Напоминание

" В поисках личностного смысла" для 7класса


Автор: Казанцева Татьяна Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: Мариинск
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: " В поисках личностного смысла" для 7класса
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

««В поисках личностного смысла…»

для 7 класса

Составители

Т.Ю.Казанцева,

педагог – психолог,

высшая квалификационная

категория

г. Мариинск

Кемеровская область

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В

поисках

личностного

смысла…»

для

седьмого

класса

разработана

в

соответствии

с

правовыми и нормативными документами:

-

Федеральным

законом

от

29.12.2012

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

-

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

общего

образования,

утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2010г.

№1897;

-

Положением

об

организации

внеурочной

деятельности

на

уровнях

начального

и

основного

общего

образования

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7», утверждённым приказом МБОУ

«СОШ №7» от 28.08.2015 № 154;

- планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7», утверждённым приказом МБОУ

«СОШ №7» от 29.05.2015г. № 124.

Практика в школе показывает, что преобладающая часть детей, приглашенных на

школьный психолого-медико - педагогический консилиум,- неуспевающие подростки. Как

правило, неуспеваемость этих учеников не связана с нарушением развития, его задержкой.

Кроме накопленных пробелов в знаниях, таких подростков отличает крайне низкая

учебная мотивация, отсутствие личностного смысла учения, неумение формировать цели и

добиваться их, отсутствие внутреннего стремления к знаниям, познавательного интереса,

низкая самооценка, преобладание мотивации избегания неудачи.

Низкая учебная мотивация является причиной низкого уровня образованности и

воспитанности, отсутствие потребности в обретении знаний, она затрудняет последующее

самоопределение, самореализацию. На фоне возрастной тяги к внеучебной деятельности,

отсутствие познавательных мотивов и личностного смысла в учении вкупе с

неорганизованным досугом, несформированными интересами приводят зачастую к

развитию дивиантного поведения у подростков. И даже в целом у успешных и

беспроблемных учеников низкая учебная мотивация не позволяет в полной мере

реализовать способности.

Актуальность программы определена тем, что переход на ФГОС предполагает уход

от традиционной формы обучения – ретрансляции знаний – к раскрытию творческих

способностей учащихся. Смысл учения, его значимость являются основной

мотивационной составляющей личности учащегося. Осознание личностного смысла

учения является необходимым, но недостаточным условием повышения учебной

мотивации. Для успешной самореализаций необходимо обучить школьников

целеполаганию – реализации мотивов через систему целей. Именно на создание в рамках

системы основного образования условий, максимально способствующих развитию

самосознания и рефлексивных процессов, ориентирована профилактическая программа

«В поисках личностного смысла…» для учащихся 7 классов. Возраст выбран неслучайно,

поскольку, именно в этот период у подростков отмечается наибольшее снижение учебной

мотивации. Вместе с тем уже в 9- м классе перед многими из них встанет вопрос выбора

дальнейшего образовательного пути, а значит, им необходимо помочь подойти к важному

жизненному рубежу с четким пониманием ближайших целей, умением ставить эти цели и

добиваться их. Новизна программы «В поисках личностного смысла…» в том, что она

является принципиально новой для среднего образования и предполагает иные по

сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, структурированию и формам

занятий. Важнейшее отличие предлагаемого курса от других, изучаемых в основной

2

школе, состоит и в том, что он отвечает запросам реальной жизни подростков, а форма

проведения занятий приемлема для эффективной практической работы.

Содержанием программы «В поисках личностного смысла…» является развитие у

подростков умений познавать самих себя, раскрывать себе свою субъективную

реальность. При этом механизмами развития являются процессы подражания и рефлексии.

Посредством подражания семиклассник осваивает культурные образцы и нормы

поведения и деятельности. Посредством рефлексии семиклассник превращает общее

содержание в индивидуальную способность.

Цель программы: создание условий для развития учебной мотивации у подростков.

Задачи:

Актуализация личностного смысла учения;

Формирование учения к целеполаганию;

Развитие самооценки, чувства собственного достоинства;

Развитие навыков поисковой деятельности.

Важная особенность развивающих занятий по программе «В поисках личностного

смысла…» заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание

подростков в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но

и дают возможность самому психологу лучше узнать школьников, держать их в поле

профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития.

Замечая

возникающее

неблагополучие,

предупреждать

появление

серьезных

психологических проблем у семиклассника. Также в процессе работы развивается и сам

ведущий, поскольку лишь постоянное собственное развитие дает ему возможность быть

успешным.

