Напоминание

Метод проекта в начальной школе


Автор: Химич Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №31"
Населённый пункт: Петропавловск – Камчатский городской округ
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Метод проекта в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Метод проектов

в начальной школе.

(выступление на МО классных руководителей

начальных классов)

1

Метод проектов не является принципиально новым

в работе педагога.

Работа этим методом возникала перед педагогами всегда. В современных

условиях необходимо по-новому организовать процесс обучения. Ученики

сегодня

другие,

и

роль

учителя

также

должна

быть

другой.

Как

активизировать

учащегося

адаптироваться

в

стремительно

меняющемся

мире?

Принципы

личностно

ориентированного

обучения,

индивидуального

подхода, субъективности в обучении потребовали, в первую очередь, новых

методов

обучения.

Обновляющейся

школе

потребовались

такие

методы

обучения, которые:

- формировали бы активную позицию учащихся в учении;

- развивали исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения ;

- нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Для внедрения проектов нужны педагоги, которые понимают, что нам

нужны

деятельностные,

групповые,

игровые,

ролевые,

практико-

ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной

деятельности школьников на результат, который получается при решении

практической

или

теоретической,

но

обязательно

личностно

значимой

и

социально детерминированной проблемы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который получается

при

решении

той

или

иной

практически

или

теоретически

значимой

проблемы.

Актуальность выбранной темы «Проектная деятельность в

начальной школе» заключается в том, что, выполнение проекта позволяет

ученику развить виды деятельности:

• мышление;

• поиск информации;

2

• анализ, экспериментирование;

• принятие решения;

• самостоятельная работа и работа в группах;

• применение и углубление знаний, а также проявить и развить творчество,

активность, инициативу.

Цель данной работы: проектная деятельность влияет

на развитие

личности учащихся в начальной школы.

Проекты в начальной школе вводить проблематично, так как детииещё

слишком малы для проектирования. Но все равно это вводить нужно.

«Годы

обучения

в

начальных

классах

-

это

целый

период

нравственного,

интеллектуального,

эмоционального,

физического,

эстетического

развития

детей»,

-

писал

В.А.

Сухомлинский.

Проектная

деятельность

является

прекрасным

способом

реализации

главной

цели

обучения - воспитания успешного человека, так как вместо усвоения готовых

знаний, умений и навыков способствует развитию личности ребенка, его

творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной

ответственности. Подобный метод позволяет учащимся приобретать знания,

которые не возможно было бы получить на основе традиционных методов

обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и

понятным

из

реальной

жизни.

Говоря

об

эффективности

проектной

деятельности,

приведу

китайскую

пословицу:

«Скажи

мне

-

и

я

забуду,

покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

Педагогическая

ценности

проекта

определяется

возможностью

осуществлять

проект

силами

одного

ученика

или

коллектива.

Ценность

заключается

в

том,

что

ученик

приобретает

навыки

коллективной

деятельности. Важным моментом является то, что дети работая над одним

проектом уже начинают искать основу для другого прогекта.

В начальной школе необходимо брат несложные проекты, чтобы ребята

видели результаты своего труда и проект вдохновлял детей к более сложным

проектам.

3

При разработке проекта надо учесть, что маленькие дети не имеют

постоянных увлечений и выбранный проект необходимо начинать делать

сразу, пока ен угас интерес. Затягивание работы над проектом приводит к

угасанию интереса, и проект может затухнуть, так и не начавшись.

Для

учеников

начальных

классов

самым

популярным

проектом

является

«Моя

родословная»

Цель

проекта

развить

творческие

и

коммуникативные способности, привить навык работы с другими людьми,

умение

собирать

информацию

с

разных

источников

и

осмысленно

передавать.

Цель

проекта

«Весёлая

цифра»,

это

умение

самостоятельно

собирать и обобщать информацию, работать в группе и распределять роли

между участниками.

Рассмотрим основные особенности разработки проектов.

1

этап

организационный.

Ребят

знакомят

со

спецификой

деятельности, происходит распределение ролей и деление на группы. Состав

групп формируется заранее.

2 этап направлен на формирование темы.

3

этап

является

подготовительным.

Готовится

общий

план

деятельности.

4 этап сама проект. Осуществляется разработка основных разделов

проекта.

Здесь

важно

распределение

ролей.

Дети

ведут

наблюдения,

систематизируют материал, делают выводы, рисуют, составляют схемы и так

далее.

5

этап

это

практическое

применение

разработанного

прокта.

Здесь

работают «испытатели»

6 этап это самоанализ. Ребята учатся анализировать свою деятельность

и делать выводы, что получилось, что нет.

Заключительный этап это подведение итогов всей рабоиты.

Метод проектов можно использовать на всех предметах в начальной школе.

4



В раздел образования