Автор: Бронникова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование правильного русского -залог успеха в подготовке студентов к профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
«Формирование
правильного русского – залог успеха в подготовке студентов
к профессиональной деятельности»
Ольга Александровна Бронникова,
преподаватель русского языка, литературы
КГБПОУ СПО «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса»
г. Норильск, Красноярский край
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
Эти знаменитые слова Сократа часто приводят для того, чтобы подтвердить
важность правильной, выразительной, действенной речи.
Никто не сомневается, что для современного человека культура речи является
актуальной составляющей успеха, определяющая во многом личную жизнь, и
тем более, карьерный рост.
От эффективности нашего общения зависит, какие люди нас будут слушать и
захотят
общаться,
как
нас
будут
слушать,
как
будут
общаться,
как
будут
воспринимать нас, какими увидят сквозь призму нашей речи.
Поэтому целью своей работы
считаю формирование навыков грамотной
устной и письменной речи студентов.
Для реализации поставленных целей использую возможности классно-урочной
системы и внеурочной деятельности.
Ставлю перед собой задачи: изучение научной литературы по данному вопросу,
обобщение
и систематизация полученных знаний, подборка
материалы для
проведения
уроков
и
организации
внеклассной
деятельности,
создание
презентаций для проведения уроков и внеурочной деятельности.
Методы моей работы:
- работа с научной литературой;
- работа со статистическими данными;
- работа с архивной и художественной литературой
В данной работе показываю как, реализуя собственные профессиональные
компетенции, стремлюсь превратить
цели, содержание и способы действий
участников учебного процесса
на уроке и во внеурочное время
в ресурсы
личностного развития студентов [6,8].
Для
достижения образовательных и воспитательных целей обучения
использую возможности информационной образовательной среды, в том числе и
возможности средств ИКТ.
В целях реализации Федерального компонента Государственного Стандарта
общего образования разработана рабочая программа учебных дисциплин
«Русский язык», «Литература», календарно-тематические планы и поурочные
планы (компьютерный набор и распечатка).
Для заинтересованных студентов
составлена и ежегодно пополняется вариативная часть предметов. Проводится
активная
внеклассная
работа,
в
том
числе
с
использованием
потенциала
Городской Публичной библиотеки.
Для реализации поставленных задач используется учебная литература,
1
которая
укомплектована
в
соответствии
с
ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ПЕРЕЧНЕМ
УЧЕБНИКОВ, рекомендованных Министерством образования к использованию в
образовательных учреждениях НПО и СПО.
Используются учебно- наглядные пособия, выполненные с помощью студентов
(компьютерный
набор
и
распечатка):
«В
мире
мудрых
мыслей»,
«Чтобы
сочинение
было
успешным»,
«Единые
орфографические
требования
к
письменной работе».
Скомплектованы папки с таблицами по всем темам русского языка (всего 61
таблица) и 16 типов таблиц по литературе. В комплект входят паки одного цвета.
Выдаются
на
каждый
учебный
стол.
Содержат
теоретический
материал,
упражнения для закрепления материала и опроса.
Цель: быстрое и эффективное управление учебным процессом. К примеру,
таблицы по русскому языку:
2
1
Деепричастие, значение и употребление
2
Наречие как часть речи
3
Особенности употребления некоторых предлогов
4
Союз как часть речи
5
Частица - служебная часть речи
6
Междометие
7
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса
8
Морфемика. Основные словообразовательные нормы
9
Знаки препинания при прямой речи
10
Знаки препинания при цитатах
11
Знаки препинания при диалоге
12
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
11
….
К примеру, таблицы по литературе:
1
Художественный стиль произведения-2 листа
2
Форма и содержание художественного произведения -1 лист
3
Литературные направления-3 листа
4
Литература – как вид искусства-1 лист.
5
Художественно - выразительные средства поэтической речи – 2 листа
6
Система образов в художественном произведении. Характер в
произведении -2 листа
7
Стихосложение. Система стихосложения-3 листа
8
Значение литературы в жизни человека
9
Структура художественного текста -2 листа.
10
………….
