Напоминание

Роль бактерий в природе и жизни человека


Автор: Пахтыбаева Лилия Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГАОУ БКШ им. В.И.Шкурного
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Технологическая карта урока биологии 6 класс
Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Разработала: учитель биологии ГАОУ БКШ им. В.И.Шкурного Пахтыбаева Лилия

Федоровна.

Данная технологическая карта для 6 класса разработана в соответствии с материалом

учебника :

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения . 6 класс :М.: Дрофа ,2016 и

соответствует ФГОС.

Сочетает разные виды деятельности обучающихся и поможет при проведении

комбинированного урока .

1.

Ф И О

у ч и т е л я

(полностью)

Пахтыбаева Лилия Федоровна

2.

Место работы

ГАОУ БКШ им.В.И. Шкурного

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

биология

5.

Класс

6

6.

Тема и номер урока в

теме

Роль бактерий в природе и жизни человека – 2 урок

7.

Тип урока

комбинированный

8.

Базовый учебник

В.В. Пасечник . Биология. Бактерии грибы растения . 6 класс.-

М.: Дрофа .2016

Цели урока:

планируемые образовательные результаты:

Личностные : формирование интереса к изучению ранее незнакомых объектов

живой природы

Метапредметные : учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и

иллюстрациями учебника, гербарным материалом, описывать биологические объекты.

Предметные : учащиеся знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с

использованием молочнокислых бактерий в промышленности и сельском хозяйстве, cо

способами профилактики заболеваний, которые вызывают болезнетворные бактерии.

Методы обучения:

Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся:

самостоятельная

работа

с

учебником, печатными тетрадями, работа в парах, индивидуальная и фронтальная работа.

Средства обучения: учебник, гербарные материалы, таблицы, рабочие тетради.

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация

начала занятия.

Отмечает

отсутствующих,

приветствует учащихся.

Выбирают эффективные

способы организации рабочего

места.

Учащиеся получают

возможность

научиться правильно

организовать свое

рабочее место.

2. Проверка

выполнения

домашнего

задания.

Организация

самопроверки

учащимися вы

полненного

домашнего

задания.

Учитель проводит

биологический диктант –

читает предложения,

которые нужно

закончить. Проводит

фронтальный опрос

класса. Предлагает 4

учащимся выполнить

индивидуальные задания

по карточкам. 2уч-ся

работают в паре по

карточке.

Учащиеся обмениваются

листками с биологическим

диктантом, проводят

взаимопроверку и сдают

работы учителю. Отвечают на

поставленные вопросы,

обсуждая ответы в парах. 4

учащихся работают с

карточками в рабочих листах.

2 уч-ся работают в паре по

карточке.

Осуществление

взаимного контроля,

умение слушать и

вступать в диалог,

умение точно

выражать свои

мысли, строить

речевые

высказывания.

3. Подготовка к

основному

этапу занятия.

Учитель предлагает

ответить на вопрос о том,

что происходит с

отмершими растениями и

животными.

Учащиеся обсуждают в парах

ответ на вопрос и совместно с

учителем формулируют цели

урока.

Создание учебно -

познавательной

мотивации, умение

сотрудничать с

учителем и

сверстниками,

способность

отвечать на вопросы

и аргументировать

свою позицию.

4. Усвоение

новых знаний и

способов

действий.

Учитель рассказывает о

роли почвенных

бактерий, о симбиозе,

демонстрирует

гербарный материал с

корнями бобовых

растений, предлагает

выполнить в печатной

тетради задание 27,

используя текст учебника

о болезнетворных

бактериях, предлагает

выступить учащимся с

сообщениями о роли

бактерий в жизни

человека.

Учащиеся выполняют задание

28 в рабочей тетради,

рассматривают гербарный

материал и рис. 15 в учебнике,

знакомясь с клубеньками на

корнях бобовых растений,

читают в учебнике текст о

болезнетворных бактериях и

заполняют таблицу в задании

27 в печатных тетрадях.

Поиск и выделение

необходимой

информации,

пользование

учебником, поиск

информации с

использованием

ресурсов библиотек

и Интернета,

способность к

мобилизации сил и

энергии.

5. Первичная

проверка пони-

мания знаний и

способов дейст-

вий.

Учитель предлагает

обсудить выполненные

задания в печатной

тетради.

Учащиеся предлагают

варианты ответов на задания,

обсуждают и выдвигают свои

точки зрения.

