Напоминание

Грамматический навык как неотъемлемая часть любого речевого умения


Автор: Рик Оксана Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ № 78
Населённый пункт: пгт. Чернышевск
Наименование материала: статья
Тема: Грамматический навык как неотъемлемая часть любого речевого умения
Раздел: среднее образование





Назад




Грамматический навык как неотъемлемая часть любого речевого

умения

Я считаю, что изучение грамматики является одним из важнейших моментов в обучении

иностранному языку ведь полноценная коммуникация не может проходить при отсутствии

грамматических знаний.

Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного овладения языком.

Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь

интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-

разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении

родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран

мира.

В учебном процессе имеют место разнообразные формы и методы обучения. На мой

взгляд, наиболее оптимальный метод — познание нового «от простого к сложному»,

поскольку учащиеся постепенно усваивают и накапливают знания, по мере усвоения

которых задания усложняются, что позволяет выработать навык и закрепить усвоенную

информацию.

Замечаю, что усвоение информации у школьников зависит также от уровня их

заинтересованности, поэтому, для того, чтобы достичь успеха в обучении, учителю

необходимо грамотно, а главное интересно построить урок.

На начальном этапе не рекомендуется использовать грамматическую терминологию, а при

обобщении и закреплении материала желательно включать в упражнения грамматические

игры.

На продвинутых этапах учащиеся должны проявлять максимум самостоятельности в

работе над грамматикой, опираясь на эксплицитные правила; самостоятельно знакомиться

с формой и значением; вести разного рода записи и заметки; правильно пользоваться

понятийным аппаратом грамматики; составлять грамматические схемы и таблицы.

Задача обучения грамматике:

- формирование у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных

видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического

минимума.

Изучение родного и иностранного/иностранных языков неизбежно приводит к

определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически

переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений,

которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью

или частично отсутствуют в родном языке. Так, например, при изучении английского

языка трудно различаются учащимися временные формы глаголов, особенно формы

перфекта и продолженных времен, которых нет в русском. Настоящее, будущее и

прошедшее время в английском языке может быть выражено различными временными

формами. Для русскоязычных учащихся такое обилие временных форм, а также связанное

с ними явление согласования времен не может не представлять трудностей и не

способствовать появлению ошибок.

Думаю, важно учитывать что:

материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование

языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

в учебном материале следует четко выделять формальные

и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли

установить связь между ними в определенных контекстах;

грамматический материал целесообразно предъявлять в

доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

введению нового материала необходимо предпосылать

повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры

иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;

пояснения и правила должны быть краткими, точными и

простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;

для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды

общения, в том числе парную и групповую работу;

На основе своего опыта я сделала вывод: эффективным приемом работы в становлении

грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют

развитию речевой деятельности обучающихся.

Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для

окружающей их действительности.

Грамматические игры преследуют следующие цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные

грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую активность и самостоятельность учащихся

Использую в своей работе дополнительные учебные пособия по грамматике на различных

этапах обучения в школе .

На начальном этапе обучения:

Барашкова Елена Александровна Грамматика английского языка. Проверочные

работы. 3-4 классы. К учебнику М.З. Биболетовой и др. "Enjoy English-2"

Соловова Е.Н. Английский язык. Базовый уровень. Итоговая аттестация за курс

начальной школы. Типовые тестовые задания

На среднем этапе обучения:

Ю.Голицынский Грамматика Сборник упражнений 5-е изд., испр. и доп. - СПб.:

КАРО, 2006 - 544с.

На старшем этапе обучения:

Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и

лексика. «Macmillan Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary»

Помогают в формировании грамматических навыков и проверочные работы.

Грамматический навык является одним из самых важных речевых умений говорения,

именно поэтому он влияет на эффективность понимания иноязычной речи и построения

собственной речи. Контроль сформированности грамматических навыков не может быть

исключен из контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной

компетенции.

Причиной тому несколько факторов. Во-первых, задания на контроль

сформированности грамматических навыков представлены в современном варианте ЕГЭ

по английскому языку и в других международных экзаменах по английскому языку как

иностранному. Во-вторых, грамматический компонент является неотъемлемой частью

иноязычной коммуникативной компетенции.

Развивая коммуникативные навыки, учитель опирается на грамматику. Не секрет, что

коммуникация вообще возможна с использованием ограниченного количества слов, но до

какой степени и на каком уровне? Развитие иноязычной коммуникативной компетенции

происходит исключительно во всем многообразии ее компонентов. Поэтому в

формировании коммуникативной компетенции грамматика играет очень важную роль.

Считаю что, приступая к обучению грамматике учитель должен владеть теорией,

должен знать, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы.

Соловова Е.Н. дает следующие рекомендации учителям иностранного языка при

обучении грамматике:

1. Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи

учеников, не стараться любой ценой исправить все ошибки сразу.

2.

Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их

употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только

показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ,

их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным

к уровню независимого пользователя.

3.

Развивать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать

самостоятельное определение и исправление ошибок.

Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения,

аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой,

так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык

проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется

«Use of English» и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических

умений в комплексе.

В своей работе я использую следующие формы контроля сформированности

грамматических навыков: устный контроль (опрос) или собеседование, письменный

контроль (контрольные работы), тестирование.

В современных экзаменах в основном используются: тесты, письмо, заполнение

пропусков словами, образованных на основе предложенных, или заполнение пропусков

одним из четырех предложенных вариантов ответа, поэтому учащиеся должны быть

готовы к выполнению таких заданий.

Полагаю, что на начальной ступени обучения теста для контроля может быть вполне

достаточно. Он позволит проверить знание слов, и знание грамматики. Часто провожу

различные диктанты.

На старших же этапах одного знания недостаточно. Важно проверять и умение

выполнять действия (умение использовать знания грамматики). Здесь я использую и

другие способы проверки, которые направлены как раз на контроль грамматических

навыков. Это может быть работа с текстом. Например, заполнить пропуски в тексте,

найти и исправить ошибки или прочитать текст и ответить на вопросы. Это может быть

аудирование, с последующим выполнением подобных заданий. Можно также

использовать и тестовую форму контроля, но тест должен быть направлен на

определение степени сформированности грамматических навыков и коммуникативной

компетенции.

На основе вышесказанного можно сделать вывод: без знания грамматических правил

невозможно понять систему иностранного языка. Без понимания грамматического строя

языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь.



В раздел образования