Напоминание

проект: "Повышение качества математического образования"


Автор: Ничипорчук Любовь Гуновна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: проект: "Повышение качества математического образования"
Раздел: среднее образование





Назад




«Повышение качества

математического образования»

Основанием для постановки проблемы качества математического образования в Красноярском

крае и разработки проекта «Повышение качества математического образования в

Красноярском крае» являются приоритеты, поставленные руководителями государства и

руководителем региона. Президентом России в качестве одной из задач было сформулировано

требование разработки в декабре 2013 года «Концепции развития математического

образования в Российской Федерации».

В ноябре 2013г первый съезд учителей математики Красноярского края принял решение

направить все имеющиеся ресурсы на «разработку и реализацию комплекса мероприятий

краевого, муниципального и школьного уровней для развития интереса к математике всех

категорий учащихся» и в том же году начинается реализация проекта «Повышение качества

математического образования в Красноярском крае».

В

эти

годы

происходит

методическое

сопровождение

специалистами

центра

математического образования.

Для

повышения

доли

обучающихся

с

высокой

мотивацией

к

математическому

образованию призеров и победителей интеллектуальных состязаний разных форм и уровней в

городе зарождается система внеурочных мероприятий, ориентированная как на одаренных

школьников, так и на широкий круг детей, интересующихся математикой:

«Математическая карусель» для обучающихся 5 классов;

«Математическая регата» для обучающихся 6 классов;

«Живая геометрия» для обучающихся 7 классов;

«Математический детектив» для обучающихся 8 классов;

«Ломоносовские чтения» для обучающихся 9-11 классов;

Принимая решение о вступлении в региональный проект «Повышение качества

математического образования», был проведен анализ контрольных работ, текущей

успеваемости обучающихся по математике. Анализ показал, что уровень вычислительных

навыков, преобразований выражений имеет ярко выраженную тенденцию к снижению,

обучающиеся допускают массу ошибок при подсчетах, что отрицательно сказывается на

качестве обучения и уровне математических знаний обучающихся в целом.

Общая культура вычислений влияет на скорость и качество выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Как нельзя построить здание без фундамента, так нельзя повысить качество математического

образования без формирования вычислительных навыков, поэтому было принято решение

разработать проект нашей школы «Повышение качества вычислительной культуры

обучающихся как фактор развития математического способа мышления».

В результате работы над проектом создана система по формированию и совершенствованию

сознательных и прочных вычислительных навыков обучающихся. Одним из условий является

системный подход, который позволяет не только отрабатывать вычислительные умения, но и

нацелен на развитие обучающихся.

Система работы по формированию вычислительной культуры включает следующие этапы

работы:

проведение диагностики (стартовой и итоговой) вычислительных навыков

обучающихся;

формирование вычислительных навыков, используя тренинг как основную форму

работы;

мониторинг формирования вычислительной культуры обучающихся;

регулярное закрепление всех вычислительных навыков на уроках и во внеурочной

деятельности по предмету;

использование в работе системы тренингов по совершенствованию вычислительных

навыков, с учетом уровня подготовленности и развития каждого ученика;

постепенное усложнение устного счета;

использование интересных форм работы на уроке;

применение различных способов быстрых вычислений;

привлечение обучающихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

Стартовая диагностика

Учитель должен иметь представление об уровне вычислительных умений и навыков

обучающихся, сформированных ранее. Например, в начале работы в 5 классах проводится

проверка знания таблиц сложения и умножения, простейших случаев внетабличного

умножения и деления. Вычисления выполняются устно. Результаты заносятся в ведомость.

Далее проводится проверка знаний письменных вычислений (сложение, вычитание,

умножение и деление многозначных чисел). При этом особое внимание обращается на

решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с

натуральными числами. Проведённый анализ письменных и устных работ обучающихся дает

возможность установить, как усвоен данный материал, какие общие и наиболее характерные

ошибки допущены при проведении вычислений, кто из обучающихся и что именно не усвоил

и как ликвидировать выявленные пробелы.

