Напоминание

Преемственность в изучении курса окружающего мира НОО и химии ООО с учётом ФГОС


Автор: Скоморощенко Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43 г.Ставрополя имени Героя РФ В.Д.Нужного
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преемственность в изучении курса окружающего мира НОО и химии ООО с учётом ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43 города Ставрополя имени Героя РФ В.Д.Нужного

Преемственность в изучении курса окружающего мира НОО и химии

ООО с учетом ФГОС.

Основное содержание школьного курса окружающий мир начального курса 1-4 классы и химии основного курса 8 класс

- Что и кто?

-Как, откуда и куда?

-Почему и зачем?

-Где и когда?

Учитель начальных классов: Скоморощенко Н.С.

Раздел курса

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

8 класс

Что и кто?

Что

такое

Родина? Что мы знаем

о народах России? Что

мы

знаем

о

Москве?

Проект

«Моя

малая

родина». Что у нас над

головой? Что у нас под

ногами? Что общего у

разных

растений?

Что

растет

на

подоконнике?

Что

растет на клумбе? Что

это

за

листья?

Что

такое

хвоинки?

Кто

такие

насекомые?

Кто

такие рыбы? Кто такие

Где

мы

живём.

Наш

«адрес»

в

мире:

планета – Земля, страна

Россия,

название

нашего города. Что мы

называем родным краем

(район,

область).

Флаг,

герб, гимн России.

Что нас окружает.

Солнце, воздух, вода,

растения, животные –

всё это окружающая нас

природа. Разнообразные

вещи, машины, дома –

это то, что сделано и

построено руками

людей. Наше отношение

Природа,

ее

разнообразие. Растения,

животные,

грибы,

бактерии

царства

живой природы. Связи в

природе

(между

неживой

и

живой

природой, растениями и

животными и т. д.). Роль

природы

в

жизни

людей.

Человек

часть

природы,

разумное

существо.

Внутренний

мир

человека.

Восприятие,

память,

Мир

глазами

астронома.

Что

изучает

астрономия.

Небесные

тела:

звезды,

планеты

и

спутники

планет.

Земля

-

планета

Солнечной

системы.

Луна

-

естественный

спутник

Земли.

Движение

Земли

в

космическом

пространстве;

причины смены дня и

ночи

и

времён

года.

Звёздное

небо

-

Предмет химии. Методы

познания в химии:

наблюдение, эксперимент,

моделирование.

Источники химической

информации, ее

получение, анализ и

представление его

результатов.

Понятие о химическом

элементе и формах его

существования:

свободных атомах,

простых и сложных

вещества

Превращения веществ.

Отличие химических

реакций от физических

птицы?

Кто

такие

звери?

Что

такое

зоопарк? Что окружает

нас

дома?

Что

умеет

компьютер? Что вокруг

нас

может

быть

опасным?

На

что

похожа наша планета?

к окружающему

мышление,

воображение

ступеньки

познания

человеком

окружающего мира.

Общество.

Семья,

народ,

государство

части

общества.

Человек

часть

общества.

Человечество.

Мир глазами

эколога. Что такое

окружающая среда.

Экология – наука о

связях между живыми

существами и

окружающей их средой.

Роль экологии в

сохранении природного

дома человечества.

Воздействие людей на

природу (отрицательное

и положительное).

Меры по охране

природы

великая

«книга»

природы.

Мир

глазами

географа. Что изучает

география.

Изображение Земли с

помощью

глобуса

и

географической

карты.

Распределение

солнечного

тепла

на

земле и его влияние на

живую природу.

Мир

глазами

историка. Что изучает

истерия.

Исторические

источники. Счёт лет в

истории.

Историческая карта.

Прошлое

и

настоящее

глазами

эколога.

Представление

о

современных

экологических

проблемах

планеты.

Охрана

окружающей

среды

-

задача

всего

человечества.

Международное

сотрудничество

в

области

охраны

явлений. Роль химии в

жизни человека.

Краткие сведения из

истории возникновения и

развития химии. Период

алхимии. Понятие о

философском камне.

Химия в ХVI в. Развитие

химии на Руси. Роль

отечественных ученых в

становлении химической

науки - работы М. В.

Ломоносова, А. М.

Бутлерова, Д. И.

Менделеева.

Химическая символика.

Знаки химических

элементов и

происхождение их

названий. Химические

формулы. Индексы и

коэффициенты.

Относительные атомная и

молекулярная массы.

Расчет массовой доли

химического элемента по

формуле вещества.

Периодическая система

химических элементов

Д. И. Менделеева, ее

структура: малые и

большие периоды, группы

и подгруппы (главная и

побочная). Периодическая

система как справочное

пособие для получения

окружающей

среды.

Всемирное

наследие.

Международная

Красная книга.

Практические

работы:

движение

Земли

вокруг

своей

оси и вокруг Солнца,

знакомство

с

картой

звёздного мира, поиск

и

показ

изучаемых

объектов на глобусе и

географической карте,

знакомство

с

историческими

картами

сведений о химических

элементах.

Расчетные задачи. 1.

Нахождение

относительной

молекулярной массы

вещества по его

химической формуле. 2.

Вычисление массовой

доли химического

элемента в веществе по

его формуле.

Демонстрации. 1.Модели

различных простых и

сложных веществ. 2.

