Напоминание

Причины неврозов у детей


Автор: Срурова Маргарита Гизаровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа №74"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Причины неврозов у детей
Раздел: среднее образование





Назад




Причины неврозов у детей.

Неврозы у детей.

Невроз

по

современным

воззрениям.

Это

группа

заболеваний,

обусловленных

психотравмирующим

воздействием,

характеризующихся,

как

правило,

обратными

нервно – психическими

нарушениями, при которых больной сохраняет критическое

отношение

к

болезни

и

способность

управлять

своим

поведением.

Коль

в

этом

определении есть слова «как правило», значит, бывают и другие состояния. Это прежде

всего

касается

обратимости

нервно

психических

расстройств.

Некоторые

невротические

нарушения,

встречающиеся

при

неврозах,

например,

явления

навязчивости, могут сохраняться всю жизнь, существенно не влияя на учебу и работу

человека. Не всегда излечиваются истерические расстройства – своеобразный «уход в

болезнь»

или

защита

слабой

личности

от

трудностей

жизни.

Не

всегда

больной

с

неврозом сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим

поведением, особенно при истерии и неврастении.

Распространенность неврозов.

Точные сведения о частоте неврозов как у детей, так и в общей массе населения

отсутствуют.

Об

этом

можно

лишь

косвенно

судить

по

результатам

отдельных

статистических

исследований,

опросу

родителей,

воспитателей,

педагогов.

Так,

по

данным В.А.Колеговой (1973), частота заболевания неврозами и реактивными психозами

в детском и юношеском возрасте составляла 22 человека на 1000 лиц данной возрастной

группы. В Болгарии, например, было выявлено от 14,8 до 22 % детей с различными

невротическими

нарушениями,

включая

нерезко

выраженные

и

нестойкие

невротические реакции (А. Божанова, В. Иончева, К. Константиновна 1973). Согласно

сведениям

Г.К.

Ушаковой

(1972),

основанным

на

массовом

эпидемиологическом

обследовании различных возрастных групп населения, невротические нарушения имели

место у 80 – 90 % людей.

А.И. Захаровым (1995) при опросе родителей было установлено, что в возрасте 1 – 3 лет

заметно неровным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу, а в

младшем

школьном возрасте показатель нервности у мальчиков составляет 46, а у

девочек 37 %. При этом наибольшие показатели нервности мальчиков отмечались в 8, 9 и

12 лет, у девочек – в 12 лет.

Естественно, что не каждая нервность ребенка является болезнью (неврозом). Это

могут

быть

особенности

темперамента,

личности,

акцентуации

характера

и

другие

индивидуальные особенности детей в различные периоды их жизни.

Согласно

официальным

данным

Всемирной

организации

здравоохранения,

за

последние 65 лет общее количество больных неврозом возросло в 24 раза (А.М. Вейн,

1995). Это обусловлено изобилием информации (дополнительных стрессовых факторов),

бурными темпами жизни, экономическими трудностями в ряде стран и многими другими

социальными и биологическими причинами.

Причины и механизмы развития невроза.

ПСИХОТРАВМА.

Психотравма - это остро возникающая и длительно действующая неблагоприятная

ситуация,

которая

вызывает

тяжелые

переживания

(отрицательные

эмоции)

и

перенапряжение нервной системы. В ряде случаев (но не всегда) при определенном

стечении обстоятельств психотравма вызывает неврозы. Различают две разновидности

психотравмы :

I. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

II.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

I.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

КОНФЛИКТЫ

это

конфликты

между

людьми,

или

болезнь общения. К ним относятся:

1. ШОКОВАЯ ПСИХОТРАВМА характеризуется большой силой и внезапностью

действия и обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается

при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия. У детей

шоковая

психотравма

нередко

имеет

место

при

внезапном

изменении

внешней

обстановки,

когда

у

детей,

особенно

раннего

и

дошкольного

возраста,

наступает

кажущаяся

угроза

жизни

и

благополучия.

Они

не

могут

быстро

найти

выход

из

создавшейся ситуации и испытывают выраженное чувство страха.

2.

ОСТРАЯ

ПСИХОТРАВМА

ОТНОСИТЕЛЬНО

КРАТКОВРЕМЕННОГО

ДЕЙСТВИЯ

в

отличие

от

шоковой

психотравмы

не

является

такой

внезапной

и

неожиданной. Она не редко в определенной вытекает из предшествующих событий,

свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и

смерть

близкого

человека,

распад

семьи

и

т.

