Автор: Мармылёва Илона Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Раздел: начальное образование
МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского»
Статья:
Основные направления работы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни
младших школьников
Учитель начальный классов
Мармылёва И.Е.
Смоленск, 2019г.
Основные направления работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни младших школьников
Вопрос
укрепления,
поддержания
и
сохранения
здоровья
обучающихся
является
актуальным
и
реализуемым
в
нашей
системе
образования.
Главная
задача
школы
–
предоставить
обучающемуся
возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у
него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа
жизни. Самый насущный вопрос, которым задается система образования: как
осуществить
сохранение,
укрепление
и
восстановление
здоровья
обучающихся?
Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека,
общества
и
государства
в
здоровьесберегающем
образовании.
Одной
из
первостепенных задач реформы системы образования становится сегодня
сбережение
и
укрепление
здоровья
обучающихся,
формирование
у
них
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
выбора
образовательных
технологий,
соответствующих
возрасту,
устраняющих
перегрузки
и
сохраняющих здоровье школьников.
Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это
комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к
реализации
возможных
проблем,
знакомых
большинству
педагогов,
плюс
постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Нельзя не заметить, что с каждым годом уровень здоровья будущих
первоклассников снижается, а это значит, что снижаются их возможность
успешно
обучаться.
Факторы,
оказывающие
существенное
влияние
на
состояние здоровья детей следующие: снижение уровня жизни населении;
неблагоприятная
экологическая
обстановка
в
нашей
стране;
ухудшение
состояние
здоровья
будущих
матерей;
депрессии,
стрессы;
низкая
двигательная
активность;
неосведомленность
родителей
в
вопросах
сохранения здоровья своих детей; низкое качество продуктов питания.
Нельзя не отметить и школьные факторы риска: методики и технологии
обучения не соответствуют возрастным и функциональным возможностям
обучающихся;
стрессовая
педагогическая
тактика;
несоблюдение
самых
элементарных физиологических и гигиенических требований к организации
учебного
процесса;
не
отлажена
система
физического
воспита ния;
интенсивность
учебного
процесса;
некоторая неграмотность
педагога
в
вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся; частичное разрушение
служб школьного медицинского контроля; не отлажена системна работы по
формированию представления о здоровье и здоровом
образе жизни как
ценности.
Все эти факторы приводят к тому, что ребенок приобретает не только
проблемы со здоровьем, но и трудности в учении.
В семье, в детском саду и в школе с самого раннего возраста детей учат
безопасному
поведению.
Но
знать
о
возможных
опасностях
и
правилах
поведения ˗˗ мало, надо уметь действовать в подобных ситуациях так, чтобы
сохранить и свою жизнь, и по возможности постараться
помочь другим
людям в различных чрезвычайных ситуациях. Следовательно, для этого надо
развивать нормы и традиции безопасного поведения, новое видение мира,
новые
идеи,
идеалы
и
ценности,
формировать
полную
физическую
и
психологическую
устойчивость
человека
к
условиям
воздействия
неблагоприятных
факторов
чрезвычайных
ситуаций,
качество
личности
безопасного типа и тем самым способствовать формированию безопасного
общества и государства.
Ч т о б ы достичь этого, необходимо формировать
культуру
безопасности
жизнедеятельности
населения,
как
основу
существования любого общества.
Основные
направления
деятельности
по
формированию
культуры
здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Направление
деятельности
Задачи
Содержание
Санитарно-
просветительская
работа по
формированию
здорового
образа
жизни
1. Знакомство детей,
родителей с основными
понятиями – здоровье,
здоровый образ жизни.
2.
Формирование
навыков
здорового
образа
жизни,
гигиены, правил личной
безопасности.
