Автор: Селиверстова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №28
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть–Лабинский район, станица
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Использование загадок в работе с детьми среднего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 28 муниципального образования Усть – Лабинский район.
Консультация для воспитателей:
«Использование загадок в работе с детьми среднего возраста».
Воспитатель:
Селиверстова Н.В.
«Использование загадок в работе с детьми среднего возраста».
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и
первоначального обучения детей. Они очень хорошо «входят» в тот период
детства, когда ребёнок познаёт окружающий мир, сопоставляет, ищет ответ на
бесконечное «почему». В это время фантазия его направлена не на отвлеченные
понятия, а на конкретные, повседневно видимые предметы и явления, в которых
столько интересного и таинственного. А в загадках – реальный мир, близкий и
понятный детям, который помогает формированию разнообразных конкретных
представлений.
Дошкольники 4 – 5 – летнего возраста способны на основе нескольких признаков,
указанных в загадке, представить себе предмет, если он им знаком. Если же
предмет незнаком, задание отгадать загадку возбуждает детский интерес. Это
даёт возможность использовать загадки для закрепления знаний на занятиях о
признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между
явлениями, а также с целью привлечения внимания детей к предмету
наблюдения, беседы.
Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей,
явлений, их качеств, признаков. Они называют характерную особенность
предмета или животного, о котором загадывают: «Зимой и летом одним цветом»
(ель и сосна); «Лапка мягонька, а коготок востер» (кошка); рассказывают об
особенностях создания предмета, способе его изготовления, применения: «Без
рук, без топоренка построена избёнка» (гнездо); описывают назначение
предмета, производимое им действие: «Кланяется, кланяется, придет домой –
растянется» (топор); «Быстро грызёт, мелко жуёт, а сама не глотает» (пила).
Учитывая конкретный и образный характер мышления детей среднего возраста,
используются такие загадки, в которых характерные признаки предмета 9цвет,
форма, размер, назначение, способ изготовления) выделены яркими, сочными
красками.
Загадки привлекают и радуют поэтическими образами, удивляют неожиданными
сравнениями. Точный выбор слов, меткие художественные средства делают их
произведениями, доставляющими эстетическое наслаждение.
Этот жанр фольклора при умелом использовании в разных видах работ поможет
научить ребят чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в
привычном, потому что в загадке есть тенденция заменять простой бытовой
предмет более красивым, возвышенным, ярким, неодушевлённый –
одушевленным. Так, простая сосулька – белая морковка, а морковка – девица:
«Белая морковка зимой растёт» (сосулька); «Красная девица сидит в темнице, а
коса на улице» (морковь).
На основе загадок проводятся наблюдения детей над словесно – образным
пересозданием привычно обыденных явлений в поэтические образы: берёзки –
на полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках; пруд – посреди
поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная; небо – синенька шубёнка
покрыла весь мир. Малышей увлекает яркость и образность языка.
Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают ее
отличным приемом дидактического воздействия на детский ум.
С загадок можно начинать занятия. Дети отгадывают то, что будут сегодня
рисовать, лепить, например: «Стоит Антошка на одной ножке». (гриб); «На сучках
висят шары, посинели от жары». (сливы); «Явился в темной шубке: «Прощайте
две скорлупки!» (цыплёнок).
Загадки вносят определённую «живинку» в занятие, они заставляют по – новому
взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно
примелькавшихся вещах.
Загадками можно эмоционально закончить, логически завершить занятие по
ознакомлению детей с овощами (игра «Отгадки на грядке»):
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь).
Сидит дед в шубу одет;
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох).
Всю осень модница на грядке,
На голове платков десятки,
И где там нос, и где там рот,
Никто никак не разберёт. (капуста).
Лето в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы).
Используемый прием помогает конкретизировать представления детей о
характерных свойствах (цвет, форма, вкус) овощей.
Загадки активизируют впечатления дошкольников, заставляют подумать, угадать
скрытый смысл, найти отгадку, а также заостряют внимание на отдельных
предметах, явлениях природы. Экскурсия в парк больше запомниться детям, если
рассказ воспитателя о деревьях, птицах будет закреплён отгадыванием загадок:
«Темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной, а на кончиках ветвей много,
много желудей» (дуб).
