Напоминание

Актуальные вопросы патриотического воспитания в условиях ФГОС


Автор: Кашаев Андрей Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные вопросы патриотического воспитания в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

От правильного воспитания детей зависит

благосостояние всего народа.

Джон Локк

Одной из

приоритетных задач общества

и государства

является

воспитание

нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России.

В

новом

Федеральном

государственном образовательном стандарте общего образования процесс

образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы

знаний,

умений,

но

и

как

процесс

развития

личности,

принятия

духовно-нравственных,

социальных,

семейных

и

других

ценностей.

Современное

общество

России

остро

поставило

задачу

духовного

возрождения нации.

Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере

патриотического

воспитания молодёжи.

Программа

патриотического и

гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из

приоритетных

в

современной молодёжной политике.

Нам,

педагогам,

исключительно важно,

каким будет человек будущего,

в какой мере он

освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Миссия

кадетского

образования

на

Тамбовщине

возрождение

российской системы воспитания высоконравственных и интеллектуально

развитых

граждан

России,

готовых

к

профессиональному

служению

обществу и государству.

Наша образовательная траектория включает в

себя

идею

самостоятельности,

социально

востребованную

идею

становления

моральных

ориентиров

юношей.

Основными ценностями

школы

стали

мораль

справедливости

и

ответственности

сильного,

воспитание

нравственной

стойкости

и

патриотизма,

формирование

представления

о гражданине

и защитнике

Родины.

Мы видим наших

выпускников

на

военной,

государственной,

муниципальной службе на

благо Отчизны.

Это будущее требует не столько набора классических

знаний, сколько открытой коммуникации, умения принять вызов, привлечь

успех.

Именно на реализацию этих требований и направлена Программа

развития

Тамбовского

областного

государственного

бюджетного

общеобразовательного учреждения кадетской школы «Многопрофильный

кадетский корпус

имени Героя

Советского Союза

летчика-космонавта

СССР Л.С.Дёмина»

-

«Кадетоград»

на

2015-2020

г.г.

Главная

цель

Программы – создание условий для становления конкурентоспособной,

адаптивной

личности

в

условиях

активно

развивающегося

информационного

общества

через

реализацию

предпрофильного

и

профильного обучения, создание основы для подготовки кадет к служению

Отечеству

на

поприще

государственной

гражданской,

военной,

правоохранительной

и

муниципальной

службы.

Цель

моей

профессиональной деятельности тесно связана с проблемой,

над которой

работает кадетский корпус: «Использование форм работы для готовности

каждого кадета к самостоятельной деятельности».

За

период,

прошедший

после

последней

аттестации,

я

принял

участие

в

творческой

группе

по

разработке

и

реализации

проектов

«Система оценки качества кадетского образования» и «Индивидуальная

образовательная

траектория

как

условие

успешности

выпускника

кадетского

корпуса»,

позволивших

решить

проблему

формирования

познавательных

способностей,

развития

творческой

активности,

самостоятельности,

коммуникативных навыков

кадет,

включения

их в

проектную и исследовательскую деятельность.

2

В кадетском корпусе,

где

уже

с 7 класса ведется подготовка к

профильному обучению,

а контингент обучаемых – подростки и юноши,

именно

модели

группового

воспитания

позволяют

решить

задачи

воспитания

гражданственности,

трудолюбия,

уважения

к

правам и

свободам

человека,

любви

к

окружающей

природе,

Родине,

семье,

адаптивности

системы

образования

и

воспитания

к

уровням

и

особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

За время работы в кадетском корпусе у меня сложилась своя система

развития

познавательных

и

творческих

способностей

обучающихся,

подготовки

их

к

участию в

мероприятиях

различных

уровней

и

направлений.

Для

учёта

потребностей

кадет

провожу

диагностику

и

мониторинг, которые позволяют выбрать правильную тактику воспитания,

а при необходимости вовремя внести коррекцию.

Главную задачу вижу в том,

чтобы актуализировать,

стимулировать

стремление

кадет

к

саморазвитию,

создать

условия

для

творчества,

самовыдвижения.

Результаты диагностики,

которой

я

уделяю большое

внимание,

помогают мне учитывать индивидуальные потребности обучающихся и

целенаправленно работать с ними.

Если ребенок артистичен,

музыкален,

хорошо танцует,

пишет стихи,

обязательно использую эти возможности.

Стараюсь

сделать

все,

чтобы

талантливые

дети

реализовали

свои

творческие

способности.

Особое

внимание

уделяю

формированию

здорового

образа

жизни,

физическому

совершенствованию кадет,

их

участию в спортивных соревнованиях,

в сдаче норм ГТО,

занятиям в

учреждениях дополнительного образования:

спортивных,

музыкальных,

художественных школах.

Основной

идеей

работы с

одарёнными

кадетами является

объединение

усилий

педагогов,

воспитателей,

родителей

и

самих

3

воспитанников

на

развитие

творческого

потенциала

обучающихся.

