Автор: Кузьмичева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №10 "Кроха"
Населённый пункт: г.Чкаловск Ннижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Решение проблемы развития речи современных детей посредством дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование
Решение проблемы развития речи современных детей посредством дидактических
игр.
В быстром ритме жизни людям не хватает времени на разговоры друг с другом. В семье на
общение с ребенком у родителей остается в среднем один час утром и два часа вечером. Папа и
мама занимаются домашними делами, а ребенку остается проводить время в одиночестве.
Общение в семье сводится к необходимому минимуму, поэтому актуальной проблемой в
настоящее время является речевое развитие детей.
Уходят традиции, такие, как семейный ужин, за которым все могли бы поделиться
новостями. Это способствовало не только развитию культуры принятия пищи, но и духовному
сближению родных людей.
Дефицит общения современные дети восполняют общением в социальных сетях.
Принятый сленг, в так называемой блогосфере, прост, он не требует построения сложных
предложений. Постоянно общаясь со сверстниками таким образом, дети отвыкают от нормального
разговора. Приходя в школу, они продолжают общаться с помощью мобильного телефона, что
также предполагает свернутые фразы и выражения.
Если в детском саду развитию речи уделяется достаточное внимание, то в школе дети
теряют приобретенные навыки речевого взаимодействия. Помимо этого все больше детей
рождаются с различными отклонениями, влияющими на развитие речи в частности.
Между тем, решить проблему времени на общение со своим ребенком необходимо. Часто
можно наблюдать следующую картину: вечером мама спешит домой, тащит ребенка за руку.
Малыш возбужденно рассказывает о прошедшем дне, а мама лишь рассеянно кивает. Она не
поддерживает разговор. Со временем ребенок привыкнет, что с ним никто не разговаривает. Нельзя
допускать такое. По дороге домой возможно обсудить детские проблемы, увидеть что-то
интересное, вспомнить стихотворение. Поднимаясь по лестнице, можно пересчитать ступени,
закрепляя порядковый счет. Нужно привлечь ребенка к выполнению домашних дел, в процессе
выполнения которых можно сделать акцент на речевое развитие ребенка. Совместное
приготовление ужина позволит не только научить ребенка несложным действиям и обогатить
словарь, но и сблизиться членам семьи.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка,
возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования
связной речи.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а
своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем
благополучному обучению в школе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного
образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего
мира.
С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный образовательный
стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является
одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование
звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на
лету».
Ничто так не привлекает внимание ребенка, как игрушка. Играя, по-разному используя
игрушки, он знакомится с их свойствами, рассматривает, производит разнообразные действия:
размахивает, стучит, вкладывает одну в другую, ставит одну на другую, катит и т. п.
Игра -- основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на
психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных
педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе
игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из
основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу
расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории
отечественной психологии. Поставленная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры
получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В.
Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в исследованиях их сотрудников и учеников.
Подробное и исчерпывающее изложение истории создания отечественной теории игры, ее
основных понятий и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной
монографии Д. Б. Эльконина.
Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его
отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое
специфическое содержание и строение -- особый предмет и мотивы деятельности, и особую
систему действий».
Дидактическая игра -- одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же
время игра -- основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую
(которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она
активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу
познания.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей -
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа. Следовательно, в современной методике цель речевого
развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной
речи с учётом возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из
ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого
общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем
развития речи последних лет, проведённые под руководством Ф.А. Сохина, позволили определить
задачи речевого развития детей.
1. Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития
детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание
речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними.
Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
2. Воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает: развитие речевого слуха, на
основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение
правильному произношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение
средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса,
интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения.
3. Формирование грамматического строя речи. Данная задача предполагает формирование
морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов
словообразования и синтаксиса (типов словосочетаний и предложений). Без овладения
грамматикой невозможно речевое общение.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной
формой общения детей дошкольного возраста. В диалогической речи развиваются умения,
необходимые для более сложной формы общения - монолога.
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и
понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
5. Формирование элементарного осознание языка и речи. Данная задача обеспечивает
подготовку детей к обучению грамоте.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Значение дидактических игр в речевом развитии дошкольника
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и
самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности
ребёнка.
Остановимся подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике
все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками,
природным материалом), настольно - печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности в решении задач. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении
определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого
сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.
Игры - типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастах, но в зависимости от
возраста детей ставятся разные задачи.
С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные
ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Игры - типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В возрасте 3-
4 лет дети достают предмет и называют его. В 4года дети на ощупь определяют предметы. В 5-
7лет даются более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из
ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр - закрепление с детьми последовательности
бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях
культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать».
Дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение
каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких
игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
В игре нужно использовать правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой
детей, можно использовать песни, хороводы.
В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет
выполнение необходимых действий детьми.
Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи
осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками,
перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления,
построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх
требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и
различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.
Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так
дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности,
совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе
игры управляет поведением детей, учебно - образовательным процессом. В своей работе я
использую авторскую картотеку дидактических игр для детей разных возрастов, где определена
дидактическая задача, игровые действия, игровые правила.
Итак, дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается
структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую
деятельность одновременно. Одним из основных элементов игры - дидактическая задача, которая
определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи
или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего
содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется
воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Подводя итог можно сказать, что вопрос речевого развития детей дошкольного возраста
является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи.
Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие,
познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все
имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры -
оптимальный приём для работы с детьми.
Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей
дошкольного возраста в том случае, если будет проводиться систематическая работа со стороны
взрослых.
Литература
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика - Синтез, 2002. -272 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Запорожец, А.В., Лисина, М.Н. Развитие речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974. -
288 с.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и
др. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
6. Мухина, В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. -
272 с.
7. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
-240 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
1981. - 216 с.
9. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -
240 с.
10. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост.
М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 560 с.