К примеру, таблица- тест по русскому языку для опроса:
№
Терминологический тест. Вопрос
ответ
1
Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением
2
Слова, связанные только с одним предметом или явлением
3
Служит для создания образных, выразительных средств языка
4
Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и
словоизменение, ноне связанные по значению
5
Совпадение только одной формы слова
6
Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и
значению
3
7
Слова, имеющие одинаковое написание, но различное звучание
8
Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то
же понятие, но в тоже время различающиеся оттенками значения
9
Параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное
построение, но совпадающие по своему значению
10
В основе каких стилистических приемов лежат антонимы?
Варианты ответа
а - омоформы
е - однозначные слова
б- лексическое значение
ж- омографы
в - синтаксические синонимы
з- переносное значение
г- омофоны
и - синонимы
д - антитеза и оксюморон
к - омонимы
Верных ответов
оценка
9-10
5
7-8
4
5
3
К примеру: таблицы для изучения материала по русскому языку по теме:
Особенности русского речевого этикета. Русская лексика
1
Основной
пласт
Слова
общеупотребительные,
межстилевые:
осень,
читать,
интересно
Называют
предметы,
действия,
признаки
2
Слова с
пониженной
стилистической
окраской
(разговорные).
Более низкий
их уровень
Употр-ся в повседнев.
обиходной речи.
Имеют характерную
непринужденность,
не всегда уместны в
письменной,
книжной речи
белобрысый
(очень светлые
волосы),
нынче (теперь),
здоровяк.
Многие не
только
называют
соответству-
ющие понятия,
но и выражают
положитель-
ную или
отрицательную
оценку
обозначаемых
явлений:
разиня
4
Просторечивые
Характеризуются
упрощенностью,
грубоватостью
втемяшиться,
башка
Служат для
выражения
резких,
отрицательных
оценок:
3
Слова с
повышенной
стилистической
окраской
(книжные)
В научном стиле
гипотеза.
абитуриент,
мировоззрение
В письменной
речи.
Не имеют
дополнительно
экспрессивной
окраски.
Выделяют
слова высокие:
непоколебимый
благословите
В официально-
деловом стиле
истец,
дубликат.
В публицистическом
стиле
государство,
активный
В художественном
стиле
кочет(петух),
гуторить
(говорить)
Используется
все богатство
лексических
средств +
диалектизмы
Пассивная лексика
1
Историзмы
Устаревшие слова, обозначающие
прежние не существующие в наше время
предметы и понятия
Боярин, камзол,
алтын
2
Архаизмы
(от греч.arhaios -древний) – это
устаревшие синонимы современных слов
Чело- лоб,
ланиты-щёки
3
Неологизмы
(от греч.neos -новый) – это новые слова,
возникшие в языке
Космонавт,
атомоход
Для быстрой и эффективной реализации принципа наглядности и доступности,
для
повышения
КПД
урока,
создала
уроки-презентации
по
литературе,
презентации для проведения внеклассных мероприятий:
№
ЭОР. Презентации для проведения внеклассных мероприятий
по русскому языку и литературе
1
Сначала было слово и это слово было русским
2
Заглянем в светлое оконце
3
Русский язык в математике
4
О.Хайям – поэт или математик?
5
Конкурс чтецов «Поэты серебряного века»
6
Они сражались за Родину
7
Великие полководцы
8
Конкурс «Чехов в пространстве двадцатого века»
9
Два письма современного Ваньки Жукова современному дедушке
5
10
Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало»
11
Резюме
12
Визитные карточки
13
Я - феномен!
14
Мой реальный личный, профессиональный, финансовый план.
15
Как написать характеристику
16
Норильск- город за полярным кругом
17
Красная книга Таймыра
18
Умение проводить деловую беседу-залог успеха профессиональной
деятельности Студента СПО
19
Характеристика, резюме, визитная карточка.
№
ЭОР. Уроки-презентации по литературе
1
М.Е.Салтыков - Щедрин
2
Л.Н.Толстой
3
А.П.Чехов
4
А.С. Пушкин
5
М.Ю.Лермонтов
6
С.А.Есенин
7
М.А.Шолохов
8
А.Ахматова
9
…и т.д. (по 100 % тем рабочей программы)
Важными направлениями формирования навыков культуры общения считаю
практику выполнения домашних творческих работ студентами (стихи, рисунки,
проекты) и посещение Городской Публичной библиотеки.
