Напоминание

Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников


Автор: Мармылёва Илона Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского»

Статья:

Основные направления работы по формированию

культуры здорового и безопасного образа жизни

младших школьников

Учитель начальный классов

Мармылёва И.Е.

Смоленск, 2019г.

Основные направления работы по формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни младших школьников

Вопрос

укрепления,

поддержания

и

сохранения

здоровья

обучающихся

является

актуальным

и

реализуемым

в

нашей

системе

образования.

Главная

задача

школы

предоставить

обучающемуся

возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у

него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа

жизни. Самый насущный вопрос, которым задается система образования: как

осуществить

сохранение,

укрепление

и

восстановление

здоровья

обучающихся?

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека,

общества

и

государства

в

здоровьесберегающем

образовании.

Одной

из

первостепенных задач реформы системы образования становится сегодня

сбережение

и

укрепление

здоровья

обучающихся,

формирование

у

них

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

выбора

образовательных

технологий,

соответствующих

возрасту,

устраняющих

перегрузки

и

сохраняющих здоровье школьников.

Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это

комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к

реализации

возможных

проблем,

знакомых

большинству

педагогов,

плюс

постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Нельзя не заметить, что с каждым годом уровень здоровья будущих

первоклассников снижается, а это значит, что снижаются их возможность

успешно

обучаться.

Факторы,

оказывающие

существенное

влияние

на

состояние здоровья детей следующие: снижение уровня жизни населении;

неблагоприятная

экологическая

обстановка

в

нашей

стране;

ухудшение

состояние

здоровья

будущих

матерей;

депрессии,

стрессы;

низкая

двигательная

активность;

неосведомленность

родителей

в

вопросах

сохранения здоровья своих детей; низкое качество продуктов питания.

Нельзя не отметить и школьные факторы риска: методики и технологии

обучения не соответствуют возрастным и функциональным возможностям

обучающихся;

стрессовая

педагогическая

тактика;

несоблюдение

самых

элементарных физиологических и гигиенических требований к организации

учебного

процесса;

не

отлажена

система

физического

воспита ния;

интенсивность

учебного

процесса;

некоторая неграмотность

педагога

в

вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся; частичное разрушение

служб школьного медицинского контроля; не отлажена системна работы по

формированию представления о здоровье и здоровом

образе жизни как

ценности.

Все эти факторы приводят к тому, что ребенок приобретает не только

проблемы со здоровьем, но и трудности в учении.

В семье, в детском саду и в школе с самого раннего возраста детей учат

безопасному

поведению.

Но

знать

о

возможных

опасностях

и

правилах

поведения ˗˗ мало, надо уметь действовать в подобных ситуациях так, чтобы

сохранить и свою жизнь, и по возможности постараться

помочь другим

людям в различных чрезвычайных ситуациях. Следовательно, для этого надо

развивать нормы и традиции безопасного поведения, новое видение мира,

новые

идеи,

идеалы

и

ценности,

формировать

полную

физическую

и

психологическую

устойчивость

человека

к

условиям

воздействия

неблагоприятных

факторов

чрезвычайных

ситуаций,

качество

личности

безопасного типа и тем самым способствовать формированию безопасного

общества и государства.

Ч т о б ы достичь этого, необходимо формировать

культуру

безопасности

жизнедеятельности

населения,

как

основу

существования любого общества.

Основные

направления

деятельности

по

формированию

культуры

здорового и безопасного образа жизни младших школьников.

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-

просветительская

работа по

формированию

здорового

образа

жизни

1. Знакомство детей,

родителей с основными

понятиями – здоровье,

здоровый образ жизни.

2.

Формирование

навыков

здорового

образа

жизни,

гигиены, правил личной

безопасности.

