Напоминание

Образовательная программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика" (спортивно-оздоровительное направление)


Автор: Астафьева Тамара Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ № 2
Населённый пункт: г. Дубовка, Волгоградской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Образовательная программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика" (спортивно-оздоровительное направление)
Раздел: начальное образование





Назад





Образовательная программа

организации внеурочной деятельности

«Оздоровительная гимнастика»
(спортивно-оздоровительное направление) Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 4 года Автор программы: Астафьева Тамара Владимировна, учитель начальных классов г. Дубовка 1

Образовательная программа организации внеурочной деятельности

«Оздоровительная гимнастика»

(спортивно-оздоровительное направление)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Оздоровительная гимнастика» представляет собой программу внеурочной деятельности младших школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Ухудшение здоровья зависит от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, к здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. С каждым годом растет заболеваемость среди учащихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной нервной системы. Статистические данные свидетельствуют, что среди выпускников школ за последние годы нет практически ни одного абсолютно здорового учащегося. Статистика актуальной темы:  15% первоклассников жалуются на головные боли;  1/3 учащихся имеют различные нарушения осанки;  10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушения зрения разной тяжести;  20% входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;  40% ведут малоподвижный образ жизни;  ежедневно дети недосыпают от 30 минут до 1,5 часов Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Данная программа
актуальна
, так как она: 1. Разработана в соответствии с целями и задачами школы: воспитание нравственного, духовного и физически здорового человека. 2. По данным ежегодного медицинского обследования 50% детей имеют какую-либо патологию здоровья. 3. Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей. Программа разработана с учётом возраста обучающихся, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять своё здоровье. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач: 
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому

развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

развитие двигательных (кондиционных и координационных)

способностей;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и

спорта;
2

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях

отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления

здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности.
Решая единые воспитательные задачи в этом направлении целесообразно объединить усилия, что позволит в течение года проводить более качественные и интересные для детей занятия и поможет сдружить детский коллектив. Программа рассчитана на 4 года.
135 часов на первой ступени обучения.
1 год обучения – «Дыхательная гимнастика» - 33 часа 2 год обучения – «Аэробика» - 34 часа 3 год обучения – «Музыкальная ритмика» - 34 часа 4 год обучения – «Восточная йога» - 34 часа Данная программа может быть реализована за менее короткий срок. Для всех детей, независимо от группы здоровья. Форма занятий: комбинированная (теория + практика + игровая деятельность). Работа по данной программе направлена на достижение следующей цели:
формирование представления о здоровье как одной из главных

ценностей человеческой жизни.
Программа направлена на:  формирование повышения мотивации к занятиям спортом;  знание основополагающих принципов здорового образа жизни;  расширение кругозора и развитие творческих способностей детей.
Концептуальные основы курса
Образовательная программа «Оздоровительная гимнастика» является примерной и не задаёт строгой последовательности изучения материала в определённом классе. Вместе с тем изучение программы предполагает
концентрический
подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования, каждый год обучения направлен на определённую тематику. Тематика программы учитывает
психолого-педагогические особенности
ребят младшего возраста с учётом личного жизненного опыта, постепенного вхождения в область изучаемого предмета.
Форма реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- беседы; - беседа-практикум; - информационные сообщения; - встречи с интересными людьми; - разбор ситуаций; - экскурсии. 3

