Автор: Мармылёва Илона Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка, 4 класс
Тема: Изменение основ местоимений при склонении
Раздел: начальное образование
Технологическая карта изучения темы «Изменение основ местоимений при склонении»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику А.В. Поляковой «Русский язык» 4 класс ч. I, система Л.В. Занкова
Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского»
Тема
Изменение основ местоимений при склонении
Цель
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и
коррекции собственных действий.
Содержательная цель: определение основы при склонении местоимений.
Задачи
Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в
предметной области русского языка по теме «Изменение основ местоимений при склонении».
Образовательные: направить действия учащихся на усвоение понятия «основа местоимения», умение
выявлять основу местоимения, сравнивать основы местоимений.
Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-
действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и коллективной работе.
Планируемый
результат
Предметные:
Уметь применять понятие «основа местоимения», умение выявлять основу местоимения, сравнивать
основы местоимений.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;
самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме;
слушать
и
понимать
речь
других;
совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные
понятия
Местоимение, склонение личных местоимений, основа местоимения, падежные формы местоимений.
Межпредметные
связи
Литературное чтение, родной язык, литературное чтение на родном языке.
Ресурсы:
А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс ч. I
Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Условия
Учебно-материальные, морально-психологические.
- Здравствуйте, здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!
Что означает слово «здравствуйте», «здравствуй» – сейчас мы воспринимаем его именно как пожелание
другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в
древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках.
- Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей, где первая означала «хороший», а вторая
имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом
крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому человеку тоже
крепости, выносливости и благополучия. К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого,
сильного рода.
- Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной
1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же вы многие лета».
Как же можно поздороваться с человеком при встрече?
приветствия с помощью слов, которыми мы пользуемся в жизни: привет, здравствуй, доброе утро,
добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;
приветствия на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен
морген; бонжур, джень добры;
приветствия с помощью жестов: рукопожатие, кивок головой, поднять руку и помахать, снятие
головного убора, военные отдают честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если люди давно не
виделись.
А также, встречать дорогих гостей улыбкой и хлебом-солью.
Технология
проведения
Деятельн
ость
ученика
Деятельно
сть
учителя
Обучающие и развивающие задания
каждого этапа
Диагности
руюшие
задания
Врем
я
Методы,
формы,
приемы
обучения,
педагогическ
ие
технологии
Планируемые
результаты
УУД
I
этап.
Мотивация
к учебной
деятельност
и.
Цели:
-актуализиро
вать
требования к
ученику со
стороны
учебной
деятельности;
- создание
условий для
возникновени
я у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
Предпола
гает тип
урока
Создает
условия
для
возникнове
ния у
учеников
внутренней
потребност
и
включения
в учебную
деятельнос
ть,
уточняет
тип урока.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
(друг с другом, с гостями)
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
1 мин
Метод:
стимулировани
я и мотивации
учебно-
познавательно
й
деятельности,
наглядный.
Приём: речь
учителя.
Средства:
плакат с
девизом
Уметь
оформлять
свои мысли в
устной форме
(Коммуникати
вные УУД).
Уметь
ориентироватьс
я в своей
системе
знаний:
отличать новое
от уже
известного с
помощью
учителя
(Познавательн
ые УУД).
Умение
слушать и
понимать речь
других
(Коммуникати
вные УУД).
II этап
Актуализаци
я и
фиксирован
ие
индивидуаль
Работает
с
информац
ией,
представл
енной в
Включить
учащихся
в
обсуждени
е
проблемны
1. «Где есть желание, найдётся путь!»
- Почему сегодня у нас такой девиз?
(Наверно, мы будем открывать новые
знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок
2 мин
Методы:
игровой,
проблемно-
поисковый
Приём:
сравнения,
Уметь
преобразовыва
ть информацию
из одной
формы в
другую, решать
ного
затруднения
в пробном
действии
Цель:
- закрепить
навык
каллиграфиче
ского письма;
-закрепить
умение
аккуратно
писать буквы;
- установить
тематические
рамки;
- уточнить
тип урока и
наметить
шаги учебной
деятельности
форме
стихотвор
ения.
Участвует
в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
ует
собственн
ое мнение
и
аргументи
рует его.
Устанавли
вают
закономер
ность.
Аккуратн
о
записывае
т ячейки
буквами
х вопросов
Организует
работу по
выполнени
ю
чистописан
ия
открытия нового знания, а значит, мы с
вами будем находиться в учебной
деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
2. Игровой момент (запись на доске)
Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И решение скорее найдем
- Поиграем в игру «Хитрые слова».
