Автор: Керимова Гюльнара Надировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Каспийская гимназия"
Населённый пункт: г.Каспийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная
проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для
общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере
коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации
жизненных планов.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик
стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его
реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже
имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный
опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс
адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном
коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то
испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с
окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта, а в
дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы поведения и даже
агрессию.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в
образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,
но и благополучия его будущей жизни.
Всё начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся
сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время
работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий,
распределение ролей, контроль и оценку.
Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и
знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с
использованием специально подобранной системы упражнений и
проработанной методики.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:
1.
Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного
времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к
пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои.
Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку
применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из
них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого
не удивляет наличие нескольких верных решений.
Детям начальных классов свойственна определенная собственническая позиция,
они не любят, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать
или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети
закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники нацеливают детей на работу в паре, в группе, предлагают посмотреть
у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями,
оценить работу соседа. В учебниках существуют условные значки, с помощью
которых, ребёнок сам ориентируется. Парная и групповая работа способствует
формированию нравственных основ личности. Она учит налаживать контакт,
доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять
обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения
устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно
выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять
взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и
коммуникативная компетенции.
Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы
доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения, можно выделить
некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
отсутствие результата – тоже результат;
голос – твой божественный дар, умей им владеть
2.
Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках
школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке.
Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться
общению общаясь».
3.
Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику
за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать
собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы –
прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь
ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное
большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я
думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение...». Свои предположения ребята
сверяют с высказываниями профессора Ивана Ивановича Самоварова.
Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо
продуманная система может дать положительные результаты.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая полный ответ;
- задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими людьми.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного
сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных умений – непрерывный педагогический процесс,
требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.
Ценность и
значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто
учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач,
решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной
ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с которыми ребёнок
постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это
уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и
становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать,
и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Для формирования и развития коммуникативных способностей младших
школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно-ролевые
игры, игры-импровизации, театрализованные игры, игровые задания. Особую
роль приобретает работа детей в постоянных и временных микро группах
(игровых командах). Такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит
искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе
терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела.
Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми
группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их
стремление к совместному поиску; позволяет совершать действия в
благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует
эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, самостоятельность
мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей
первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях
необходимости договориться о чём-то, иногда таким толчком становится спор
между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Однако
чтобы взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к взаимным
обвинениям, у собеседников должны быть сформированы коммуникативные
умения.
Список используемой литературы
1.
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:
книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011
2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009
3.
Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.
Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008