Напоминание

Изменение основ местоимений при склонении


Автор: Мармылёва Илона Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка, 4 класс
Тема: Изменение основ местоимений при склонении
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта изучения темы «Изменение основ местоимений при склонении»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику А.В. Поляковой «Русский язык» 4 класс ч. I, система Л.В. Занкова

Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского»

Тема

Изменение основ местоимений при склонении

Цель

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и

коррекции собственных действий.

Содержательная цель: определение основы при склонении местоимений.

Задачи

Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в

предметной области русского языка по теме «Изменение основ местоимений при склонении».

Образовательные: направить действия учащихся на усвоение понятия «основа местоимения», умение

выявлять основу местоимения, сравнивать основы местоимений.

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-

действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и коллективной работе.

Планируемый

результат

Предметные:

Уметь применять понятие «основа местоимения», умение выявлять основу местоимения, сравнивать

основы местоимений.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;

самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь

оформлять

свои

мысли

в

устной

форме;

слушать

и

понимать

речь

других;

совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные

понятия

Местоимение, склонение личных местоимений, основа местоимения, падежные формы местоимений.

Межпредметные

связи

Литературное чтение, родной язык, литературное чтение на родном языке.

Ресурсы:

А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс ч. I

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Условия

Учебно-материальные, морально-психологические.

- Здравствуйте, здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!

Что означает слово «здравствуйте», «здравствуй» – сейчас мы воспринимаем его именно как пожелание

другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в

древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках.

- Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей, где первая означала «хороший», а вторая

имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом

крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому человеку тоже

крепости, выносливости и благополучия. К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого,

сильного рода.

- Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной

1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же вы многие лета».

Как же можно поздороваться с человеком при встрече?

приветствия с помощью слов, которыми мы пользуемся в жизни: привет, здравствуй, доброе утро,

добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;

приветствия на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен

морген; бонжур, джень добры;

приветствия с помощью жестов: рукопожатие, кивок головой, поднять руку и помахать, снятие

головного убора, военные отдают честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если люди давно не

виделись.

А также, встречать дорогих гостей улыбкой и хлебом-солью.

Технология

проведения

Деятельн

ость

ученика

Деятельно

сть

учителя

Обучающие и развивающие задания

каждого этапа

Диагности

руюшие

задания

Врем

я

Методы,

формы,

приемы

обучения,

педагогическ

ие

технологии

Планируемые

результаты

УУД

I

этап.

Мотивация

к учебной

деятельност

и.

Цели:

-актуализиро

вать

требования к

ученику со

стороны

учебной

деятельности;

- создание

условий для

возникновени

я у учеников

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность;

Предпола

гает тип

урока

Создает

условия

для

возникнове

ния у

учеников

внутренней

потребност

и

включения

в учебную

деятельнос

ть,

уточняет

тип урока.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

(друг с другом, с гостями)

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

1 мин

Метод:

стимулировани

я и мотивации

учебно-

познавательно

й

деятельности,

наглядный.

Приём: речь

учителя.

Средства:

плакат с

девизом

Уметь

оформлять

свои мысли в

устной форме

(Коммуникати

вные УУД).

Уметь

ориентироватьс

я в своей

системе

знаний:

отличать новое

от уже

известного с

помощью

учителя

(Познавательн

ые УУД).

Умение

слушать и

понимать речь

других

(Коммуникати

вные УУД).

II этап

Актуализаци

я и

фиксирован

ие

индивидуаль

Работает

с

информац

ией,

представл

енной в

Включить

учащихся

в

обсуждени

е

проблемны

1. «Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз?

(Наверно, мы будем открывать новые

знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок

2 мин

Методы:

игровой,

проблемно-

поисковый

Приём:

сравнения,

Уметь

преобразовыва

ть информацию

из одной

формы в

другую, решать

ного

затруднения

в пробном

действии

Цель:

- закрепить

навык

каллиграфиче

ского письма;

-закрепить

умение

аккуратно

писать буквы;

- установить

тематические

рамки;

- уточнить

тип урока и

наметить

шаги учебной

деятельности

форме

стихотвор

ения.

Участвует

в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

ует

собственн

ое мнение

и

аргументи

рует его.

Устанавли

вают

закономер

ность.

Аккуратн

о

записывае

т ячейки

буквами

х вопросов

Организует

работу по

выполнени

ю

чистописан

ия

открытия нового знания, а значит, мы с

вами будем находиться в учебной

деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

2. Игровой момент (запись на доске)

Мы в путь за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём,

Дорогой с пути никуда не свернём.

