Напоминание

"Ох уж эти загадки"


Автор: Орлова Галина Германовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Ох уж эти загадки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ох уж эти загадки…..

Загадка – это одна из малых форм устного народного творчества. В ней

предельно сжатой даются наиболее яркие, характерные признаки предметов

или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них

можно

безошибочно

узнать

«в

лицо»,

при

встрече

не

спутав

ни

со

скороговоркой, ни со считалочкой.

Загадки

обогащают

словарь

за

счет

многозначности

слов,

помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном

значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй

русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать

ее.

Отгадывание

и

придумывание

загадок

оказывает

влияние

на

разностороннее

развитие

речи

детей.

Для

создания

в

з агадке

метафорического образа употребление различных средств выразительности

способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки

развивают

в

ребенке

догадливость,

сообразительность.

Загадывается

загадка

вопрошаемый

ломает

голову

над

отгадкой.

Чем

смелее

выдумка,

тем

труднее

загадка

для

отгадывания.

Невероятность

придает

образам

загадки

ясно

осознаваемое

противоречие

реальности,

а

отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии

с действительными качествами загадываемого предмета.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение

четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета

или

явления,

умение

ярко

и

лаконично

передавать

образы

предметов

развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадка

может

служить

при

этом

своеобразным

завершением

и

обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей

признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления

детей

о

характерных

свойствах

предмета

или

явления.

Таким

образом,

загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя

языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой

словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,

т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет

речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Это:

воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи

(ОНР),

т.к.

в

этом

случае

загадка

становится

значимым

практическим

материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По

типу

логической

задачи,

характеру

умственной

операции,

необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления

(величина,

форма,

цвет,

вкус,

звучание,

движение,

материал,

назначение);

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-

отгадка.

Загадки второго уровня сложности включают:

загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2

признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов,

на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком

с

указанным

в

ней

признаком,

должен

уметь

выделить

его,

связать

по

ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно

при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего

уровня

сложности

являются

метафорические

загадки.

Дошкольники

с

ОНР

испытывают

трудности

в

понимании

и

интерпретации

текста

загадок,

что,

конечно,

влияет

на

правильность

отгадывания.

Условиями,

обеспечивающими

правильное

понимание

и

правильное

отгадывание

загадок,

являются:

предварительное

ознакомление

детей

с

предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание

способа

использования

загадок,

характер

и

манера

их

преподнесения;

уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей

дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена

их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми

ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное

воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты

питания).

В

загадках

названы

яркие,

характерные

признаки,

качества

и

свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,

повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные

загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям

среднего

дошкольного

возраста

предлагается

более

широкая

тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о

явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки

может

быть

дана

полно,

подробно,

как

«мини-рассказ»

о

предмете.

Рекомендуются

загадки

с

простыми

сравнениями

и

прозрачными

метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать

загадки

разнообразной

тематики:

явления

природы,

предметы

обихода,

орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям

предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение,

сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах

дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем

больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с

большим

желанием.

Изучая

темы

по

познавательному

развитию,

рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи,

фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям

очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно

записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на

занятиях, в игре.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на

их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и

каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Как

правило,

отгадывание

происходит

у

самых

сообразительных

дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом

большая часть детей являются пассивными наблюдателями. Верный ответ

одаренного

ребенка

на

конкретную

загадку

очень

быстро

запоминается

другими детьми. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить

его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике

работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели

составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Специалист

вывешивает

одну

из

табличек

с

изображением

модели

составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо

объект.

Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".

Для

составления

загадки

выбран

объект

(чайник).

Далее

детьми

даются

образные характеристики по заданным специалистом признакам.

- Какой чайник по цвету? - Блестящий.

Специалист записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой чайник по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка

левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части

таблицы).

Специалист просит детей дать сравнения по перечисленным значениям

признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий

Шипящий

Круглый

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным

для сравнения (правая часть таблицы):

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий

монета

Шипящий

вулкан

Круглый

арбуз

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички специалист предлагает прочитать загадку,

вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или

каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется

всеми детьми.

Итоговая

загадка

про

чайник:

"Блестящий,

как

начищенная

монета;

шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы

обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части

допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память:

ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в

целом.

После освоения модели "Какой? Что бывает таким же?" на активном

уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки

можно составить на основе "занижения" свойств объектов (чайник тусклый,

как нечищеные ботинки).

Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед

детьми

вывешивается

таблица,

которая

постепенно

заполняется

(сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как старый чайник.

- Собирает как жадина.

- Семенит как старый гном.

Далее

специалист предлагает составить загадку в целом, используя

связку "Но не".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но

не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Сломанный чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Старый гном

Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?"

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая

один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и

различное.

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Далее специалист предлагает составить загадку в целом, используя связки

"Как" или “На”, "Но на" или “Но без”.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож

на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи

детей,

на

обогащение

словарного

запаса,

на

развитие

воображения

и

мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на

воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.



В раздел образования