- Сегодня на уроке мы будем писать букву,
которая есть во всех данных словах и
может разделить их на две группы. Какая
это буква? (Я (или О))
яблоки, отряд, яблочный, овсянка
-В чем проблема? (Там есть еще и буква О)
-Как решить проблему? (Надо уточнить,
какая это буква)
-Эта та буква, которая стоит в алфавите
последней.
-На какие две группы она может разделить
данные слова?
яблоки отряд
яблочный овсянка
3. Минутка чистописания
Яса ясб ясв яс…
- Определите последовательность
написания букв в данном ряду.
- Какая ячейка будет следующей?
-Какую
роль
играет
знание
русского
языка в
вашей
жизни?
- Для
чего они
вам
нужны?
сопоставлени
я;
определение
закономернос
ти;
широкая
постановка
вопроса,
классификаци
я
Средства:
плакат с
девизом
Технология:
игра;
проблемного
обучения
вопросы
проблемного
характера
(Познавательн
ые УУД).
Уметь
проговаривать
последовательн
ость действий
на уроке;
высказывать
своё
предположение
(Регулятивные
УУД). Уметь
оформлять
мысли в устной
и письменной
форме
(Коммуникати
вные УУД).
Моторное
восприятие.
(Личностные
УУД)
- Запишите ряд букв, соблюдая
закономерность.
- Что можете сказать о букве Я?
4. - А сейчас давайте вернемся к словам-
приветствиям, о которых вы рассказывали
в начале урока – «здравствуй»,
«здравствуйте». Слайд 1 Найдите опасное
место. Что это за слова? (Словарные).
-Запишите эти слова с полным
оформлением.
-Какое местоимение подходит к слову
«здравствуй»? (Ты).
- А к слову «здравствуйте»? (Вы).
- Почему не наоборот?
III этап
Выявление
места и
причины
затруднения
Цель:
-выявить
индивидуаль
ные
затруднения
Участвова
ть в
работе по
выполнен
ию
задания
Оцениват
ь
правильн
ость
выполнен
ия
заданий.
Участвова
ть в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
Организова
ть работу
по
решению
примеров
Обеспечит
ь
контроль
за
выполнени
ем
задания.
Включить
учащихся
в
обсуждени
е
проблемны
х вопросов
и
определени
1. Постановка проблемы. Открытие нового.
( У детей на столах карточка)
-Давайте выполним задание. Первое - надо
прочитать текст. Второе – надо его списать.
-Что случилось? В чём проблема? В чём
испытываете затруднение? (Не понятен
смысл текста).
- Попробуйте определить тему урока.
- Какова цель урока?
- Почему
не
справили
сь со
заданием
?
3 мин
Методы:
словесный,
практичес
кий,
стимулирован
ия интереса к
учению;
классификаци
я
Формы:
фронтальна
я;
индивидуа
льная;
коллективн
ая.
Приёмы:
речь учителя;
широкая
постановка
вопроса
Уметь
преобразовыва
ть информацию
из одной
формы в
другую
(Познавательн
ые УУД).
Уметь
проговаривать
последовательн
ость действий
на уроке;
высказывать
своё
предположение
(Регулятивные
УУД). Уметь
оформлять
мысли в устной
и письменной
Ты уехал далеко, жалею, что нет
ты. Хочу приехать к ты на
каникулах. Буду отдыхать на
каникулах вместе с ты. Очень
беспокоюсь о ты.
овать
собственн
ое мнение
и
аргументи
ровать
его.
я темы
урока
форме
(Коммуникати
вные УУД).
IV этап
Построение
проекта
выхода из
затруднения
Цель:
-познакомить
с новым
способом
проверки
безударных
личных
окончаний
глаголов.
Участвова
ть в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
овать
собственн
ое мнение
и
аргумент
ировать
его
Участвоват
ь в
обсуждени
и
проблемны
х вопросов,
формулиро
вать
собственно
е мнение и
аргументир
овать его
-Можно ли решить эту проблему?
-Как?
(Изменим форму местоимения ты).
- _Что
нужно
изменит
ь в
тексте?
1 мин
Методы:
словесный,
проблемный,
частично-
поисковый,
практичес
кий,
стимулирован
ия интереса к
учению
Формы:
коллективн
ая.
