Автор: Шумилова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Можга Удмуртской Республики
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России"
Тема: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слов"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Шумилова Елена Владимировна, I категория, МБОУ "СОШ № 5" г. Можги Удмуртской Республики
Предмет русский язык Класс 3 Учебник (УМК): "Школа России"
Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слов. Тип урока: урок изучения нового
материала
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс I часть Москва "Просвещение" 2016,
карточки с заданиями для работы в паре , в группе, карта звездного неба, созвездий, листы достижений, ноутбук,
медиапроектор.
Характеристика
учебных
возможностей
и
предшествующих
достижений
учащихся
класса,
для
которых
проектируется урок: В классе 23 человека, из ни 15 ребятам нравятся уроки русского языка, но получается выполнить
задания не у всех в связи с математическим складом ума - 4 ч, с недостаточным контролем со стороны родителей за
выполнением домашнего задания- 4ч, логоневроз
речи (с рождения) -1ч, заикание -1 ч, нарушение фонетического
распознания - 4 ч.
Основная масса детей очень подвижная, работоспособность на уроке разная,
поэтому стараюсь
включать в урок слайды, дифференцированные задания. Отвечают на вопросы активно, смело 5 человек.
Таблица сформированных умений
Учебные действия
Сформированность УУД
Предметные
1. Знают согласные звуки и буквы
2.Находить орфограммы в словах.
3. Умеют подбирать проверочные слова.
Познавательные
1. Определять тему урока, цель урока
2.Определять умения, которые будут сформированы на основе
изученной данной темы
3. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё
нужную информацию; делать выводы.
Регулятивные
1.Организовывать своё рабочее место под руководством
учителя.
2. Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
3.Оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Коммуникативные
1.Работать в паре и группе (обсуждать способы выполнения
работы, планировать совместную деятельность).
2.Отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.
Личностные
1.Формировать интерес (мотивации) к учению.
2.Формировать способность оценивать своё поведение и
поведение других
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Виды планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений
результатов обучения
Предметные УУД
- совершенствовать знания о непроизносимых
согласных в корне слова;
- развивать умение подбирать однокоренные слова с
целью проверки орфограммы в слове;
- формирование орфографической зоркости.
Высокий-10ч
Средний -9ч
Низкий-4ч
Метапредметные
Познавательные
УУД
- составляют простейшие инструкции, определяющие
последовательность действий при решении
лингвистической задачи;
- искать, выделять и извлекать необходимую
информацию;
- строить высказывания. Умение ориентироваться я в
учебнике.
Высокий-9
Средний-9
Низкий-5
Регулятивные
УУД
- принимают учебную задачу, сформированную вместе
с учителем, сохраняют ее на протяжении всего урока,
- планируют свои действия для решения проблемы
- формирование самооценки.
Высокий-10
Средний-9
Низкий-4
Коммуникативные
УУД
- работать в паре, в группе( обсуждать способы
выполнения работы, планировать совместную
деятельность)
Высоки-10
Средний-10
Низкий-3
- задавать вопросы с целью получения нужной
информации.
Личностные УУД
- формирование положительного отношения к
изучению материала;
- умение давать адекватную самооценку;
- умение признавать свои ошибки;
- принимание причин личной успешности
(неуспешности) в освоении материала.
Высокий-10
Средний-9
Низкий-4
Этапы
урока
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодей
ствия
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых приведёт
к достижению
запланированных результатов
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
I
Мотивац
ионно-
целевой
2 мин
Психологическ
ий настрой на
урок
Приветствие
Фронтальн
ая
Настраивает
детей на работу.
Мы сегодня с вами отправляемся
в космическое путешествие по
звездному небу.
-Куда мы можем с вами попасть?
-Что с нами может произойти?
За умение выйти из сложной
ситуации вы получаете звездочку.
Запишем число и классная
работы
Воспринимают на
слух. Отвечают на
вопросы учителя
Выполняют записи
в тетради
Регулятивные
УУД :умение
настраиваться на
урок
Актуали
зация
знаний
4 мин
Вызвать
познавательны
й интерес к
проблеме,
создать
ситуацию
успеха
Создание
проблемной
ситуации
Фронтальн
ая
Создаёт условия
для проблемной
ситуации.