Проведение

уроков

требует

от

психолога

помимо

профессионализма

постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у школьников, огромного

терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и

помогающим по отношению к учащимся.

Подобная работа психолога по сопровождению психического

развития и обучения подростков подразумевает постоянный и содержательный контакт с

учителями и родителями. Предметом для налаживания такого контакта

может быть

заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков сведений, о психологических

особенностях

учащихся,

которые,

безусловно,

будут

востребованы

учителями

и

родителями. Это обсуждение можно провести на родительском собрании.

В проводимых развивающих занятиях использованы как оригинальные разработки

авторов,

так

и

хорошо

известные

психологические

упражнения

и

игры,

этюды,

психотехники (см.список используемой литературы), а также использованы материалы,

которые

апробировались

или

создавались

в

практике

непосредственного

общения

с

подростками.

Принципы программы «В поисках личностного смысла…»:

Принцип

развития.

Подразумевает

не

только

учет

уровня

интеллектуального

развития

самосознания

подростка

и

создания

оптимальной

зоны

ближайшего

его

развития, но и необходимость единого процесса развития самосознания и психолога и

учащихся.

Принцип

психологизации.

Связан

с

использованием

научных

психологических

знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства

анализа собственного опыта подростка, оценки себя и своих возможностей, углубления

самопонимания,

оптимизации

самоотношения,

формирования

эффективной

саморегуляции. Важность указанного принципа определяется тем фактором, что работа по

развитию самосознания строиться с опорой именно на психологические знания.

Принцип

событийности.

При

проведении

занятий

психолог

обеспечивает

их

превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми

участниками

взаимодействия

как

целостность,

единство,

неразрывность

изменений,

происходящих в них и в окружающем мире. Только в этом случае каждое занятие станет

3

событием

и

для

каждого

школьника,

и

для

психолога,

тогда

оно

реализует

свой

развивающий и психокоррекционный потенциал. Лишь тогда возможно личное движение

учащегося, лишь тогда возможно встать в рефлексивную позицию, лишь тогда возможны

изменения в нем. В этом случае участие на занятиях будет сопровождаться осознанием

роста своих возможностей. А ведь возможность – это взаимодополнительность свойств

ребенка и предметов окружающего мира.

Принцип системности. Высоких результатов по этой программе можно добиться

только

при

условии

реализации

ее

как

целостной

системы.

Все

разделы

программы

логично связаны между собой, одно занятие вытекает из другого, а внутри занятий – одно

задание из другого. Важна также систематичность проведения занятий. Этот принцип

подразумевает и соблюдение в работе ряда формальных требований, и сохранения «духа»

программы.

Принцип

психологической

безопасности.

Проводя

работу

по

оказанию

помощи

подросткам,

психолог

должен

позаботиться

о

том,

чтобы

«боль

самопознания»

не

оказалась

для

них

разрушительной,

травмирующей.

Все,

что

он

делает,

должно

обязательно

соответствовать

известной

заповеди

«Не

навреди!».

Полностью

отрицательных переживаний избежать, по-видимому, не удастся – процесс самораскрытия

неизбежно

заставляет

столкнуться

не

только

с

привлекательными

чертами,

но

и

с

негативными, - но эти переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими

саморазвитие.

Календарное – тематическое планирование

Организация пространственно-предметной среды. Для проведения занятий

желательно наличие специального помещения, пригодного в качестве учебного класса, так

и в качестве игровой аудитории.

Минимально необходимые требования к оборудованию: стол и стул на каждого

ученика. Доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы

плотной бумаги, медеоаппаратура.

Время. Курс включает 34 занятия и реализуется в течение 1 года.

Периодичность встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут

(аналогично времени привычного урока). Количество учащихся в группе – 10-15.

Программа состоит из пяти разделов. Количество занятий внутри разделов

позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

Организационный момент: используются ритуалы приветствия, разминочные

задания.

Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:

если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к

восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;

если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация

предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми

смыслами;

Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа:

эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);

осмысление (зачем, для чего нужно то, о чем шла речь, в чем польза нового

материала);

Домашнее задание;

Ритуал прощения.