«Угадай, как звать наш дом? Всё расскажем мы о нём: он окрашен в белый цвет, и
на ветках шишек нет, а кудрявятся на нем листья мелкие кругом». (береза)
«Что же это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках
круглый год?» (ель)
«Красненько, кругленько, красненько, кругленько, листочки продолговатеньки».
(рябина).
Во время наблюдения за животными можно предлагать загадки, помогающие
концентрировать внимание детей на определенном образе:
Вот иголки и булавки
Выползают из – под лавки,
На меня они глядят,
молока они хотят(еж).
Или:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток – ни одной(ёж).
Затем можно показать «живую отгадку», дать детям возможность внимательно
рассмотреть ее, и смысл загадки становится предельно ясным.
Наблюдая зимой за птицами, целесообразно использовать следующие загадки:
«Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, болтливая» (сорока)
«Кричит «как», червякам враг» (ворона).
«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шнырял, крошки собирал»
(воробей).
Это поможет детям лучше рассмотреть птиц, сравнить их по величине, окраски,
повадкам, различить по издаваемым ими звукам (ворона каркает, воробей
чирикает, сорока стрекочет). С этой целью проводится игра «Найди такой же». Во
время экскурсии в поле или на луг можно загадать детям загадки и предложить
найти «Растения – отгадку».
«Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет» (колокольчик).
«Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашка).
«Вот шершавый стебелёк, в середине – уголек, лепестки блестят, как лак –
распустился красный…» (мак).
«Зной в травинку подышал и надул воздушный шар. Ветерок единым духом шар
пустил по свету пухом» (одуванчик).
Загадки воспитывают у детей способность понимать красоту природы. Зимой на
прогулке можно предложить внимательно посмотреть вокруг: «Идет снег,
пушистые снежинки садятся на пальто, шапки, рукавички. Вокруг бело. Мы словно
в снежном царстве». Затем загадать детям загадки:
«Бел, да не сахар, ног нет, да идет»; «Бело покрывало всю землю укрыло»; «С
неба звездой, а в ладошку – водой» (снег).
Серебристы и легки
Сказочной зимой,
Что за чудо – мотыльки
Кружат над тобой? (снежинки).
Загадки помогают детям понять, как ёмко и красочно, по – разному используя
языковые средства, можно сказать об одном и том же предмете. Чтобы углубить и
уточнить первоначальные знания детей об окружающем мире, целесообразно
проводить игры «Кто и что это?», «Мы загадаем, а ты отгадай», «Подумай».
Учиться самостоятельно составлять загадки – посильное задание для детей
среднего возраста. Надо только руководить ребёнком в выделении существенных
признаков, характеризующих задуманный им предмет, явление и обозначение их
словом.
Чтобы научить детей описывать предметы, выделять в них существенные
признаки, а также по описанию узнавать загаданное, проводятся игры: «Отгадай –
ка», «Отгадай, что задумали», «Узнай по описанию». Можно предложить тему
загадок (предметы групповой комнаты, овощи, цветы, фрукты, животные).
Каждый ребёнок выбирает себе какой – либо предмет и даёт его описание,
остальные отгадывают. В процессе игры можно задавать детям наводящие
вопросы.
Совершенно очевидно, что доступная пониманию ребёнка – полезное
упражнение для его ума. Отгадывание загадок приучает детей к четкой логике, к
рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы.
Кроме того, отгадывание загадок вызывает у дошкольников много радости,
удовольствия. Дети тянутся к загадкам как к увлекательной и интересной игре.
Особенно они любят загадки типа «Подскажи словечко».
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывают на осине, на елке,
А называются… (иголки).
Этот зверь какой – то странный:
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав
Вдвое сложится… (жираф).
Кто всех рыб зубастей? Ну – ка,
Отвечай скорее… (щука).
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый… (мухомор).
Стелют на кровать меня,
Называюсь… (простыня).
Летом в болоте вы её найдете,
Зеленая квакушка. Это кто? (лягушка).
Загадка обладает многими качествами, так необходимыми в образовательной и
воспитательной работе с детьми. Нужно только уметь видеть её мудрую глубину,
эстетическую привлекательность, понять педагогическую ценность этого
фольклорного жанра.