поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по

необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков

осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и

восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестетический контроль.

Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным

непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

В комплекс упражнений включены следующие основные виды работ по развитию

речевого дыхания:

общие дыхательные упражнения;

постановка диафрагмального дыхания;

дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через

рот;

формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох

был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без

фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям,

что говорить нужно только на выдохе

В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы и динамического диапазона

голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие

мелодических характеристик голоса (тембра, высоты и т. д.)

При работе над голосом преследуется цель освобождения гортанной мускулатуры от

«зажимов».

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных

характеристик речи.

Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как

основе нашей речи. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых

формах:

- на произнесении отдельных гласных звуков;

- на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);

- на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;

- на произнесении фраз из одного слова;

- на произнесении коротких фраз;

- на произнесении длинных фраз с логической паузой.

Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи

(пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце

фразы). Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала

вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в

конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается слитность.

В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения

произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4

слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри

короткого предложения произносятся слитно.

Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Они удобны для

закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого

темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на

смысловые отрезки.

Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и

логические отрезки.

Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к

самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:

- работа над вопросно-ответной формой речи; ответы на вопросы по картине; ответы на

вопросы по тексту; составление вопросов к картине; составление вопросов к тексту.

Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи -

самостоятельное составление рассказов: по предметной картине с использованием схемы;

по серии сюжетных картин (от трех до восьми); по сюжетной картине; по описанию

пейзажной картины.

Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление

полученных навыков плавной речи.

Модель проведения логопедической работы по коррекции заикания.

Период перестройки патологических речевых навыков состоит из трех этапов:

- подготовительный этап

В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник по плану:

1. Снятие мышечных зажимов. Постановка диафрагмального дыхания. Отработка

длительного равномерного речевого выдоха на звуках, эталоне, автоматизированных

рядах, во фразе.

2. Работа над мягкой атакой звука, над слитностью, плавностью голосоведения,

полётностью, высотой, силой голоса, пролонгированным произношением гласных звуков,

расширением диапазона голосовых модуляций, интонированностью речи.

3. Нормализация темпа речи.

4. Ритмичность речи с опорой ведущей руки, постепенное сворачивание внешней опоры,

переход на внутренний ритм.

5. Паузирование речи.

6. Работа с артикуляцией.

7. Использование мимики и жеста в речевом общении.

- этап закрепления приемов ритмизированной речи на простом речевом материале.

1. Чтение стихотворных текстов с короткой и более длинной строкой.

2. Чтение по ролям басен.

3.Чтение вслух различных по сложности подготовленных и неподготовленных текстов.

4. Пересказ прочитанных текстов.

5. Диалоги по прочитанному материалу.

- этап автоматизации приемов ритмизированной и просодически окрашенной речи на

усложненном речевом материале.

1. Автоматизация навыков техники речи с введением их во все виды речевой деятельности

и различных ситуациях.

2. Переход от подготовленных форм речи к самостоятельным импровизациям.

3. Формирование готовности к речевому общению в различных жизненных ситуациях.

4.Воспитание устойчивости к речевым и психологическим трудностям, возникающих в

жизненных ситуациях после окончания курса лечения.

Разработка коррекционных программ по преодолению заикания у детей

Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися

дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А.

Власовой и Е.Ф. Pay, которая не потеряла актуальности до настоящего времени.

Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и

стационарных условиях медицинских учреждений разработан В.И. Селиверстовым.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми

связано с психологической школой Р.Е. Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой

школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и

школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова).

Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-

педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы

с детьми такого возраста представлены Л.М. Крапивиной (1992).

Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых

В настоящее время в литературе представлена система реабилитации для заикающихся

подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б.

Жихаревой и др.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся

рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно

взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация

данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в

связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.

Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992).

Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап,

сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное

воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся

непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических

воздействий, их дозировкой.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Арутюнян,

определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при

заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993). Особенностью данной

логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей

руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь

реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев

руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь

без судорожных запинок.

