"Нетрадиционные занятия по физкультуре в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Плынская Татьяна Юрьевна Должность: инструктор физической культуры Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №91" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Нетрадиционные занятия по физкультуре в дошкольном образовательном учреждении Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном
учреждении (из опыта работы).
Автор: Плынская Татьяна Юрьевна
Инструктор физической культуры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 91» муниципального образования г.
Братска.
Дети дошкольного возраста особо остро испытывают потребность в
выражении своих эмоций через движение. Музыкально-ритмическая
деятельность – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-
эстетических переживаний. Движения, органически связанные с музыкой ее
характером (содержание), способствуют целостному ее восприятию. Отвечая
своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры
музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное
значение элементов музыкальной речи.
Цель: Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами
движения, развитие образного мышления.
Задачи:
• Выработать активную реакцию на музыку, уметь эмоционально, образно
передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии;
• Овладение свободой движения;
• Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Введение.
Повышение индекса здоровья детей через использование современных
здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности
дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики является создание
условий для физического развития и снижения заболеваемости
воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений
и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями
развития. Возможность раннего знакомства детей 5 – 6 лет с танцевально -
ритмической гимнастикой и их первого активного приобщения к этому виду
художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных
движений с целью формирования у них творчества в танце способствует
формированию базовой культуры личности включающей:
• Физическую культуру - потребность здорового образа жизни;
• Духовная культура - воспитания свободной личности, развития духовных
потребностей к самопознанию, к красоте в отношениях к себе и другим
людям.
Моя работа строится с учётом основных принципов, средств, форм и
методик, позволяющих организовать образовательный процесс на основе
общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Мною
широко используются следующие технологии:
• Групповые;
• личностно – ориентированные;
• культурно – воспитывающие;
• здоровьесберегающие (сохранение и укрепление здоровья обучающихся);
• коллективно-творческая деятельность (КТД).
Большинство движений, на которых построены танцевально- ритмические
разминки - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они
совершенствуются на занятиях по физическому воспитанию. Так, например,
без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и
корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно
двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе
бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей
осанке, ритмичности, координации рук и ног, легкости шага, т.е.
непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с
музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно
благоприятно влияет и на физическое развитие.
Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой
характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку
и выразительнее, более четко выполнять движения. Значительное место в
нашей работе занимают игры и упражнения, передающие воображаемые
действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям
приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность,
воображение. Помогают созданию образа и атрибуты в руках детей (ленточка
говорит о легкости, полетности, плавности музыки и движения, цветок – о их
нежности, изяществе, флажки – о бодрости, активности).
В младшей и средней группах дети приобретают двигательные навыки
главным образом в процессе самих музыкальных игр и разминок: здесь не
присутствует четкого разграничения между игрой, танцем и упражнением.
Одновременно эти упражнения подготавливают детей к занятиям в
последующих группах.
Дети старшей и подготовительной групп при систематической работе
усваивают разнообразные двигательные навыки и умения, их движения
становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше. Репертуар
танцевально – ритмических разминок и музыкальных игр становится
обширнее и сложнее.
Разнообразные методические приемы, применяемые при ознакомлении детей
танцевально - ритмической разминкой и каждым ее движением
соответствуют общим требованиям музыкально-двигательного воспитания:
• Словесные (беседа, объяснение, поощрение);
• Наглядные (показ, пример);
• Практические (упражнения);
• Аналитические (сравнение, самоконтроль);
• Результативность (знания и умения, выступления на праздниках и участие в
конкурсах).
Заключение
1. При таком методе обучения дети начинают понимать, что движения
становятся по-настоящему выразительными, когда они их исполняют в
соответствии с музыкально-двигательным образом.
2.Танцевально - ритмические разминки и музыкальные игры являются
средством музыкально-эстетического воспитания детей.
2. У воспитанников возрастает интерес к физкультурным занятиям.
3. Музыкально - ритмические разминки и музыкальные игры служат
средством развития организма ребенка, привития ему жизненно-необходимых
навыков.
Рекомендации:
Из опыта работы можно отметить:
• Разучивание движений без музыкального сопровождения, когда живой ритм
музыки заменяется сухим арифметическим счетом, не может содействовать
музыкальному развитию детей ( в последствии разученное под счет движение
с музыкой не сливается и не может быть средством передачи музыкальных
образов).
• Движения в музыкальных играх не должны представляться детям
неизменными образцами.
• Необходимо различными приемами сохранить у детей начальный живой
интерес к танцевально-ритмическим упражнениям, эмоциональность
восприятия , и для этого на каждом занятии надо обращать их внимание на
новые детали образа, движения и музыки.