Приёмы: речь
учителя;
Технология:
проблемного
обучения
Уметь
преобразовыва
ть информацию
из одной
формы в
другую
(Познавательн
ые УУД).
Уметь
проговаривать
последовательн
ость действий
на уроке;
высказывать
своё
предположение
(Регулятивные
УУД). Уметь
оформлять
мысли в устной
и письменной
форме
(Коммуникати
вные УУД).
V этап
Реализация
построенног
о проекта
Цель:
-
Участвова
ть в
работе по
решению
примеров
Осуществ
Организова
ть работу
по
решению
примеров
Обеспечит
1.–Попробуйте
записать
текст,
изменив
форму местоимения ты.
Самопроверка
Слайд 2
3 мин
Методы:
словесный,
практичес
кий,
наглядный;
стимулирован
Уметь
добывать
новые знания:
находить
ответы на
вопросы,
использовани
е способов
проверки
безударных
личных
окончаний
глаголов.
лять
самоконт
роль
Оцениват
ь
правильн
ость
выполнен
ия
заданий.
Участвова
ть в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
овать
собственн
ое мнение
и
аргументи
ровать
его.
ь
контроль
за
выполнени
ем
задания.
Включить
учащихся
в
обсуждени
е
проблемны
х вопросов
и
определени
я темы
урока
(Ты уехал далеко. Жалею, что нет тебя.
Хочу приехать к тебе на каникулах. Буду
отдыхать на каникулах вместе с тобой.
Очень беспокоюсь о тебе.)
- Как вы рассуждали?
- Как
же
называется
такое
изменение
формы слова? (Склонение).
-
Что
такое
склонение?
(Изменение
по
падежам).
-Попробуйте определить тему урока
-Какова цель урока?
ия интереса к
учению;
самоконтроль
Формы:
фронтальна
я;
индивидуа
льная;
коллективн
ая;
самопровер
ка
Приёмы:
целеполагани
я; речь
учителя;
Технология:
проблемного
обучения
используя
учебник, свой
жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке
(Познавательн
ые УУД).
Уметь
оформлять
свои мысли в
устной форме;
слушать и
понимать речь
других
(Коммуникати
вные УУД).
Уметь работать
по коллективно
составленному
плану
(Регулятивные
УУД).
VI этап
Первичное
закрепление
с
проговарива
нием во
внешней
речи
Цель:
-
организовать
усвоение
Участвать
в
использов
ании
нового
способа
действий
с
проговари
ванием во
внешней
речи,
Организова
ть усвоение
учениками
нового
способа
действий с
проговарив
анием во
внешней
речи.
Организова
ть
1.- Тогда возникает другой вопрос. А что
меняется у личных местоимений в связи с
изменением формы? (Основа).
-Откройте
учебник
на
с.26,
прочитайте
тему урока.
- Найдите «Хитрый вопрос», прочитайте.
2.-Найдите упр.29. Прочитайте
предложения. Прочитайте 1) пункт.
- Выполните его.
-Прочитайте 2) пункт до запятой.
10ми
н
Методы:
словесный,
практический,
Формы:
фронтальная;
индивидуальна
.
Приём:
тренировочны
е задания.
Уметь
проговаривать
последовательн
ость действий
на уроке
(Регулятивные
УУД).
Уметь
оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
учениками
нового
способа
действий с
проговариван
ием во
внешней
речи.
осуществ
лять
самоконт
роль
фронтальн
ую работу
по
учебнику.
-
Выпишем
местоимения
в
порядке
следования падежей
с вопросами. (Один
ученик у доски).
Самооценивание.
- Сравним основы.
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте
немного отдохнем.
- Кто хочет провести физкультминутку?
4. - Найдите упр.30. Прочитайте текст.
-Прочитайте 2) пункт. Выполним его.
(Один ученик у доски). Самооценивание.
форме; слушать
и понимать
речь других
(Коммуникати
вные УУД).
VII этап
Самостоятел
ьная работа
с
самопроверк
ой по
эталону
Цель:
-организовать
выполнение
учащимися
заданий,
направленны
х на
включение
нового
знания в
систему уже
имеющихся
знаний.
Работать
с
информац
ией,
представл
енной в
форме
рисунка.
Осуществ
лять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотруднич
естве
необходи
мую
взаимопо
мощь
Участвова
Организова
ть
организова
ть
выполнени
е
учащимися
самостояте
льной
работы на
новое
знание,
взаимопров
ерку;
обеспечить
контроль
за
выполнени
ем
задания.