Коллективной работой студентов сформировала 4 альбома портретов поэтов и
писателей, рисунков по темам произведений, по темам тематических экскурсий в
Городскую Публичную библиотеку (далее ГПБ), два альбома стихов студентов.
Ежегодно оформляется выставка
творческих работ. На базе ГПБ проведены
внеклассные
мероприятия:
«Толерантность»,
«Крещение
Руси»,
«Семья
территория
согласия»,
«Электронная
библиотека
ГПБ»,
«Снятие
блокады
Ленинграда», «Люди высоких широт. Культура и быт народов Севера».
Культура речи как средство социализации личности.
В современном образовании меняются представления о готовности человека к
выполнению
профе ссиона льных
функций
и
социа льных
р о л е й .
Изменяющиеся
социально-
экономические
отношения,
влекут
за
собой
изменение не только технологий обучения и воспитания в учебном заведении, но
и выстраивания
взаимоотношений будущих выпускников
с окружающим
социумом.
Постоянно
обновляется
техническая база современного производства,
постоянным преобразованиям подвергается внутренний духовный мир людей.
Умение общаться с людьми, настраиваться на объективное отношение к своим
служебным функциям приобретает для выпускника наиважнейшее значение.
6
Основными дисциплинами, необходимыми для корректного разговорного
общения являются риторика, логика, философия, индивидуальная и социальная
психология.
Большое
значение
в
общении
имеют
такие
качества
как
образованность, коммуникабельность и общая культура человека [2, 16].
Русский язык в самом широком смысле слова - это совокупность всех слов,
грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех,
говорящих на русском языке как на родном.
Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный
язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.
Литературный
язык-
это
язык
нормированный.
Норма
-это
правила
употребления
слов,
грамматических
форм,
правила
произношения
и
правописания.
Норма
утверждается
и
поддерживается
речевой
практикой
культурных людей, в частности, писателей, черпающих сокровища речи из языка
народа.
Культура речи – сравнительно молодая область науки о языке. Приобщение
широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало
усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры В современной
лингвистике
различают
два
уровня
речевой
культуры
человека-
низший
и
высший.
Для
низшего
уровня,
для
первой
ступени
овладения
литературным
языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного
языка. Однако этого не достаточно. Речь может быть правильной, но плохой, то
есть не соответствовать целям и условиям
общения. В понятие хорошей речи
включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего
уровня речевой культуры. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая
черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас.
Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество,
участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.
Разговорная речь не слишком строга в соблюдении норм литературного языка.
В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях
как разговорные.
ЖАРГОНЫ
Мы часто слышим слова «арго», «жаргон», «сленг». И нередко применяем
жаргонизмы в своей речи, чем, по мнению одних, засоряем её, по мнению других,
преображаем литературный русский язык.
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ
Как никогда актуальна проблема молодежного жаргона в школе. Молодежный
сленг
представляет
собой
смешение
многих
жаргонов:
компьютерного,
криминального, нормативной и ненормативной лексики.
Сленг – то, что отличает подростков от более взрослых людей (не считая
внешнего
вида).
Проведённые
опросы
показывают,
что
больше
половины
старшеклассников не мыслят своей речи без жаргона.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЖАРГОН
7
Компьютерный жаргон, появившийся в последнее время, содержит разговорную
речь с фамильярной окраской. В ней, как и в других жаргонах много англицизмов.
Многие слова заимствованы из других профессиональных групп или образуются
путём словообразования.
Таким образом, жаргоны объединяют людей одного рода занятий, а в случае с
молодежным жаргоном - и одного возраста. Каждая такая группа изъясняется на
своем жаргоне. Никто не может предсказать судьбу того или иного жаргонизма.
Слово может забыться через год, а может остаться на века.
ЖАНРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
БЕСЕДА. Это жанр речевого общения ( диалог или полилог), в котором, при
кооперативной стратегии, происходит: обмен мнениями по каким-либо вопросам;
Обмен
сведениями
о
личностных
интересах
каждого
из
участников-
для
установления
типа
отношений;
Бесценный
обмен
мнениями
новостями,
сведениями. Жанр беседы - это тот тип разговора, в котором, при различных
тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласиях.
РАЗГОВОР.
В
этом
жанре
может
реализоваться
кооперативная,
так
и
не
кооперативная
стратегия.
