Автор: Гуркова Наталья Владимировна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 4
Населённый пункт: г. Канск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование
Гуркова Наталья Владимировна, учитель физической
культуры.
Патриотическое воспитание
на уроках физической культуры
В
современном
мире,
с
появлением
интернета
стираются
границы
между
странами
и
народами.
Облегчают
жизнь
научные
открытия,
современные
технологии.
Однако
не
многие
страны
могут
похвастаться
таким разнообразным культурным наследием, как Россия. В огромном потоке
информации
надо
помочь
школьникам
понять,
что
свою
Родину
надо
уважать, что мы принадлежим к одному российскому народу.
Патриотизм (напомним, что само слово произошло от греческого слова
patria
—
«Родина,
Отечество»)
—
это
любовь
к
своему
Отечеству,
преданность ему, служение его интересам всеми силами. Согласно ФГОС, мы
должны постараться привить детям патриотические чувства, любовь к своей
Родине, уважению к своей культуре и культуре других народов. Эти чувства
можно и нужно развивать и в учебном процессе, в том числе на уроках
физкультуры.
«Уверен,
что
патриотическое
воспитание
должно
быть
не
только стройной государственной системой, но прежде всего органичной
частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав
лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые
знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, ответственность за
ее будущее. И главное, верят в нее", - сказал Путин.
На
уроках
физической
культуры
в
начальной
школе
для
развития
патриотических чувств удобнее всего использовать темы «Возникновение
физической культуры и спорта» и «Олимпийские игры».
В своем рассказе учитель может
расставить акценты в нужных местах:
физическая культура появилась очень давно, в глубокой древности. Тогда
люди еще не понимали, что надо тренироваться, чтобы быть сильными и
ловкими.
Но
зато
они
были
наблюдательными!
Самые
внимательные
заметили, что если, перед тем как идти на охоту, несколько раз бросить
камень, потом можно бросить его намного дальше и точнее; если перед
охотой немного побегать и попрыгать, в самый важный момент сможешь
дольше бежать за добычей, быстрее убегать от хищного зверя, перепрыгнуть
через большую яму.
Давайте подумаем: как еще могли древние люди тренироваться? Чтобы
было проще вспомнить, давайте представим просторы нашей необъятной
Родины. Что наши древние предки могли делать? В северных краях, где
много снега, жили эвенки, чукчи, юкагиры, якуты и другие народности: они
ходили
на
лыжах,
охотились
с
помощью
копья
и
лука,
ловили
рыбу,
разводили оленей и даже в сани их запрягали, а еще плавали на лодках
байдарках. Там, где потеплее, приходилось тренироваться в беге и прыжках
чаще, чем ходить на лыжах: оттого и игр мы знаем очень много, именно
связанных
с
бегом,
как
же
нам
еще
тренироваться?
Не
только
же
на
перегонки гонять!
Какие
народы
еще
можно
вспомнить?
Русские,
армяне,
чеченцы,
дагестанцы, буряты, тувинцы... Всех сразу не вспомнишь и не перечислишь!
Видите, какая у нас огромная Родина и как много народов здесь проживает! И
все
когда-то
учились
своей
физкультуре
кто
охотиться,
кто
на
лошадях
ездить, кто на лодках плавать, а кто и на лыжах передвигаться!
Для
наглядности
можно
использовать
презентации
с
изображениями
представителей различных народностей.
Упражнения, которые можно включать в программу разминок
1.
Бег с препятствиями. Затем, пока ребята восстанавливают дыхание,
можно
рассказать
им,
что
в
горах
людям
часто
приходится
преодолевать
препятствия.
Горцы
это
общее
название
множества
народностей: осетины, чеченцы, дагестанцы и другие. Спрашиваем,
какие горы, расположенные в России: Кавказские, Уральские, Саяны,
Алтай, Верхоянский хребет и многие другие. Рассказываем о самой
высокой
точке
России
—
горе
Эльбрус,
ее
высота
—
5621
м
над
уровнем моря. Это застывший вулкан на Кавказе. Многие россияне
сумели покорить Эльбрус, но к такому опасному испытанию надо очень
хорошо готовиться, много тренироваться.
2.
Во время движения по залу предлагаем детям сымитировать ходьбу на
лыжах скользящим шагом: стопы поочередно скользят невысоко над
полом, имитируя катание. Спрашиваем, где в России можно кататься на
лыжах, в какое время года. Учитель может усложнить задание: «А
теперь поменяем лыжи на снегоступы. Поехали!». После этого дети
имитируют передвижение на снегоступах. Показывая картинки, можно
рассказать что, снегоступы были придуманы еще раньше, чем лыжи,
так как в снежных северных районах снег лежит очень долго, а как же
передвигаться,
если
ноги
все
время
проваливаются?
Чем
шире
поверхность
подошвы,
тем
лучше
человека
держит
с н е г.
Трудно
сказать,
кто
первый
их
придумал,
но
в
России
одними
из
первых могли быть эскимосы. В нашей стране очень много мест, где
снег вообще никогда не сходит.
3.
Разминаем плечи, а заодно имитируем броски — сначала камня, а затем
копья:
И.п. — стойка ноги врозь, левая нога впереди.
1
— замах правой рукой;
2
— имитация броска.
Выполнить 4 раза.
Поменять стойку: правая нога впереди, замах выполняется левой рукой. По
ходу выполнения упражнений можно спросить, могли ли древние люди так
тренироваться? Для чего? Какие народы России охотились с камнем?»