Организова
ть
1. Самостоятельная работа.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно
сможете потренироваться и выполнить
задание.
- Измените форму местоимения ВЫ.
Запишите в порядке следования падежей.
Взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у
друга.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Почему некоторые ребята допустили
ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало
меньше?
5мин
Методы:
словесный,
практический
взаимоконтро
ль,
стимулирован
ия интереса к
учению
Формы:
фронтальная;
коллектив
ная
Приём:
краткое
изложение
задачи,
тренировочно
-творческое
упражнение
Технология:
создание
ситуации
Уметь
выполнять
работу по
предложенному
плану. Уметь
вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его завершения
на основе его
оценки и учёта
характера
сделанных
ошибок
(Регулятивные
УУД).
Способность к
самооценке на
основе
критерия
успешности
ть в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
овать
собственн
ое мнение
и
аргументи
ровать
его
.
фронтальн
ую работу
по
учебнику.
Включить
учащихся
в
обсуждени
е
проблемны
х вопросов.
успеха
учебной
деятельности
(Личностные
УУД).
VIII этап
Включение в
систему
знаний и
повторения
Цель:
-
организовать
выполнение
учащимися
заданий,
направленны
х на
включение
нового
знания в
систему уже
имеющихся
знаний.
Работать
с
информац
ией,
представл
енной в
форме
рисунка.
Осуществ
лять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотруднич
естве
необходи
мую
взаимопо
мощь
(работать
в паре, в
Организова
ть
организова
ть
выполнени
е
учащимися
самостояте
льной
работы на
новое
знание,
работу в
парах, в
группах
обеспечить
контроль
за
выполнени
ем
задания.
Организова
ть
1.На
партах
карточки
с
набором
предложений.
Бега.т,
брод.т,
прыга.т,
прос.шь,
ненавид.т, чита.т.
- На какие две группы можно распределить
местоимения?
(По форме: начальная и косвенная)
-Поработайте в парах, обсудите
выполнение задания (устно –
раскладывают карточки по группам).
Задание для девочек:
- Девочки записывают предложения с
местоимениями в начальной форме.
Задание для мальчиков:
- Мальчики записывают предложения с
местоимениями в ковенной форме.
- Какие предложения записали записали?
20ми
н
Методы:
словесный,
практический
взаимоконтро
ль,
стимулирован
ия интереса к
учению
Формы:
фронтальная;
индивидуальн
ая; коллектив
ная, работа в
малых
группах
Приём:
классификаци
я, краткое
изложение
задачи,
тренировочно
-творческое
упражнение,
Уметь
выполнять
работу по
предложенному
плану. Уметь
вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его завершения
на основе его
оценки и учёта
характера
сделанных
ошибок
(Регулятивные
УУД).
Способность к
самооценке на
основе
критерия
успешности
учебной
группе).
Участвова
ть в
обсужден
ии
проблемн
ых
вопросов,
формулир
овать
собственн
ое мнение
и
аргументи
ровать
его
.
фронтальн
ую работу
по
учебнику.
Включить
учащихся
в
обсуждени
е
проблемны
х вопросов.
Самопроверка.
Слайд 3
2. Упр. 31.
_Прочитайте 1) пункт. Выпишите личные
местоимения, укажите падеж.
Фронтальная проверка.
3. -Поработайте в группах, обсудите
выполнение задания 3) и 4) пунктов.
3. Домашнее задание
1-й уровень – упр. 306
2-й уровень - упр. 307
3-й уровень - упр. 308
дифференциа
ция
Технология:
создание
ситуации
успеха
деятельности
(Личностные
УУД).
IX этап
Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке
Цель:
подвести итог
проделанной
работе на
уроке
Участвова
ть в
подведен
ии итога
проделан
ной
работе на
уроке
Организова
ть
подведение
итога
проделанно
й работе на
уроке
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к
знаниям помогла нам сделать на уроке
открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Давайте подведем итог при помощи
опорных фраз.
ИЛИ
- Чему научились?
- Какие затруднения испытывали?
- Довольны ли вы своей работой?
- Ваша самооценка совпала с моей.
Молодцы. Спасибо за урок.
5мин
Уметь
выражать свои
мысли;
использовать
критерии для
обоснования
суждений.
(Коммуникати
вные УУД)
Уметь
оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспективн
ой оценки.
(Регулятивные
УУД).
Способность к
самооценке на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные
УУД).