Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект досуга "Шахматный турнир" "Путешествие в шахматное королевство" для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 316»
Конспект досуга «Шахматный турнир»
«Путешествие в шахматное королевство»
для детей старшего дошкольного возраста
с участием родителей
(подготовительная группа № 12 № Непоседы»)
Автор составитель: воспитатель
подготовительной группы
Корнеева А.М.
г. Ростов - на - Дону
2019 г.
Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального
развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Развивать
логическое
и
образное
мышление,
тактильные
ощущения,
внимание, память.
2.
Активизировать
мыслительную
деятельность,
наблюдательность,
находчивость, смекалку.
3.
Развивать
чувство
ответственности
и
умение
разрешать
проблемные
ситуации.
4.
Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость,
умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
5.
Продолжать учить ориентироваться на доске, листе бумаги.
6.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской.
Оборудование:
напольные
шахматы
-
1
шт.,
комплекты шахмат
–
4
шт.,
песочные часы – 5 шт., шары: чёрного и белого цвета, столы, стулья, флажки ,
дипломы участников, значки памятные, флаг России, костюмы: шахматного кроля
и шахматной королевы, футболки белого цвета по количеству игроков, эмблемы
наголову (команда черных и команда белых).
Предварительная работа: чтение сказки Н.Журавлёва «В стране шахматных
чудес»,
рассматривание
шахматной
доски
и
шахматных
фигур,
игры
в
«Шахматы», Д/И «Найди похожую фигуру», «Что изменилось?», «По росту»,
«Чудесный мешочек», заучивание стихотворений, слушание гимна «Шахматный
турнир».
Ход мероприятия:
В зал входят Шахматная королева, Шахматный король, ведущие и участники
шахматного турнира.
Звучит гимн «Шахматный турнир»
1
Ведущая:
-
Здравствуйте
дорогие
ребята
и
уважаемые
взрослые!
Сегодня
знаменательный день в нашем детском саду – наши дети, а так же их родители
участвуют в турнире по шахматам.
2 Ведущая: Шахматы - одна из самых древних игр. Шахматы любят и знают во
всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой
мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла
эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад. Оттуда и начали
свой путь по всему миру.
Шахматная королева:- Я — Королева Шахмат,
И в Шахматной стране,
Я правлю королевством,
Здесь всё подвластно мне!
На поле черно-белом
Стоят фигуры в ряд.
Красиво и умело
Веду их на парад!
Шагают пешки, кони
То поперёк, то вдоль.
Одна сижу на троне,
Мне служит сам Король!
Шахматный король:- На доске и днем и ночью
Битва армий двух.
И в ней
Не сильней фигур я прочих,
Но фигур других главней.
А враги мои хотят
Мне устроить шах и мат!
Длится партия, доколь
Не повержен в ней король.
Ребёнок: - Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. –
Где бы я ни был и везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Ребёнок: -
Вся в квадратах - белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных -
Деревянные войска.
Ребёнок:
-
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют -
Гениальная игра!
1 Ведущая: -
Ребята поприветствуем участников турнира!
Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.
Шахматы - игра сильнейших!
Для ума заряд дает,
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет!
2 Ведущая: 1. Тур. Блиц – опрос. За каждый правильный ответ команда
получает 1 очко. (для родителей)
1. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
2. В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
3. Где возникли шахматы? (в Индии)
4.Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
5. В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а (мат).
7. Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).
1 Ведущая: 2. Тур. Блиц – опрос. За каждый правильный ответ команда
получает 1 очко. (для детей)
1.
Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).
2.
Какой формы шахматная доска? (квадратная)
3.
Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).
4.
Играет не простую роль Его величество_________(король).
5.
В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).
6.
Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
2
Ведущая:
-
В
следующем
туре
вам
предстоит
показать
свое
умение
управлять шахматными фигурами.
3. Тур. Шахматная эстафета: «Поставь правильно шахматную фигуру»
Команды
по
сигналу
расставляют шахматные фигуры
на
напольной
шахматной доске. Кто первый правильно расставит получает одно очко.
1 Ведущая: - А сейчас нам предстоит следующий не простой тур. Я вам загадаю
загадки, но загадки не простые, а с подвохом.
4. Тур. Мини – викторина. За каждый правильный ответ команда получает 2 очка
1. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
ответ: Шахматы
2. Не люди, не звери, а ходят?
(шахматные фигуры)
3. Идёт и озирается,
Пугается всего,
Когда игра кончается,
То в плен берут его. (король)
4. Он не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным. (конём)
5. Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки?
И берёт наискосок?
Ну, конечно, это. (пешки)
6. Двое мальчиков играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?
Шахматная королева:
- Властью, данной мне Шахматным Королем, объявляю
шахматный турнир открытым.
Сейчас мы с помощью жребия определим пары.
У каждого участника турнира есть свой номер, вытягиваем по 2 номера из шляпы
и определяет пары детей. Дети занимают столы.
Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по
цвету фигурами будет играть.
Шахматный король берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и
перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок
выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.
2 Ведущая: - Игра в шахматы требует спокойной обстановки и внимания. Наши
участники сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас
выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.
Соревнования
начинаются.
Во
время
соревнования
арбитры
наблюдают
за
ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления
победителей.
(Дети и родители проходят к шахматным доскам и начинают соревноваться)
2 Ведущая: - Вот и подошел к концу наш шахматный турнир. В заключение хочу
напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты,
играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!»
(Подведение итогов, поздравление и получение подарков и призов. Звучит гинм
«Шахматный турнир»)
По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды,
главный
судья
оглашает
общие
результаты.
Вручаются
дипломы,
памятные
значки.
Шахматная Королева: Вы заслужили все достойные награды
И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,
Вам по плечу любое сложное заданье,
Здоровья вам, удачи, до свиданья!