Автор: Доронина Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Верхне -Матигорская средняя школа"
Населённый пункт: Архангельская область Холмогорский район д.Харлово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Письма с фронта как память человеческая"
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия : ««Письма с фронта как память человеческая ».
Класс: 7-8 класс
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его
подвигам, воспитание патриотических чувств на примерах писем с фронта.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в
исследовательской и творческой видах деятельности;
– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей ;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками ;
Ключевые вопросы: Что такое война? Кто такие участники войны? Какую нравственную
ценность представляют письма с фронта?
Словарная работа: «ветераны», «фронтовая почта», «святыня» , «фронтовое письмо».
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные
композиции, сообщения учащихся, экспонаты музея ( письма с фронта), текст рассказа
Ю.Яковлева «Реликвия», Б.Васильева «Экспонат №...»
Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют творческую
работу « Письмо моему деду – фронтовику ».
Тип занятия: внеклассное мероприятие.
Диагностическая карта внеклассного мероприятия.
Содержание взаимодействия педагога и
учащихся
№ Этап занятия
Деятельность учителя
Формируемые УУД
1
Самоопределение к
деятельности
Вступительное слово учителя .
Есть
исторические события, над которыми
время не властно. В нашей стране в их
ряду и Великая Отечественная война.
Проходят годы, но интерес к ее
истории не угасает. Снимаем и
смотрим кино, пишем и читаем книги,
но есть род литературы, который
потрясает сильнее художественных
версий. Это литература документов. И
письма войны - это тоже документы,
тоже история Великой Отечественной
войны; история, написанная кровью
храбрых, прошедшая через сердце
человека, бойца, узника, героя.
Коммуникативные
Регулятивные
(самоопределение к
деятельности)
2
Актуализация вопроса,
рассматриваемого на
занятии
Задает вопросы. Организует
дискуссию учащихся.
Вопросы для обсуждения:
- Почему письма во время войны были
так важны?
Личностные,
Коммуникативные
(формулировка собственного
мнения), регулятивные
(воспринимать критику)
- О чём писали бойцы?
- Почему письма до сих пор, спустя
столько лет, хранятся в семьях и в
музеях?
3
Постановка учебных
задач
Подводит учеников к теме урока
А в те страшные годы это была не
просто весточка - единственное, что
связывало тех, кто мерз в окопах, кто
вел за собой в атаку, кто выносил с
поля боя раненых - всех тех, кто воевал
с врагом, и тех, кто ждал и надеялся.
Весточка с фронта - это и радость, что
пришла новость, и холодящая душу
тревога: жив ли он, дорогой солдат.
Личностные (самоопределение
к познавательной
деятельности), регулятивные
(целеполагание),
коммуникативные
5
Организация
взаимодействия
учителя с учащимися
по овладению темы
занятия.
Учитель организует работу в группах,
контролирует ход работы.
Сообщения учащихся по группам.
1 группа – корреспонденты –
следопыты
2 группа – следопыты – поисковики
( работа с музейными архивами)
3 группа – поисковики- литераторы
Личностные (личностное
самоопределение, нравственно-
этическое оценивание,
коммуникативные :умение
слушать и слышать,
регулятивные(оценка своей
деятельности), познавательные
(осознанное построение
речевого высказывания)
6
Работа над проектом.
Принятие критериев
оценки
Организует рассказ учащихся о
письмах с войны
- Бойцы писали в любую свободную
минуту, в затишье между боями.
Писали родным, любимым о себе, о
друзьях, о войне...
Треугольником сложен пожелтевший
листок,
В нем и горькое лето, и сигналы
тревог,
В нем печаль отступленья в тот
отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда:
вперед! Даже смерть отступала,
хоть на несколько дней.
Коммуникативные(планирование
учебного сотрудничества,
управление поведением
партнера, диалог в группе),
познавательные (работа с
информацией, моделирование ),
регулятивные (целеполагание,
планирование деятельности), .
7
Защита проектов
Организует вопросы учащихся к
выступающим
-Как вы думаете, в чем ценность этих
писем с фронта?
-А что написали бы вы в этих письмам
своим дедам, прошедшим через войну?
Коммуникативные,
личностные, регулятивные
8
Рефлексия
деятельности
Читает текст ,выслушивает мнение
учеников о данном мероприятии.
Старая бумага упорно заворачивается
по сгибам. Выцвели чернила, поблекла
типографская
краска
на
почтовых
открытках. Письма с фронта до сих пор
бережно хранят во многих семьях. У
Коммуникативные
(формулирование и
аргументация своего мнения в
коммуникации),
,регулятивные
(оценка своей деятельности)
каждого
треугольника
своя
история:
счастливая или печальная.