д.

Подобные

состояния

встречаются

преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом

действует

не

врожденные

инстинктивные

физиологические

механизмы

деятельности

ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

3.

ХРОНИЧЕСКАЯ

ПСИХОТРАВМА

примирительно

к

детскому

возрасту

в

основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и

трудового в частности. В социально благополучных семьях неправильное воспитание

может

иметь

двойственный

и

противоположный

характер.

Это

с

одной

стороны,

деспотизм родителей, а с другой воспитание в духе «авторитета доброты». Например,

когда,

ребенок

изнеженный

домашним

воспитанием

и

считается

кумиром

семьи,

попадает в детский коллектив, ему непросто найти взаимопонимание со сверстниками.

Он хочет командовать другими и подчинить их своей воле, но те, другие, нередко

оказываются более сообразительными и физически сильными, могут просто насмехаться

над таким «вундеркиндом», обидеть его, отнять игрушку или просто побить его, что

нередко встречается в коллективе.

4. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ. Дословный перевод термина

«депривация » означает потеря, лишение. Эмоциональная депривация

ребенка – это

такое состояние, когда он полностью ли частично лишен необходимых ему родительской

заботы, тепла, ласки и любви. Это состояние особенно выражено у отказных детей,

которые живут и воспитываются без родителей.

5. ФАКТОР ВАКУМА. Слово фактор в переводе – пустота. В данном случае идет

речь об эмоциональной, или психологической, пустоте. Преимущественно встречается у

подростков и лиц молодого возраста, хотя может

быть и у детей. Сущность данной

причины

сводится

к

следующему.

Перед

человеком

стоит

конкретная

цель,

для

достижения которой необходимо приложить максимум усилий и стараний, ограничивая

себя во многом, что присуще данному возрасту. Сделано все необходимое, но цель не

достигнута.

И

не

потому,

что

недостаточно

затрачено

труда,

а

из

за

нелепой

случайности или по вине других людей.

II. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ это когда человек конфликтует сам с

собой. Это в широком смысле конфликт сознания и желания,

или точнее сознания и

влечения

(инстинкты).

Внутренний

конфликт

всегда

проблема

выбора.

Ребенок

выбирает между желанием и реальностью, между удовлетворением запретных желаний и

угрозой

наказания

за

это.

Переживания

усиливаются,

если

ребенок

нерешителен.

Разрешение конфликта затягивается, что еще больше парализует активность ребенка. Так

возникает порочный круг, когда уже не обойтись без лекарственных средств. Внутренние

конфликты у детей возникают с момента постижения понятий «можно» и «нельзя»,

«хочу» и «нельзя». Неосознаваемые переживания человека принципиально постижимы,

неосознаваемое

неотъемлемая

часть

психики,

в

которой

доминирует

сознание,

и

поэтому неосознаваемые установки и внутренний конфликт могут быть осознанны.

Внутренний конфликт развивается когда:

-

происходит

борьба

установок

с

темпераментом.

Если

по

своему

темпераменту ребенок на обиду ответил бы дракой. Но установка «нельзя»

заставляет уступить, подавить эмоцию гнева, безопасность достигается не

борьбой, а отказом от чувства достоинства. Решая в пользу безопасности,

ребенок страдает от чувств стыда, унижения;

-

происходит

противостояние

осознаваемых

притязаний,

желаний

и

неосознаваемой

самооценки. В сознании «хочу», но из неосознаваемого

мощно звучит «не могу». Если ребенок стремится к самоутверждению

среди сверстников, то, будучи тревожным, вынужден отказаться от этого,

что порождает чувство стыда и несостоятельности. Это будоражит ребенка,

подогревает внутренний конфликт, а это ведет к тревоге и депрессии, т. е. В

конечном счетом к развитию невроза.

-

происходит борьба самих установок. Если два мощных влияния порождают

две равноценные системы установок.

Другие причины.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Роль

наследственных

факторов

четко

прослеживается

при

ранней

детской

нервности,

однако

из

форм

которой

обусловлена

врожденной

конституциональной

недостаточностью

нервной

системы.

Следовательно,

наследственные факторы играют большую роль в возникновении неврозов у детей. Они

непосредственно

не

вызывают

это

заболевание,

но

создают

фон,

при

котором

психотравма легче вызывает дисфункцию мозговых структур.

Список литературы.



В раздел образования