Напоминание

"Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе"


Автор: Керимова Гюльнара Надировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Каспийская гимназия"
Населённый пункт: г.Каспийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе

Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная

проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для

общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере

коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные

планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации

жизненных планов.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения

коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям,

интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик

стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его

реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже

имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный

опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс

адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном

коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то

испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с

окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта, а в

дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы поведения и даже

агрессию.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в

образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,

но и благополучия его будущей жизни.

Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся

сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время

работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий,

распределение ролей, контроль и оценку.

Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и

знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с

использованием специально подобранной системы упражнений и

проработанной методики.

Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:

1.

Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного

времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к

пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои.

Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку

применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из

них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого

не удивляет наличие нескольких верных решений.

Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция,

они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать

или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети

закрывают ладошками выполненные работы.

Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают посмотреть

у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями,

оценить работу соседа. В учебниках существуют условные значки, с помощью

которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и групповая работа способствует

формированию нравственных основ личности. Она учит налаживать контакт,

доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять

обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения

устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно

выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять

взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и

коммуникативная компетенции.

Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы

доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить

некоторые правила ведения диалога:

любое мнение ценно;

ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

хочешь говорить – подними руку;

дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

обращение начинается с имени;

критика должна быть тактичной;

отсутствие результата – тоже результат;

голос – твой божественный дар, умей им владеть

2.

Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках

школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке.

Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться

общению общаясь».

3.

Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику

за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать

собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы –

прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь

ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное

большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я

думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...». Свои предположения ребята

сверяют с высказываниями профессора Ивана Ивановича Самоварова.

Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо

продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе

следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая полный ответ;

- задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими людьми.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного

сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс,

требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.

Ценность и

значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто

учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач,

решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной

ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с которыми ребёнок

постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это

уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и

становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать,

и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Для формирования и развития коммуникативных способностей младших

школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые

игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую

роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах

(игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит

искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе

терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.

Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми

группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их

стремление к совместному поиску; позволяет совершать действия в

благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует

эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность

мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей

первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях

необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор

между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Однако

чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к взаимным

обвинениям, у собеседников должны быть сформированы коммуникативные

умения.

Список используемой литературы

1.

Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:

книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011

2.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.

В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009

3.

Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.

Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008



В раздел образования