И решение скорее найдем

- Поиграем в игру «Хитрые слова».

- Сегодня на уроке мы будем писать букву,

которая есть во всех данных словах и

может разделить их на две группы. Какая

это буква? (Я (или О))

яблоки, отряд, яблочный, овсянка

-В чем проблема? (Там есть еще и буква О)

-Как решить проблему? (Надо уточнить,

какая это буква)

-Эта та буква, которая стоит в алфавите

последней.

-На какие две группы она может разделить

данные слова?

яблоки отряд

яблочный овсянка

3. Минутка чистописания

Яса ясб ясв яс…

- Определите последовательность

написания букв в данном ряду.

- Какая ячейка будет следующей?

-Какую

роль

играет

знание

русского

языка в

вашей

жизни?

- Для

чего они

вам

нужны?

сопоставлени

я;

определение

закономернос

ти;

широкая

постановка

вопроса,

классификаци

я

Средства:

плакат с

девизом

Технология:

игра;

проблемного

обучения

вопросы

проблемного

характера

(Познавательн

ые УУД).

Уметь

проговаривать

последовательн

ость действий

на уроке;

высказывать

своё

предположение

(Регулятивные

УУД). Уметь

оформлять

мысли в устной

и письменной

форме

(Коммуникати

вные УУД).

Моторное

восприятие.

(Личностные

УУД)

- Запишите ряд букв, соблюдая

закономерность.

- Что можете сказать о букве Я?

4. - А сейчас давайте вернемся к словам-

приветствиям, о которых вы рассказывали

в начале урока – «здравствуй»,

«здравствуйте». Слайд 1 Найдите опасное

место. Что это за слова? (Словарные).

-Запишите эти слова с полным

оформлением.

-Какое местоимение подходит к слову

«здравствуй»? (Ты).

- А к слову «здравствуйте»? (Вы).

- Почему не наоборот?

III этап

Выявление

места и

причины

затруднения

Цель:

-выявить

индивидуаль

ные

затруднения

Участвова

ть в

работе по

выполнен

ию

задания

Оцениват

ь

правильн

ость

выполнен

ия

заданий.

Участвова

ть в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

Организова

ть работу

по

решению

примеров

Обеспечит

ь

контроль

за

выполнени

ем

задания.

Включить

учащихся

в

обсуждени

е

проблемны

х вопросов

и

определени

1. Постановка проблемы. Открытие нового.

( У детей на столах карточка)

-Давайте выполним задание. Первое - надо

прочитать текст. Второе – надо его списать.

-Что случилось? В чём проблема? В чём

испытываете затруднение? (Не понятен

смысл текста).

- Попробуйте определить тему урока.

- Какова цель урока?

- Почему

не

справили

сь со

заданием

?

3 мин

Методы:

словесный,

практичес

кий,

стимулирован

ия интереса к

учению;

классификаци

я

Формы:

фронтальна

я;

индивидуа

льная;

коллективн

ая.

Приёмы:

речь учителя;

широкая

постановка

вопроса

Уметь

преобразовыва

ть информацию

из одной

формы в

другую

(Познавательн

ые УУД).

Уметь

проговаривать

последовательн

ость действий

на уроке;

высказывать

своё

предположение

(Регулятивные

УУД). Уметь

оформлять

мысли в устной

и письменной

Ты уехал далеко, жалею, что нет

ты. Хочу приехать к ты на

каникулах. Буду отдыхать на

каникулах вместе с ты. Очень

беспокоюсь о ты.

овать

собственн

ое мнение

и

аргументи

ровать

его.

я темы

урока

форме

(Коммуникати

вные УУД).

IV этап

Построение

проекта

выхода из

затруднения

Цель:

-познакомить

с новым

способом

проверки

безударных

личных

окончаний

глаголов.

Участвова

ть в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

овать

собственн

ое мнение

и

аргумент

ировать

его

Участвоват

ь в

обсуждени

и

проблемны

х вопросов,

формулиро

вать

собственно

е мнение и

аргументир

овать его

-Можно ли решить эту проблему?

-Как?

(Изменим форму местоимения ты).

- _Что

нужно

изменит

ь в

тексте?

1 мин

Методы:

словесный,

проблемный,

частично-

поисковый,

практичес

кий,

стимулирован

ия интереса к

учению

Формы:

коллективн

ая.

