Напоминание

"Путешествие на озеро Байкал"


Автор: Арбузова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с№165
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: занятие по ознакомлению с окружающим
Тема: "Путешествие на озеро Байкал"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Путешествие на озеро Байкал»

Интеграция

образовательных

областей «Коммуникация»,

«Чтение

художественной

литературы»,

«Познание»,

«Социализация»,

«Здоровье»,

«Физическая культура».

Цель: Способствовать

развитию

экологической

культуры

детей

старшего

дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром

Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Цель

для

детей: Стимулировать

с

помощью

игр

и

упражнений

двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить

с

разнообразием

животного

и

растительного

мира

Прибайкалья;

Закрепить навыки счета в пределах 20;

Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы, пополняя

словарный запас;

Уточнить

и

расширить

представления

детей

о

лекарственных

растениях.

Развивающие:

Развивать

способность

детей

анализировать,

делать

выводы,

устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Развивать

наблюдательность,

эстетическое

восприятие

природы,

способность замечать красоту природы;

Развивать умение отгадывать загадки;

Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;

Развивать, память, внимание, обоняние, умение логически мыслить;

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе,

Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Методы:

Словесные

художественные

средства

-

чтение

стихотворения,

загадывание загадок, беседы.

Наглядные – рассматривание слайдов, коллажа, показ образца действия.

Практические

– движения

в

соответствии

с

текстом,

определение

запаха.

Игровой - игра «Нерпа на лежбище»

Материалы

и

оборудование: стулья,

столы,

мультимедийная

установка,

цифры на стулья, карточки с точками, изображения, образцы мешочки с

травами, зеленая ткань, камень, соленое тесто, влажные салфетки, макет

Байкала.

Ход деятельности:

I часть

1. Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше

путешествие на автобусе.

Чтоб доехать нам до места,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на

стульчике соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои

места. Садитесь поудобнее.

Автобус отправляется,

Путешествие начинается.

II. часть

1. Чтобы узнать, куда мы едем, послушайте стихотворение. Но слушать его я

предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я

говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд №1 озеро Байкал)

Кто знает, как переводится слово Байкал? (Богатое озеро)

2. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы.

Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в озере Байкал. Я

буду вам показывать картинку, а вы мне назовете, что же это за рыба?

(слайды: голомянка, омуль, хариус, осетр, щука)

2 слайд голомянка. Что за рыбка-невеличка.

Меньше вашей рукавички.

Бледно розова, нежна –

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыба иностранка?

Это рыба… (голомянка) .

Что вы о ней знаете?

Ребята, голомянка это живородящая рыбка, живет она при температуре +5

градусов, если температура поднимается до +10, то она погибает.

3 слайд омуль.

4 слайд хариус

5 слайд осётр

6 слайд щука

Давайте произнесем и посчитаем, сколько слогов в названии каждой из этих

рыб.

3. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где

произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на

планете. Богаты окрестности ягодами. Какие ягоды растут на Байкале?

(7 слайд: голубика, морошка, клюква, брусника)

4. Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава вокруг

Байкала

не

только

мягкая,

но

и

полезная.

Тут

встречается

много

лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как

ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом

лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы

по запаху определите их название.

Кто знает этот запах? Это мята. Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от

головной боли, обладает бодрящим действием.

Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его

используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. Несмотря на

такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные

микробы, улучшают аппетит.

Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком.

Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение,

применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.

5. Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так

пахнет?

(елка)

Действительно,

это

хвойное

дерево.

Посмотрите

на

экран. (слайд№ 8 кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр –

очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы,

наверное,

ели

кедровые

орешки. Они

очень

полезны. Полезные

вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней,

потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

По

берегам

Байкала

встречаются

еще

такие

сказочные

странные

деревья. (слайд №9 ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от

поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях,

поэтому

называются

они

ходульными.

Эти

деревья

один

из

символов

Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли

куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинутся в путь.

6. Физкультминутка.

Давайте и мы превратимся в деревья и немного походим и разомнемся.

Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги на ширине плеч

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.

Наклоняются, складывают ладони чашечкой

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий,

Проводят ладонями вдоль тела вниз

Он чуть-чуть качается.

Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой

Складывают ладони шалашиком

В небо упирается.

Поднимают соединённые руки над головой

Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в

стороны, смыкают.

Вместе им не страшно, если ветры дуют.

Качают головой.

Качают поднятыми руками

7. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(

Медведь) (слайд 10)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла…

(Бурундук) (слайд 11)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц) (слайд 12)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(Лиса) (слайд 13)

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его?

(Сурок) (слайд 14)

9. Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья.

В снежном логове родится,

Простудиться не боится.

Подрастет, начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может вы видали сами?

(нерпа)

(слайд 15 байкальской нерпы)

Что интересного вы знаете о нерпе? (живет только в озере Байкал, у нерпы

есть

ласты

и

хвост,

питается

рыбой,

спит

в

воде,

у

нерпы

рождаются

детеныши бельки)

Почему нерпа толстая? (она накапливает много жира, чтобы не замерзнуть в

холодной байкальской воде)

Нерпа может пробыть под водой 20-25 минут. Но время от времени ей

необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает

снизу лёд и делает продухи.

- Давайте мы сейчас с вами превратимся в нерпочек и поиграем. У нас будут

острова, на которых нерпа будет отдыхать (обручи). Проводится игра «Нерпа

плавает,

ныряет

и

нерпа

на

лежбище»

(по

сигналу

воспитателя

нерпы

плавают, ныряют, по сигналу забираются на лежбище (обручи).

III. часть

1. Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться

домой.

Прошу

занять

свои

места

в

автобусе.

А

пока

мы

едем,

давайте

немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна озера Байкал, но он не

простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о

Байкале что-то интересное. Давайте попробуем.

Например, я помню, что в озере Байкал водится байкальский рачок, который

очищает воду.

А что вы помните?

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.

Вот мы и приехали. Вам понравилось на Байкале?

Какое животное является символом Байкала? (нерпа) Чтобы другие дети

нашего детского сада узнали, как выглядит нерпа, давайте слепим для них

нерпочек (лепка нерпы из соленого теста). Оформление макета.



В раздел образования