3. Обеспечение условий для

мотивации и

стимулирования

здорового

образа жизни

Проведение

уроков

здоровья, проведение

классных часов и

общешкольных

мероприятий по

пропаганде

здорового

образа жизни,

формированию

навыков

ЗОЖ, гигиены и личной

безопасности

Профилактическа

я деятельность

1. Обеспечение условий для

ранней диагностики

заболеваний, профилактики

здоровья.

2. Создание условий,

предотвращающих

ухудшение состояние

здоровья.

3.

Обеспечение

помощи

детям, перенесшим

заболевания, в адаптации к

учебному процессу.

4. Профилактика

травматизма

– Система мер по

улучшению питания

детей: режим питания;

эстетика помещений;

пропаганда культуры

питания в семье.

– Система мер по

улучшению

санитарии

и

гигиены: генеральные

уборки классных комнат,

школы; соблюдение

санитарно-гигиенических

требований.

– Система мер по

предупреждению

травматизма: оформление

уголков по технике

безопасности; проведение

инструктажа с детьми.

– Профилактика

утомляемости: проведени

е

под в ижных перемен;

оборудование зон отдыха.

Физкультурно-

оздоровительная,

спортивно-

массовая работа

1. Укрепление здоровья

детей средствами

физической культуры и

спорта.

2. Пропаганда

физической

культуры, спорта, туризма в

семье.

3. Всемерное развитие и

содействие детскому и

взрослому спорту и

туризму.

– Увеличение

объёма

и

повышение качества

оздоровительной и

спортивно-массовой

работы в школе:

организация

подвижных

игр; соревнований по

отдельным видам спорта;

спартакиады, дни

здоровья.

– Привлечение к

организации

физкультурно-

оздоровительной и

спортивно-массовой

работе с детьми тренеров

ДЮСШ, родителей.

Образовательная деятельность выступает ведущей по формированию

культуры

безопасного

образа

жизни,

так

как

такое

формирование

осуществляется

в

основном

в

учреждениях

общего

и

дополнительного

образования.

Получение

детьми

знаний,

умений

и

навыков

в

области

безопасности жизнедеятельности, воспитание у них внутренней, осознанной

потребности

следовать

существующим

нормам

и

правилам

безопасного

поведения осуществляется за счёт обязательной части примерной основной

общеобразовательной программы начального курса общего образования в

рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Считаю, ч т о здоровьесберегающие

образовательные

технологии

наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на

здоровье учащихся

.

Поэтому изучив и проанализировав данную проблему, а

также современную литературу по формированию здорового образа жизни

обучающихся младшего школьного возраста, я использую в своей работе

только

те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы, которые

направлены на организацию здорового образа жизни. Вот некоторые из таких

форм: моделирование определенных ситуаций; знакомство с художественной

литературой;

беседы;

беседы

по

иллюстрациям,

сюжетным

картинкам;

различные игры (словесные, ролевые, подвижные, дидактические); игровые

тренинги;

экскурсии

по

территории

школы;

наблюдения;

опыты

и

эксперименты.

В рамках игр и занимательных заданий уровень знаний учеников об

основах

безопасности

значительно

повышается,

так

как привлекается

внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание на своё

здоровье,

учит

заботиться

о

своём

организме,

формирует

привычку

здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в

возникающих

в

жизни

ситуациях.

Поэтому я

использую

дидактические

и сюжетно-ролевые игры, игры-тесты, стихи, загадки и пословицы, учебные

задачи, кроссворды, инсценировки.

Также использую следующие методы и приемы: ситуационный

метод, практический метод; познавательная игра; соревновательный метод и

др.

В соответствии с определенными условиями работы выбираю средства.

Это

и

обычные

движения

во

время

урока,

и

физические

упражнения,

физкультминутки,

подвижные

перемены,

спортивно-оздоровительные

массовые

мероприятия,

тематические

праздники

здоровья

в

рамках

внеурочной деятельности.

Расписание уроков составляется в соответствии со шкалой трудности

предметов.