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней школьников помогает

им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Разумеется,

указанная

структура

может

быть

при

необходимости

изменена,

ее

отдельные

составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

4

Применяемые в программе «В поисках личностного смысла…» методы обладают

следующими особенностями. Эти методы:

а) активны и основаны на проживании опыта: учащиеся не просто усваивают знания,

а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают»

интересы учащихся;

в)

рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник

предусматривает необходимость занять рефлексивную позицию;

е) событийны: методы должны давать возможность со–бытию подростков и

взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов,

процедур), используемых в программе:

1)

традиционные обучающие приемы;

2)

ритуалы знакомства, представления, прощания;

3)

«ледокольные» техники;

4)

приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

5)

техники релаксации;

6)

психотехники самооценки и взаимооценки;

7)

упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

8)

приемы самовыражения;

9)

подвижные игры.

Планируемые результаты и формы контроля освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

«В поисках личностного смысла…»

Основные результаты:

Большинство школьников начинают задумываться о том, чего они хотели бы достиг

бы в жизни;

К учащимся приходит понимание, что для достижения поставленных целей

необходимо не просто мечтать, а действовать, опираясь на знания о собственных

ресурсах;

Приходит осознание, что для достижения целей, связанных с профессиональным

будущим, наиболее значимым ресурсом является успешная учебная деятельность.

Формы контроля:

Тестирование (групповое и индивидуальное);

Применение проективных методик;

Наблюдение и ведение индивидуальных карт.

Целесообразность использования измерительных процедур связана с тремя

моментами:

* во-первых, с активизацией процесса самопознания

Измеряемые показатели.

самооценка учащихся;

уровень развития рефлексивных способностей (в отношении своего

характера, особенностей отношений с окружающими – взрослыми и

сверстниками;

*во-вторых, с необходимостью получения информации о динамике психического

развития подростков для планирования дальнейшей деятельности психолога.

5

Измеряемые показатели

состояние мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы,

социометрия;

характеристики познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания,

мышления, воображения);

психологический статус школьников в группе сверстников;

Особенности применяемых измерительных процедур:

быстрота проведения;

развивающий

характер

(они

должны

не

только

диагностировать,

но

и

способствовать развитию измеряемого показателя);

пригодность для неоднократного применения (сквозной характер);

«вплетенность» в процесс, в контекст занятия;

возможность использования в текущей и заключительной диагностике

Воспитательные результаты по уровням:

Программа «В поисках личностного смысла…» ориентирована на такую важную цель,

как развитие личности учащегося, и, прежде всего его самосознания и рефлексивных

способностей. Специальные развивающие и обучающие занятия знакомят подростков с их

внутренним миром через материал психологии, который может служить основой новой

образовательной среды в старших классах.

В ходе реализации программы «В поисках личностного смысла…» будет обеспечено

достижение подростками воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый

уровень

результатов

приобретение

учащимися

социальных

знаний

нравственных

нормах,

социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в

обществе

и·т.·п.),

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни.

Для

достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося

со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального

знания и повседневного опыта.

Второй

уровень

результатов

получение

учащимися

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества,

ценностного

отношения

к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение

имеет

взаимодействие

учащихся

между

собой

на

уровне

класса,

образовательного

учреждения,

т.

е.

в

защищённой,

дружественной

среде,

в

которой

семиклассник получает практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,

начинает их ценить.

Третий

уровень

результатов

получение

учащимся

опыта

самостоятельного

общественного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей

поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно

6

становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

учащегося

с

представителями

различных

социальных

субъектов

за

пределами

образовательного

учреждения, в открытой общественной среде.

С

переходом

от

одного

уровня

результатов

к

другому

существенно

возрастают

воспитательные эффекты:

-

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом

воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько осознание личных

особенностей и оптимизация отношения к себе;

-

на

втором

уровне

воспитание

осуществляется

в

контексте

жизнедеятельности

учащихся и ценности могут усваиваться ими в форме осознания себя в системе творческой

учебной деятельности;

- на третьем уровне создаются необходимые условия, при которых учащиеся учатся,

общаясь,

и

одновременно

учатся

общаться.

Тем

самым

осознают

себя

в

системе

отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми

Переход

от

одного

уровня

воспитательных

результатов

к

другому

должен

быть

последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания

социализации подростков.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает подросткам выход

на новый уровень самосознания осознания себя в системе разнообразных отношений, что

является логичным завершением подготовки «питательной почвы» для запуска механизма

саморазвития в старшем подростковом возрасте.

