Напоминание

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"


Автор: Шатуева Зарина Тулебергеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 4"Берёзка"
Населённый пункт: п. Володарский, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами

фольклора.

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому.

Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и

поведение. Все функции речи связаны между собой.

Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс,

которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль

играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать

условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с

близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно

создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых

и детей.

Существует предметная совместной деятельность.

Её основы закладываются в младенчестве, в период эмоционально-

личностного общения взрослого с ребёнком. В раннем возрасте предметная

деятельность становится ведущей. Если ребёнок не овладел этой

деятельностью, то у него не возникает потребность общаться. В первое время

ребёнка интересуют все окружающие предметы, он знакомится с ними,

пробует их на вкус, познаёт их физические свойства, запоминает их название

на слух, поэтому как можно чаще произносите название тех предметов,

которыми интересуется ваш малыш.

Подлинная предметная деятельность начинает развиваться позже, когда

ребёнку уже исполнился год, в этот период идёт усвоение способов действия

с предметами, которые обеспечивают их использование по назначению.

Ребёнок уже мысленно задаёт вопрос «Что с этим можно сделать?», а не

просто «Что это?» Когда взрослый объясняет, что можно делать с тем или

иным предметом, показывает определённые действия, малыш стремится сам

овладеть этим действием, учится пользоваться предметом. Формирование

предметной деятельности происходит тогда, когда ребёнок реально овладел

действиями с предметами, а не только знаниями о них.

При правильном воспитании ребёнка речь является основным средством

общения.

В раннем возрасте речь становится основным средством общения.

Ребёнок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но

именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия

взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается

подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из

важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение

со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой

характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со

сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При

недостатке общения, речь ребёнка не развивается и он может вырасти

замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка

средства фольклора.

За речью ребёнка важно следить с младенчества. Речь появляется, как

результат эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации,

повторения за взрослым звуков своего родного языка, задолго до появления

самостоятельной речи. Эмоциональное общение взрослого с малышом

является важнейшей предпосылкой становления речевых форм

коммуникации.

Формирование речевой активности происходит в раннем возрасте. В этот

период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами,

стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, т. к.

активный запас слов помогает излагать мысль. А для этого детям нужно

давать возможность высказываться, больше говорить, не перебивать его,

поощрять любую речевую попытку выразить мысль. Ребёнок начинает

произносить слова осмысленно, которые раньше просто слышал и не

понимал их значения, но со временем смысл становится понятен и ребёнок

сам пытается произносить слова. В три года ребёнок уже готов активно

использовать речь в целях общения со сверстниками и взрослыми. Когда

ребёнок приходит в детский сад, создаются новые непривычные условия, для

более лёгкой адаптации словесные инструкции нужно сочетать с показом и

выполнять действия совместно с ребёнком. Со временем слово становится

способом самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать

деятельность, поведение ребёнка.

Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается

именно в период дошкольного детства. Огромная ответственность ложится

на воспитателя. Поэтому правильно подобранные приёмы и методы

по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развития ребёнка в

целом.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной

деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение

действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его

умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные

звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать

вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым,

начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику

звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство

произведений устного народного творчества создавалось с

целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим

образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и

сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга

включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест -

накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что

они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и

тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми.

Большинство детей по своей природе– кинестетики: они любят, когда их

гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как

раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Целенаправленное и систематическое использование фольклора в

детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия

ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный

период детства.

Я использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами,

ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черёд

прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для

пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому

необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества

многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь

пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют

животные (кисонька -мурлысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и

т. д.).Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за

водичкой- цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь

прянечки и т. д.

При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить

понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи,

изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое

взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-

образное мышление.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в

детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по

дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может

подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить

контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока

ещё мало знакомому человеку-воспитателю.

Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация,

с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.

Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые

нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в

свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых

сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые

формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,

животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание

повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи.

Для запоминания потешек, я использую подбор различного материала –

это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия,

которые лежат в доступногм для детей месте. Они с радостью рассматривают

иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек.

В результате общения с фольклорными произведениями к ребёнку

передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,

нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют

познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с

окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и

чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного

материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствуют

запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый тон.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша

удовольствие и радость.

Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный

фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка.

Благодаря фольклоруребенок не только легче адаптируется к детскому саду,

главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за

воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а

через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни.

Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь,

ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием,

покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.

Благодаря использованию устного народного творчества с

необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие

ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.

Необходимо поддерживать в часы бодроствования радостные эмоции у

ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно

использовать во время пробуждения, массажа.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и

вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти

произведения близки! В работе с детьми я выбрала именно этот приём и

получила уже первые результаты работы, уровень развития речи детей

высокий!

Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети

заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!



В раздел образования