Практические занятия:
- игры (сюжетные, ролевые, познавательно-творческие); - конкурсы; - праздники; - ярмарка знаний; - соревнования; - путешествия; - показательные выступления. Данная образовательная программа является авторской, разработана в 2011 году. Рецензия на данную программу № 104 от 01.11.2011года выдана Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ю.В.Науменко, зав. кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования, профессор, доктор педагогических наук.
Принципы методики занятий
Занятия физическими упражнениями и использование средств закаливания учащимися основываются на следующих принципах. 1.Оздоровительная, лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. Для учащихся этот принцип является основным, определяющим особенности методики и организации занятий. Обеспечивается совершенствованием кардио-респираторной системы и упражнениями коррекционной направленности. 2. Дифференцированный подход в использовании средств физической культуры. Нагрузки дифференцируются в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности учащихся при любых занятиях физическими упражнениями. 3. Профессионально-прикладная направленность занятий. В программу входят преимущественно гимнастические упражнения с элементами аэробики, подвижные игры, спортивные игры, оздоровительная аэробика, способствующие формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников средней школы. В результате занятий в кружке «Оздоровительная гимнастика» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Практические умения:  разработка режима дня и комплексов ОРУ для различных форм самостоятельных занятий; тестирование физического развития и физической подготовленности; 4
 организация и проведение утренней гимнастики и закаливающих процедур, занятий в режиме дня (физкультминутки, прогулки и подвижные игры на воздухе) и общефизической подготовки. Называть:  основные двигательные действия;  правила поведения и техники безопасности во время занятий физическими упражнениями, причины травматизма и правила их предупреждения;  одежду и спортивное оборудование для занятий различными физическими упражнениями. Решать учебные и практические задачи:  составлять индивидуальные комплексы физических упражнений оздоровительной, корригирующей и тренирующей направленности;  умело выполнять упражнения с предметами;  участвовать в подвижных играх;  проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки телосложения;  контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта;  управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;  соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях. 5

Универсальными компетенциями, формирующимися в процессе освоения

содержания образовательной программы «Оздоровительная

гимнастика»являются:
 умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами
освоения учащимися содержания данной программы являются следующие умения:  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
освоения учащимися содержания данной программы являются следующие умения:  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; 6
 оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами
освоения учащимися содержания данной программы являются:  гармонизация физического развития;  повышение показателей общей работоспособности;  формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;  влияние физических упражнений на состояние здоровья.
Ожидаемый результат:
 планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;  представлять двигательную активность как средство укрепления здоровья, физического развития человека;  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам;  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;  самореализация в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях школы;  должна появиться потребность в ЗОЖ.
Результативность
В период реализации программы предусмотрено отслеживание мониторинга здоровья детей, динамики роста и развития личности обучающихся через систему анкетирования, тестирования и других диагностических методов, которые позволяют вести наблюдение. Итогом образовательно-воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности: - активная жизненная позиция; 7
- ведение здорового образа жизни.
Методическое обеспечение программы
Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-оздоровительную работу школьников, направленную на оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни. Формированию коммуникативных умений способствует активная деятельность на занятиях. Структура занятий не должна быть шаблонной. Каждое занятие предусматривает различные виды деятельности обучающихся, которые помогут сделать процесс получения знаний, умений и навыков процессом радостного общения. При организации праздников, соревнований, конкурсов привлекать весь класс к проведению этих мероприятий, учитывая основные принципы программы: сознательность, наглядность, доступность и индивидуализация, динамичность.
На основе достигнутых результатов:
участие ребёнка в соревнованиях, конкурсах, праздниках поощрять грамотой, дипломом, благодарственным письмом. 8
Учебно-тематический план «Оздоровительной гимнастики» № п/п Раздел Тема Количество часов Всего Практика Теори я
I

Дыхательная гимнастика

33
1.Введение 2 1 1 2.Вводный оздоровительный комплекс упражнений 8 4 4 3.Основные упражнения гимнастики Стрельниковой А.Н. 16 8 8 4.«Стрельниковская сотня» 2 1 1 5.Твореский отчёт 5 5
II

Аэробика

34
1.Введение 1 1 2.Виды шагов 12 12 3.Виды ходьбы 4 4 4.Правильная осанка 12 8 4 5.Массаж БАТ 1 1 6.Творческий отчёт 4 4
III

Музыкальная ритмика

34
1.Введение 1 1 2.Марш 7 5 2 3.Народные танцы 10 7 3 4.Игры 9 7 2 5.Хороводы 3 2 1 6.Творческий отчёт 4 4
IV

Восточная йога

34
9
1.Введение 1 1 2.Коррекция осанки 18 12 6 3.Коррекция свода стопы 11 7 4 4.Творческий отчёт 4 4 Учебно-тематический план соответствует содержанию.
Содержание курса

