Напоминание

Творчество как метод социальной реабилитации


Автор: Борисова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алый парус"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Анива
Наименование материала: статья
Тема: Творчество как метод социальной реабилитации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творчество как метод социальной реабилитации.

Составила Борисова Т.А.

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для

людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить

окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень

богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению,

самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и

интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому

человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений.

Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие

родственники и друзья), но значительно больший положительный эффект возникает

именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном

признании.

Воспитанники реабилитационных центров ощущают огромную тягу к искусству, что

подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах.

Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться

результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать

самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться,

развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние

обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей

социальной группы, но и общества в целом.

Но, когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность

творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества

– это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, – т.е. воспитание так называемых «верхних

этажей» его психики. Потому что на нижних этажах у него все плохо. И когда ребенок еще

даже очень маленький, от него уже трудно это скрыть.

Мне кажется, смысл этих занятий в том, чтобы дать этим детям высокоуровневую

психическую защиту.

Множество причин не дает нам возможности развивать творческий потенциал и

расширять горизонты творчества. Тем более что существуют 2 мифа о творческой

личности: в первом речь идет о том, что способности человека прямо пропорциональны

его интеллектуальному уровню, а во втором, что творчество – удел талантливых и

одаренных с детства людей. Эти два утверждения могут разрушить творческий потенциал

любого человека, но на самом деле они не совсем верны. Творческая самореализация в

широком смысле является основной чертой, неотъемлемой характеристикой психически

здорового человека. И хотя, по определению, творчество – это человеческая деятельность,

направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под

творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного

индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Произведение, ставшее

таковым для творца, является таким и для другого человека. Более того, автор

предназначает его другим людям. Таким образом, в творчестве открывается его самая

важная функция – общение.

Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и

укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных

эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного,

достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и

творческих способностях.

К сожалению, зачастую современное обучение развивает только одну сторону –

исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие

способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном

уровне. А для того, чтобы двигать вперед науку, технику и особенно общественную жизнь,

когда вокруг огромное количество проблем, необходимо все больше могучих творческих

умов и, по сути, не важно, находится ли этот ум в здоровом теле или в теле человека с

ограниченными возможностями – все они могут быть полезны обществу.

Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего

ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т.к. он более гибкий и

способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству,

творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты

человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми

воспитанники центра сталкиваются.

Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских,

психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-

терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для

социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и

способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и

молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и

нравственного развития.

Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке

позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей

«неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или

агрессивность.

После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего

эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить,

общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются

социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция,

повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими

ребятами и между ребятами и их родителями. Это формирует у молодых инвалидов

защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Формирование и становление ребенка как творческой личности возможно только

путем постижения механизма творческого процесса, преодоления одиночества, ощущения

равенства с окружающим миром и воспитания социального оптимизма в масштабах всей

будущей жизни.

В процессе занятий, естественно, появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или

ином виде творчества, но смысл творческой реабилитации сводится не к выявлению

наиболее одаренных ребят, а к тому, чтобы освоенный ими механизм творчества мог быть

применен в любой сфере деятельности, которую в будущем воспитанник.

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и

семьей

Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности ч

ерез развитие способности самовыражения и самопознания.

Физическое и физиологическое влияние творческой реабилитации заключается в том,

что творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более

тонкому дифференцированию идеомоторных актов.

Творческая реабилитация включает в себя комплекс видов искусств – музыка,

театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество: каждое из них

занимает отдельную нишу, так как развивает различные стороны личности, поэтому

симбиоз всех видов творчества является максимально благоприятным для детей в

процессе развития своей творческой личности.

Творческая реабилитация может использоваться как в виде основного метода, так и

в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма коррекционного воздействия,

характерных для метода творческой реабилитации.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и

найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе

креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой

эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к

приносящему наслаждение».



В раздел образования