3. Обеспечение условий для
мотивации и
стимулирования
здорового
образа жизни
–
Проведение
уроков
здоровья, проведение
классных часов и
общешкольных
мероприятий по
пропаганде
здорового
образа жизни,
формированию
навыков
ЗОЖ, гигиены и личной
безопасности
Профилактическа
я деятельность
1. Обеспечение условий для
ранней диагностики
заболеваний, профилактики
здоровья.
2. Создание условий,
предотвращающих
ухудшение состояние
здоровья.
3.
Обеспечение
помощи
детям, перенесшим
заболевания, в адаптации к
учебному процессу.
4. Профилактика
травматизма
– Система мер по
улучшению питания
детей: режим питания;
эстетика помещений;
пропаганда культуры
питания в семье.
– Система мер по
улучшению
санитарии
и
гигиены: генеральные
уборки классных комнат,
школы; соблюдение
санитарно-гигиенических
требований.
– Система мер по
предупреждению
травматизма: оформление
уголков по технике
безопасности; проведение
инструктажа с детьми.
– Профилактика
утомляемости: проведени
е
под в ижных перемен;
оборудование зон отдыха.
Физкультурно-
оздоровительная,
спортивно-
массовая работа
1. Укрепление здоровья
детей средствами
физической культуры и
спорта.
2. Пропаганда
физической
культуры, спорта, туризма в
семье.
3. Всемерное развитие и
содействие детскому и
взрослому спорту и
туризму.
– Увеличение
объёма
и
повышение качества
оздоровительной и
спортивно-массовой
работы в школе:
организация
подвижных
игр; соревнований по
отдельным видам спорта;
спартакиады, дни
здоровья.
– Привлечение к
организации
физкультурно-
оздоровительной и
спортивно-массовой
работе с детьми тренеров
ДЮСШ, родителей.
Образовательная деятельность выступает ведущей по формированию
культуры
безопасного
образа
жизни,
так
как
такое
формирование
осуществляется
в
основном
в
учреждениях
общего
и
дополнительного
образования.
Получение
детьми
знаний,
умений
и
навыков
в
области
безопасности жизнедеятельности, воспитание у них внутренней, осознанной
потребности
следовать
существующим
нормам
и
правилам
безопасного
поведения осуществляется за счёт обязательной части примерной основной
общеобразовательной программы начального курса общего образования в
рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Считаю, ч т о здоровьесберегающие
образовательные
технологии
наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на
здоровье учащихся
.
Поэтому изучив и проанализировав данную проблему, а
также современную литературу по формированию здорового образа жизни
обучающихся младшего школьного возраста, я использую в своей работе
только
те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы, которые
направлены на организацию здорового образа жизни. Вот некоторые из таких
форм: моделирование определенных ситуаций; знакомство с художественной
литературой;
беседы;
беседы
по
иллюстрациям,
сюжетным
картинкам;
различные игры (словесные, ролевые, подвижные, дидактические); игровые
тренинги;
экскурсии
по
территории
школы;
наблюдения;
опыты
и
эксперименты.
В рамках игр и занимательных заданий уровень знаний учеников об
основах
безопасности
значительно
повышается,
так
как привлекается
внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание на своё
здоровье,
учит
заботиться
о
своём
организме,
формирует
привычку
здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в
возникающих
в
жизни
ситуациях.
Поэтому я
использую
дидактические
и сюжетно-ролевые игры, игры-тесты, стихи, загадки и пословицы, учебные
задачи, кроссворды, инсценировки.
Также использую следующие методы и приемы: ситуационный
метод, практический метод; познавательная игра; соревновательный метод и
др.
В соответствии с определенными условиями работы выбираю средства.
Это
и
обычные
движения
во
время
урока,
и
физические
упражнения,
физкультминутки,
подвижные
перемены,
спортивно-оздоровительные
массовые
мероприятия,
тематические
праздники
здоровья
в
рамках
внеурочной деятельности.
Расписание уроков составляется в соответствии со шкалой трудности
предметов.