1 класс

1 час в неделю, 33 часа в год

1Мониторинг здоровья.
Техника дыхания по Стрельниковой А.Н. Механизмы воздействия дыхательной гимнастики на организм (1 час)
2 Вводный оздоровительный комплекс упражнений.
Техника безопасности на занятиях. (1час) Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их реальное значение в режиме дня.
Практическая часть:
упражнения на общее развитие.
3 – 4 Упражнение 1.
«Ладошки» (2 часа) При разучивании и освоении комплексов дыхательной гимнастики должен сохраняться основной педагогический принцип – последовательности.
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз, ладони вперёд (поза экстрасенса); сжимать ладони, выполняя одновременный резкий шумный вдох носом. Дозировка: выполнять 12 серий по 8 вдохов-движений подряд. Паузы между сериями 3-5 секунд.
5– 6 Упражнение 2.
«Погонщики» (2 часа)
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты на уровне пояса, кисти сжаты в кулак; выпрямляя руки вниз, делать резкий вдох и возвращать руки на уровень пояса. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
7

8Упражнение 3.
«Насос» (2 часа) («Накачивание шины») 10
Упражнение «Насос» может остановить приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь; пружинящий наклон вперёд, руками тянуться к полу, но не касаться его, с одновременным шумным резким вдохом в самом нижнем положении. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
9 – 10 Упражнение 4.
«Кошка» (1 час) (приседание с поворотом) Соревнование «Кошки-мышки» (1 час) Не забывайте правильно дышать! Проявляйте терпение и волю!
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты возле пояса; повороты туловища вправо и влево с полуприседом, сжимая пальцы в кулак («кошка царапается»), делая резкий шумный вдох в каждую сторону. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
11 Творческий отчёт (1 час)
Показ вводного оздоровительного комплекса упражнений. Праздник «Мы спортивные ребята»
Практическая часть:
упражнения: «Кошка», «Насос», «Погонщики», «Ладошки».
12 -13 Основные упражнения гимнастики Стрельниковой А.Н.

Упражнение 5.
«Обними плечи» (2 часа) Начинать это упражнение рекомендуется со второй недели занятий вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики.
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны; соединяя руки впереди одна над другой, как бы пытаясь обнять себя, выполняем вдох. Руки во время «объятия» идут параллельно друг другу. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
14 -15 Упражнение 6.
«Большой маятник» (2 часа) («Насос» + «Обними плечи»)
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь. Упражнение комбини-рованное, состоящее из двух, ранее изученных – «Насос» и «Обними плечи». Выполняем упражнение так: наклон вперёд –вдох, затем, поднимаясь и слегка прогибаясь в пояснице и откидывая голову, обнять плечи - опять вдох. Вдох «с пола» - вдох « с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам. Не задерживайте и не выталкивайте воздух во время выдоха! Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
16 – 17 Упражнение 7.
«Повороты головы» (2 часа)
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь; поворачивая максимально голову в сторону, выполнить резкий шумный вдох; затем тоже в другую сторону. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
18 – 19 Упражнение 8.
«Ушки» (2 часа) («Ай-ай-ай») 11

Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь; наклонить голову максимально в одну сторону – вдох, тоже в другую. Покачивая головой, смотрите прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика». Не надо делать резких наклонов головой. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
20Творческий отчёт (1час)
Основные упражнения гимнастики Стрельниковой А.Н. Ярмарка знаний «Спортивные забавы».
Практическая часть:
упражнения: «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки».
21 – 22 Упражнение 9.
«Маятник головой» (вниз-вверх) (2 часа)
Практическая часть:
И. п. – стойка ноги врозь; опустить голову максимально вниз – шумный вдох «с пола», поднять голову вверх и назад – шумный вдох с потолка. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
23 – 24 Упражнение 10.
«Перекаты» (на левую ногу) (2 часа)
Практическая часть:
И. п. – стойка на правой, левая впереди, руки согнуты у пояса; перенести тяжесть тела на левую и слегка присесть на ней – вдох, сразу не выпрямляясь, перейти назад на правую, слегка приседая на ней – опять вдох. Выполнять упражнение, как бы танцуя. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
25 -26 Упражнение 11.
«Перекаты» (на правую ногу) (2 часа)
Практическая часть:
И. п. – стойка на левой, правая впереди, руки согнуты у пояса; выполнять перекаты на правую вперёд и на левую назад с одновременными вдохами. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
27 – 28 Упражнение 12.
«Шаги» (2 часа) Это упражнение состоит из двух – переднего шага (рок-н-ролла) и заднего шага.
Практическая часть:
И. п. – основная стойка, руки согнуты у пояса; передний шаг (рок-н-ролл): приседая слегка на одной ноге, другую, поднимая вперёд согнутую, выполнить вдох, потом поменять ноги и опять вдох; задний шаг: приседая на одной, другую согнуть назад, стараясь достать пяткой ягодицы – вдох, тоже с другой ноги вдох. Дозировка: 12 серий по 8 вдохов-движений.
29 - 30 «Стрельниковская сотня»
(2 часа) «Стрельниковская сотня» это 96 повторений вдохов движений каждого из12-ти упражнений.
31 Творческий отчёт (1 час)
12
Музыкально-ритмическая композиция «Зверобика».
Практическая часть:
вступление – шаги на месте; куплет 1- «Кошка»; куплет 2 – «Змея»; куплет 3 – «Цапля»; куплет 4- «Мартышка»; куплет 5 – шаги на месте или по кругу.
32 – 33 Тренинг «В ритме музыки дышать веселее» (2 часа)
Выполнение упражнений под музыку.
Дышите в ритме музыки и будьте здоровы!

Методические рекомендации:
Заниматься дыхательной гимнастикой надо до еды, либо через 1 – 1,5 часа после приёма пищи. При выполнении упражнений помнить о правильной технике вдохов- движений. За время выполнения комплекса упражнений пульс не должен превышать 100 ударов в минуту.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п Дат а Тема Количество часов Элементы содержания Форма Вс ег о Те ор ия Практик а 1 Мониторинг здоровья. Техника дыхания по Стрельниковой А.Н. 1 1 Инструктаж по технике безопасности. Диагностика здоровья. Беседа, монито- ринг. 2 Вводный оздоровительный комплекс упражнений. 1 1 Техника выполнения вводного комплекса. Путешес твие по стране Здоровья 3 4 Упражнение 1. «Ладошки» 2 1 1 Ходьба, бег. Игра 5 6 Упражнение 2. «Погонщики» 2 1 1 Виды шагов, прыжки на месте. Конкурсы 7 8 Упражнение 3. «Насос» 2 1 1 Игры, эстафеты. Сказка 9 10 Упражнение 4.»Кошка»
Соревнование «Кошки-

мышки»
2 1 1 Игры, комплекс ОРУ Соревно вание 11
Творческий отчёт
Показ вводного оздоровительного комплекса
«Мы спортивные ребята»
1 1 Упражнения №1,2,3,4. Праздник 13
12 13 Основные упражнения гимнастики Стрельниковой А.Н. Упражнение 5. «Обними плечи» 2 1 1 Техника выполнения основного комплекса дыхательной гимнастики Беседа- практику м 14 15 Упражнение 6 «Большой маятник» 2 1 1 Игры, эстафеты. Конкурсы 16 17 Упражнение 7 «Повороты головы» 2 1 1 ОРУ с обручами Игра 18 19 Упражнение 8 «Ушки» 2 1 1 Прыжки через скакалку. Сказка 20
Творческий отчёт
Основные упражнения гимнастики Стрельниковой А.Н.
«Спортивные забавы»
1 1 Упражнения №5,6,7,8. Ярмарка знаний 21 22 Упражнение 9 «Маятник головой» 2 1 1 Ходьба в чередовании с бегом. Соревно вание 23 24 Упражнение 10 «Перекаты» (на левую ногу) 2 1 1 Игры, эстафеты. Сказка 25 26 Упражнение 11 «Перекаты» (на правую ногу) 2 1 1 Комплекс ОРУ на внимание Игра 27 28 Упражнение 12 «Шаги» 2 1 1 Виды шагов, прыжки через скакалку. Конкурсы 29 30 «Стрельниковская сотня» 2 1 1 Упражнения № 9,10,11,12. Беседа- практику м 31
Творческий отчёт
Музыкально-ритмическая композиция «Зверобика» 1 1 Танцевальные упражнения Праздник 32 33 Тренинг «В ритме музыки дышать веселее» 2 2 Танцевальные упражнения Спортивн ый марафон 14

