Автор: Сухова Мария Юрьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №183"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка, проектная деятельность
Тема: Проект "Развеселая ярмарка"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ «Школа №183» дошкольное отделение №4
Проект
с детьми подготовительной к школе группе на тему:
«Развеселая ярмарка».
г. Москва, 2019г
Паспорт проекта
Тип
проекта:
творчески
–
информационный, интегрированный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №10, №11, родители, педагоги.
По продолжительности проект: среднесрочный (сентябрь-октябрь 2019г.).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Проблема: дети недостаточно хорошо знают о народных промыслах, народных традициях своего народа, мало проявляют интерес к
русскому народному творчеству.
Ожидаемый результат: Совместная деятельность над проектом окажет положительное влияние на формирование устойчивого
интереса к народным традициям и обычаям. Благотворно скажется на взаимоотношениях между родителями и детьми, детьми и
воспитателями, воспитателями и родителями. Расширит знания детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов,
раскроет потенциал детей. Окажет благоприятное воздействие на чувства свою страну.
Актуальность
проекта: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного
искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» / под ред. Л.А.
Парамоновой
недостаточно
раскрыты
условия
формирования
творческого
воображения
у
детей.
Поэтому
необходима
практическая
разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цель проекта:
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Развесёлая
ярмарка».
Обогащать и активизировать навыки речевого общения в самостоятельной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с
гжелью.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая хохлома», дымковская, филимоновская
игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Этапы проекта
Этапы и цели
Содержание
Сроки реализации
Подготовительный этап
Цель: постановка проблемы, цели, задач
по реализации проекта «Веселая
ярмарка». Создание условий для чтения
художественно - экологической
литературы.
Разработка плана реализации проекта.
Подбор методической литературы, иллюстрационного материала,
дидактических игр.
Создание условий для реализации проекта
Подготовка консультаций для родителей «Народная игрушка».
Подборка стихотворений, загадок о ярмарке, поговорки о мастерах-
умельцах.
Предварительные беседы для выявления знаний детей о народных
промыслах, ярмарке
Созданий условий для самостоятельного развития интереса у детей к
народным праздникам через досуговую деятельность:
- настольные театры, куклы, народные игрушки;
- подбор музыки на данную тему;
- костюмы, элементы костюмов, маски.
Сентябрь 2019г.
Основной этап
Цель:
познакомить детей с
различными видами декоративно-
прикладного искусства;
ориентироваться в различных видах
росписи.
Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие
Беседы: В гости к городецким мастерам», «Путешествие к
мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам»,
«Филимоновская игрушка»
Просмотр презентации « Ярмарка»
•
Целевая экскурсия в музей детского сада.
•
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Народные промыслы»,
«Обведи
и
раскрась»,
«Собери
целое»,
«Обведи
рисунок»,
«Продолжи рисунок», «Найди пару».
Рассматривание
иллюстраций
на
тему:
« Дым ко вс ка я
игрушка», «Хохлома»
Художественно –эстетическое развитие
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные
лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня»,
«Сказочные птицы»,
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Барыня»
Рисование элементов дымковской, хохломской росписи, гжели
Лепка:
«Дымковская
лошадка»,
«Козлик
по
мотивам
дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня,
водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
Посуда «Гжель», «Городец», «Хохлома».
Музыкально – дидактическая игра «Волшебная коробочка»,
Праздник «Веселая ярмарка»
кукольный театр по сказке «Как старик лошадь продавал».
Музыкально - подвижные игры: «Золотые ворота», «Веселая
карусель», «Гори, гори ясно»,
прослушивание песен «Заиграй гармошка», «На ярмарке»,
«Танец кукол» ,«Карусель-карусель», «Барыня- сударыня»,
«Ярмарка», «Конфетки-бараночки»,
В течение всего проекта
октябрь
разучивание песни «На ярмарке», частушек,
разучивание танца «Кадриль»,
закрепление умений выполнять русские народные движения под
музыку.
Речевое развитие
Обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих
предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,
загадок, небылиц и т.д.);
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок,
травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская
игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А.
Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В.
Гаврилова
«Индюк»,
«Водоноска»,
П.
Синявский
«Хохломская
роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
разучивание закличек торговцев ярмарки
• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории
хохломской росписи).
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Знакомство детей с народными
традициями», «Народная игрушка».
Чтение и заучивание стихов.
Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
В течение всего проекта
Заключительный этап
Цель: знание и представления детей о
разнообразии народного искусства,
художественных промыслов.
Выставка детских рисунков, поделок по декоративно –
прикладному искусству.
Организация праздника «Веселая ярмарка»
октябрь
Обобщение проектной деятельности: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народным промыслам и
декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского
народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на
бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не
только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список литературы.
1 И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
2.Р. Рождественский «Хоровод».
3. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России».
4. Т. А. Шорыгина «Родные сказки. Нравственно- патриотическое воспитание».