Основанием для «планируемых результатов»

к

уровню

подготовки

учащихся

выступает основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

«СОШ №7». Содержание программы внеурочной деятельности «В поисках личностного

смысла…»,

формы

и

методы

работы

позволят,

на

наш

взгляд,

достичь

следующих

результатов:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и

поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального

поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

установка на здоровый

образ жизни;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю

активность;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других

людей по исправлению допущенных ошибок.

-

концентрация

воли

для

преодоления

интеллектуальных

затруднений

и

физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-

ставить

вопросы;

обращаться

за

помощью;

формулировать

свои

затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе

творческого и исследовательского характера;

-

узнавать,

называть

и

определять

объекты

и

явления

окружающей

действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью

ИКТ,

заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Тематический план занятий по программе «В поисках личностного смысла…»

7 класс

п/п

Наименование разделов.

Кол-во

часов

Теорети

ческих

Практи

ческих

Форма контроля

1

Общение - дело общее

8

2,7

5,3

Цветовой тест Люшера.

Тест школьной

тревожности.

Социометрия. Диагностика

уровней сформированности

8

УУД

2

Мои потребности

7

2,4

4,6

Изучение самооценки,

состояния мотивационно-

потребностной и

эмоциональной сферы

3

Мои ценности

7

2,2

4,8

Диагностика уровней

развития рефлексивных

способностей (в отношении

своего характера,

особенностей отношений с

окружающими – взрослыми

и сверстниками;

самооценка

4

Психология здоровья

8

2,9

5,1

Цветовой тест Люшера.

Тест школьной

тревожности.

5

Подводим итоги

4

0,7

4,3

Диагностика уровня

воспитанности

Итого

34

10,9

23,1

Тематический план занятий по программе «В поисках личностного смысла…»

7 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теорет

ически

х

Практи

ческих

Раздел № 1

Общение - дело общее

8

2,7

5,3

1

Представьте себя

1

0,3

0,7

2

Что я знаю о себе

1

0,5

0,5

3

Что я знаю о себе и других?

1

0,5

0,5

4

Я – общительный или замкнутый

1

0,5

0,5

5

Свои и чужие

1

0,3

0,7

6

Мальчики + девочки =…

1

0,3

0,7

7

Друзья и недруги

1

0,3

0,7

8

Презентация заданий

1

-

1

Раздел № 2

Мои потребности

7

2,4

4,6

9

Что такое потребности, какие они бывают

1

0,7

0,3

10

Мои потребности

1

0,3

0,7

11

Что важнее для меня

1

0,5

0,5

12

В чем смысл учения?

1

0,3

0,7

13

Мотивация учения

1

0,3

0,7

14

В море знаний

1

0,3

0,5

15

Презентация заданий

1

-

1

Раздел № 3

Мои ценности

7

2,2

4,8

16

Прошлые успехи. Самооценка

1

0,5

0,5

9

17

Успехи будущего. Самооценка

1

0,3

0,7

18

Доска желаний

1

0,3

0,7

19

Дерево целей

1

0,3

0,7

20

Поиск ресурсов

1

0,3

0,7

21

Ресурсы для достижения

1

0,5

0,5

22

Презентация заданий

1

-

1

Раздел № 4

Психология здоровья 9.14

8

2,9

5,1

23

Мои секреты саморегуляции

1

0,3

0,7

24

Позитивное мышление

1

0,5

0,5

25

Релаксация – как способ регуляции стресса

1

0,5

0,5

26

Симпатии человека

1

0,5

0,5

27

Уверенность в себе

1

0,5

0,5

28

Принятие решений

1

0,3

0,7

29

Умение вести разговор

1

0,3

0,7

30

Презентация заданий

1

-

1

Раздел №5

Подводим итоги

4

0,7

3,3

31

А умеете ли вы спорить?

1

0,3

0,7

32

Мое будущее

1

0,2

0,8

33

У меня все получиться!

1

0,2

0,8

34

Творческий отчет-игра «Экзамен»

1

-

1

Итого

34

10,8

22,2

Содержание курса

«В поисках личностного смысла…» для седьмого класса

Раздел 1. Общение - дело общее

Основное содержание данных занятий – это коллективно творческая деятельность,

так как все занятии этого раздела направлены на групповую сплоченность коллектива,

развитию

навыков

совместной

деятельности,

сотрудничества,

доброжелательного

отношения. Коллективный самоанализ особенностей общения позволяет далее перейти к

модели поведения в процессе общения. Рефлексивный самоанализ углубляет понимание

школьников о своих особенностях общения. Отводится специальное время на диагностику

особенностей межличностных отношений в семье, социального статуса пятиклассника. В

дальнейшем материал может быть передан классному руководителю, так как является

полезной информацией для организации внешкольной работы с обучающимися.