Побуждает к
Первая звездочка зажжется, если
вы активно будете участвовать в
"Мозговой атаке", правильно
отвечать на вопросы, покажете
свои имеющиеся знания.
-Главная часть слова (корень)
- Опасное место в слове
(орфограмма)
Ответы на
вопросы
"Мозговой атаки"
спрашиваю у 3-4
человек
Предметные
УУД :применяют
изученные ранее
знания;
Коммуникативн
Повторить
изученный
материал
высказыванию
своего мнения
Задает вопросы
Контролирует и
корректирует
Побуждает к
высказыванию
своего мнения
- Звуки, которые могут
"свистеть", "звенеть", "шуметь",
но не хочется их петь (согласные)
- Третья буква русского алфавита
(В)
- Буква, обозначающая последний
звук в слове парад (Д)
- Буква следующая за буквой "ка"
(Л)
- С этой буквы начинается третий
слог слова лопата (Т)
- Правильно ответил тот , кто ...
-Прокомментируйте свой успех.
- По вашей активности я смогла
сделать вывод, что в классе есть
дети, которые имеют прочные
знания по изученному ранее
материалу, есть, кто затрудняется,
а есть которым надо подтянуться,
но надеемся что все вспомнили
материал.
На небе загорается первая
звездочка.
Комментируют
свой успех. (3 ч)
ые УУД:
Формировать
умение слушать,
отвечать на
вопросы
Регулятивные
УУД: оценивать
свои действия со
местно с
учителем
Минутка
чистопис
ания
Организовать
работу над
каллиграфией.
Написание
сочетаний
букв
Индивидуа
Создает условия
для правильного
написания
- Какие четыре буквы вы сейчас
назвали?
- Запишем получившуюся
Мы назвали буквы
В, д, л, т.
Записывают
Регулятивные
УУД: соотносить
выполненное
4 мин
Создать
условия для
актуализации
знаний,
необходимых
для открытия
«новых
знаний» по
данному
материалу.
Подвести детей
к теме урока.
Частично
-поисковый
льная
Практическ
ая
сочетаний букв
Создаёт условия
для проблемной
ситуации.
Побуждает к
высказыванию
своего мнения
цепочку букв в указанной
последовательности в тетрадь.
-Если вы напишите буквы и
соединения правильно, вы не
только сумеете зажечь
следующую звездочку. Но и
узнать тему урока.
-За правильные ответы и
аккуратность выполненного
задания вы получаете вторую
звездочку.
- Дайте характеристику звукам,
которые обозначены данными
буквами.
- Что в них общего?
- О чем же у нас сегодня пойдет
речь?
Правильно.
Но разве мы не знаем этих букв?
-А все ли мы знаем о согласных
звуках и буквах??
Так какая же дальнейшая цель
урока (новое про эти буквы)
Правильно.
цепочку букв в
тетрадь Вдлт.
- выделяют общее
- Дают
характеристику
звукам и буквам
- все звуки и буквы
согласные
- О согласных
звуках и буквах
- узнать новое про
согласные буквы и
звуки
задание с
образцом,
предложенным
учителем
Познавательные
УУД: умение
анализировать,
сравнивать и
наблюдать
Регулятивные
УУД: ставить
цель учебной
деятельности
Ориенти
ровочны
й этап
урока
9 мин
Учить ставить
новые задачи
совместно с
учителем
Подвести детей
к теме урока.
Частично-
поисковый,
наглядный
Практически
й
Индивидуа
льная
Фронтальн
ая
Формулирует
задание.
Обеспечивает
мотивацию для
отгадывания
загадок
Создаёт условия
для проблемной
ситуации.
Контролирует
выполнение
работы.
-Мы сегодня узнаем еще об одной
особенности согласных звуков,
букв..
-Записываем отгадки на
планшете транскрипцией.
1. Ну-ка кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет.
Летом светит очень ярко,
Осенью - наоборот.
2. Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел,
Стало очень ...
3. День и ночь стучит оно, словно
бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук.
-Проговорите слово сердце,
запишем его транскрипцию
Записывают
отгадки
[с'эрцэ] -сердце
5з,6б
[сонцэ]- солнце 5з,
6б
[грусна]- грустно
6з, 7б
Проверяют
написанное на
доске
-Несоответствие в
написании.