5. Стихи о народных промыслах, игрушках.
Сценарий досуга «На ярмарке веселье-кругом угощенья»
Цель: формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа.
В нарядно украшенный зал, входит ведущая.
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, уважаемые родители и наши гости! (поклон) Мы рады приветствовать вас в нашем зале.
Чем же мне вас удивить?
Чем же вас развеселить?
Но я, наверно знаю!!!На ярмарку осеннюю я вас приглашаю!
Пусть дольше не смолкает, веселье, шутки, смех!
Представленье начинается
Ярмарка открывается!!!
Под музыку «Ярмарка идет» дети входят в зал ручейком
ЗАБЕГАЮТ 2 СКОМОРОХА, ИСПОЛНЯЮТ НЕСЛОЖНЫЙ ТАНЕЦ.
1 СКОМОРОХ: Здравствуйте! Почтенные господа!!!
Мы пришли на ярмарку сюда!
2 СКОМОРОХ: На ваш товар посмотреть, Себя показать!
1 СКОМОРОХ: Извините нас в том, что в наряде худом
2 СКОМОРОХ: Мы –веселые потешники, известные скоморохи и насмешники!
1 СКОМОРОХ: За медный пятак, потанцуем и эдак, и так!
2 СКОМОРОХ: Довольны будете! Здорово! Удовольствия с три короба!
ВМЕСТЕ: Народ собирайся! Ярмарка открывайся!
(подняли руки вверх, ножку правую на пятку.)
Под музыкальную композицию « ЯРМАРКА ИДЕТ» выходят дети и читают слова
СЛОВА ДЕТЕЙ
1 реб. Нынче ярмарка у нас…Покупай все про запас!
2 реб. Наряжайтесь, собирайтесь…На гулянье отправляйтесь!
3 реб. Кто торгует пирогами….Кто торгует кренделями,
4 реб. Кто кричит на весь базар….»Поспеши купить товар!»
5 реб. Эй народ не зевай!!! Пятаки доставай!
6 реб. Пляши, гуляй …Только рот не разевай!
7 реб. Любо, любо нам смотреть…Любо, любо песни петь!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА» ( в конце все расходятся и садятся на свои места)
Выходит Дед (ребенок) садится, на заранее поставленный стульчик, спит (руки под щеку)
К нему подходит девочка.
-Эй, дед вставай, уже ярмарка началась, а ты все храпишь, (дед спит не реагирует)
ДЕВОЧКА ТОПАЕТ НОГОЙ
.- Вставай тебе говорю!
ДЕД ВСТАЕТ ПОТЯГИВАЕТСЯ
-Чаво ты раскричалась, Какая еще ярмарка?
СЕЛ СПИТ ОПЯТЬ
ДЕВОЧКА ТОПАЕТ НОГОЙ
-Вставай тебе говорю. На огороде давно овощи и фрукты созрели, пора на ярмарку везти.
ДЕД ВСТАЕТ
- Ну ладно, ладно давай соберем.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а давайте деду поможем собрать урожай.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «СОБИРАЕМ УРОЖАЙ!» (2 звена по -8 человек, 2 обруча в которых кладут овощи и фрукты по 8 штук, 2 ведра или корзины.)
ВЕДУЩАЯ: А в это время ярмарка шла полным ходом!
Все дети встали со стульчиков, Говорят хором:
Тары — бары, тары — бары
Расторгуем все товары!
Не товар, а сущий клад
Разбирайте все подряд!
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «КОРАБЕЙНИКИ» 2 мальчика и 2 девочки берут лотки с прилавков, чинно проходят и встают в центре зала.
1 реб. Поросенка продаю, вам за даром отдаю,
Это чудо поросенок, супер умный, как ребенок!
И читает, и считает, телевизор сам включает!
(НА ПРОИГРЫШ ДЕТИ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ)
2 РЕБ. Вот орешки хороши!
Погрызи кА от души!
Вкусные на меду, давай шапку накладу!
(ПРОИГРЫШ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ)
3 реб. Продаются баклажаны
Наши русские бананы,
А, едят их только люди,
Обезьяны есть не будут.
ДЕТИ ХОРОМ А почему?
Потому что обезьяны,
Любят сладкие бананы!
(ПРОИГРЫШ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ)
Рыбку, рыбку покупайте, любую выбирайте!
Сам в проруби ловил, сам в бочке смоляной солил
Сам на ярмарку привез, на продажу целый воз!
Сопровождают показом все, что продают
ВСЕ ДЕТИ ПО ОДНОМУ…..
1 ый Подходи бедный!
2 ой Подходи богатый!
3 ий Подходи тонкий!
4 ый подходи пузатый!
ВСЕ ХОРОМ…
Тары – бары, растабары
Расторгуем все товары!!!
КОРАБЕЙНИКИ ИДУТ СТАВЯ СВОИ ЛОТКИ НА ПРИЛАВКИ. (садятся на свои места)
ВЕДУЩАЯ: (обращается к девочкам, сидящим с правой стороны)
Вы на ярмарку ходили
Расскажите что купили?