Итоговая диагностика

Итоговый контроль проводится в форме устно-письменного зачета в конце учебного года. К

уроку-зачету учитель готовит систему карточек-заданий. На зачете обучающиеся отвечают

теорию, решают задания (устные и письменные). Итоговые оценки выставляются в журнал.

За

счет

реализации

проектов,

сетевого

взаимодействия

школ

проекта

получены

следующие результаты по повышению качества математического образования.

Создана нормативно-правовая база, внесены изменения в следующие локальные акты:

«Положение о рабочей программе», где внесен раздел «Межпредметные связи с математикой»;

«Положение о современном уроке»;

«Положение о мониторинге»;

«Коллективный договор».

Составлены:

- перечни сквозных тем по преемственности начальной и основной школы;

- перечни важнейших вычислительных умений и навыков по каждой параллели классов;

- карты межпредметных связей с математикой;

- карты трудностей усвоения сквозных тем.

Созданы:

- банк контрольно – измерительных, диагностических материалов;

- комплекты технологических карт уроков с использованием элементов технологий СДО,

формирующего оценивания, приемов смыслового чтения и быстрого счета.

Апробированы:

-

мониторинговые карты усвоения сквозных тем по математике, метапредметных умений,

вычислительных навыков;

Определена:

-

система

работы

по

формированию

и

совершенствованию

вычислительных

навыков

обучающихся.

Повысился методический уровень учителей через:

-сопровождение педагогов специалистами ИПК;

-семинары, курсы повышения квалификации;

- участие педагогов в городских творческих группах;

- проведение ежегодных гостевых обменов опытом работы;

- публикации и вступления на городском и краевом уровнях

Проделана работа по формированию у школьников представления о математике как о

комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах

жизни через решение задач практического применения.

Системная работа по реализации проекта позволила улучшить результаты ОГЭ по

математике.

Приложение:

Тема: Решение треугольников

Класс: 9

Тип занятия: закрепление материала (2 урок)

Технологическая карта

Этапы занятия

Используемые методы,

приемы, техники

Методические рекомендации и дидактические

материалы

Проверка домашнего задания,

воспроизведение и коррекция

опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний.

Фронтальный метод.

Диалог с классом

Прием: сигналы

рукой

Сформулировать

теорему

о

площади

треугольника.

Сформулировать теорему синусов.

Сформулировать теорему косинусов.

Объяснить применение теоремы косинусов

при решении треугольников.

Определить, в какой задаче при решении

треугольников

можно

применять

только

теорему синусов.

Запишите для треугольника MNK запишите

формулу

площади

треугольника;

теоремы

синусов; теоремы косинусов.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

учащихся.

Словесный метод

Прием: «Синквейн»

Создать условия для формирования внутренней

потребности учеников во включении в учебную

деятельность.

Предлагается

написать

синквейн

на

тему

«Решение треугольников».

Первичное закрепление

В знакомой ситуации

Индивидуальная

работа. Самооценка

Прием: «Рассуждение

по алгоритму».

Заполнить таблицу.

Самостоятельно выполните задание и проверьте

правильность выполнения. Карточка № 1

Первичное закрепление

В измененной ситуации

Парная работа,

с последующей

проверкой

Прием: «перевод

информации»

По данному чертежу сформулируйте задачу и

предложите вашему соседу решить её. Карточка

№ 2.

После учащиеся проверяют друг друга.

Тв о р ч е с ко е

п р и м е н е н и е

и

добывание

знаний

в

н о во й

ситуации (проблемные задания)

Индивидуальная работа

с последующей

проверкой

Карточка № 3.

Информация о домашнем задании,

инструктаж по его выполнению

Осуществляют

самооценку

Учащиеся получают Д. З. в зависимости от

уровня усвоения темы. Карточка № 4

Рефлексия (подведение итогов

занятия)

Словесный метод.

Прием:

«одноминутное эссе»

Карточка № 5



В раздел образования