Напоминание

Патриотическое воспитание на уроках физической культуры


Автор: Гуркова Наталья Владимировна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 4
Населённый пункт: г. Канск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Гуркова Наталья Владимировна, учитель физической

культуры.

Патриотическое воспитание

на уроках физической культуры

В

современном

мире,

с

появлением

интернета

стираются

границы

между

странами

и

народами.

Облегчают

жизнь

научные

открытия,

современные

технологии.

Однако

не

многие

страны

могут

похвастаться

таким разнообразным культурным наследием, как Россия. В огромном потоке

информации

надо

помочь

школьникам

понять,

что

свою

Родину

надо

уважать, что мы принадлежим к одному российскому народу.

Патриотизм (напомним, что само слово произошло от греческого слова

patria

«Родина,

Отечество»)

это

любовь

к

своему

Отечеству,

преданность ему, служение его интересам всеми силами. Согласно ФГОС, мы

должны постараться привить детям патриотические чувства, любовь к своей

Родине, уважению к своей культуре и культуре других народов. Эти чувства

можно и нужно развивать и в учебном процессе, в том числе на уроках

физкультуры.

«Уверен,

что

патриотическое

воспитание

должно

быть

не

только стройной государственной системой, но прежде всего органичной

частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав

лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые

знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, ответственность за

ее будущее. И главное, верят в нее", - сказал Путин.

На

уроках

физической

культуры

в

начальной

школе

для

развития

патриотических чувств удобнее всего использовать темы «Возникновение

физической культуры и спорта» и «Олимпийские игры».

В своем рассказе учитель может

расставить акценты в нужных местах:

физическая культура появилась очень давно, в глубокой древности. Тогда

люди еще не понимали, что надо тренироваться, чтобы быть сильными и

ловкими.

Но

зато

они

были

наблюдательными!

Самые

внимательные

заметили, что если, перед тем как идти на охоту, несколько раз бросить

камень, потом можно бросить его намного дальше и точнее; если перед

охотой немного побегать и попрыгать, в самый важный момент сможешь

дольше бежать за добычей, быстрее убегать от хищного зверя, перепрыгнуть

через большую яму.

Давайте подумаем: как еще могли древние люди тренироваться? Чтобы

было проще вспомнить, давайте представим просторы нашей необъятной

Родины. Что наши древние предки могли делать? В северных краях, где

много снега, жили эвенки, чукчи, юкагиры, якуты и другие народности: они

ходили

на

лыжах,

охотились

с

помощью

копья

и

лука,

ловили

рыбу,

разводили оленей и даже в сани их запрягали, а еще плавали на лодках

байдарках. Там, где потеплее, приходилось тренироваться в беге и прыжках

чаще, чем ходить на лыжах: оттого и игр мы знаем очень много, именно

связанных

с

бегом,

как

же

нам

еще

тренироваться?

Не

только

же

на

перегонки гонять!

Какие

народы

еще

можно

вспомнить?

Русские,

армяне,

чеченцы,

дагестанцы, буряты, тувинцы... Всех сразу не вспомнишь и не перечислишь!

Видите, какая у нас огромная Родина и как много народов здесь проживает! И

все

когда-то

учились

своей

физкультуре

кто

охотиться,

кто

на

лошадях

ездить, кто на лодках плавать, а кто и на лыжах передвигаться!

Для

наглядности

можно

использовать

презентации

с

изображениями

представителей различных народностей.

Упражнения, которые можно включать в программу разминок

1.

Бег с препятствиями. Затем, пока ребята восстанавливают дыхание,

можно

рассказать

им,

что

в

горах

людям

часто

приходится

преодолевать

препятствия.

Горцы

это

общее

название

множества

народностей: осетины, чеченцы, дагестанцы и другие. Спрашиваем,

какие горы, расположенные в России: Кавказские, Уральские, Саяны,

Алтай, Верхоянский хребет и многие другие. Рассказываем о самой

высокой

точке

России

горе

Эльбрус,

ее

высота

5621

м

над

уровнем моря. Это застывший вулкан на Кавказе. Многие россияне

сумели покорить Эльбрус, но к такому опасному испытанию надо очень

хорошо готовиться, много тренироваться.

2.

Во время движения по залу предлагаем детям сымитировать ходьбу на

лыжах скользящим шагом: стопы поочередно скользят невысоко над

полом, имитируя катание. Спрашиваем, где в России можно кататься на

лыжах, в какое время года. Учитель может усложнить задание: «А

теперь поменяем лыжи на снегоступы. Поехали!». После этого дети

имитируют передвижение на снегоступах. Показывая картинки, можно

рассказать что, снегоступы были придуманы еще раньше, чем лыжи,

так как в снежных северных районах снег лежит очень долго, а как же

передвигаться,

если

ноги

все

время

проваливаются?

Чем

шире

поверхность

подошвы,

тем

лучше

человека

держит

с н е г.

Трудно

сказать,

кто

первый

их

придумал,

но

в

России

одними

из

первых могли быть эскимосы. В нашей стране очень много мест, где

снег вообще никогда не сходит.

3.

Разминаем плечи, а заодно имитируем броски — сначала камня, а затем

копья:

И.п. — стойка ноги врозь, левая нога впереди.

1

— замах правой рукой;

2

— имитация броска.

Выполнить 4 раза.

Поменять стойку: правая нога впереди, замах выполняется левой рукой. По

ходу выполнения упражнений можно спросить, могли ли древние люди так

тренироваться? Для чего? Какие народы России охотились с камнем?»