Регулятивные
УУД: ставить
цель учебной
деятельности
Коммуникативн
ые УУД:
Формировать
умение отвечать
на вопросы,
слушать и
понимать речь
других.
Личностные
УУД:
Формировать
интерес к
новому
.
Познавательные
УУД:
Определять
тему урока;
определять
умения , которые
будут
Физкуль
тминутк
а
2мин
Исследовани
е (анализ,
обобщение,
формулиров
ание
выводов)
Парная
Самооценк
а
Формулирует
задание.
Формулирует
задание.
- Что заметили интересного?
- Я диктовала всем одинаково, а
вы записали по разному.
- У нас 2 варианта записи этого
слова. Обоснуйте.
-Давайте разберемся писать нам
буквы в словах или не писать.
- А теперь проследите за
написанием слова.
-Посчитайте а сколько букв?
- Какой звук не проговаривается?
-д? А буква пишется?
- Как мы назовем с вами этот
звук, который не
проговаривается?
- Над какой темой мы сегодня с
вами будем работать? Уточните.
- Сформулируйте цель нашего
урока?
-Лист самооценки
Оцените свою работу на листе
самооценки звездочкой.
Загорелась еще одна звезда, вы
правильно сформулировали тему
и цель урока
- Непроизносимый
согласный
-Непроизносимые
согласные в корне
слова.
-Грамотно учиться
писать слова с
непроизносимыми
согласными в
корне слова.
сформированы
на основе
изучения данной
темы.
Комуникативные
УУД: строить
речевое
высказывание
Коммуникативн
III
Поисков
о-
исследов
ательски
й этап
13 мин
Создать
условия для
проблемной
ситуации, в
ходе решения
которой, дети
«открывают»
новые знания.
Практически
й
Частично-
поисковый
Создаёт условия
для проблемной
ситуации.
- Трудно? Интересно?
- Посмотрите. Звездопад, на
каждой звездочке записано
сочетание букв, которые помогут
нам дальше изучать тему.
-Согласные могут быть
непроизносимыми, когда в слове
есть сочетание трех согласных и
одна их них не произносится.
-Запишите в тетрадь сочетания
букв, проговаривая и
постарайтесь запомнить.
Стн, здн, рдц, лнц, вств.
(сочетания вывешены на доску)
Назовем, а три из них запишем.
- Запишем словарные слова по
памяти с этими сочетаниями,
сочетание должно быть в
середине слова: лестница -7з,8б,
чувство-6з,7б, праздник-7з,8б.
- Подчеркните сочетания.
Записывают в
тетрадь сочетания
букв, проговаривая
шепотом.
Стн, здн, рдц, лнц,
вств.
Записывают слова
в тетрадь по
памяти. Запомните
написание этих
слов.
ые УУД:
- работать в паре
(обсуждать и
планировать
свои действия)
Личностные
УУД:
Формировать
интерес к новому
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
задания
Регулятивные
УУД:
оценивать
правильность
выполнения
действия
Предметные
УУД:
-развивать
умение
подбирать
однокоренные
слова с целью
проверки
орфограммы в
слове.
Регулятивные
УУД:
Использовать
изученные
IV
Практич
еский
этап
(Этап
примене
ния
новых
знаний)
7 мин
Проверка
усвоения
полученных
знаний
Создание
ситуации
успеха
Самооценка
Работа с
Загорается еще одна звездочка.
-Без теории грамотно не
научишься писать слова с
орфограммами
Прочитайте шифровку:
1. Какие? буквы в, л,д,т ..
2. Когда? сочетание 3
согласных рядом
3. Где? в корне слова
4.Как? подобрать
проверочное слово
- Оцените себя в листе
самооценки з
- Вы справились еще с одним
заданием и на небе зажглась
звездочка.
- В ваших ответах прозвучало:
Подобрать проверочное слово.
А его правильно подобрать, мы с
вами сейчас узнаем.
-Работаем по учебнику.
Работают в паре.
На основе
шифровки
формулируют
ответы на вопросы.
Оценивают свою
работу.
способы
действий при
выполнении
учебных
заданий.