Cодержание курса

2 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Аэробика
представлена в системе оздоровительных занятий. Комплексы аэробных упражнений позволяют повысить эмоциональный уровень занятия и усилить избирательное воздействие на отдельные группы мышц и части тела, точно дозируя нагрузку 1. Мониторинг здоровья. Соблюдение техники безопасности на занятиях (1 час) 2. Основной шаг («Сова») (1 час) 3. Шаг касаясь («Колики) (1 час) 4. Шаг с касанием пяткой («Казачок») (1 час) 5. Приставной шаг («Тик-так») (1 час) 6. Шаг буквой V («Кнопочки») (1 час) 7. Открытый шаг («Ванька-встанька») (1час) 8. Шаг вперёд, поднимая колени («Пони») (1 час) 9. Шаг с поворотом вокруг своей оси («Солнышко») (1 час)
10.Творческий отчёт (1 час)
11. Поворот коленей с приседанием – «твист» («Уголочки») (1 час) 12.Шаг с перешагиванием крестом («Крест») (1 час) 13.Шаг со скольжением («Танцующиебегемотики») (1 час) 14.Ходьба или шаги по квадрату («Четырёхмерное пространство») (1час) 15.Ходьба («Прогулка») (1 час) 16.Шаг с приседанием («Вини-Пух) (1 час) 17.Выпад («Лизун») (1 час) 15
18.Шаг с поворотом («Юла) (1 час)
19.Творческий отчёт (1 час)

Комплексы упражнений при сколиозе
20-21. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки (2 часа) 22-23.Упражнения для формирования и укрепления «мышечного корсета» (2 часа) 24-25.Упражнения для мышц брюшного пресса (2 часа) 26.Симметричные корригирующие упражнения (1 час) 27. Ассиметричные корригирующие упражнения (1 час) 28-29. Упражнения: «Веер», «Щелбанчики», «Ёжик» (2 часа) 30
Творческий отчёт «Красивая осанка» (1 час)
31-32. Упражнения: «Арлекин», «Полные скрутки» (2 часа) 33. Массаж БАТ (1 час) 34.
Творческий отчёт

Музыкально-ритмическая композиция « Буратино» (1 час)

Методические рекомендации
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинается обучение с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, переходим к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. 16

Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ п/п Дата Тема Количество часов Виды деятельности Всего Теория Практика 1 Мониторинг здоровья. Соблюдение техники безопасности на занятиях 1 1 Познавательная. 2 Основной шаг «Сова» 1 1 Познавательная, игровая. 3 Шаг касаясь «Колики» 1 1 Познавательная, развлекательная, практическая. 4 Шаг с касанием пяткой «Казачок» 1 1 Познавательная, игровая. 5 Приставной шаг «Тик-так» 1 1 Познавательная, досугово- развлекательная 6 Шаг буквой V «Кнопочки» 1 1 Познавательная, игровая. 7 Открытый шаг «Ванька-встанька» 1 1 Познавательная, игровая. 8 Шаг вперёд, поднимая колени «Пони» 1 1 Познавательная, досугово- развлекательная 9 Шаг с поворотом вокруг своей оси «Солнышко» 1 1 Познавательная, игровая. 10
Творческий отчёт
1 1 Познавательная, 17

«Аэробика»
игровая, досугово- развлекательная 11 Поворот коленей с приседанием – «твист» «Уголочки» 1 1 Познавательная, игровая, практическая. 12 Шаг с перешагиванием крестом «Крест» 1 1 Познавательная, игровая. 13 Шаг со скольжением «Танцующиебегемотики» 1 1 Познавательная, игровая, практическая. 14 Ходьба или шаги по квадрату «Четырёхмерное пространство» 1 1 Познавательная, игровая, практическая. 15 Ходьба «Прогулка» 1 1 Познавательная, игровая. 16 Шаг с приседанием «Винни-Пух» 1 1 Игровая, развлекательная 17 Выпад «Лизун» 1 1 Познавательная, игровая. 18 Шаг с поворотом «Юла» 1 1 Познавательная, игровая. 19
Творческий отчёт