По
целям
общения
различаются:
информативный;
предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы); разговоры,
направленные
на
выяснение
межличностных
отношений
(конфликты,
ссоры,
упреки,
обвинения).
Целенаправленность
-
характерная
черта
разговора,
в
отличие от беседы, которая может быть праздноречивым жанром;
СПОР - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины.
Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее, имеют общую
фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами. Цель спора- поиск
приемлемого
решения,
но
одновременно
это
и
поиск
истины,
единственного
правильного решения.
Речевой этикет
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют
культурой общения, культурой речевого поведения. Что бы владеть ею, важно
понимать сущность русского речевого этикета.
Правила
речевого
поведения
регулируются
речевым
этикетом.
Важно
подчеркнуть,
что
в речевом этикете передаётся социальная информация о
говорящем и его адресате. В языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи
реализуется социальные сигналы, типа свой – чужой, знакомый- незнакомый и т.д.
Признаки речевого этикета.
Первый признак связан с неписанным требованием общества к употреблению
знаков
этикета.
Хочешь
быть
«своим»
в
данной
группе
-
исполняй
соответствующие ритуалы поведения и общения.
Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается
как социальное «поглаживание». Психологи знают, как важно одобрить, вовремя
погладить ребёнка, да и взрослого.
Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение
этикетного выражения
представляет собой речевое действие, т.е. выполнение
конкретного дела с помощью речи.
В процессе обучения у студентов формируется понятие о стилях речи.
8
Научный стиль
Существуют различные стили речи: научный, разговорный, литературный и т.д.
Научный стиль обслуживает сферу науки, т.е. сферу человеческой деятельности,
функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных
знаний о действительности. Научный стиль отражает те особенности научного
познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме,
т.е. в определённом отборе и организации языкового материала.
Такие качества, как логичность, ясность, точность не являются спецификой
только научной речи. Эти качества являются требованием самой науки, без этих
качеств научное произведение не может существовать.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка,
которым присущ ряд условий функционирования
и языковых особенностей:
предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий
отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Этот стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от самих наук, что
даёт возможность говорить о специфики стиля в целом. Характерными чертами
научного стиля речи являются:
-
логичность–
это
последовательность
расположения
всех
единиц
текста
и
наличие смысловых связей между ними;
- ясность- как качество научной речи предполагает понятность, доступность.
Поэтому научный, научно- учебные и научно- популярные тексты отличаются по
отбору материала и способу языкового оформления;
-
точность-
предполагает
однозначность
понимания,
отсутствие
расхождения
между означаемым и означающим. Поэтому в научных текстах, как правило,
отсутствуют
образные,
экспрессивные
средства;
слова
используются
преимущественно в прямом значение.
Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений,
структура которых подчинена закону жанра.
Современные и научные произведения представлены главным образом в
форме монолога. Монолог- главная, но не единственная форма стиля.
Научный диалог - более свободная, раскованная форма, не требующая такого
строгого подчинения законам научного стиля, как монолог.
Научный стиль, отражая специфику той сферы, которую он обслуживает. Он
направлен на реализацию не только функции общения, но и функции познания,
т.к. в процессе развертывания речи происходит доработка и упорядочение самой
мысли.
Для исследования
особенности
и уровня речевой культуры
студентов
Норильского техникума промышленных технологий и сервиса было проведено
тестирование и анализ результатов теста.
Тест:
I. Считаете ли вы, что:
1. При трудоустройстве работодатель обращает внимание на правильность речи
будущего сотрудника? (ответов да - 93%, нет -7%)
2. На продвижение по службе влияет культура речи сотрудника?
(ответов да - 93%, нет -7%)
9
3. На отношение с коллегами по службе влияет культура и корректность речи
сотрудника? (ответов да -50%, нет-50%)
II. Найдите неправильно построенную фразу:
1-фраза
а) сколько времени Вам потребуется на эту работу?
б) сколько время?
в) который час?
(Правильных ответов - 71% , неправильных ответов- 29 %)
2-фраза
а) у меня вчера было день рождения;
б) все гости поздравляли меня с днем рождения;
в) у меня вчера был день рождения .
