Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения."


Автор: Бурмистрова Инесса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: Орловская область город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста через игры и упражнения

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От

них,

образно

говоря,

идут

тончайшие

ручейки,

которые

питают

источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности

в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием

труда

(ручкой,

карандашом.),

тем

сложнее

движения,

необходимые

для

этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем

больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

В жизни человека существует поистине уникальный период, который

называется детством. Это именно этот период, когда маленький человек

познает мир с нуля, учится ходить и разговаривать, именно в этот период

мозг

малыша

настроен

на

интенсивное

и

максимальное

получение

информации.

Известный

педагог

В.

А.

Сухомлинский

говорил:

«Ум

ребенка

находится на кончиках пальцев». И данное высказывание подтвердили в

своих исследованиях много ученых. Неоднократно ими доказано, что степень

развития речи ребенка находится в тесной взаимосвязи с умением малыша

выполнять

тонко-координированные

движения

пальчиками.

Мария

Монтессори считала, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка

в

коре

больших

полушарий.

Последние

годы

растет

количество

детей

с

различными нарушения речи, дети бывают либо плохо разговаривают, либо

вообще не разговаривают. Поэтому мелкую моторику у детей необходимо

развивать с раннего возраста.

Способы

и

средства

развития

мелкой

моторики

множество.

Остановимся

на

некоторых,

которые

мы

наиболее

часто

используем

в

практике дошкольной организации.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие

речи, творческие способности, фантазию. Исследователи в данной области

доказали, что существует неразрывная связь между развитием пальцев рук и

кисти и речью ребенка. Каждая рука образно связана с соответствующим

полушарием

головного

мозга,

т.

е.

в

правом

полушарии

происходит

становление различных образов и явлений, а в левом эти образы находят

словесное выражение. Поэтому очень важно развивать пальцы ребенка на

обеих руках и занятия эти должны быть ежедневными и систематическими.

Самыми первыми пальчиковыми играми являются: «Сорока-белобока»,

«Коза рогатая», «Ладушки».

Пальчиковая

гимнастика

актуальна

на

всех

этапах

дошкольного

возраста,

в

каждой

возрастной

период

она

усложняется

и

дополняется

различными

средствами.

Пальчиковые

игры

обычно

сопровождаются

стихотворениями или потешками. Дети с удовольствием их запоминают, а в

последствии и сами воспроизводят, а это, в свою очередь, благотворно влияет

на развитие памяти.

Нашло

применение

в

практике

и

древний

китайский

способ

упражнения с грецкими орехами. Орех берется в руку на тыльную сторону

ладони и катается другой рукой по и против часовой стрелки. Затем руки

меняются.

Высокую

эффективность

по

развитию

мелкой

моторики

показала

терапия «Су-Джок», которую в последние годы также широко применяют в

своей

работе

не

только

воспитатели,

но

и

логопеды.

Причем

массажи

грецкими орехами, «Су-Джок» интереснее для детей применять в сочетании с

речевыми упражнениями, например, повтор чистоговорок, слоговых цепочек

или

простых

стихотворений

на

определенный

звук.

Исследователи

этих

методов утверждают, что подобные массажи не только активизируют речевые

и мозговые процессы, но и повышают иммунитет.

Игры

с

крупами,

пуговицами,

морскими

камешками,

ракушками

оказывают

хорошее

тонизирующее

и

оздоравливающе

действие.

Детям

можно предложить рассортировать предметы, причем брать их не только

пальчиками, но и в последствии пинцетом; можно украшать крупами или

мелкими ракушками пластилиновые поделки, а в более старшем возрасте –

цифры и буквы. Очень увлекательное и полезное занятие – нанизывание на

шнурок

пуговиц,

макаронных

изделий,

нарезанных

на

мелкие

кусочки

коктейльных

трубочек.

Также

широко

применяется

сухой

бассейн,

где

в

качестве наполнителя используется любая крупа, или сочетание круп, можно

подкрашенной,

и

мелкие

игрушки

из

киндер-сюрпризов.

Детям

очень

нравится перебирать пальчиками в контейнере с крупой и искать «клад».

Единственное

условие

эти

игры

необходимо

проводить

под

строгим

контролем взрослого!

В

младшем

дошкольном

возрасте

не

теряет

свою

актуальность

и

мозаика,

которая

не

только

тренирует

пальцы

ребенка,

но

и

развивает

воображение, внимательность, усидчивость, знакомит с основными формами,

цветами.

Младшему

дошкольнику

также

полезно

и

интересно

играть

в

математический планшет или геоборд. Его можно изготовить самостоятельно

из разделочной доски и силовых кнопок. Ребенку затем предоставляются

либо канцелярские резинки, либо резиночки для волос, и он нанизывает их на

штырьки сначала как хочется, потом можно попросить сортировать резинки

по цвету, в последствии выкладывать геометрические фигуры и т. д. Данная

игра развивает мелкую моторику руки, фантазию ребенка, пространственное

и ассоциативное мышление, помогает расслабиться и снять психологическое

напряжение.

Особенно любят дети в возрасте 3- 4 лет пластилиновые заплатки. Это

игра

похожа

на

мозаику,

только

вместо

деталей

используются

кусочки

пластилина.

С

помощью

этой

игры

также

развивается

мелкая

моторика

пальцев, повышается внимательность, сосредоточенность и концентрация на

одном

занятии.

В

процессе

игры

ребенок

самостоятельно

разогревает

пластилин,

отрывает

маленькие

кусочки,

скатывает

из

них

шарики

и

приклеивает нажатием пальца.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что пальчиковые игры

и упражнение – это неотъемлемое и неразрывное средство для развития

мелкой

моторики

и

речи.

Разучивание

текстов

с

использованием

«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного,

наглядно-действенного

мышления,

произвольного

и

непроизвольного

внимания,

слухового

и

зрительного

восприятия,

быстроту

реакции

и

эмоциональную

выразительность,

способность

сосредотачиваться.

Пальчиковые игры и упражнения позволяют расширить представление об

окружающем

мире,

повышают

словарный

запас

ребенка,

дают

первоначальные

математические

представления,

помогают

снять

психологическое и эмоциональное напряжение и создать уютную сказочную

атмосферу даже на учебном занятии.

Литература:

1.

Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина, О.В.

Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - № 6.

2.

Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего

развития. – Издательство: АСТ, 2014. – 320 с.

3.

Прищепа,

С.

Мелкая

моторика

в

психофизическом

развитии

детей. / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. –

2005. – №1.

4.

Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю. А. Соколова» – М.:

2004.



В раздел образования