Система

деятельности

по

организации

работы

с

одаренными

и

талантливыми

детьми

в

нашем

образовательном

учреждении

имеет

следующее содержание:

выявление одаренных и талантливых детей через

анализ особых успехов и достижений кадета,

создание

банка

данных талантливых

и одаренных

детей,

диагностику

потенциальных возможностей детей;

помощь

одаренным

обучающимся

в

самореализации

их

творческой направленности;

создание для воспитанника ситуации успеха и уверенности

через индивидуальное обучение и воспитание;

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх,

творческих

конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Убежден,

что внеклассные мероприятия должны быть не только

эффективными,

эксклюзивными,

но и отвечать потребностям и интересам

обучаемых: экскурсии в выставочный зал, православные соборы, встречи с

представителями социальных партнеров,

поездки по городам воинской

славы,

организация

кадетской

смены

«Сыны

Отечества»

в

оздоровительном центре «Искорка»,

конференция «Кодекс чести кадета»,

марш-бросок, посвященный памяти Героев России.

Оценка достижений кадет является для меня одной из актуальных

проблем.

Моя цель – развитие каждого обучающегося,

создание условий

для

успешной реализации способностей.

Индивидуальные карты кадет

учитывают их успешность в учебном процессе,

спортивные и творческие

достижения, результативность участия в олимпиадах, слетах, конкурсах. За

4

5 лет

учебы формируется портфолио кадета,

которое играет роль при

поступлении

в

военные

университеты и академии при прохождении

собеседования и мандатной комиссии.

На курсах,

где я являюсь воспитателем (2017-2019 гг.

– 7-9 классы,

присутствует благоприятный психологический климат. Отношения внутри

коллектива строятся на основе взаимного доверия,

уважения, открытости.

Отсутствуют отвергаемые и изолированные дети,

нет кадет,

стоящих на

учете. Уровень воспитанности хороший.

В 2014-2015

учебном году

ТОГБОУ кадетская

школа-интернат

«Многопрофильный

кадетский

корпус»

стала

Федеральной

экспериментальной

площадкой

Российской

академии

образования

по

проблеме «Развитие социального пространства непрерывного образования:

формы организации,

технологии

и

уровни».

Нормативно

закреплено

открытие

федеральной

экспериментальной

площадки.

Проведено

моделирование работы эксперимента совместно с АПК и ППРО г. Москва

(кафедрой

теории

и

практики

управленческой

деятельности

в

образовании).

Как

воспитатель

я

работаю над

темой

«Развитие

социального

партнерства

с

целью профориентации кадет».

В этом нам помогают

социальные партнеры:

УФСБ,

УФСИН,

УФСКН,

УМВД по Тамбовской

области, Саратовская государственная юридическая академия, Московский

пограничный

институт,

Голицынский

пограничный

институт,

Михайловская военная артиллерийская академия, Новороссийская морская

академия

имени

Ф.Ф.Ушакова,

Институт

береговой

охраны ФСБ (г.

Анапа),

Северный (Арктический)

федеральный университет имени М.В.

Ломоносова,

Санкт-Петербургский международный центр «Образование

без границ».

5

Воспитательный процесс реализуется совместно с территориальными

военными

ведомствами

ФСБ

России,

УФСИН,

УФС

по

обороту

наркотиков, УВД.

Для

меня

важен

личностно-ориентированный

подход.

Поэтому

воспитательную работу во вновь сформированных в 2017 году 7 классах

планирую с учетом характерологических особенностей каждого ребенка и

диагностики,

результаты которой обсуждаются и с обучающимися,

и с

родителями.

Благодаря этому удалось преодолеть некоторые проявления

эгоизма,

равнодушия,

привить

коммуникативные

навыки,

умение

сопереживать,

радоваться

чужим

успехам.

Эффективность

воспитательного

процесса

достигается

через

организацию внеурочной

деятельности

кадет

путем

проведения

мероприятий

по

организации

активного

отдыха,

социально-активной деятельности кадет,

участие

в

спортивных мероприятиях, созданием необходимых условий для успешной

учебы и досуга,

всесторонним информационным обеспечением,

а также

сочетанием высокой требовательности к кадетам с уважением их личного

достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и

целенаправленная индивидуальная работа с каждым кадетом.

Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе курса на

весь период обучения, а также на учебный год и месяц.

Мои воспитанники

активно

участвуют

в

жизни кадетского

корпуса,

в

слетах

кадетских

классов и кадетских корпусов в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Анапе,

Сочи.

Общее

количество

конкурсов

и

олимпиад,

в

которых

приняли

участие кадеты в 2018-2019 учебном году,

составило 87,

что на 30%

больше, чем в предыдущем учебном году (61). Среди них международных

–20 (больше на 73%, было 5), всероссийских -25 (на 39% меньше, было 35),

6

областных

10

(на

54% меньше,

было

15),

муниципальных

7

(увеличилось в 2,3 раза), школьных – 25 (увеличилось в 12,5 раз).

Самое сложное для молодого человека – необходимость выбрать

профессию.