«Аэробика с

предметами»
1 1 Познавательная, художественно- эстетическая, игровая, досугово- развлекательная 20 21 Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки 2 1 1 Познавательная. 22 23 Упражнения для формирования и укрепления «мышечного корсета» 2 1 1 Познавательная, практическая. 24 25 Упражнения для мышц брюшного пресса 2 1 1 Познавательная, практическая. 26 Симметричные корригирующие упражнения 1 1 Познавательная, практическая. 27 Ассимметричные корригирующие упражнения 1 1 Познавательная, практическая. 28 29 Упражнения: «Веер», «Щелбанчики», «Ёжик» 2 1 1 Познавательная, практическая, игровая. 30
Творческий отчёт

«Красивая осанка»
1 1 Познавательная, художественно- эстетическая, игровая, досугово- развлекательная 18
31 32 Упражнения: «Арлекин», «Полные скрутки» 2 2 Познавательная, практическая, игровая. 33 Массаж БАТ 1 1 Познавательная, практическая. 34
Творческий отчёт

Музыкально-

ритмическая композиция

«Буратино»
1 1 Познавательная, художественно- эстетическая, игровая, досугово- развлекательная
Cодержание курса

3 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Музыкальная ритмика
Мониторинг здоровья. Соблюдение техники безопасности на занятиях. (1 час) Марш «Прощание славянки» (1 час)
Программные задачи.
Знакомство с военным шагом. Ощущение долевой пульсации. Освоение перестроений из колонны в шеренгу и наоборот. Литовская народная полька (1 час)
Программные задачи.
Освоение способов обращения с обручем. Ощущение фразы, предложения, музыкального периода. Э. Берттольф. «Прогулка» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение основных музыкальных жанров: марша, песни и танца во время занятий с обручем. Ф. Шуберт. «Экосез» (1 час)
Программные задачи.
Раскрепощение мышц во время выполнения различных движений. А.Филлипенко. «Скакалка» (1 час)
Программные задачи.
Ориентирование в пространстве. Ощущение метрической пульсации. «Мой весёлый мяч» (1 час)
Программные задачи.
Игра в мяч. Ощущение акцента на сильную долю. А. Гречанинов «Вальс» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение метрической пульсации через движения с мячом в размере ¾. 19

