Автор: Попова Анастасия Геннадьевна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДОД ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных игровых методик в дополнительном образовании детей
Раздел: дополнительное образование
Учреждения дополнительного образования детей сейчас берут на себя колоссальную
нагрузку по организации детского времяпровождения. Педагоги-организаторы и педагоги
дополнительного образования в ходе анализа своей деятельности уже не раз приходили к
выводу, что интерактивные способы взаимодействия с детьми демонстрируют весомые
результаты. Один из самых распространённых интерактивных методов взаимодействия –
игровой метод.
Научно доказано, что ведущая деятельность дошкольника (3-7 лет)- игровая, однако на
фоне тенденции увеличения длительности периода детства и подросткового периода (на
примере России и Европы) игровые педагогические технологии выходят на новые
позиции.
Нельзя не отметить тот факт, что даже взрослое население для проведения досуга все чаще
выбирает разные виды игровой деятельность: от недавно появившихся психологических
ролевых игр (по типу Мафии) до классических настольных.
Систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать
определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в
результативности учебной деятельности.
Педагогические игры -- достаточно обширная группа методов и приемов организации
педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще
состоит в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим
ей педагогическим результатом.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
-дидактическому содержанию;
- организационной структуре;
-возрастным возможностям их использования;
-специфике содержания.
Если говорить о дополнительном образовании, то игровая деятельность может
использоваться в следующих случаях:
-в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
-как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
-в качестве целого занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля
или упражнения);
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентации, то в этом случае можно
разделить игры на:
1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной
деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для
практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и
навыки, а также трудовые навыки. Дидактическая игра -- это не просто неотъемлемый
компонент активного обучения. Ее значение шире.
2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество,
коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и
позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память,
речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию,
умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н.
Леонтьев считал, что "игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация
нереализуемых интересов".
4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к
условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С. Выготского:
"Игра -- пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных
установок"
В системе ДОД использование всех данных типов игр является целесообразным.
Например, обыгрывание сюжетно-изобразительной игры с незаконченным (создаваемым)
образом организует процесс изображения, способствуя и развитию фантазии у детей, и
развитию пространственного воображения, и дальнейшей мотивации к обучению
(театральному или изобразительному искусству)
Обыгрывание представляет собой ситуацию, в которой незавершенное изображение
предмета как бы включается в воображаемый игровой сюжет, развертывающийся по
поводу рисунка. В процессе обыгрывания изображение обогащается деталями,
совершенствуется. Часть игровых действий при этом реализуется изобразительными
средствами.
Таким образом, использование современных игровых технологий и методик в системе
дополнительного образования является необходимым для решения образовательных и
воспитательных задач наиболее эффективным образом.