Приёмы: речь

учителя;

Технология:

проблемного

обучения

Уметь

преобразовыва

ть информацию

из одной

формы в

другую

(Познавательн

ые УУД).

Уметь

проговаривать

последовательн

ость действий

на уроке;

высказывать

своё

предположение

(Регулятивные

УУД). Уметь

оформлять

мысли в устной

и письменной

форме

(Коммуникати

вные УУД).

V этап

Реализация

построенног

о проекта

Цель:

-

Участвова

ть в

работе по

решению

примеров

Осуществ

Организова

ть работу

по

решению

примеров

Обеспечит

1.–Попробуйте

записать

текст,

изменив

форму местоимения ты.

Самопроверка

Слайд 2

3 мин

Методы:

словесный,

практичес

кий,

наглядный;

стимулирован

Уметь

добывать

новые знания:

находить

ответы на

вопросы,

использовани

е способов

проверки

безударных

личных

окончаний

глаголов.

лять

самоконт

роль

Оцениват

ь

правильн

ость

выполнен

ия

заданий.

Участвова

ть в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

овать

собственн

ое мнение

и

аргументи

ровать

его.

ь

контроль

за

выполнени

ем

задания.

Включить

учащихся

в

обсуждени

е

проблемны

х вопросов

и

определени

я темы

урока

(Ты уехал далеко. Жалею, что нет тебя.

Хочу приехать к тебе на каникулах. Буду

отдыхать на каникулах вместе с тобой.

Очень беспокоюсь о тебе.)

- Как вы рассуждали?

- Как

же

называется

такое

изменение

формы слова? (Склонение).

-

Что

такое

склонение?

(Изменение

по

падежам).

-Попробуйте определить тему урока

-Какова цель урока?

ия интереса к

учению;

самоконтроль

Формы:

фронтальна

я;

индивидуа

льная;

коллективн

ая;

самопровер

ка

Приёмы:

целеполагани

я; речь

учителя;

Технология:

проблемного

обучения

используя

учебник, свой

жизненный

опыт и

информацию,

полученную на

уроке

(Познавательн

ые УУД).

Уметь

оформлять

свои мысли в

устной форме;

слушать и

понимать речь

других

(Коммуникати

вные УУД).

Уметь работать

по коллективно

составленному

плану

(Регулятивные

УУД).

VI этап

Первичное

закрепление

с

проговарива

нием во

внешней

речи

Цель:

-

организовать

усвоение

Участвать

в

использов

ании

нового

способа

действий

с

проговари

ванием во

внешней

речи,

Организова

ть усвоение

учениками

нового

способа

действий с

проговарив

анием во

внешней

речи.

Организова

ть

1.- Тогда возникает другой вопрос. А что

меняется у личных местоимений в связи с

изменением формы? (Основа).

-Откройте

учебник

на

с.26,

прочитайте

тему урока.

- Найдите «Хитрый вопрос», прочитайте.

2.-Найдите упр.29. Прочитайте

предложения. Прочитайте 1) пункт.

- Выполните его.

-Прочитайте 2) пункт до запятой.

10ми

н

Методы:

словесный,

практический,

Формы:

фронтальная;

индивидуальна

.

Приём:

тренировочны

е задания.

Уметь

проговаривать

последовательн

ость действий

на уроке

(Регулятивные

УУД).

Уметь

оформлять

свои мысли в

устной и

письменной

учениками

нового

способа

действий с

проговариван

ием во

внешней

речи.

осуществ

лять

самоконт

роль

фронтальн

ую работу

по

учебнику.

-

Выпишем

местоимения

в

порядке

следования падежей

с вопросами. (Один

ученик у доски).

Самооценивание.

- Сравним основы.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте

немного отдохнем.

- Кто хочет провести физкультминутку?

4. - Найдите упр.30. Прочитайте текст.

-Прочитайте 2) пункт. Выполним его.

(Один ученик у доски). Самооценивание.

форме; слушать

и понимать

речь других

(Коммуникати

вные УУД).

VII этап

Самостоятел

ьная работа

с

самопроверк

ой по

эталону

Цель:

-организовать

выполнение

учащимися

заданий,

направленны

х на

включение

нового

знания в

систему уже

имеющихся

знаний.

Работать

с

информац

ией,

представл

енной в

форме

рисунка.

Осуществ

лять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотруднич

естве

необходи

мую

взаимопо

мощь

Участвова

Организова

ть

организова

ть

выполнени

е

учащимися

самостояте

льной

работы на

новое

знание,

взаимопров

ерку;

обеспечить

контроль

за

выполнени

ем

задания.

