Автор: Химич Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №31"
Населённый пункт: Петропавловск – Камчатский городской округ
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Метод проекта в начальной школе
Раздел: начальное образование
Метод проектов
в начальной школе.
(выступление на МО классных руководителей
начальных классов)
1
Метод проектов не является принципиально новым
в работе педагога.
Работа этим методом возникала перед педагогами всегда. В современных
условиях необходимо по-новому организовать процесс обучения. Ученики
сегодня
другие,
и
роль
учителя
также
должна
быть
другой.
Как
активизировать
учащегося
адаптироваться
в
стремительно
меняющемся
мире?
Принципы
личностно
ориентированного
обучения,
индивидуального
подхода, субъективности в обучении потребовали, в первую очередь, новых
методов
обучения.
Обновляющейся
школе
потребовались
такие
методы
обучения, которые:
- формировали бы активную позицию учащихся в учении;
- развивали исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения ;
- нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Для внедрения проектов нужны педагоги, которые понимают, что нам
нужны
деятельностные,
групповые,
игровые,
ролевые,
практико-
ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении
практической
или
теоретической,
но
обязательно
личностно
значимой
и
социально детерминированной проблемы.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически
значимой
проблемы.
Актуальность выбранной темы «Проектная деятельность в
начальной школе» заключается в том, что, выполнение проекта позволяет
ученику развить виды деятельности:
• мышление;
• поиск информации;
2
• анализ, экспериментирование;
• принятие решения;
• самостоятельная работа и работа в группах;
• применение и углубление знаний, а также проявить и развить творчество,
активность, инициативу.
Цель данной работы: проектная деятельность влияет
на развитие
личности учащихся в начальной школы.
Проекты в начальной школе вводить проблематично, так как детииещё
слишком малы для проектирования. Но все равно это вводить нужно.
«Годы
обучения
в
начальных
классах
-
это
целый
период
нравственного,
интеллектуального,
эмоционального,
физического,
эстетического
развития
детей»,
-
писал
В.А.
Сухомлинский.
Проектная
деятельность
является
прекрасным
способом
реализации
главной
цели
обучения - воспитания успешного человека, так как вместо усвоения готовых
знаний, умений и навыков способствует развитию личности ребенка, его
творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной
ответственности. Подобный метод позволяет учащимся приобретать знания,
которые не возможно было бы получить на основе традиционных методов
обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и
понятным
из
реальной
жизни.
Говоря
об
эффективности
проектной
деятельности,
приведу
китайскую
пословицу:
«Скажи
мне
-
и
я
забуду,
покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь».
Педагогическая
ценности
проекта
определяется
возможностью
осуществлять
проект
силами
одного
ученика
или
коллектива.
Ценность
заключается
в
том,
что
ученик
приобретает
навыки
коллективной
деятельности. Важным моментом является то, что дети работая над одним
проектом уже начинают искать основу для другого прогекта.
В начальной школе необходимо брат несложные проекты, чтобы ребята
видели результаты своего труда и проект вдохновлял детей к более сложным
проектам.
3
При разработке проекта надо учесть, что маленькие дети не имеют
постоянных увлечений и выбранный проект необходимо начинать делать
сразу, пока ен угас интерес. Затягивание работы над проектом приводит к
угасанию интереса, и проект может затухнуть, так и не начавшись.
Для
учеников
начальных
классов
самым
популярным
проектом
является
«Моя
родословная»
Цель
проекта
развить
творческие
и
коммуникативные способности, привить навык работы с другими людьми,
умение
собирать
информацию
с
разных
источников
и
осмысленно
передавать.
Цель
проекта
«Весёлая
цифра»,
это
умение
самостоятельно
собирать и обобщать информацию, работать в группе и распределять роли
между участниками.
Рассмотрим основные особенности разработки проектов.
1
этап
–
организационный.
Ребят
знакомят
со
спецификой
деятельности, происходит распределение ролей и деление на группы. Состав
групп формируется заранее.
2 этап направлен на формирование темы.
3
этап
является
подготовительным.
Готовится
общий
план
деятельности.
4 этап сама проект. Осуществляется разработка основных разделов
проекта.
Здесь
важно
распределение
ролей.
Дети
ведут
наблюдения,
систематизируют материал, делают выводы, рисуют, составляют схемы и так
далее.
5
этап
это
практическое
применение
разработанного
прокта.
Здесь
работают «испытатели»
6 этап это самоанализ. Ребята учатся анализировать свою деятельность
и делать выводы, что получилось, что нет.
Заключительный этап это подведение итогов всей рабоиты.
Метод проектов можно использовать на всех предметах в начальной школе.
4