У многих учащиеся с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им

важно

быть

самостоятельными

и

независимыми,

с

другой

стороны

им

необходимо

получить новый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом коллективе. Используя

игровые психологические методики и психотехнические упражнения, психолог создает в

группе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую

ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В тоже

время психолог объясняет учащимся, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда

для окружающих и как научиться полноценно, отдыхать и восстанавливать силы после

учебной деятельности – достаточно сложного и тяжелого умственного труда.

10

Раздел 2. Мои потребности

Основной задачей этого раздела является

обучение семиклассников пониманию

себя и умению «быть в мире с собой», через состояния собственного «Я». Развитие

умения анализировать данные самонаблюдения. Развитие представлений учащихся о себе

в

будущем,

умения

анализировать

цели

и

планы

по

степени

значимости

для

себя,

осознавать степь их реалистичности.

В этом разделе много упражнений самооценочного и взаимооценочного характера,

что отражает основную цель программы – развитие осознания семиклассником себя в

системе отношений.

Учителям,

работающим

вместе

с

педагогом

психологом,

могут

помочь

в

построении

конструктивных

взаимодействий

с

классом

результаты

диагностики

собственных коммуникативных навыков и уровня социально – психологического развития

учащихся.

Раздел 3. Мои ценности

Вся работа, осуществляемая психологом в рамках этого раздела, направлена к

одной цели – развитию умения быть убедительным. Много внимания следует уделить

созданию

условий

для

развития

метафорического

мышления,

а

также

обобщению

материала пройденных занятий. Важно мотивировать младших подростков на овладение

речевыми умениями с точки зрения будущей перспективы учебной деятельности. Эти

умения развивались на различных занятиях, теперь целью является их синтезирование.

Многие упражнения этого раздела направлены на формирование внимательности к

состоянию другого человека, понимание мимических средств и выражений эмоций. Кроме

того, они призваны развивать у учащихся чуткость по отношению к партнеру, а также

развивать связную речь, обращенную к другому человеку.

Использование

занятия

по

определению

ведущего

информационного

канала

(модальности) дает педагогическому коллективу информацию о том, в каких классах в

каком соотношении следует использовать наглядные (для визуалов), практические (для

кинестетиков), словесные (для аудиалов) методы и приемы обучения. Может быть дана

информация,

характеризующая

класс

и

индивидуальные

особенности

обучающихся,

папример: аудиалов нельзя прерывать, кинестетикам – больше времени на выполнение

учебного задания.

Раздел 4 Психология здоровья

Подростковый возраст характеризуется психологическим взрослением и

формированием «образа взрослости». Материал этого раздела помогает самопознанию,

актуализации

жизненных

ценностей,

формированию

образа

«себя

как

здорового

взрослого». У каждого учащегося есть возможность выполнять предлагаемые упражнения,

зафиксировать свои ощущения и поделиться переживаниями с другими участниками.

Раздел 5. Подводим итоги

Завершающий раздел подводит итоги всему материалу, изученному за год. Здесь

активно

применяются

разнообразные

упражнения

с

элементами

тренинга,

ориентированные

на

развитие

у

пятиклассников

навыков

коллективного

творчества.

Важно подчеркнуть, что за это время семиклассники старались научиться целеполаганию

– реализации мотивов через систему целей. Наблюдать за собой: видеть свои достоинства,

сильные стороны характера, распознавать свои природные способности, анализировать

возможности для их использования. Понимать, что не менее важно знать свои недостатки,

честно признавать ошибки и научиться исправлять их. Чтобы делать это сознательно и

целенаправленно, нужно понимать, для чего тебе пригодятся в жизни твои способности и

качества.

Форма подведения итога: Творческий отчет-игра «Экзамен»

11

Предполагаемый результат работы

педагога – психолога в седьмом классе

п/

п

Результат работы

Как проверить

1

Обеспечение

позитивного

основного фона

настроения

подростков в

школе

контроль за эмоциональным

состоянием подростка в школе;

уделение адресного внимания

подросткам с требующей и

избегающей привязанностью;

привлечение педагогов и

родителей к анализу причин

нарушений эмоционального

состояния школьника.

Опросить родителей, хотят ли

подростки ходить в школу,

нравиться ли им в школе.

