Автор: Маракулина Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Можга Удмуртской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста как часть духовно-нравственного развития"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Можги УР
Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста как часть духовно-нравственного развития»
Маракулина Валентина Николаевна
учитель начальных классов
2019
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии Кравцова И.Е.:
«Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному
языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному
общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей
Родине, готовность защищать ее независимости».
Харламов
И.Ф.
рассматривает
патриотизм
как
взаимосвязанную
совокупность
нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо
Родины,
следование
и
умножение
трудовых
традиций
народа,
бережное
отношение
к
историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным
местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать
ее,
воинскую
храбрость,
мужество
и
самоотверженность,
братство
и
дружбу
народов,
нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран
и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим
вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами
конкретного исторического процесса.
В
отечественной
школе
всегда
уделялось
большое
внимание
воспитанию
у
подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности,
любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к
своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства
массовой
информации:
радио,
высокохудожественные
отечественные
кинофильмы,
театр,
художественная литература.
Макаренко
А.С.
отмечал,
что
патриотизм
проявляется
не
только
в
героических
поступках.
От
настоящего
патриота
требуется
не
только
"героическая
вспышка",
но
и
длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода
имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи
стремление
к
беззаветному
служению
Родине,
к
активной
трудовой
и
общественной
деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к
своему социалистическому отечеству". Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных
воспитательных
задач
школы
является
подготовка
учащихся
к
простому,
будничному,
повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама
деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу
формирования личности растущего гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также
указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни
мы
не
встречаемся
с
мерой,
с
помощью
которой
можно
было
бы
измерить
эту
"трудно
постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда,
когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда
появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания
индивидуализма,
эгоцентризма,
вместо
воспитания
патриотизма
стало
пропагандироваться
воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему
народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный
оттенок. Путин В.В. в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм"
"подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства
россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство
гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну
краше,
богаче,
крепче,
счастливее...
утратив
патриотизм,
связанные
с
ним
национальную
гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения".
Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе,
особенно среди молодежи, по таким причинам, как:
- "…большая часть, которой не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно
заниматься производственным трудом";
- резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся
на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на
питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;
- "ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в
обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального
потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;
- усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально- экономических
ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к
изменившимся
жизненным
условиям,
прежде
всего
в
материальном
плане,
и
нередко
противоправным путем.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший
мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной
группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный,
духовный
в
своей
основе
патриотизм
предполагает
бескорыстное,
беззаветное
вплоть
до
самопожертвования служение Отечеству.
В
связи
с
этим
мнением,
стиль
учителя
при
организации
воспитательно-
образовательного
процесса
правомерно
учитывать
замечание
Е.А.
Ануфриева
о
том,
что
систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим
содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов,
которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику
патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем
событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания
возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием
внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и
на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической
атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического
воспитания.
С
учетом
особенностей
патриотического
воспитания
в
современном
обществе
цель
данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи
и
содержание
патриотического
воспитания
вытекают
из
структуры
понятия
"патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе.
Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств,
принципов и качеств личности.
Так, Мищенко Л.И., отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее
направленность,
подразделяются
на
три
группы,
характеризующие
отношения
человека
к
самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным
материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное
интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к
людям,
обществу,
труду
и
другим
видам
деятельности,
к
материальным
ценностям
и
формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как наши молодые
современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать
зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм
продолжает
все
больше
преодолевать
над
обществом
и
человеком,
вытесняя
важнейшие
проблемы
воспитания,
что
приводит
к
жизненным
противоречиям.
Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма детей младшего школьного возраста
на уроках, которое будет воспитывать в них качества во все времена отличавшие русский
характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Для детей характерны следующие признаки психического развития:
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что- либо делать,
-
повышенная
самоуверенность,
безаппеляционность
в
суждениях
быстро
сменяется
ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной
чертой
этого
возраста
является
любознательность,
пытливость
ума,
стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим
количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Сегодня
в
нашей
стране
делается
попытка
сформировать
новую
общественную
идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые,
современные
определения
патриотизма,
отражающие
явления,
не
зависящее
от
времени,
страны, социально- экономической и политической ситуации. Патриотизм - это:
-
чувство
привязанности
к
стране
рождения
и
проживания,
выражающееся
в
готовности
созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;
-
одна
из
мощных
скреп
любой
социальной
организации,
с
разложения
которой
(самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;
- способность восстановить страну как мировую державу;
- олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям,
проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости,
составляющие
духовно-
нравственную
основу
личности,
формирующие
её
гражданскую
позицию
и
потребность
в
достойном,
самоотверженном,
вплоть
до
самопожертвования,
служении Отечеству.
Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую
ценность,
интегрирующую
не
только
социальный,
но
и
духовно
-
нравственный,
идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не
только
знать
их
сущность
и
содержание,
но
и
те
внутренние
психолого-педагогические
компоненты,
которые
в
своей
совокупности
выступают
как
носители
указанных
качеств.
Такими
компонентами
являются:
потребностно-мотивационный,
ко г н и ти в н о -
интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Рассмотрим систему
воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма и культуры межнациональных
отношений. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а
также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в
которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее
героической историей, мужеством и храбростью сыновей- патриотов, ее выдающейся ролью в
развитии мировой цивилизации.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы
учащихся
оказывают
идеи
патриотизма
и
межнационального
содружества,
которые
раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда
включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края,
встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если
она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство
восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и культуры межнациональных
отношений
включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных
качеств и способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. В
этом плане опять-таки широко используются большие возможности учебных занятий по всем
предметам обучения, особенно по истории, литературе, языкам и т.д.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады и
лекции
на
патриотические
темы,
литературно-
художественные
концерты,
фольклорно-
этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д.
Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию
учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность
родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.
Вместе
с
тем
необходимо,
чтобы
эта
забота
пробуждала
у
учащихся
чувство
привязанности
к
родным
местам,
сопровождалась
яркими
эмоционально-
чувственными
переживаниями. Весьма большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального
компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык.
Формирование
у
учащихся
патриотических
взглядов
и
убеждений.
Устойчивость
и
зрелость
морального
сознания
по
вопросам
патриотизма
и
культуры
межнациональных
отношений
достигается
только
при
условии,
если
знания
учащихся
по
этим
вопросам
приобретают
характер
личных
взглядов
и
убеждений
и
выступают
в
качестве
мотивов
и
установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно важно то, чтобы
знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а
приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в
руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае
должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться
глубиной
и
убедительностью
фактического
материала
и
быть
насыщенной
яркими
и
захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет
создание
педагогических
ситуаций,
которые
включали
бы
в
себя
элементы
дискуссий,
определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них
начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В
этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений
личности
весьма
важно,
чтобы
она
оказалась
в
таком
эмоционально-
интеллектуальном
напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере,
определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных
устремлений и идеалов.
Формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и
культуры
межнациональных
отношений.
Основным
средством
для
решения
этой
исключительно
важной
и
сложной
задачи
является
умелое
включение
учащихся
в
разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек,
опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда
входят
различные
виды
трудовой
и
общественно
полезной
деятельности,
поддержание
в
исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину,
природоохранительная
деятельность,
туристско-краеведческая
работа,
историко-
этнографические
экспедиции,
празднование
историко-юбилейных
дат,
встречи
учащихся
с
представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и
т.д.
Если
эта
деятельность
носит
содержательный
и
регулярный
характер
и
сочетается
с
развитием у учащихся потребностно- мотивационной сферы, интеллектуально- эмоционального
компонента
патриотизма
и
культуры
межнациональных
отношений,
она,
несомненно,
способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта
поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных
качеств.
Как
уже
отмечено
выше,
важную
роль
в
процессе
воспитания
патриотизма
и
культуры
межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и
положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности
в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием
внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой
он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного
развития.
Таким
образом,
когда
речь
идет
о
формировании
патриотизма
и
культуры
межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна
состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали
бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у
себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые
разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых,
писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении
родине, своему народу.
Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать
формированию
у
них
потребности
в
овладении
культурой
межнациональных
отношений,
классный
руководитель
может
организовать
экскурсию
учащихся
по
городу.
Экскурсовод
познакомит
ребят
не
только
с
памятниками
архитектуры
и
с
историей
города,
но
и
с
национальным
составом
жителей
города,
обычаями
и
традициями
наиболее
часто
встречающихся национальностей.
Дети заинтересуются историей народов, проживающих на территории города. Учителю нужно
поддержать этот интерес. По возвращении домой учащимся необходимо прочитать книги по
истории города, об архитектурных памятниках, о художественных промыслах и обсудить их в
классе. Затем начать собирать материал об обычаях этих народов. Окажется, что наиболее
ценными у всех народов считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим,
почтительное
отношение
к
гостю,
моральная
и
материальная
взаимопомощь
друг
другу,
внимание и забота старших детей по отношению к младшим и т.д. По материалам, который
соберут ребята, провести классный час.
Как видим, использованные учителями и классными руководителями формы и приемы
воспитательной работы могут быть различными, но все они так или иначе нужно создавать
ситуации, которые вызовут у учащихся положительные эмоции и переживания, побудят их к
активному участию в познавательной и практической деятельности и будут способствовать
развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений.