Напоминание

Игры по коррекции и формированию речевых умений и навыков у детей с ОВЗ


Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №98"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры по коррекции и формированию речевых умений и навыков у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад № 98»

Игры по коррекции и формированию речевых умений и навыков

у детей с ОВЗ

Подготовил:

учитель-логопед

Афанасьева Ольга Анатольевна

Курск 2018

Направленность: речевое и познавательное развитие.

Предназначение: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.

Расширять

и

активизировать

словарный

запас,

способствующий

познавательно-речевому развитию детей, развивать фонематический слух

и память.

2.

Вызвать

речевую

активность,

умение

правильно

строить

фразу,

последовательно

излагать

мысли,

научить

составлять

развёрнутый

описательный рассказ.

3.

Формировать

грамматиче ский

строй

речи,

и н то н а ц и о н н у ю

выразительность речи, умение выстроить последовательность, желание и

смелость высказывания.

4.

Развивать

умение

описывать

и

устанавливать

простейшие

причинно-

следственные связи, анализировать и делать выводы.

5.

Активизировать глагольный словарь детей, закреплять знания о животных

и окружающем, развивать воображение и ловкость.

6.

Расширять

словарный

запас

за

счёт

употребления

обобщающих

слов,

развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые

понятия.

7.

Закреплять

в

представлении

и

словаре

ребёнка

противоположные

признаки предметов и слов-антонимов.

8.

Формировать

в

речи

детей

различные

типы

окончаний

имён

существительных.

9.

Учить

образовывать

существительные

при

помощи

уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

10.Развивать познавательные способности детей.

11.Формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий.

12. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей

и пальцев рук.

2

Сюрпризы

это

неожиданные

весёлые

моменты,

которые

всегда

вызывают

у

детей

бурю

эмоций,

дети

оживляются,

их

деятельность

активизируется.

Кроме

того,

сюрпризные

моменты

создают

ситуацию

новизны, в которой нуждается ребёнок дошкольного возраста, и особенно

дети с ОВЗ.

Я хочу познакомить вас с коллекцией игр, которые я использую в своей

практике.

Все

игры

объединены

и

хранятся

в

коробочках,

все

они

сюрпризные. Собирали мы их «всем миром»: приносили их дети и родители,

а также сотрудники детского сада. Но не все коробочки остались в нашей

коллекции. По каким принципам мы их отбирали? и оставляли в нашей

коллекции?

Одни были привлекательны для мальчиков, другие для девочек. Также

одна коробочка определяла лексическую тему или познавательный материал.

Детям

очень

нравятся

жестяные

коробочки

и

магниты,

которые

делают

обыкновенное задание интересным. Детям с ОНР очень трудно даётся задача

– из чего сделан предмет. Поэтому у нас есть пластмассовые, деревянные,

жестяные, бумажные коробочки. Ещё мы выбираем коробочку по размеру для

систематизации темы «Большой – маленький».

Дорогие друзья, а теперь предлагаю заглянуть в наши сюрпризные

коробочки и поиграть. А как вы думаете, чем они наполнены? В конце лета

ребята стали приносить в детский сад и хвастаться камешками, которые они

привезли с моря. У меня, как у специалиста, возник вопрос – как применить

этот

природный

тактильный

материал

в

своей

работе?

Так

возникло

несколько игр с камешками.

Камешки с картинками

Папа, мама, дети, ёлка. Как вы думаете, какой вопрос я задам ребёнку,

выкладывая эти камешки? «Какое предложение можно составить, используя

эти камешки?» Так как мы вдвоём участвуем в этой игровой деятельности,

при

выполнении

задания

всегда

меняемся

местами

и

даём

ребёнку

почувствовать себя с другой стороны, в качестве учителя. С помощью этих

камешек дети составляют словосочетания, предложения, рассказы. После

выполненного

задания

предлагаем

сложить

используемые

камешки

в

мешочек «Моя история», а он поможет проверить, какая история получилась?

интересная ли? Мешочек остался доволен, ему понравилась твоя история и

этот сюрприз для тебя. Достаём сюрприз из кармашка на другой стороне

мешочка.

3

Крестики – нолики

Для

этой

игры

используем

деревянную

доску

с

игровым

полем

и

камешки с изображением крестиков и ноликов.