2

Наличие у

подростков

интереса к

занятиям,

стремление

рассказать об этом

дома

включение в занятия заданий,

близких по жизненному опыту;

предоставление возможности

высказывать свою точку зрения

и быть выслушанным;

«якорение» успешности через

наклейки - поощрения.

Опросить подростков, нравиться

ли им заниматься.

3

Наличие у подростков знаний о способах учета

эмоционального состояния другого человека в общении

Провести контрольную работу

4

Наличие у подростков умения сотрудничать в паре

Провести контрольную работу

5

Наличие у каждого школьника дружеских отношений хотя

бы с одним одноклассником

Провести социометрию

6

Наличие позитивной динамики в проблемных зонах у

учащихся, которым рекомендована индивидуальная работа

Опросить родителей и педагогов

7

Создание условий для реализации личностно -

ориентированного обучения через проведения диагностики

познавательных особенностей учащихся, составления

таблиц, индивидуальных карт, обсуждение с педагогами.

Опросить педагогов, знают ли они

индивидуальные особенности

детей и как их учитывать

8

Установление доверительных отношений с родителями

через индивидуальные консультации и групповые

тематические собрания

Опросить родителей

(анкетирование)

12

9

Формирование у родителей представление о ценности

занятий психологией, уникальности их организации в

школе

Опросить родителей

(анкетирование

Список литературы для педагога

1. Алябьева, Е.И. Психогимнастика в начальной школе [Текст]: учебное пособие /

Е.И. Алябьева. – М., 2003. – 85 с.

2. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика [Текст]: актуальные вопросы воспитания

и развития личности / Ш. Амонашвили. - М. : Амрита, 2010. - 288 с.

3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе: от действий к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М., 2008.-

151с.

4. Вачков, И.В. Основы группового тренинга [Текст]: пособие для учителя / И.В.

Вачков. – М: Ось-89, 2005. – 205 с.

5. Григорьева, Т.С. Основы конструктивного общения [Текст]: методическое

пособие / Т.С. Григорьева. – Новосибирск, 1997. – 169с.

6. Григорьева, Т.С. Основы конструктивного общения [Текст]: хрестоматия / Т.С.

Григорьева. – Новосибирск, 1997. – 169с.

7. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции [Текст]: методическое

пособие / О.Н. Истратова. – ростов –на-Дону, 2007. - 341с.

8. Князева, Т.Н. Я учусь учиться [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Князева. –

М.: АРКТИ, 2004. – 216с.

9. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И.

Лисина. - СПб : Питер, 2009. - 320 с.

10. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: методическое пособие /

Е.К.Лютова. - М.: Генезис, 2003.- 122с.

11. Микляева, А.В. Трудный класс [Текст]: диагностическая и коррекционная работа

/ А.В. Микляева. – Санкт-Петербург, 2006. – 308 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология развития [Текст]: методическое пособие /

В.С. Мухина. - М. Высшая школа,1997.-207с.

12. Cлободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития

[Текст]/ В.И. Слободчиков., Г.А.Цукерман // Вопросы психологии, - 1996. - № 5.

13. Стишенок, И. "Трудный" ребенок [Текст]: практическое пособие для психологов и

родителей / И. Стишенок. - М. : Чистые пруды, 2010. - 32 с.

14. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба [Текст] /

О.В. Хухлаева. – М: Генезис, 2007. – 208с.

15. Фопель, К.С. Как научить детей сотрудничать [Текст]: психологические игры

и упражнения / К.С. Фопель. – М: Академия, 1010. – 160 с.

Список литературы для учащихся

1.

Вачков, И.В. Приключения во Внутреннем Мире [Текст]:

психология для старшеклассников / И.В. Вачков. – СПб. : Питер, 2008. – 128с

2.

Дедушко, А.И. Как научить детей дружбе? [Текст] / А.И. Дедушко

СПб: Речь, 2007. – 235 с.

3.

Монина, Г.И. Как я справляюсь со своим гневом / [Текст]:

раздаточный материал / Г.И. Монина. М.: Речь, 2005. – 4с.

4.

Монина, Г.И. Как я преодолеваю трудности / [Текст]:

раздаточный материал / Г.И. Монина. М.: Речь, 2005. – 4с

13

5. Мухина, В.С. Возрастная психология развития [Текст]: / В.С. Мухина. - М.

Высшая школа,1997.-207с.

14



В раздел образования