( Правильных ответов - 50%)
3-фраза
а) я перечитал все эти книги по несколько раз;
б) я перечитал все эти книги по нескольку раз.
( Правильных ответов - 28% , неправильных ответов - 72%)
4-фраза
а) мама купила на рынке килограмм помидоров;
б) мама купила на рынке килограмм яблоков;
в) мама купила на рынке килограмм баклажанов.
( Правильных ответов - 86% , неправильных ответов - 14%)
III. Расставь ударение в словах:
а) сливовый;
б) нет шарфа;
в) торты;
г) белый и красный шарфы;
д) украинский
е) много шарфов;
ж) флюорография
Отвечали 98 обучающихся, из них:
46 испытуемых ответили правильно - (47%), остальные - неправильно(53%)
IV. Как правильно обратиться к людям стоящим в очереди:
а) кто крайний? б) кто последний?
(Правильных ответов - 78% , неправильных ответов -22%)
V. Как вы понимаете значение слов?
1.Этикет (71% - объяснили правильно, 29% - не объяснили).
2. Ростбиф (43%- объяснили правильно, 57 % - не объяснили).
3. Овация (36% - объяснили правильно, 62%-не объяснили).
4. Толерантность (36% - объяснили правильно, 64%-не объяснили).
5. Конфитюр (100%-не объяснили) (предположили, что это-крем).
6. Глясе (100%-не объяснили).
VI. Как вы понимаете значение пословиц и поговорок:
а) семь пятниц на неделе (100% - не объяснили);
10
б) искру туши до пожара, беду отводи до удара (99% - не объяснили 1%- объяснил
«вовремя подсуетиться») ;
в) в ногах правды нет (100% - не объяснили);
г) не боги горшки обжигают (3%- правильно, 97%-не объяснили)
Заключение
В наше время общение, в том числе профессиональное общение, является
одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного
и
грамотного
общения
существует
специальный
предмет-
русский
язык
и
культура
речи.
Постигнув
эту
дисциплину,
человек
начинает
правильно
самовыражаться в жизни как индивид- личность.
В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы
человека явно или неявно отражаются в его речи. Сменив речь, человек многое
меняет
в
своей
жизни.
Школьные
подростки
стали
юношами
и,
девушками,
сознательно осваивающими профессию или специальность.
Правильный русский язык помогает коммерсанту в торговле, автомеханику,
парикмахеру
правильно
составить
любую
деловую
бумагу
(заявление
о
трудоустройстве,
резюме
и
т.д.)
правильно
предложить
товар
или
услугу,
оформить
покупку,
рассказать
о
преимуществах
товара,
услуги,
помогает
сформировать круг постоянных клиентов.
Качества личности говорящего определяют, будет ли он стоять на позиции
соблюдения
речевого
этикета,
уважает
ли
он
сам
себя,
относится
ли
он
с
уважением
к
своему
собеседнику
и
достигнет
ли
благодаря
этому
профессионального и жизненного успеха. Высокий уровень речевой культуры -
неотъемлемая черта культурного человека.
Совершенствовать свою речь – задача каждого участника социума. Для этого
нужна
постоянная
работа
над
собой:
следить
за
своей
речью,
не
допускать
ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.
Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего
собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и
конструкции.
Успешное
изучение
русского
языка
и
литературы
-
наилучший
способ
пополнения
словарного
запаса,
обогащения
речи,
способ
реализации
личного, профессионального успеха и карьерного роста выпускника среднего
профессионального учебного заведения.
Литература
1.Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: АЗЪ, 1996.
2.Винокур, О.Г. Культура языка. [Текст] / О.Г. Винокур.- М.: Просвещение, 2007.
3.Истрина, Е.С. Нормы русского языка и культура речи. [Текст] / Е.С. Истрина.-
М.: Просвещение, 2002.
4. Греков, В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. [Текст] /
В.Ф.Греков. - М.: Просвещение, 1968.
5.Оганесян, С.С. Культура речевого общения. [Текст] / С.С.Оганесян // Русский
язык в школе. 1998. № 5.
11
6.Скворцов, Л.И. Язык, общение и культура [Текст] / Л.И.Скворцов //Русский
язык в школе. – 1994. - № 1.
7.Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет [Текст] /
Н.И. Формановская //Русский язык в школе– 1993. - № 5.
12