Предмет

Балл

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Природоведение

Литературное чтение

Рисование

Музыка

Труд

Физкультура

11

10

7

7

7

1

2

4

5

Одним

из

наиболее

важных

путей

рациональной

организации

обучения,

считаю необходимым обеспечивать оптимальный двигательный

режим, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в

движении,

способствует

развитию

основных

двигательных

качеств

и

поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего периода

обучения в школе.

С

целью

удовлетворения

двигательной

потребности

учащихся

в

течение всего учебного дня, обязательно провожу утреннюю зарядку перед

началом

уроков.

Это

помогает

детям

активно

включаться

в

работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Также, определяю и

фиксирую

психологический

климат

на

уроке,

провожу

эмоциональную

разрядку

(психо-физические

тренировки),

строго

слежу

за

соблюдением

обучающимися правильной осанки, правильной позы, за ее соответствием

виду работы и чередованием в течение урока.

Чтобы

обучающиеся

не

уставали

на

уроке,

провожу

различные

физкультминутки

в

стихотворной

форме,

под

музыку

и

специальные

упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата,

упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного

дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Кроме того применяю дифференцированный подход к обучению. Этот

прием

также

способствует

сбережению

здоровья

обучающихся.

Как

следствие,

каждый

ребёнок

получает

от

урока

только

положительные

эмоции, ощущает защищённость, уют и комфорт, учится с интересом. Объём

домашнего задания и степень его сложности тоже необходимо соизмерять со

способностями и возможностями каждого ученика. По опыту знаю, что если

ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него, как

правило,

пропадает интерес к этой деятельности. Поэтому предоставляю

детям возможность получать разноуровневые домашние задания. Каждый

имеет возможность выбрать задание по силам и способностям.

Здоровьесбережению способствуют и проведение нестандартных

уроков. Поэтому в своей практике я широко их использую. Это могут быть

уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и

другие. В комплексе с другими приемами и методами организации учебных

занятий

также

применяю

игровые

технологии

на

уроках.

Это

укрепляет

мотивацию на изучение предмета, помогает увидеть индивидуальность детей,

вызвать положительные эмоции,.

На

классных

часах:

«Скажем

грязи

«Нет»,

«Золотые

правила

здоровья», «Как работать над домашним заданием», «Здоровье – дороже

любого богатства» говорим с ребятами о здоровом образе жизни.

В

вопросе

здоровьесбережения

крайне

важна

роль

родителей.

Родительское

собрание

это

основная

форма работы

с

родителями,

на

которой

обсуждаются

и

принимаются

решения

по

наиболее

важным

вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома.

Использую различные формы проведения родительских собраний. Собрания

проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов,

соревнований,

лекций и бесед. Темы собраний были следующие:

“Прежде всего - мы

родители”,

«Не

хочу

учиться»,

«Главные

мотивы

учения

младших

школьников», «Как уберечь ребенка от стрессов», «Как сберечь здоровье

ребенка».

Реализовать задачи

ОБЖ

также

можно

и

в

рамках

внеурочной

деятельности,

которая

организуется

по

направлениям

развития

личности:

духовно-нравственного,

физкультурно-спортивного

и

оздоровительного,

социального,

обще-интеллектуального,

общекультурного.

По

спортивно-

оздоровительному направлению я разработала программы таких кружков как

«Здравушка», «Мои уроки здоровья». Работаю по ним уже четвертый год.

Итак, опыт показывает, что использование в образовательном процессе

здоровьесберегающих

технологий

ведет

к

снижению

показателей

заболеваемости детей, психологический климат в детском и педагогическом

коллективах

значительно

улучшается,

и,

что

весьма

важно,

активно

приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению

здоровья их

детей. Учителю, освоившему эту технологию, становится легко и интересно

работать, так как сама собой уходит проблема учебной дисциплины, учитель

раскрепощается,

открывается

простор

для

воплощения

в

жизнь

его

педагогических

идей,

способствует

расширению

его

педагогического

творчества.



В раздел образования