Автор: Бурмистрова Инесса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: Орловская область город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения."
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста через игры и упражнения
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От
них,
образно
говоря,
идут
тончайшие
ручейки,
которые
питают
источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности
в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием
труда
(ручкой,
карандашом.),
тем
сложнее
движения,
необходимые
для
этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем
больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский
В жизни человека существует поистине уникальный период, который
называется детством. Это именно этот период, когда маленький человек
познает мир с нуля, учится ходить и разговаривать, именно в этот период
мозг
малыша
настроен
на
интенсивное
и
максимальное
получение
информации.
Известный
педагог
В.
А.
Сухомлинский
говорил:
«Ум
ребенка
находится на кончиках пальцев». И данное высказывание подтвердили в
своих исследованиях много ученых. Неоднократно ими доказано, что степень
развития речи ребенка находится в тесной взаимосвязи с умением малыша
выполнять
тонко-координированные
движения
пальчиками.
Мария
Монтессори считала, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка
в
коре
больших
полушарий.
Последние
годы
растет
количество
детей
с
различными нарушения речи, дети бывают либо плохо разговаривают, либо
вообще не разговаривают. Поэтому мелкую моторику у детей необходимо
развивать с раннего возраста.
Способы
и
средства
развития
мелкой
моторики
множество.
Остановимся
на
некоторых,
которые
мы
наиболее
часто
используем
в
практике дошкольной организации.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие
речи, творческие способности, фантазию. Исследователи в данной области
доказали, что существует неразрывная связь между развитием пальцев рук и
кисти и речью ребенка. Каждая рука образно связана с соответствующим
полушарием
головного
мозга,
т.
е.
в
правом
полушарии
происходит
становление различных образов и явлений, а в левом эти образы находят
словесное выражение. Поэтому очень важно развивать пальцы ребенка на
обеих руках и занятия эти должны быть ежедневными и систематическими.
Самыми первыми пальчиковыми играми являются: «Сорока-белобока»,
«Коза рогатая», «Ладушки».
Пальчиковая
гимнастика
актуальна
на
всех
этапах
дошкольного
возраста,
в
каждой
возрастной
период
она
усложняется
и
дополняется
различными
средствами.
Пальчиковые
игры
обычно
сопровождаются
стихотворениями или потешками. Дети с удовольствием их запоминают, а в
последствии и сами воспроизводят, а это, в свою очередь, благотворно влияет
на развитие памяти.
Нашло
применение
в
практике
и
древний
китайский
способ
–
упражнения с грецкими орехами. Орех берется в руку на тыльную сторону
ладони и катается другой рукой по и против часовой стрелки. Затем руки
меняются.
Высокую
эффективность
по
развитию
мелкой
моторики
показала
терапия «Су-Джок», которую в последние годы также широко применяют в
своей
работе
не
только
воспитатели,
но
и
логопеды.
Причем
массажи
грецкими орехами, «Су-Джок» интереснее для детей применять в сочетании с
речевыми упражнениями, например, повтор чистоговорок, слоговых цепочек
или
простых
стихотворений
на
определенный
звук.
Исследователи
этих
методов утверждают, что подобные массажи не только активизируют речевые
и мозговые процессы, но и повышают иммунитет.
Игры
с
крупами,
пуговицами,
морскими
камешками,
ракушками
оказывают
хорошее
тонизирующее
и
оздоравливающе
действие.
Детям
можно предложить рассортировать предметы, причем брать их не только
пальчиками, но и в последствии пинцетом; можно украшать крупами или
мелкими ракушками пластилиновые поделки, а в более старшем возрасте –
цифры и буквы. Очень увлекательное и полезное занятие – нанизывание на
шнурок
пуговиц,
макаронных
изделий,
нарезанных
на
мелкие
кусочки
коктейльных
трубочек.
Также
широко
применяется
сухой
бассейн,
где
в
качестве наполнителя используется любая крупа, или сочетание круп, можно
подкрашенной,
и
мелкие
игрушки
из
киндер-сюрпризов.
Детям
очень
нравится перебирать пальчиками в контейнере с крупой и искать «клад».
Единственное
условие
–
эти
игры
необходимо
проводить
под
строгим
контролем взрослого!
В
младшем
дошкольном
возрасте
не
теряет
свою
актуальность
и
мозаика,
которая
не
только
тренирует
пальцы
ребенка,
но
и
развивает
воображение, внимательность, усидчивость, знакомит с основными формами,
цветами.
Младшему
дошкольнику
также
полезно
и
интересно
играть
в
математический планшет или геоборд. Его можно изготовить самостоятельно
из разделочной доски и силовых кнопок. Ребенку затем предоставляются
либо канцелярские резинки, либо резиночки для волос, и он нанизывает их на
штырьки сначала как хочется, потом можно попросить сортировать резинки
по цвету, в последствии выкладывать геометрические фигуры и т. д. Данная
игра развивает мелкую моторику руки, фантазию ребенка, пространственное
и ассоциативное мышление, помогает расслабиться и снять психологическое
напряжение.
Особенно любят дети в возрасте 3- 4 лет пластилиновые заплатки. Это
игра
похожа
на
мозаику,
только
вместо
деталей
используются
кусочки
пластилина.
С
помощью
этой
игры
также
развивается
мелкая
моторика
пальцев, повышается внимательность, сосредоточенность и концентрация на
одном
занятии.
В
процессе
игры
ребенок
самостоятельно
разогревает
пластилин,
отрывает
маленькие
кусочки,
скатывает
из
них
шарики
и
приклеивает нажатием пальца.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что пальчиковые игры
и упражнение – это неотъемлемое и неразрывное средство для развития
мелкой
моторики
и
речи.
Разучивание
текстов
с
использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного,
наглядно-действенного
мышления,
произвольного
и
непроизвольного
внимания,
слухового
и
зрительного
восприятия,
быстроту
реакции
и
эмоциональную
выразительность,
способность
сосредотачиваться.
Пальчиковые игры и упражнения позволяют расширить представление об
окружающем
мире,
повышают
словарный
запас
ребенка,
дают
первоначальные
математические
представления,
помогают
снять
психологическое и эмоциональное напряжение и создать уютную сказочную
атмосферу даже на учебном занятии.
Литература:
1.
Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина, О.В.
Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - № 6.
2.
Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего
развития. – Издательство: АСТ, 2014. – 320 с.
3.
Прищепа,
С.
Мелкая
моторика
в
психофизическом
развитии
детей. / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. –
2005. – №1.
4.
Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю. А. Соколова» – М.:
2004.