Использование компьютерных технологий в преодолении заикания

Продуктивным методом коррекции логоневроза является метод биологической обратной

связи, который используется в мировой практике более 40 лет. По определению Большой

медицинской энциклопедии: Биологическая обратная связь – это метод лечения, при

котором пациенты обучаются влиять на собственные физиологические параметры (частоту

сердечных сокращений, болевые синдромы и проч.), реагируя на сигналы от организма,

полученные в виде картинки, музыки и т. д.

В 1998 году под руководством кандидата биологических наук Сметанкина Александра

Афанасьевича был разработан метод БОС, направленный на коррекцию речевых

нарушений, в том числе и заикания. Данная программа направлена на развитие

самоконтроля пациента. При этом реализация метода биологической обратной связи

происходит только при наличии у пациента полного чувства комфортности и расслабления

организма. В ходе сеанса опытный инструктор пытается научить пациента контролировать

его физиологические процессы, которые он воспринимает в виде звуковых или световых

символов обратной связи. Метод БОС может применяться как для взрослых, так и для

детей, начиная с 4–5 летнего возраста.

Сущность данного метода при коррекции логоневроза заключается в том, что пациент

может самостоятельно и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической

функции, влияющей на процесс речеобразования (дыхания, голосообразования, моторной

реализации речи). Когда данный тип дыхания закреплен, переходят ко второму этапу

работы – работы над артикуляцией. При использовании метода БОС предусматривается

контроль заикающегося за сокращением мышц при помощи зрительной и звуковой

обратной связи. На третьем этапе идет работа над голосообразованием. Речевой материал

отрабатывается поэтапно, с увеличением сложности: беззвучно, шепотом, с

использованием голоса. Сначала происходит отработка умений на материале гласных,

затем на материале слогов, слов, фраз и текстов. Четвертый этап предполагает тренировку

по чтению стихов, песен, прозаических текстов. На пятом этапе происходит автоматизация

навыка устной вербализации в условиях спонтанной речи. По мнению А.А. Сметанкина

данный метод может использоваться не только для коррекции речевых нарушений, но и

для профилактики их возникновения.

На протяжении последних лет в практической логопедии специалистами активно

используется программа по коррекции речевых нарушений Speech Viewer («Видимая

речь»). Данный метод был предложен в 1989 году американской корпорацией IBM. Это

интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы

преобразуются в соответствующие образы. Данная программа направлена на коррекцию

звукопроизношения, выработку правильного речевого дыхания, работу по улучшению

просодических компонентов речи (темп, тембр, ритм, высота голоса) у детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста. Метод состоит из 14 модулей, каждый из

которых отвечает за формирование определенных речевых навыков. Так, например,

модуль «Громкость» предназначен для выработки оптимальной громкости голоса у

заикающегося. С помощью картинного изображения (например, мальчик надувает шар)

можно модулировать голосом: чем выше громкость, тем шарик раздут больше, чем ниже –

меньше. Модуль «Высота» направлен на выработку оптимальной высоты голоса. С

помощью изображения фортепиано ребенок в игровой форме может сориентироваться в

тембральных характеристиках голоса и выбрать приемлемый тембральный диапазон.

Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации

смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором

заикающемуся необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста.

Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы.

Данный метод представлен в игровой форме, что повышает интерес и мотивацию детей в

преодолении речевых нарушений.

В 2006 году была разработана компьютерная программа «Демосфен-03» при участии

отечественного врача – психотерапевта И.Ю. Рассказова и компанией City University of

London. В данный продукт входят тренинги, направленные на выработку плавности речи,

выразительности и интонации. Данная программа также может применяться в работе, как

с детьми, так и с взрослыми.

Наиболее известными в России являются такие компьютерные программы как «Видимая

речь», «Демосфен-03», метод Биологической обратной связи и «ЭХО-эффекта».



В раздел образования