Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №98"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры по коррекции и формированию речевых умений и навыков у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад № 98»
Игры по коррекции и формированию речевых умений и навыков
у детей с ОВЗ
Подготовил:
учитель-логопед
Афанасьева Ольга Анатольевна
Курск 2018
Направленность: речевое и познавательное развитие.
Предназначение: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Цель: развитие речи детей.
Задачи:
1.
Расширять
и
активизировать
словарный
запас,
способствующий
познавательно-речевому развитию детей, развивать фонематический слух
и память.
2.
Вызвать
речевую
активность,
умение
правильно
строить
фразу,
последовательно
излагать
мысли,
научить
составлять
развёрнутый
описательный рассказ.
3.
Формировать
грамматиче ский
строй
речи,
и н то н а ц и о н н у ю
выразительность речи, умение выстроить последовательность, желание и
смелость высказывания.
4.
Развивать
умение
описывать
и
устанавливать
простейшие
причинно-
следственные связи, анализировать и делать выводы.
5.
Активизировать глагольный словарь детей, закреплять знания о животных
и окружающем, развивать воображение и ловкость.
6.
Расширять
словарный
запас
за
счёт
употребления
обобщающих
слов,
развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые
понятия.
7.
Закреплять
в
представлении
и
словаре
ребёнка
противоположные
признаки предметов и слов-антонимов.
8.
Формировать
в
речи
детей
различные
типы
окончаний
имён
существительных.
9.
Учить
образовывать
существительные
при
помощи
уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
10.Развивать познавательные способности детей.
11.Формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий.
12. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей
и пальцев рук.
2
Сюрпризы
–
это
неожиданные
весёлые
моменты,
которые
всегда
вызывают
у
детей
бурю
эмоций,
дети
оживляются,
их
деятельность
активизируется.
Кроме
того,
сюрпризные
моменты
создают
ситуацию
новизны, в которой нуждается ребёнок дошкольного возраста, и особенно
дети с ОВЗ.
Я хочу познакомить вас с коллекцией игр, которые я использую в своей
практике.
Все
игры
объединены
и
хранятся
в
коробочках,
все
они
сюрпризные. Собирали мы их «всем миром»: приносили их дети и родители,
а также сотрудники детского сада. Но не все коробочки остались в нашей
коллекции. По каким принципам мы их отбирали? и оставляли в нашей
коллекции?
Одни были привлекательны для мальчиков, другие для девочек. Также
одна коробочка определяла лексическую тему или познавательный материал.
Детям
очень
нравятся
жестяные
коробочки
и
магниты,
которые
делают
обыкновенное задание интересным. Детям с ОНР очень трудно даётся задача
– из чего сделан предмет. Поэтому у нас есть пластмассовые, деревянные,
жестяные, бумажные коробочки. Ещё мы выбираем коробочку по размеру для
систематизации темы «Большой – маленький».
Дорогие друзья, а теперь предлагаю заглянуть в наши сюрпризные
коробочки и поиграть. А как вы думаете, чем они наполнены? В конце лета
ребята стали приносить в детский сад и хвастаться камешками, которые они
привезли с моря. У меня, как у специалиста, возник вопрос – как применить
этот
природный
тактильный
материал
в
своей
работе?
Так
возникло
несколько игр с камешками.
Камешки с картинками
Папа, мама, дети, ёлка. Как вы думаете, какой вопрос я задам ребёнку,
выкладывая эти камешки? «Какое предложение можно составить, используя
эти камешки?» Так как мы вдвоём участвуем в этой игровой деятельности,
при
выполнении
задания
всегда
меняемся
местами
и
даём
ребёнку
почувствовать себя с другой стороны, в качестве учителя. С помощью этих
камешек дети составляют словосочетания, предложения, рассказы. После
выполненного
задания
предлагаем
сложить
используемые
камешки
в
мешочек «Моя история», а он поможет проверить, какая история получилась?
интересная ли? Мешочек остался доволен, ему понравилась твоя история и
этот сюрприз для тебя. Достаём сюрприз из кармашка на другой стороне
мешочка.
3
Крестики – нолики
Для
этой
игры
используем
деревянную
доску
с
игровым
полем
и
камешки с изображением крестиков и ноликов.