4.
То же с имитацией метания копья. Вопросы те же.
4.
На
улице
летом
можно
потренироваться
метать
гимнастические,
а
зимой — лыжные палки. Главное — следить за безопасностью, делая броски
только в ту сторону, куда разрешает учитель, где никого нет.
Для воспитания патриотизма у обучающихся начальной школы необходимо
использовать на уроках игры народов России.
Русская
игра
«Белый
тополь,
зеленый
тополь» известна
в
разных
вариациях
как
народная
игра
разных
национальностей:
ее
узбекское
название — «Ок терак, кук терак», киргизское — «Ак терек, кок терек»и
еще одно русское — «Разорви цепь». Игроки делятся на две команды,
выстраиваются напротив друг друга и берутся за руки, образуя две цепи. С
помощью
жеребьевки
выбирают
команду,
которая
будет
начинать.
Ее
участники
вызывают
игрока
другой
команды:
«Белый
тополь,
зеленый
тополь, кто сильнее у вас?» от разбегается (в начальной школе лучше
играть без разбега, чтобы игрок попробовал «продавить» соперников) и
пытается разорвать цепь в любом месте. Если ему это удается, он забирает
в плен одного из игроков противоположной команды и возвращается в
свою
цепь.
Пленный
встает
за
ним.
Теперь
другая
команда
вызывает
игрока, и т.д. Пленного можно выручить, если разомкнуть руки у тех, за
кем он стоит.
Игра «Волк и козлята», украинское название «Вовк та козенята». Одного
игрока
выбирают
водящим волком,
остальные
козлята. На площадке
обозначают большой круг диаметром 5—10 м в зависимости от количества
участников, а вокруг него на расстоянии 1—3 м — небольшие круги в
к о л и ч е с т в е
н а
о д и н
м е н ь ш е ,
ч е м
к о з л я т .
Все козлята встают в большой круг, а волк располагается неподалеку.
По сигналу ведущего козлята выбегают из большого круга и стараются
занять
свободные
круги.
Волк
наблюдает,
а
когда
козленок,
который
остался без домика, начинает бегать между большим кругом и домиками,
бросается за ним в погоню. Задача козленка — обежать большой круг три
раза. Если волк сумеет догнать его, они меняются ролями.
Русская
народная
игра
«Кружева» показывает работу ткача, пусть и
несколько своеобразно. В рамках нашей темы мы обращаем внимание
ребят
на
то,
что
взрослые
всегда
старались
показать
детям,
какие
профессии существуют в их обществе. Игроки встают парами лицом в
центр
кругом
или
полукругом,
взявшись
за
руки
и
образовав
ворота.
Двух
игроков выбирают водящими: один — челнок, другой — ткач. Рядом с
одной парой встает ткач, а рядом с другой — челнок. Ведущий подает
сигнал. Челнок бежит «змейкой» через ворота. Задача ткача — догнать
его, пока тот не пробежит все ворота. Если ткачу это удается, он становится
челноком,
а
пойманный
игрок
идет
к
началу
круга,
там
выбирает
себе партнера из первых ворот и с ним образует ворота; тот, кто остался
без пары, становится ткачом. Если же ткач не смог догнать челнок, то
они берутся за руки, образуют ворота и встают в конец, а игроки первой
пары становятся челноком и ткачом.
Олимпийские игры
В начальной школе мы знакомим ребят с самыми основными понятиями:
«олимпийский
флаг»,
«олимпийский
девиз»,
«олимпийский
огонь»
и т.п. Это хороший шанс рассказать ребятам о культуре других народов,
в первую очередь греков, обращая внимание на то, с каким энтузиазмом
современные люди приняли идею возрождения Олимпийских игр. Пусть
многие испытания для спортсменов поменялись, но сам принцип остался
прежним, а это значит, что люди едины по своей сути: мы все живем на
одной планете, и эта планета и есть наш дом.
Затем
рассказываем
об
участии
нашей
страны
в
Олимпийских
играх: Каждая страна выставляет на Олимпийские игры свои сборные.
Спортсмены
стараются
как
можно
лучше
выступить,
чтобы
принести
победу
своей Родине, но не для того, чтобы унизить или огорчить соперников, а
для того, чтобы доказать, что страна вырастила достойных дочерей и
сыновей.
Честность
и
справедливость
—
вот
основные
компоненты
спортивных
побед.
Важно
уметь
победить
не
потому,
что
обманул,
а
потому,
что сумел лучше подготовиться и лучше выступить. Только тогда можно
получить уважение соперников, к этому стремятся настоящие спортсмены.
Честные победы дают возможность прославить свою Родину. Кому приятно
слушать,
когда
в
новостях
говорят,
что
его
соотечественник
снят
с
соревнований
или
лишен
медали
из-за
допинга?
Если
вы
поедете
за
границу,
по вашему поведению будут судить обо всех россиянах. Если к нам в гости
приедут иностранцы, глядя на нас, они составят мнение обо всей стране.
Всегда надо держать себя так, чтобы ни вам, ни вашим согражданам не
было стыдно. Олимпийские игры в Сочи были одними из самых лучших
зимних
Игр,
этим
все
россияне
могут
гордиться:
и
те,
кто
работал
волонтером, и те, кто строил спортивные сооружения, готовил праздник,
участвовал в соревнованиях, болел за спортсменов изо всех сил.
Закончить цикл занятий можно проведением в конце учебного года малых
«Олимпийских игр» в школе, среди детей 1-4классов.