Автор: Настай Оксана Федоровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДОСК ДМШ №2
Населённый пункт: г. Вилючинск, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительное образование. Методическая разработка: «Развитие
навыков чтения с листа на уроках фортепиано» Преподаватель
фортепиано Настай Оксана Федоровна. МБУ ДОСК ДМШ №2
Камчатский край, г. Вилючинс
Введение.
Актуальность темы. Методическая разработка: «Развитие навыков чтения с
листа
на
уроках
фортепиано»
посвящен
одной
из
актуальных
проблем
обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении
фортепианной игры.
Цель
исследования. Главной
целью
этого
вида
деятельности
является
выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными
импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Задачи исследования:
1. Приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных
технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);
2. Освоение клавиатуры «слепым методом»;
3. Формирование умения упрощать нотный текст;
4. Формирование навыка чтение с листа по вертикали;
5. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»;
6. Формирование навыка игры в ансамбле;
7. Формирование навыка восприятия группировки длительностей;
8. Формирование навыка игры без остановок.
Данная
тема
изучалась
многими
образованными
людьми
разных
эпох
и
нашла отражение в их трудах.
Для меня данная тема очень актуальна, так как уже более 25 лет я работаю
преподавателем по классу фортепиано и наблюдаю, что среди учащихся
заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Поэтому хотелось бы
помочь и правильно направить юных музыкантов.
1.Основная часть
2.1. Процесс чтения с листа.
«Лучший
способ
научиться
быстро
читать
—
это
как
можно
больше
читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального
образования,
ибо
чем
оно
шире,
тем
легче
предугадать
логическое
продолжение начатой фразы». И. Гофман.
Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования,
излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители
музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и
составляли основу русской интеллигенции. За последние двадцать – тридцать
лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.
И это несмотря на то, что профессиональный уровень вырос.
Причин множество – это:
• отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в музыкальную
школу;
• упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию.
• значительное сокращение молодёжи связать будущее с этой профессией.
Педагоги
и,
особенно,
концертмейстеры
в
работе
часто
сталкиваются
с
незнакомыми произведениями, не имея возможности выучивать их заранее,
им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не
является врожденной, развитие навыков чтения с листа становится одной из
ц е н т р а л ь н ы х
п р о б л е м
м у з ы к а л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и
педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика
показывает, что многие профессиональные музыканты недостаточно владеют
подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно
играют незнакомые.
Развитием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном
этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся
более
сложными,
работу
прекращают
и
ограничиваются
констатацией
важности
фактора.
Обучение
чтению
нот
с
листа
можно
сравнить
с
обучением
чтению
в
общеобразовательной
школе.
Это
сравнение
необходимо,
так
как
оно
показывает
возможность
овладения
навыками
чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ
преподаватели языка.
Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного
труда преподавателя и учащегося.
Чтение
с
листа
является
сложным
процессом,
требующим
развития
комплекса музыкальных способностей:
- навыками фортепианной техники;
- музыкально-слуховых представлений;
- внутреннего слуха.
В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:
1. Зрительное восприятие;
2. Звуковое представление;
3. Двигательные импульсы.
Зрительное
восприятие –
это
действие,
предваряющее
игру
с
листа
—
«вижу».
Исполнитель
с
листа
как
бы
производит
«разведку
глазами»,
то
есть
движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения
ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – целые музыкальные фразы.
Звуковое представление – это действие, связанное с работой зрения и слуха
— «слышу».
Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно
внутреннего слуха.
Третий
этап двигательные
импульсы – это действие,
реализующее
воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Связан с установлением
звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в
движениях
рук.
Здесь
требуются
определенные
навыки
фортепианной
техники, знание аппликатуры.
2.2. Формирование навыков чтения с листа.
Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует
осмысления
одновременно
по
линиям
горизонтали
и
вертикали,
чтение
текста
с
листа
ставит
перед
обучающимися
игре
на
фортепиано
более
сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом.
Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны
быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт,
подобный
навык
является
результатом
направленного
педагогического
воздействия.
Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений,
одноголосных
мелодий,
желательно
в
разных
ключах,
чередуя
правую
и
левую руки.
Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками.
Постепенно мелодический рисунок и аккомпанемент должны усложняться,
появляются аккорды, элементы полифонии.
Важно
обучить
ученика
сокращения
и
облегчения
музыкального
текста.
Нельзя сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы,
но
можно
опустить
один
звук
в
октавах,
отдельные
звуки
в
широких
а к к о р д а х ,
г а м м у
в
а к к о м п а н е м е н т е .
Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента.
Ученик сначала просматривает произведение глазами:
1.
определяет р а з м е р
п ь е с ы ,
е д и н и ц у движения,
соотношение длительностей;
2.
определяет тональность, знаки альтерации;
3.
анализирует мелодию;
4.
выбирает аппликатуру, позиционную группировку пальцев;
5.
анализирует сопровождение;
6.
мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.
Затем исполняет текст целиком, без остановок. Здесь необходима:
1.
концентрация внимания;
2.
навык смотреть глазами вперёд на один – два такта;
3.
навыки игры не глядя на клавиатуру;
4.
достижение художественной задачи;
5.
постепенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с
листа.
Вначале
необходимо
в
упражнениях
овладеть
различными
несложными
элементами фортепианной фактуры (восходящая и нисходящая
гамма, короткие и длинные арпеджио, аккорды). На данных упражнениях
вырабатывается
сознательный
подход
к
аппликатуре
–
зрительно
воспринимаемый
мелодический
рисунок
предопределяет
применение
соответствующей
аппликатуры.
Упражнения
следует
повторять
до
автоматизации аппликатуры.
Затем
читаются
с
листа
произведения,
включающие
данные
элементы
фактуры.
Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного
доигрывания фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а
оканчивать ее, не глядя в ноты. Данный прием помогает развить умение
«схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также
навык логического угадывания развития фразы.
Очень
важно,
и
что
часто
вызывает
трудности,
уметь
читать
с
листа
произведения
с
большим
количеством
знаков
альтерации.
Эту
трудность
можно устранить, постоянно транспонируя пьесы в другие тональности с
большим количеством знаков при ключе.
Важным
навыком
игры
при
чтении
с
листа
является
навык
игры
без
остановок,
даже
при
серьезных
ошибках.
Следует
приучить
ученика
не
исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя
метроритмического
движения.
На
неточности
можно
указать
в
конце
исполнения произведения.
2.3. Совершенствование навыков чтения с листа.
Совершенствованием,
«оттачиванием»
навыков
чтения
с
листа
следует
заниматься постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать,
произведение,
играть
с
начала
до
конца,
точно
выдерживая
темп,
ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же
произведение,
совершенствуя
его
в
техническом
и
художественном
отношении.
Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом
музыкально-пианистических задач, таких как:
- развитие внутреннего слуха;
- раскрытие художественного содержания произведения;
- умение мыслить крупными звуковыми комплексами;
-
свободное
ориентирование
в
метроритмической
структуре,
гармонии
и
фактуре.
Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня
пианистической
подготовки,
необходимо
владеть
различными
видами
фортепианной техники, типами аппликатуры.
Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от
активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом,
что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.
3. Заключение
Чтение
с
листа
–
один
из
наиболее
перспективных
путей,
ведущих
в
направлении
музыкального
развития
учащегося.
Читая
музыку
с
листа,
ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем
разучивать,
осваивать
в
исполнительском
плане.
Нет
необходимости
специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти
произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для
заучивания,
а
просто
из
потребности
мыслить,
узнавать,
открывать.
Постигать, наконец, изумлять.»
Список литературы:
1.
Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития //
Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
2.
Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман
Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
3.
Блинова
Е.В.
Формирование
навыков
чтения
нот
с
листа
на
фортепиано.