Остров сокровищ
Для
мальчишек
нашлась
брутальная
коробочка
–
сундук
с
сокровищами. Некоторые из них время от времени перекочёвывают в другую
деревянную коробочку с кинетическим песком, где вот сейчас находятся
такие удивительные камни, похожие на геометрические фигуры и тела.
Красный, синий, зелёный
У некоторых детей очень трудно идёт звуко-буквенный анализ, но когда
мы
весь
материал
поместили
в
коробочку,
то
вся
деятельность
замотивировалась и детям стало легче выполнять задания. В этой игре могут
участвовать
двое
детей.
Выбираем
водящего,
и
снова
нам
помогает
обыкновенный камешек. У водящего роль учителя. Он выбирает по своему
желанию
лексическую
тему
и
прикрепляет
картинку
на
жестяную
поверхность
коробочки.
«Я
предлагаю
тебе
поиграть
в
одежду.
Выбери
любую
картинку
с
изображением
одежды,
а
теперь
с
помощью
фишек
выложи схему этого слова». По желанию водящего выкладывается и слово с
помощью букв.
Решётки
Для
детей,
имеющих
речевые
нарушения
важно
объединять
коррекционные
задачи.
Используя
это
пособие,
детям
даётся
задание
на
составление цепочки слов, определение количества звуков, слогов в слове.
Так по заданной траектории путешествует мяч по футбольному полю, летит
самолёт, едет карета с принцессой (мяч, самолёт, карета – это декоративные
пуговицы, прикреплённые ленточками к решётке).
Речевые кубики
Главная задача речевых кубиков в том, чтобы ребёнок заговорил – и
заговорил
легко
и
выразительно,
грамотно
и
с
удовольствием.
Сначала
выбираем
персонаж.
«Крутись,
вертись,
на
бочок
ложись».
Затем
берём
следующий
кубик
с
изображением
тех
мест,
куда
он
отправился.
Далее
выбираем: какая была погода, на чём он отправился, кого он встретил, какой
волшебный предмет получил. Концовка – это творческое рассказывание о
том,
зачем
персонаж
получил
волшебный
предмет.
Если
история
не
4
сказочная, то можно использовать и кубик «профессии». В помощь детям
можно предложить кубик «предлоги».
Гномы
Однажды в нашей группе появились гномы. Маленькие гномы – это
маленькие, короткие слова-предлоги. У каждого есть имя и свои привычки.
В–Шалун.
Всё любит прятать. С-Липучка. Дружит со всеми. Под-Растеряша.
Всё теряет. На-Помощник. Всё убирает по местам. Над-Летучка. Всё время
что-то подбрасывает. К-Весельчак. Любит ходить в гости. Они были такие
затейники, что сочинили для детей несколько историй: «Зимняя сказка»,
«Летний день», «День рождения Растеряши», «Весенние заботы гномов»,
«Волшебные нити гномов», «Осенние истории».
Творческое рассказывание – сложный компонент в развитии речи детей
с ОВЗ. Детям трудно было воспринимать на слух, пересказывать, отвечать на
вопросы.
Так
появилось
тактильное
игровое
поле
из
фетра,
с
помощью
которого дети не только воспроизводили, пересказывали, но и придумывали
свои истории. А гномики, так как они волшебники, всегда могут похвалить,
поощрить речевую деятельность (гномики – разноцветные мелки рисуют
смайлики и др.).
Фразеологизмы
Гномики у нас хоть и волшебники, но не настоящие художники. А в
своей работе мы знакомим детей с произведениями настоящих художников
посредством речевых игр.
Задание состоит в том, чтобы рассмотреть репродукции картин, а затем
подобрать
к
каждой
из
них
синоним
фразеологизма
«одного
поля
ягоды». А что в таком случае могут сказать герои наших репродукций?
Подбери как можно больше подходящих оборотов к картинам.
Буквенный конструктор
Это
самая
большая
коробочка
в
нашей
коллекции.
Она
наполнена
буквами, которые выполнены из фрагментов утеплителя для труб.
Конструктор «Змейка»
Этот конструктор выполнен из коктейльных трубочек разного размера.
С помощью него можно нарисовать картины, изображения букв, цифр.
5