Автор: Татьяна Степановна Кутищева
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ СОШ № 15
Населённый пункт: Борзя
Наименование материала: статья
Тема: Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе работы классного руководителя
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа № 15, г.Борзя
учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 15, г.Борзя
Кутищева Татьяна Степановна
Статья на тему
«Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе
работы классного руководителя»
Будущая профессия и ее выбор – это важный шаг в жизни каждого человека.
От выбранной профессии зависит подчас судьба человека и место в жизни.
На
современном
этапе
развития
общества
велика
роль
педагога
в
становлении личности. Велика и роль классного руководителя в становлении
личности,
самоопределении
в
выборе
профессии.
Именно
классный
руководитель играет ведущую роль в развитии личности ребенка, раскрытии
его самобытности, потенциальные возможности, защищает его интересы.
Деятельность классного руководителя по теме профориентации – одно из
приоритетных
направлений
его
работы.
В
сферу
профессиональных
обязанностей классного руководителя входит работа не только с детьми, но и
их родителями. Профориентационная работа направлена на самоопределение
– процесс и результат выбора личностью основных позиций, целей и средств
самоосуществления
в
конкретных
обстоятельствах
жизни.
Выделяют
три
этапа, которые способствуют самоопределению:
Первый этап – это учащиеся 4-6 классов, с которыми проводится работа по
выявлению первоначальных профессиональных интересов, воспитание основ
нравственного и трудового характера. На этом этапе большое значение имеют
такие мероприятия как экскурсия, обсуждение прочитанных книг, просмотр
фильмов, беседы о значении выбора профессии.
Второй этап – 7-8 классы, работа направлена на оказание помощи в выборе
профессии, более углубленное знакомство с выбранной профессией.На этом
этапе проводятся такие формы работы как диспуты, встреча с выпускниками
школ, изучение специальной литературы по выбранной профессии.
Третий
этап
– 9-11
классы.
Работа
ведется
по
профессиональному
самоопределению школьников. Учащиеся переходят в 9 класс, и перед ними
стоит
вопрос
о
дальнейшей
форме
обучения.
В
большинстве
случаев
срабатывает принцип «выбора толпы», то есть «куда все, туда и я». В этот
период выбор совершенно не осмыслен и на этот момент роль классного
руководителя заключается в том, чтобы оградить подростка от такого влияния
и направить его в то русло, когда он сам должен определить свой выбор. Роль
классного руководителя заключается в том, чтобы ребенок оценил свои силы
и возможности в выбранной профессии. Именно в этот период характерна
ситуация «предрешенный вариант» или «навязанная роль».в данном варианте
основная роль классного руководителя – это работа с семьей. Задачи, которые
возлагаются на классного руководителя в ходе профориентационной работы:
Оказание помощи, осуществление психологической подготовке к труду;
Систематическое ознакомление с профессиями;
Изучение
личности
школьника,
его
профессиональные
интересы,
намерения, способности, возможности;
Работа с родителями, привлечение психолога
Существует множество методик, которые может использовать классный
руководитель для изучения профессиональной направленности
Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в
жизни
человека.
Выбор
профессии
имеет
самое
прямое
отношение
к
удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к
работе по профессиональной ориентации классный руководитель, совместно
со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на
правильный
путь
и
помочь
ему
избежать
ошибки.
Эффективность
профориентационной
работы
классного
руководителя
с
учащимися
определяется
многими
факторами,
в
том
числе
уровнем
е го
информированности, владением различными методами подачи информации,
активизации
процесса
профессионального
самоопределения.
А
также
планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего
педагогического коллектива образовательного учреждения.
Литература
1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология
успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина
К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции
на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов
школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
3.Бендюков
М.
А.
Ступени
карьеры:
азбука
профориентации.
-
СанктПетербург: Речь, 2006.