Напоминание

Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе работы классного руководителя


Автор: Татьяна Степановна Кутищева
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ СОШ № 15
Населённый пункт: Борзя
Наименование материала: статья
Тема: Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе работы классного руководителя
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа № 15, г.Борзя

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 15, г.Борзя

Кутищева Татьяна Степановна

Статья на тему

«Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе

работы классного руководителя»

Будущая профессия и ее выбор – это важный шаг в жизни каждого человека.

От выбранной профессии зависит подчас судьба человека и место в жизни.

На

современном

этапе

развития

общества

велика

роль

педагога

в

становлении личности. Велика и роль классного руководителя в становлении

личности,

самоопределении

в

выборе

профессии.

Именно

классный

руководитель играет ведущую роль в развитии личности ребенка, раскрытии

его самобытности, потенциальные возможности, защищает его интересы.

Деятельность классного руководителя по теме профориентации – одно из

приоритетных

направлений

его

работы.

В

сферу

профессиональных

обязанностей классного руководителя входит работа не только с детьми, но и

их родителями. Профориентационная работа направлена на самоопределение

– процесс и результат выбора личностью основных позиций, целей и средств

самоосуществления

в

конкретных

обстоятельствах

жизни.

Выделяют

три

этапа, которые способствуют самоопределению:

Первый этап – это учащиеся 4-6 классов, с которыми проводится работа по

выявлению первоначальных профессиональных интересов, воспитание основ

нравственного и трудового характера. На этом этапе большое значение имеют

такие мероприятия как экскурсия, обсуждение прочитанных книг, просмотр

фильмов, беседы о значении выбора профессии.

Второй этап – 7-8 классы, работа направлена на оказание помощи в выборе

профессии, более углубленное знакомство с выбранной профессией.На этом

этапе проводятся такие формы работы как диспуты, встреча с выпускниками

школ, изучение специальной литературы по выбранной профессии.

Третий

этап

9-11

классы.

Работа

ведется

по

профессиональному

самоопределению школьников. Учащиеся переходят в 9 класс, и перед ними

стоит

вопрос

о

дальнейшей

форме

обучения.

В

большинстве

случаев

срабатывает принцип «выбора толпы», то есть «куда все, туда и я». В этот

период выбор совершенно не осмыслен и на этот момент роль классного

руководителя заключается в том, чтобы оградить подростка от такого влияния

и направить его в то русло, когда он сам должен определить свой выбор. Роль

классного руководителя заключается в том, чтобы ребенок оценил свои силы

и возможности в выбранной профессии. Именно в этот период характерна

ситуация «предрешенный вариант» или «навязанная роль».в данном варианте

основная роль классного руководителя – это работа с семьей. Задачи, которые

возлагаются на классного руководителя в ходе профориентационной работы:

Оказание помощи, осуществление психологической подготовке к труду;

Систематическое ознакомление с профессиями;

Изучение

личности

школьника,

его

профессиональные

интересы,

намерения, способности, возможности;

Работа с родителями, привлечение психолога

Существует множество методик, которые может использовать классный

руководитель для изучения профессиональной направленности

Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в

жизни

человека.

Выбор

профессии

имеет

самое

прямое

отношение

к

удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к

работе по профессиональной ориентации классный руководитель, совместно

со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на

правильный

путь

и

помочь

ему

избежать

ошибки.

Эффективность

профориентационной

работы

классного

руководителя

с

учащимися

определяется

многими

факторами,

в

том

числе

уровнем

е го

информированности, владением различными методами подачи информации,

активизации

процесса

профессионального

самоопределения.

А

также

планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего

педагогического коллектива образовательного учреждения.

Литература

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина

К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции

на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов

школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

3.Бендюков

М.

А.

Ступени

карьеры:

азбука

профориентации.

-

СанктПетербург: Речь, 2006.



В раздел образования