Творческий отчёт
(1 час) «Баба сеяла горох» (1 час)
Программные задачи
. Находить движения, адекватные художественному содержанию текста. Осознавать длительности движений: простой шаг (четверть), шаги на полупальцах (восьмые), присед (половинные). Осознание начала и конца фразы. «Ритмические считалки» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение ритмической пульсации, ритмической фразы. Считалка «Заяц белый» (1 час)
Программные задачи.
Через текст считалки (диалога группы детей и солиста зайца) осознать фразу, её ритм, запись ритма фразы. Игра «Гуси, гуси» (1 час)
Программные задачи.
Усвоение различных сочетаний долгих и коротких звуков в стихотворных текстах. Знакомство с диалогической формой произнесения текста. П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка» (1 час)
Программные задачи.
Составление ритмической партитуры для аккомпанемента. «Во поле берёза стояла» (Русская народная песня) (2 часа)
Программные задачи.
Освоить способ исполнения базовых речевых фраз«ритмическим каноном». Ощущение музыкальной фразы.
Творческий отчёт
(1 час) Р. Шуман. «Смелый наездник» (1 час)
Программные задачи.
Устойчивая слуховая реакция на изменение динамики в ходе звучания музыкального произведения. Осознание роли динамики в развитии музыкального образа. С.С. Прокофьев. «Марш» (1 час)
Программные задачи.
Сосредоточить внимание на ощущении музыкальной формы, формировать навыки групповой деятельности. Д.Д. Шостакович. «Полька – шарманка» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение пунктирного ритма на две доли. Д.Б. Кобалевский. «Рондо – марш» (1 час)
Программные задачи
. Ощущение пунктирного ритма на одну долю текста. Ф. Шуберт. «Экосез» (1 час)
Программные задачи.
Поиск движений, соответствующих длительности нот. Осознание строения музыкального периода. И. Брамс «Петрушка» (1 час)
Программные задачи.
Освоение ритмической группы. Поиск движений, адекватных ритмической группе. Сравнение ритмических фраз. Чешская полька «Аннушка» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение музыкального размера. Каждая фигура танца выучивается сначала отдельно как упражнение, затем все они объединяются в композицию. «Тустеп» (1 час)
Программные задачи.
Знакомство с одним из популярных танцев прошлого века, его стилем и ритмом. Казачья кадриль «Пчёлочка златая» (1 час)
Программные задачи.
Знакомство с городским танцем кадриль и ритмом плясового шага в этом танце.
Творческий отчёт
(1 час) 20
Игровой хоровод «Перепёлка» (1 час)
Программные задачи.
Развитие творческой фантазии детей, умение импровизировать движения. Хороводная пляска «Блины» (1 час)
Программные задачи.
Ощущение долевой и внутридолевой пульсации при выполнении хороводным шагом и топающим шагом. Хоровод «Бояре» (1 час)
Программные задачи.
Знакомство с игровым хороводом диалогической формы и его речевыми фразами. Фольклорная игра «Чиж» (1 час)
Программные задачи
. Ощущение долевой и внутридолевой пульсации в шаге. Воспитание инициативности. Знакомство с весенними обрядами. Фольклорная игра «Медведь» (1 час)
Программные задачи.
Освоение динамики – от пиано до форте. Ходьба на цыпочках, переходящая к топающему шагу. Фольклорная игра «Кострома» (1 час)
Программные задачи.
Взаимодействие в коллективе играющих с соблюдением ритма реплик. Знакомство с обрядом.
Творческий отчёт
(1 час)
Cодержание курса

4 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Корригирующие упражнения

Комплекс йогическихасан (школа Айенгара)
Мониторинг здоровья. Соблюдение техники безопасности на занятиях. (1 час)
Задача: формирование и коррекция осанки, свода стопы.
Практическое занятие № 1 «Техника выполнения йогическихасан: Тадасана, Врикшасана» (3 часа) Практическое занятие № 2 «Техника выполнения йогическихасан: УттхитаТриконасана, Врабрадрасана» (3 часа) Практическое занятие № 3 «Техника выполнения йогическихасан: Паршвоттанаса, Уттанасана» (3 часа)
Творческий отчёт
(1 час) Практическое занятие № 4 «Техника выполнения йогическихасан: Парватасана, Шавасана» (3 часа) Практическое занятие № 5 «Техника выполнения йогическихасан: СаламбаСарвангасанаI, Халасана» (3 часа) Практическое занятие № 6 21
«Техника выполнения йогическихасан: ВирабадрасанаI, ВирабадрасанаIII» (3 часа)
Творческий отчёт
(1 час) Практическое занятие № 7 «Техника выполнения йогическихасан: Шалабхасана, Макарасана» (3 часа) Практическое занятие № 8 «Техника выполнения йогическихасан: АрдхаНавасана, Цандасана» (3 часа) Практическое занятие № 9 «Техника выполнения йогическихасан: Сету БандхаСарвангасана» (3 часа)
Творческий отчёт
(1 час) Практическое занятие № 10 Техника выполнения йогическихасан: УтхиттаПаршаваканса» (2 часа)
Творческий отчёт
(1 час)
Программно-методическое обеспечение
1. Программа внеурочной деятельности «Оздоровительная гимнастика» Т.В. Астафьева, 2011 г., Дубовка 2. Деректлеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2005 г. 3. Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Издательство «Глобус», 2009 г. 4. Персидская И.В. «Классные часы» 1-4 класс Волгоград, «Учитель» 2006 г. 5. Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа. 1-11 классы / Авт-сост: Т.В. Дараева и др.; под общ. Ред. М.Ю. Ушаковой. – М.: Издательство «Глобус», 2010 г. 6. Фомина Н.А. «В ритме музыки дышать веселее», Волгоград, ВГАФК, 2004 г. 22
23


В раздел образования