4.

То же с имитацией метания копья. Вопросы те же.

4.

На

улице

летом

можно

потренироваться

метать

гимнастические,

а

зимой — лыжные палки. Главное — следить за безопасностью, делая броски

только в ту сторону, куда разрешает учитель, где никого нет.

Для воспитания патриотизма у обучающихся начальной школы необходимо

использовать на уроках игры народов России.

Русская

игра

«Белый

тополь,

зеленый

тополь» известна

в

разных

вариациях

как

народная

игра

разных

национальностей:

ее

узбекское

название — «Ок терак, кук терак», киргизское — «Ак терек, кок терек»и

еще одно русское — «Разорви цепь». Игроки делятся на две команды,

выстраиваются напротив друг друга и берутся за руки, образуя две цепи. С

помощью

жеребьевки

выбирают

команду,

которая

будет

начинать.

Ее

участники

вызывают

игрока

другой

команды:

«Белый

тополь,

зеленый

тополь, кто сильнее у вас?» от разбегается (в начальной школе лучше

играть без разбега, чтобы игрок попробовал «продавить» соперников) и

пытается разорвать цепь в любом месте. Если ему это удается, он забирает

в плен одного из игроков противоположной команды и возвращается в

свою

цепь.

Пленный

встает

за

ним.

Теперь

другая

команда

вызывает

игрока, и т.д. Пленного можно выручить, если разомкнуть руки у тех, за

кем он стоит.

Игра «Волк и козлята», украинское название «Вовк та козенята». Одного

игрока

выбирают

водящим волком,

остальные

козлята. На площадке

обозначают большой круг диаметром 5—10 м в зависимости от количества

участников, а вокруг него на расстоянии 1—3 м — небольшие круги в

к о л и ч е с т в е

н а

о д и н

м е н ь ш е ,

ч е м

к о з л я т .

Все козлята встают в большой круг, а волк располагается неподалеку.

По сигналу ведущего козлята выбегают из большого круга и стараются

занять

свободные

круги.

Волк

наблюдает,

а

когда

козленок,

который

остался без домика, начинает бегать между большим кругом и домиками,

бросается за ним в погоню. Задача козленка — обежать большой круг три

раза. Если волк сумеет догнать его, они меняются ролями.

Русская

народная

игра

«Кружева» показывает работу ткача, пусть и

несколько своеобразно. В рамках нашей темы мы обращаем внимание

ребят

на

то,

что

взрослые

всегда

старались

показать

детям,

какие

профессии существуют в их обществе. Игроки встают парами лицом в

центр

кругом

или

полукругом,

взявшись

за

руки

и

образовав

ворота.

Двух

игроков выбирают водящими: один — челнок, другой — ткач. Рядом с

одной парой встает ткач, а рядом с другой — челнок. Ведущий подает

сигнал. Челнок бежит «змейкой» через ворота. Задача ткача — догнать

его, пока тот не пробежит все ворота. Если ткачу это удается, он становится

челноком,

а

пойманный

игрок

идет

к

началу

круга,

там

выбирает

себе партнера из первых ворот и с ним образует ворота; тот, кто остался

без пары, становится ткачом. Если же ткач не смог догнать челнок, то

они берутся за руки, образуют ворота и встают в конец, а игроки первой

пары становятся челноком и ткачом.

Олимпийские игры

В начальной школе мы знакомим ребят с самыми основными понятиями:

«олимпийский

флаг»,

«олимпийский

девиз»,

«олимпийский

огонь»

и т.п. Это хороший шанс рассказать ребятам о культуре других народов,

в первую очередь греков, обращая внимание на то, с каким энтузиазмом

современные люди приняли идею возрождения Олимпийских игр. Пусть

многие испытания для спортсменов поменялись, но сам принцип остался

прежним, а это значит, что люди едины по своей сути: мы все живем на

одной планете, и эта планета и есть наш дом.

Затем

рассказываем

об

участии

нашей

страны

в

Олимпийских

играх: Каждая страна выставляет на Олимпийские игры свои сборные.

Спортсмены

стараются

как

можно

лучше

выступить,

чтобы

принести

победу

своей Родине, но не для того, чтобы унизить или огорчить соперников, а

для того, чтобы доказать, что страна вырастила достойных дочерей и

сыновей.

Честность

и

справедливость

вот

основные

компоненты

спортивных

побед.

Важно

уметь

победить

не

потому,

что

обманул,

а

потому,

что сумел лучше подготовиться и лучше выступить. Только тогда можно

получить уважение соперников, к этому стремятся настоящие спортсмены.

Честные победы дают возможность прославить свою Родину. Кому приятно

слушать,

когда

в

новостях

говорят,

что

его

соотечественник

снят

с

соревнований

или

лишен

медали

из-за

допинга?

Если

вы

поедете

за

границу,

по вашему поведению будут судить обо всех россиянах. Если к нам в гости

приедут иностранцы, глядя на нас, они составят мнение обо всей стране.

Всегда надо держать себя так, чтобы ни вам, ни вашим согражданам не

было стыдно. Олимпийские игры в Сочи были одними из самых лучших

зимних

Игр,

этим

все

россияне

могут

гордиться:

и

те,

кто

работал

волонтером, и те, кто строил спортивные сооружения, готовил праздник,

участвовал в соревнованиях, болел за спортсменов изо всех сил.

Закончить цикл занятий можно проведением в конце учебного года малых

«Олимпийских игр» в школе, среди детей 1-4классов.



В раздел образования