Предмет
Балл
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Природоведение
Литературное чтение
Рисование
Музыка
Труд
Физкультура
11
10
7
7
7
1
2
4
5
Одним
из
наиболее
важных
путей
рациональной
организации
обучения,
считаю необходимым обеспечивать оптимальный двигательный
режим, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в
движении,
способствует
развитию
основных
двигательных
качеств
и
поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего периода
обучения в школе.
С
целью
удовлетворения
двигательной
потребности
учащихся
в
течение всего учебного дня, обязательно провожу утреннюю зарядку перед
началом
уроков.
Это
помогает
детям
активно
включаться
в
работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Также, определяю и
фиксирую
психологический
климат
на
уроке,
провожу
эмоциональную
разрядку
(психо-физические
тренировки),
строго
слежу
за
соблюдением
обучающимися правильной осанки, правильной позы, за ее соответствием
виду работы и чередованием в течение урока.
Чтобы
обучающиеся
не
уставали
на
уроке,
провожу
различные
физкультминутки
в
стихотворной
форме,
под
музыку
и
специальные
упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата,
упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного
дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Кроме того применяю дифференцированный подход к обучению. Этот
прием
также
способствует
сбережению
здоровья
обучающихся.
Как
следствие,
каждый
ребёнок
получает
от
урока
только
положительные
эмоции, ощущает защищённость, уют и комфорт, учится с интересом. Объём
домашнего задания и степень его сложности тоже необходимо соизмерять со
способностями и возможностями каждого ученика. По опыту знаю, что если
ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него, как
правило,
пропадает интерес к этой деятельности. Поэтому предоставляю
детям возможность получать разноуровневые домашние задания. Каждый
имеет возможность выбрать задание по силам и способностям.
Здоровьесбережению способствуют и проведение нестандартных
уроков. Поэтому в своей практике я широко их использую. Это могут быть
уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и
другие. В комплексе с другими приемами и методами организации учебных
занятий
также
применяю
игровые
технологии
на
уроках.
Это
укрепляет
мотивацию на изучение предмета, помогает увидеть индивидуальность детей,
вызвать положительные эмоции,.
На
классных
часах:
«Скажем
грязи
«Нет»,
«Золотые
правила
здоровья», «Как работать над домашним заданием», «Здоровье – дороже
любого богатства» говорим с ребятами о здоровом образе жизни.
В
вопросе
здоровьесбережения
крайне
важна
роль
родителей.
Родительское
собрание
–
это
основная
форма работы
с
родителями,
на
которой
обсуждаются
и
принимаются
решения
по
наиболее
важным
вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома.
Использую различные формы проведения родительских собраний. Собрания
проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов,
соревнований,
лекций и бесед. Темы собраний были следующие:
“Прежде всего - мы
родители”,
«Не
хочу
учиться»,
«Главные
мотивы
учения
младших
школьников», «Как уберечь ребенка от стрессов», «Как сберечь здоровье
ребенка».
Реализовать задачи
ОБЖ
также
можно
и
в
рамках
внеурочной
деятельности,
которая
организуется
по
направлениям
развития
личности:
духовно-нравственного,
физкультурно-спортивного
и
оздоровительного,
социального,
обще-интеллектуального,
общекультурного.
По
спортивно-
оздоровительному направлению я разработала программы таких кружков как
«Здравушка», «Мои уроки здоровья». Работаю по ним уже четвертый год.
Итак, опыт показывает, что использование в образовательном процессе
здоровьесберегающих
технологий
ведет
к
снижению
показателей
заболеваемости детей, психологический климат в детском и педагогическом
коллективах
значительно
улучшается,
и,
что
весьма
важно,
активно
приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению
здоровья их
детей. Учителю, освоившему эту технологию, становится легко и интересно
работать, так как сама собой уходит проблема учебной дисциплины, учитель
раскрепощается,
открывается
простор
для
воплощения
в
жизнь
его
педагогических
идей,
способствует
расширению
его
педагогического
творчества.