Умеют вступать в

речевое общение,

производят

коррекцию ответов,

умеют точно

выражать свои

мысли, обобщать.

6. Закрепление

знаний и спосо-

бов действий.

Учитель предлагает

учащимся ответить на

вопросы в конце

параграфа 1,4,8,9 по

вариантам.

Учащиеся обсуждают ответы

на вопросы и отвечают на

поставленные вопросы.

Умение точно

выражать свои

мысли, работать с

учебником, вступать

в диалог,

сотрудничать,

вносить изменения и

дополнять ответы.

7. Обобщение и

систематизация

знаний.

Учитель проводит

обобщающую беседу по

теме урока, предлагает

учащимся составить свои

вопросы по изученной

теме.

Учащиеся составляют

вопросы и предлагают

ответить на них своим

соседям по парте

Умение

формулировать и

задавать вопросы,

обобщать

собственные

представления,

оказывать поддержку

друг другу, умение

слушать.

8. Контроль и

самопроверка

знаний.

Учитель раздает

листочки с тестом и

предлагает его

выполнить.

Учащиеся выполняют тесты и

проверяют свои ответы, сверяя

их с ответами на экране.

Умение

контролировать свои

знания, сверяя

результат с заданным

эталоном.

9. Подведение

итогов занятия.

Учитель подводит итог,

предлагает учащимся

оценить свою работу на

уроке, выставляет

отметки.

Учащиеся анализируют свою

деятельность и ее результаты.

Оценка своих

достижений на

уроке, адекватное

восприятие оценки

своей работы со

стороны учителя и

сверстников.

10. Рефлексия

Учитель задает вопросы:

1. Что нового узнали на

уроке? 2. Что не

понятно?

Раздает разноцветные

карточки и предлагает

выбрать карточку того

цвета, который

соответствует

настроению урока.

Отвечают на вопросы и

работают с цветными

карточками.

Умение правильно

давать оценку.

11 Информация

о домашнем

задании.

Учитель объясняет

домашнее задание: 1.

параграф 6 – прочитать и

пересказать 2. ответить

на вопросы 1-9 в конце

параграфа 3. подготовить

Записывают домашнее задание

в дневнике.

Умение работать с

дневниками.

сообщения на темы: «

И.И Мечников –

крупнейший русский

микробиолог» ,

Использование явления

антагонизма между

микробами в борьбе с

инфекционными

заболеваниями.

Приложение 1

Биологический диктант (закончить предложения):

1.

Примитивные одноклеточные доядерные организмы относят к…

2.

Бактерии, имеющие шарообразную форму называются…

3.

Бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов, относят к

группе...

4.

Вибрионы-бактерии, имеющие форму …

5.

В неблагоприятных условиях бактерии образуют…

6.

Палочковидные бактерии называются…

7.

Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, являются…

8.

Ядерное вещество бактерий распределено в…

Карточка 1.

Почему бактерии выделены в отдельное царство?

Карточка 2.

Потомство одной бактерии через 5-6 минут могло бы заполнить все моря и океаны на

Земле. Почему в действительности такого явления не происходит?

Карточка 3.

Вспомните строение растительной клетки . Чем она отличается от бактериальной?

Карточка 4.

Какой признак в строении бактерий указывает на древность происхождения этих

живых организмов/

Карточка 5.(работа в паре)

Представьте себе, что по каким-либо причинам с Земли исчезли все сапрофитные

бактерии. Привело бы это к каким-либо существенным изменениям на Земле?

Тест(на этапе закрепления)

1.

Бактерии вызывают:

1)сонную болезнь

2) дифтерию

3) сахарный диабет

4) педикулез

2.Молочнокислые бактерии:

1)вызывают инфекционные заболевания у человека и животных

2) обогащают почву азотсодержащими веществами

3) являются санитарами планеты

4) используются для силосования кормов

3.В круговороте веществ бактерии играют роль:

1)производителей органических веществ

2)разрушителей органических веществ

3) начального звена в цепи питания

4)консументов

4. Клубеньковые бактерии:

1)вызывают инфекционные заболевания у человека и животных

2) обогащают почву азотсодержащими веществами

3) являются санитарами планеты

4) используются для силосования кормов

5. Подчеркните одной чертой бактерии-паразиты, а двумя чертами бактерии-

сапротрофы:

Бактерии гниения, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии, болезнетворные

бактерии.



В раздел образования