Автор: Попова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 4"Берёзка"
Населённый пункт: п. Володарский, Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с
художественной литературой.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов
у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте,
милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал
хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного
возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого
поступка.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не
очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они
удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы
их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки.
Все дальше на задний план уходит интерес к художественной
литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых
информационных технологий роль книги изменилась. По данным
многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети
предпочитают книге другие источники информации: телевидение,
видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в
том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес
к литературным произведениям, привить любовь к художественному
слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить,
"пофантазировать". Она учит размышлять над новой
информацией, развивает креативность, творческие способности,
умение думать самостоятельно. Художественная литература служит
действенным средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Она развиваетмышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы
русского литературного языка. Велика роль художественной
литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное
обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности
определила развитие речи детей дошкольного возраста при
ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок,
рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские
навыки детейпри чтении стихотворений;
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные
средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать
почувствовать красоту и выразительность языка произведения,
прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей. Одной из важных задач
в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в
этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной
формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все
достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком,
культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и
богатство представлений, и другие качества личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время
книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили
свое предназначение. Этому способствовали современные книги и
мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных
сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения,
превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в
чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям
определенные образы, которые лишают их глубокого и
творческого восприятия сказки.
Целью моей работы является развитие речи детей через введение
их в культурную традицию, язык, речевые обороты народной сказки. Из
поставленной цели я определила следующие задачи: -
учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические
обороты через знакомство со сказкой; - развивать образный строй и
навыки связной речи; - развивать способность детей отличать
хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный
выбор. Знакомить детей с художественной литературой я начала с
миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем мы слушаем
народные сказки, которые полезно пересказывать. Учить детей 3-4 лет
связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо
знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы,
поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют
отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно
становится возможным использование подсказывающих вопросов, на
которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения
сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее.
Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит
в поле? (ответ ребенка.). «Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо
бежал? (ответ ребенка). С детьми 4-5лет уже становится возможным
подведение к составлению небольшого связного повествования, так как в
этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и
мыслительная активность. На занятиях с детьми пятого года жизни я
использую совместный пересказ. Моя помощь заключается в
напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит
плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные
куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных
произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще
самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета,
запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно
следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать.
Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка» можно спросить: «Какая беда случилась с
Иванушкой. Как это произошло…». Выстраивая систему работы
по развитию речи дошкольников, определила основные
направления деятельности: • Создание предметно-развивающей
среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного
уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и
зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам, в театральном уголке
обновились разные виды театров, для драматизации и
совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и
активизирующие словарный запас Оформила наглядно-дидактические
пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей",
подобрала сюжетные картинки. Оформила альбом с иллюстрациями к
сказкам.
• Работа с детьми.
Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день
вместе с воспитанниками постигаю художественное слово,
посредством различных методов и приёмов: познавательные беседы
по тексту, позволяющие детям получить новые знания;
беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
рассматривание иллюстраций;
пересказ произведений, пересказ по ролям;
игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с
помощью разных выразительных средств;
объяснение значений некоторых слов;
использование в речи детей крылатых фраз и выражений,
фразеологизмов, пословиц и поговорок;
беседы на этические темы, оценивающие поступки героев
произведения и их последствия; выставки детских рисунков
отображающих впечатления дошкольников;
просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному
произведению
• Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний
родителей о применении художественной литературы для развития
речи детей, с этой целью была организована следующая работа:
-анкетирование для родителей
Разработан перспективный план работы с родителями.
Организованы консультации: 1. Роль семьи в воспитании культуры
чтения у ребёнка – дошкольника.
2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.
3. Что и как читать детям.
4. Учим стихи – развиваем память.
Папки – передвижки:
1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и
развитии речи детей.
2. Книжки в вашем доме.
3. Мы – читающая семья.
4. Стихи к Дню книги.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально,
непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и
творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать,
извлекать нравственный урок.
Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой,
вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И
самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с
интересом читали и изучали книги.