Напоминание

"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"


Автор: Попова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 4"Берёзка"
Населённый пункт: п. Володарский, Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с

художественной литературой.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской

жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к

близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов

у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте,

милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал

хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного

возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого

поступка.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не

очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они

удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы

их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки.

Все дальше на задний план уходит интерес к художественной

литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых

информационных технологий роль книги изменилась. По данным

многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети

предпочитают книге другие источники информации: телевидение,

видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в

том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес

к литературным произведениям, привить любовь к художественному

слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить,

"пофантазировать". Она учит размышлять над новой

информацией, развивает креативность, творческие способности,

умение думать самостоятельно. Художественная литература служит

действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания. Она развиваетмышление и воображение

ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы

русского литературного языка. Велика роль художественной

литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное

обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности

определила развитие речи детей дошкольного возраста при

ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок,

рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские

навыки детейпри чтении стихотворений;

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные

средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать

почувствовать красоту и выразительность языка произведения,

прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей. Одной из важных задач

в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в

этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и

последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной

формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все

достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком,

культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и

богатство представлений, и другие качества личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время

книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили

свое предназначение. Этому способствовали современные книги и

мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных

сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения,

превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в

чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям

определенные образы, которые лишают их глубокого и

творческого восприятия сказки.

Целью моей работы является развитие речи детей через введение

их в культурную традицию, язык, речевые обороты народной сказки. Из

поставленной цели я определила следующие задачи: -

учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические

обороты через знакомство со сказкой; - развивать образный строй и

навыки связной речи; - развивать способность детей отличать

хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный

выбор. Знакомить детей с художественной литературой я начала с

миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем мы слушаем

народные сказки, которые полезно пересказывать. Учить детей 3-4 лет

связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо

знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».

Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы,

поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют

отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно

становится возможным использование подсказывающих вопросов, на

которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения

сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее.

Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит

в поле? (ответ ребенка.). «Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо

бежал? (ответ ребенка). С детьми 4-5лет уже становится возможным

подведение к составлению небольшого связного повествования, так как в

этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и

мыслительная активность. На занятиях с детьми пятого года жизни я

использую совместный пересказ. Моя помощь заключается в

напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит

плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные

куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных

произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще

самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета,

запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно

следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать.

Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка» можно спросить: «Какая беда случилась с

Иванушкой. Как это произошло…». Выстраивая систему работы

по развитию речи дошкольников, определила основные

направления деятельности: • Создание предметно-развивающей

среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного

уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и

зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам, в театральном уголке

обновились разные виды театров, для драматизации и

совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и

активизирующие словарный запас Оформила наглядно-дидактические

пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей",

подобрала сюжетные картинки. Оформила альбом с иллюстрациями к

сказкам.

• Работа с детьми.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день

вместе с воспитанниками постигаю художественное слово,

посредством различных методов и приёмов: познавательные беседы

по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

рассматривание иллюстраций;

пересказ произведений, пересказ по ролям;

игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с

помощью разных выразительных средств;

объяснение значений некоторых слов;

использование в речи детей крылатых фраз и выражений,

фразеологизмов, пословиц и поговорок;

беседы на этические темы, оценивающие поступки героев

произведения и их последствия; выставки детских рисунков

отображающих впечатления дошкольников;

просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному

произведению

• Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний

родителей о применении художественной литературы для развития

речи детей, с этой целью была организована следующая работа:

-анкетирование для родителей

Разработан перспективный план работы с родителями.

Организованы консультации: 1. Роль семьи в воспитании культуры

чтения у ребёнка – дошкольника.

2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.

3. Что и как читать детям.

4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и

развитии речи детей.

2. Книжки в вашем доме.

3. Мы – читающая семья.

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально,

непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и

творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать,

извлекать нравственный урок.

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой,

вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И

самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с

интересом читали и изучали книги.



В раздел образования