Организова

ть

1. Самостоятельная работа.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно

сможете потренироваться и выполнить

задание.

- Измените форму местоимения ВЫ.

Запишите в порядке следования падежей.

Взаимопроверка

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у

друга.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Почему некоторые ребята допустили

ошибки?

- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало

меньше?

5мин

Методы:

словесный,

практический

взаимоконтро

ль,

стимулирован

ия интереса к

учению

Формы:

фронтальная;

коллектив

ная

Приём:

краткое

изложение

задачи,

тренировочно

-творческое

упражнение

Технология:

создание

ситуации

Уметь

выполнять

работу по

предложенному

плану. Уметь

вносить

необходимые

коррективы в

действие после

его завершения

на основе его

оценки и учёта

характера

сделанных

ошибок

(Регулятивные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

ть в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

овать

собственн

ое мнение

и

аргументи

ровать

его

.

фронтальн

ую работу

по

учебнику.

Включить

учащихся

в

обсуждени

е

проблемны

х вопросов.

успеха

учебной

деятельности

(Личностные

УУД).

VIII этап

Включение в

систему

знаний и

повторения

Цель:

-

организовать

выполнение

учащимися

заданий,

направленны

х на

включение

нового

знания в

систему уже

имеющихся

знаний.

Работать

с

информац

ией,

представл

енной в

форме

рисунка.

Осуществ

лять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотруднич

естве

необходи

мую

взаимопо

мощь

(работать

в паре, в

Организова

ть

организова

ть

выполнени

е

учащимися

самостояте

льной

работы на

новое

знание,

работу в

парах, в

группах

обеспечить

контроль

за

выполнени

ем

задания.

Организова

ть

1.На

партах

карточки

с

набором

предложений.

Бега.т,

брод.т,

прыга.т,

прос.шь,

ненавид.т, чита.т.

- На какие две группы можно распределить

местоимения?

(По форме: начальная и косвенная)

-Поработайте в парах, обсудите

выполнение задания (устно –

раскладывают карточки по группам).

Задание для девочек:

- Девочки записывают предложения с

местоимениями в начальной форме.

Задание для мальчиков:

- Мальчики записывают предложения с

местоимениями в ковенной форме.

- Какие предложения записали записали?

20ми

н

Методы:

словесный,

практический

взаимоконтро

ль,

стимулирован

ия интереса к

учению

Формы:

фронтальная;

индивидуальн

ая; коллектив

ная, работа в

малых

группах

Приём:

классификаци

я, краткое

изложение

задачи,

тренировочно

-творческое

упражнение,

Уметь

выполнять

работу по

предложенному

плану. Уметь

вносить

необходимые

коррективы в

действие после

его завершения

на основе его

оценки и учёта

характера

сделанных

ошибок

(Регулятивные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

группе).

Участвова

ть в

обсужден

ии

проблемн

ых

вопросов,

формулир

овать

собственн

ое мнение

и

аргументи

ровать

его

.

фронтальн

ую работу

по

учебнику.

Включить

учащихся

в

обсуждени

е

проблемны

х вопросов.

Самопроверка.

Слайд 3

2. Упр. 31.

_Прочитайте 1) пункт. Выпишите личные

местоимения, укажите падеж.

Фронтальная проверка.

3. -Поработайте в группах, обсудите

выполнение задания 3) и 4) пунктов.

3. Домашнее задание

1-й уровень – упр. 306

2-й уровень - упр. 307

3-й уровень - упр. 308

дифференциа

ция

Технология:

создание

ситуации

успеха

деятельности

(Личностные

УУД).

IX этап

Рефлексия

учебной

деятельност

и на уроке

Цель:

подвести итог

проделанной

работе на

уроке

Участвова

ть в

подведен

ии итога

проделан

ной

работе на

уроке

Организова

ть

подведение

итога

проделанно

й работе на

уроке

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к

знаниям помогла нам сделать на уроке

открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Давайте подведем итог при помощи

опорных фраз.

ИЛИ

- Чему научились?

- Какие затруднения испытывали?

- Довольны ли вы своей работой?

- Ваша самооценка совпала с моей.

Молодцы. Спасибо за урок.

5мин

Уметь

выражать свои

мысли;

использовать

критерии для

обоснования

суждений.

(Коммуникати

вные УУД)

Уметь

оценивать

правильность

выполнения

действия на

уровне

адекватной

ретроспективн

ой оценки.

(Регулятивные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности

(Личностные

УУД).



В раздел образования