ДЕВОЧКИ (хором обращаясь к мальчикам, сидящим с левой стороны)
Поторгуемся ребята. Может, что приобретем?
МАЛЬЧИКИ (отвечают хором)
Поторгуемся девчата, заодно для всех споем!
ИСПОЛНЯЮТСЯ «ЧАСТУШКИ — ПЕРЕКЛИЧКИ!»
Девочки: Станем, девицы рядком, да частушки пропоем
Мальчики: да и мы, пожалуй, встанем, от подружек не отстанем!
Девочки: Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися,
А Кирюшка заиграл, мы не удержалися
Мальчики: Ой, девчата, пойте, пойте, веселите от души,
Хороши девчата наши, и мы тоже хороши!
.Девочки: Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,
Оглянулася назад- сапоги мои лежат.
Мальчики: А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком-думал я подружки!
Девочки: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа – косолапы женихи!
Мальчики: Балалаечка- гудок свое дело знает,
Она в Кирюшкиных руках хорошо играет!
Девочки: По деревне мы шли и Кузьму увидели.
Под кустом сидел и плакал- курица обидела!
Вместе: Хороши наши частушки, и мотив у них простой,
На сегодня петь кончаем, ставим точку с запятой!
ВЕДУЩАЯ: От души частушки спели,
Мы все слушали, смотрели
А теперь, народ, давай,
Танец нам показывай!!!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЩИЙ ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»
ВЕДУЩАЯ: А, вот еще игра! Открывай – ка ворота!!!
ПРОВОДИТСЯ русская народная игра совместно с родителями «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
«Золотые ворота, проходите господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас».
(Дети проходят между воротиками. На последние слова взрослые опускают руки. Кого «поймали» — тот танцует, остальные хлопаю. По окончании игры
все садятся на стулья;
СКОМОРОХ: Ярмарка шумит поет,
Слышу, кто- то к нам идет!
ВДРУГ РАЗДАЕТСЯ РЫЧАНИЕ МЕДВЕДЯ. Под музыку заходит мальчик Федя, на веревочке ведет медведя
ВЕДУЩИЙ: Да это же Федя! Ведет с собой медведя!
(Федя с мишкой встают в центре)
ФЕДЯ: Здравствуйте, честной народ! Ну-ка, Мишка, поклонись почтенной публике.
ВЕДУЩИЙ: А что еще умеет твой Мишка?
ФЕДЯ -А кто-нибудь из вас видал, что бы Мишка танцевал?
Он немного неуклюжий и стеснительный к тому
Но не может устоять, очень любит танцевать!
ИСПОЛНЯЕТСЯ «ЦЫГАНОЧКА» (Федя отходит в сторону подыгрывает на бубне Мишка пляшет в середине)
СКОМОРОХ1:И чего только на ярмарке не бывает?
Во что только русский народ не играет?
СКОМОРОХ2: Шутки, прибаутки, веселье!
Ну и мы вас приглашаем
ВСЕ ХОРОМ: прокатиться на карусели!!!
( под веселую плясовую музыку дети катаются на «КАРУСЕЛИ» парами)
ВЕДУЩИЙ: Сколько плясок, сколько шуток, и веселых прибауток!
Я одну вам расскажу, расскажу да покажу!
Инсценировка «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ».
(Выходит старик и выводит корову)
Ведущая. На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровонька нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
Скоморох 1. Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик. Продам! Я с утра с ней на рынке стою.
Скоморох 2. Не много ли просишь, старик, за неё?
Старик. Да где наживаться, вернуть бы своё!
Скоморох 1. Уж больно твоя коровенка худа!
Старик. Болеет, проклятая, прямо беда!
Скоморох 2. А много ль корова даёт молока?
Старик. Да мы молока не видали пока!
Ведущая. Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
Парень. Папаша! Рука у тебя не легка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы корову твою.
Ведущая. Идёт покупатель с большим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
Покупатель. Корову продашь?
Парень. Покупай, коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель. Да так ли? Уж выглядит больно худой…
Парень. Не слишком жирна, да хороший удой!
Покупатель. А много ль корова даёт молока?
Парень. Не выдаешь за день, устанет рука!
Ведущая. Старик посмотрел на корову свою:
Старик. Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому!
Такая скотина нужна самому!
Молоко твоё, Бурёнка, просто чудо!
Пить его всегда, всегда я буду!
Корова. А молоко вдвойне вкусней. Если это… (Поворачивается другим боком – надпись «Милки- вэй») МИЛКИ ВЭЙ!
Ведущая. А ну-ка, Корова, подай молока!
(Ведущая выставляет ведро, в котором лежат шоколадки «Милки -вэй». Раздача угощений детям)
ВЕДУЩАЯ: Тут и празднику весёлому венец,
Ну а нашей ярмарке – конец!