Автор: Борисова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алый парус"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Анива
Наименование материала: статья
Тема: Творчество как метод социальной реабилитации
Раздел: дополнительное образование
Творчество как метод социальной реабилитации.
Составила Борисова Т.А.
Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для
людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить
окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень
богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению,
самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и
интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому
человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений.
Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие
родственники и друзья), но значительно больший положительный эффект возникает
именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном
признании.
Воспитанники реабилитационных центров ощущают огромную тягу к искусству, что
подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах.
Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться
результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать
самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться,
развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние
обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей
социальной группы, но и общества в целом.
Но, когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность
творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества
– это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, – т.е. воспитание так называемых «верхних
этажей» его психики. Потому что на нижних этажах у него все плохо. И когда ребенок еще
даже очень маленький, от него уже трудно это скрыть.
Мне кажется, смысл этих занятий в том, чтобы дать этим детям высокоуровневую
психическую защиту.
Множество причин не дает нам возможности развивать творческий потенциал и
расширять горизонты творчества. Тем более что существуют 2 мифа о творческой
личности: в первом речь идет о том, что способности человека прямо пропорциональны
его интеллектуальному уровню, а во втором, что творчество – удел талантливых и
одаренных с детства людей. Эти два утверждения могут разрушить творческий потенциал
любого человека, но на самом деле они не совсем верны. Творческая самореализация в
широком смысле является основной чертой, неотъемлемой характеристикой психически
здорового человека. И хотя, по определению, творчество – это человеческая деятельность,
направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под
творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного
индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Произведение, ставшее
таковым для творца, является таким и для другого человека. Более того, автор
предназначает его другим людям. Таким образом, в творчестве открывается его самая
важная функция – общение.
Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и
укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных
эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного,
достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и
творческих способностях.
К сожалению, зачастую современное обучение развивает только одну сторону –
исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие
способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном
уровне. А для того, чтобы двигать вперед науку, технику и особенно общественную жизнь,
когда вокруг огромное количество проблем, необходимо все больше могучих творческих
умов и, по сути, не важно, находится ли этот ум в здоровом теле или в теле человека с
ограниченными возможностями – все они могут быть полезны обществу.
Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего
ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т.к. он более гибкий и
способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству,
творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты
человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми
воспитанники центра сталкиваются.
Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских,
психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-
терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для
социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и
способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и
молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и
нравственного развития.
Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке
позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей
«неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или
агрессивность.
После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего
эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить,
общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются
социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция,
повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими
ребятами и между ребятами и их родителями. Это формирует у молодых инвалидов
защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.
Формирование и становление ребенка как творческой личности возможно только
путем постижения механизма творческого процесса, преодоления одиночества, ощущения
равенства с окружающим миром и воспитания социального оптимизма в масштабах всей
будущей жизни.
В процессе занятий, естественно, появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или
ином виде творчества, но смысл творческой реабилитации сводится не к выявлению
наиболее одаренных ребят, а к тому, чтобы освоенный ими механизм творчества мог быть
применен в любой сфере деятельности, которую в будущем воспитанник.
Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и
семьей
Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности ч
ерез развитие способности самовыражения и самопознания.
Физическое и физиологическое влияние творческой реабилитации заключается в том,
что творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более
тонкому дифференцированию идеомоторных актов.
Творческая реабилитация включает в себя комплекс видов искусств – музыка,
театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество: каждое из них
занимает отдельную нишу, так как развивает различные стороны личности, поэтому
симбиоз всех видов творчества является максимально благоприятным для детей в
процессе развития своей творческой личности.
Творческая реабилитация может использоваться как в виде основного метода, так и
в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма коррекционного воздействия,
характерных для метода творческой реабилитации.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой
символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и
найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе
креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой
эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к
приносящему наслаждение».