Профориентационное сопровождение направлено не на выбор

конкретной

профессии,

а на

создание

внутренних

условий

профессионального самоопределения (развитие позитивного образа “Я”,

способности опираться на себя,

то есть относиться к себе как к субъекту

собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром

профессий.

У обучающихся есть выраженная потребность посоветоваться

со своим офицером-воспитателем о своём профессиональном выборе. В

течение многих лет я работаю в сотрудничестве с педагогом-психологом.

С

кадетами

проводится

краткое диагностическое обследование, далее

принимается решение о выборе профессии. Некоторым кадетам требуется

углубленное обследование и

многократные

консультации

педагога-

психолога.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической

консультации

состоит

в

том,

что

кадеты начинают

более

серьезно

задумываться

о

своих

личных

качествах,

о

сложностях

проблемы

профессионального выбора.

В 2019-2020 учебном году было проведено анкетирование кадет с

целью определения профиля обучения на третьей ступени.

В расписание

были

внесены

элективные

курсы

«Путь

в

профессию»,

«Основы

экономики и права»,

«Основы международного гуманитарного права»,

«Основы военно-морского дела»,

«История

войн и военное искусство

русских полководцев».

Родителей кадет я вижу всегда в роли союзников,

помощников,

а

порой и советчиков. Ведь у нас одна общая задача – воспитать достойного

человека.

Направляя свои усилия на создание единого воспитательного

7

поля,

единой социальной среды,

я строю свою работу с родителями с

учётом их

мнения,

запросов

относительно

успеваемости и прогресса

ребёнка,

его взаимоотношений с однокурсниками,

участия во внеурочной

деятельности.

В

общении

с

ними

считаю

для

себя

абсолютно

неприемлемым назидательный тон,

некорректное поведение.

Успешное

решение проблем вижу только в педагогике сотрудничества. Электронный

журнал позволяет родителям ежедневно контролировать успеваемость и

посещаемость

детей,

видеть,

какая

форма

работы оценивалась,

какое

задание необходимо выполнить дома.

Возможность ежедневно общаться в

«Дневнике.ру»

способствует

повышению

качества

обучения,

ответственности кадет

за

результаты своего труда.

Также в дневнике

отражаются

достижения

кадет,

результаты их

участия

в

различных

мероприятиях.

Практикую различные

формы работы с родителями:

ежемесячно

провожу

собрания,

заседания

родительского

комитета,

еженедельно

провожу индивидуальные беседы.

Никогда не начинаю разговор с освещения негативных моментов.

Стараюсь в каждом ребенке найти что-то положительное и отметить это,

создать ситуацию успеха.

Отношения с коллегами строю на конструктивной основе,

всегда

стремлюсь к творческому сотрудничеству,

способствующему успешному

решению вопросов воспитания и обучения детей.

Нравственный климат в

коллективе

благоприятный.

Меня

окружают

мои

единомышленники,

творчески работающие педагоги и внимательные люди.

Кадеты,

родители,

общество

хотят

видеть

в

современном

воспитателе

эрудированного

специалиста,

интеллектуала,

настоящего

профессионала, способного передать свои ценные знания другим. Поэтому

совершенно очевидно,

что нельзя развиваться,

ничего не меняя в себе.

А

8

для

этого

необходимо

постоянно

совершенствовать

свой

научно-теоретический

уровень,

работать

над

повышением

профессиональной

компетенции.

Вот

почему

я

уделяю пристальное

внимание

самообразованию,

посещаю семинары,

курсы,

изучаю серии

книг

«Энциклопедия

воспитательных

технологий».

Посещаю курсы и

семинары на базе ТОИПКРО,

городского информационно-методического

центра.

Перспективы моей педагогической деятельности:

дальнейшее применение ИКТ и технических средств обучения

во внеурочной деятельности с целью совершенствования воспитательного

процесса;

создание

«Кадетского

центра

творчества

и досуга»

с

включением его в реестр культурно-просветительских центров г. Тамбова;

расширение

практик

работы

по

военно-патриотическому

воспитанию молодежи области через Центр патриотического воспитания,

музеи;

разработка

пособий

и

дидактических

материалов,

направленных

на

формирование

ключевых

компетентностей

кадет

посредством внеклассных мероприятий;

организация исследовательской и проектной деятельности как

основы развития

творческого

потенциала

обучающихся,

в

том числе

социальных

проектов,

направленных

на

формирование

нравственных

качеств личности;

формирование

воспитательной системы путём обеспечения

интеграции его важнейших составляющих – воспитания и обучения;

организация процесса воспитания на основе более детального

учета

особенностей

современной

социокультурной

среды,

проблем

современной молодежи с учетом традиций кадетского корпуса.

9

Это

приведет

к

совершенствованию процесса

образования

и

воспитания,

формированию целеустремленности и высоких моральных

качеств личности.

Что позволит выпускникам быть востребованными и

конкурентоспособными в современном обществе.

Кашаев А.Ю.

10



В раздел образования