Коммуникативны
е УУД:
контролировать
свою
деятельность.
Предметные:
уметь правильно
писать слова с
непроизносимым
и согласными в
корне слова.
уметь правильно
подбирать к ним
проверочные
слова
Личностные
УУД:
- адекватное
понимание
причин
успешности и
неуспешности
учебной
деятельности
- формирование
положительного
отношения к
изученному
учебником
Групповая
Индивидуа
льная
Фронтальн
ая
Организует
работу в группе
Формулирует
задание,
нацеливает
учащихся на
работу
.
Организует
работу по
карточкам
Вспомните правила работы в
группе и приступите к
выполнению задания.
Учебник стр. 118 упр 225.
Проверяем работу в группах .
- Проверим ваши предположения
по учебнику стр. 118.
-В се ли мы с вами правильно
сформулировали?
Читаем правило на стр. 118
В группе попробуйте
сформулировать правило, как
проверить непроизносимые
согласные в корне слова.
-Оцените свою работу
звездочкой.
- А на небе зажигается новая
звезда.
Нас ждет еще одно испытание.
Каждый работает самостоятельно
по карточкам.
Распределяют роли
в группе.
Читают задание.
Выполняют
задание учебника.
-Сравнивают
произношение и
написание
однокоренных
слов.
- Какое слово
проверяемое, какое
проверочное?
Подчеркните
проверочное слово
Рассказывают
сформулированное
правило
Работа с листком
самооценки.
Читают задание,
выполняют его на
отдельный
листочках
материалу
V
Рефлекс
ивно-
оценочн
ый этап
4 мин
Сформировать
способность к
самоорганиза-
ции,
самоконтролю,
самооценке.
Дать
возможность
учиться
самопроверке
Индивидуа
льная
Организует
самооценку
учебной
деятельности
Организует
фиксирование
нового
содержания,
рефлексию,
самооценку
учебной
деятельности
Задание по карточкам:
- Найди лишнее слово, укажи
количество букв и звуков в слове,
подбери к слову проверочное.
1 вариант:
Трубка, стена, вестник
Соседка, яростный, звездочка
Зарядка, участник, земля
2 вариант
Устный, сонный, месяц
Косточка, сирень, тростник
Зависть, вестник, лесок
-Проверка задания на доске.
-Оцените себя звездочкой.
- Домашнее задание упр. 226
стр118, правило стр.118
-Наше путешествие подходит к
концу.
-Достигли мы цели?
Рассмотрите лист самооценки,
прокомментируйте.
-Что получилось? Что нет?
Оценивают себя на
листе самооценки.
Записывают в
дневнике
домашнее задание.
Дети отвечают на
вопросы учителя.
Познавательные
УУД:
Формирование
умения
использовать
изученные
способы
действий при
выполнении
учебных заданий
Личностные
Закончите предложения:
- Урок помог мне....
- Для меня было сложно...
- Мне понравилось....
-Посчитайте ваши звездочки в
листе самооценки, выберите ту
по цвету, которая преобладает
Первый ряд зажигает созвездие
на доске.
Второй ряд зажигает созвездие.
Третий ряд
Загорелось
созвездие Большой
медведицы.
-звездное
Слово с
непроизносимым
согласным
-звезда
УУД:
Формировать
способность
оценивать своё
поведение и
поведение
других в
соответствии с
нравственными
нормами.
-Молодцы! Со всеми заданиями
справились. Все звезды
загорелись на небе. А у нас
загорелось созвездие?
Подробно о созвездиях мы с вами
узнаем на уроке окружающего
мира.
- какое небо у нас получилось?
- что вы можете сказать о слове?
-подберите проверочное слово.
-Молодцы! Спасибо всем за
урок1
Лист самооценки:
Качество
Транскрипц
ия слова
Шифровка
Работа в
группах
(учебник)
Индивидуальн
ая работа
1. Звуко-буквенный разбор
слова
2. Правописание
непроизносимых
согласных
3. Умение подбирать
проверочные слова к
словам с непроизносимой
согласной
4. Умение сравнивать,
анализировать.
Самостоятельно выполнять
действия
- получилось так, как хотелось бы; - надо подтянуться
- мне было трудно