Остров сокровищ

Для

мальчишек

нашлась

брутальная

коробочка

сундук

с

сокровищами. Некоторые из них время от времени перекочёвывают в другую

деревянную коробочку с кинетическим песком, где вот сейчас находятся

такие удивительные камни, похожие на геометрические фигуры и тела.

Красный, синий, зелёный

У некоторых детей очень трудно идёт звуко-буквенный анализ, но когда

мы

весь

материал

поместили

в

коробочку,

то

вся

деятельность

замотивировалась и детям стало легче выполнять задания. В этой игре могут

участвовать

двое

детей.

Выбираем

водящего,

и

снова

нам

помогает

обыкновенный камешек. У водящего роль учителя. Он выбирает по своему

желанию

лексическую

тему

и

прикрепляет

картинку

на

жестяную

поверхность

коробочки.

«Я

предлагаю

тебе

поиграть

в

одежду.

Выбери

любую

картинку

с

изображением

одежды,

а

теперь

с

помощью

фишек

выложи схему этого слова». По желанию водящего выкладывается и слово с

помощью букв.

Решётки

Для

детей,

имеющих

речевые

нарушения

важно

объединять

коррекционные

задачи.

Используя

это

пособие,

детям

даётся

задание

на

составление цепочки слов, определение количества звуков, слогов в слове.

Так по заданной траектории путешествует мяч по футбольному полю, летит

самолёт, едет карета с принцессой (мяч, самолёт, карета – это декоративные

пуговицы, прикреплённые ленточками к решётке).

Речевые кубики

Главная задача речевых кубиков в том, чтобы ребёнок заговорил – и

заговорил

легко

и

выразительно,

грамотно

и

с

удовольствием.

Сначала

выбираем

персонаж.

«Крутись,

вертись,

на

бочок

ложись».

Затем

берём

следующий

кубик

с

изображением

тех

мест,

куда

он

отправился.

Далее

выбираем: какая была погода, на чём он отправился, кого он встретил, какой

волшебный предмет получил. Концовка – это творческое рассказывание о

том,

зачем

персонаж

получил

волшебный

предмет.

Если

история

не

4

сказочная, то можно использовать и кубик «профессии». В помощь детям

можно предложить кубик «предлоги».

Гномы

Однажды в нашей группе появились гномы. Маленькие гномы – это

маленькие, короткие слова-предлоги. У каждого есть имя и свои привычки.

В–Шалун.

Всё любит прятать. С-Липучка. Дружит со всеми. Под-Растеряша.

Всё теряет. На-Помощник. Всё убирает по местам. Над-Летучка. Всё время

что-то подбрасывает. К-Весельчак. Любит ходить в гости. Они были такие

затейники, что сочинили для детей несколько историй: «Зимняя сказка»,

«Летний день», «День рождения Растеряши», «Весенние заботы гномов»,

«Волшебные нити гномов», «Осенние истории».

Творческое рассказывание – сложный компонент в развитии речи детей

с ОВЗ. Детям трудно было воспринимать на слух, пересказывать, отвечать на

вопросы.

Так

появилось

тактильное

игровое

поле

из

фетра,

с

помощью

которого дети не только воспроизводили, пересказывали, но и придумывали

свои истории. А гномики, так как они волшебники, всегда могут похвалить,

поощрить речевую деятельность (гномики – разноцветные мелки рисуют

смайлики и др.).

Фразеологизмы

Гномики у нас хоть и волшебники, но не настоящие художники. А в

своей работе мы знакомим детей с произведениями настоящих художников

посредством речевых игр.

Задание состоит в том, чтобы рассмотреть репродукции картин, а затем

подобрать

к

каждой

из

них

синоним

фразеологизма

«одного

поля

ягоды». А что в таком случае могут сказать герои наших репродукций?

Подбери как можно больше подходящих оборотов к картинам.

Буквенный конструктор

Это

самая

большая

коробочка

в

нашей

коллекции.

Она

наполнена

буквами, которые выполнены из фрагментов утеплителя для труб.

Конструктор «Змейка»

Этот конструктор выполнен из коктейльных трубочек разного размера.

С помощью него можно нарисовать картины, изображения букв, цифр.

5



В раздел образования