Коллекция стеклянной

химической посуды.

3.Коллекция материалов и

изделий на основе

алюминия. 4.

Взаимодействие мрамора

с кислотой и помутнение

известковой воды.

Лабораторные

работы. 1.Сравнение

свойств твердых

кристаллических веществ

и растворов. 2.Сравнение

скорости испарения воды,

одеколона и этилового

спирта с фильтровальной

бумагой.

Практические работы. 1.

Правила техники

безопасности при работе в

химическом кабинете.

Лабораторное

оборудование и

обращение с ним. 2.

Наблюдение за горящей

свечой.

Как, откуда

и куда?

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

Откуда

в

наш

дом

приходит

вода

и

куда

она

уходит? Откуда в

наш

дом

приходит

электричество?

Как

путешествует

письмо?

Куда

текут

реки?

Откуда берутся снег и

лед?

Как

живут

растения?

Как

живут

животные?

Как

зимой

помочь

птицам?

Откуда

берутся

шоколад, изюм и мед?

Откуда берется и куда

девается

мусор?

Откуда

в

снежках

грязь?

Неживая и живая

природа,

связь

между

ними.

Солнце

источник света и тепла

для

всего

живого.

Явления

природы.

Температура

и

термометр.

Что

такое

погода.

Звёздное

небо.

Созвездия,

представления

о

зодиакальных

созвездиях.

Горные породы и

минералы. Гранит и его

состав.

Как

люди

используют

богатства

земных кладовых.

Воздух и вода, их

значение

для

растений,

животных,

человека.

Загрязнение

воздуха

и

воды, защита воздуха и

воды от загрязнения.

Какие

бывают

Природа,

ее

разнообразие. Растения,

животные,

грибы,

бактерии

царства

живой природы. Связи в

природе

(между

неживой

и

живой

природой, растениями и

животными и т. д.). Роль

природы

в

жизни

людей.

Человек

часть

природы,

разумное

существо.

Внутренний

мир

человека.

Восприятие,

память,

мышление,

воображение

ступеньки

познания

человеком

окружающего мира.

Общество.

Семья,

народ,

государство

части

общества.

Человек

часть

общества.

Мир

глазами

астронома.

Что

изучает

астрономия.

Небесные

тела:

звезды,

планеты

и

спутники

планет.

Земля

-

планета

Солнечной

системы.

Луна

-

естественный

спутник

Земли.

Движение

Земли

в

космическом

пространстве;

причины смены дня и

ночи

и

времён

года.

Звёздное

небо

-

великая

«книга»

природы.

Мир

глазами

географа. Что изучает

география.

Изображение Земли с

помощью

глобуса

и

географической

карты.

Распределение

солнечного

тепла

на

Атомы как форма

существования

химических элементов.

Основные сведения о

строении атомов.

Доказательства сложности

строения атомов. Опыты

Резерфорда. Планетарная

модель строения атома.

Состав атомных ядер:

протоны и нейтроны.

Относительная атомная

масса. Взаимосвязь

понятий «протон»,

«нейтрон»,

«относительная атомная

масса». Изменение числа

протонов в ядре атома -

образование новых

химических элементов.

Изменение числа

нейтронов в ядре атома -

образование изотопов.

Современное определение

понятия «химический

элемент». Изотопы как

разновидности атомов

одного химического

растения:

деревья,

кустарники,

травы;

их

существенные признаки.

Дикорастущие

и

культурные

растения.

Комнатные растения.

Какие

бывают

животные:

насекомые

рыбы, птицы, звери; их

существенные признаки,

уход за ними. Дикие и

домашние животные.

Сезонные

изменения

в

природе

(осенние

явления).

Кошки

и

собаки

различных пород. Уход

за

домашними

питомцами.

Животные

живого уголка.

Экологические

связи между растениями

и животными: растения

– пища и укрытие для

животных;

животные

распространители

плодов

и

семян

растений.

Отрицательное

влияние

людей

на

растения

и

животных:

сбор

букетов,

Человечество.

Мир

глазами

эколога.

Что

такое

окружающая

среда.

Экология

наука

о

связях

между

живыми

существами

и

окружающей их средой.

Роль

экологии

в

сохранении

природного

дома

человечества.

Воздействие

людей

на

природу (отрицательное

и

положительное).

Меры

по

охране

природы.

земле и его влияние на

живую природу.

Мир

глазами

историка. Что изучает

истерия.

Исторические

источники. Счёт лет в

истории.

Историческая карта.

Прошлое

и

настоящее

глазами

эколога.

Представление

о

современных

экологических

проблемах

планеты.

Охрана

окружающей

среды

-

задача

всего

человечества.

Международное

сотрудничество

в

области

охраны

окружающей

среды.

Всемирное

наследие.

Международная

Красная книга.

Практические

работы:

движение

Земли

вокруг

своей

оси и вокруг Солнца,

знакомство

с

картой

звёздного мира, поиск

элемента.

Электроны. Строение

электронных уровней

атомов химических

элементов малых

периодов периодической

системы Д. И.

Менделеева. Понятие о

завершенном и

незавершенном

электронном слое

(энергетическом уровне).

Периодическая система

химических элементов Д.

И. Менделеева и строение

атомов: физический смысл

порядкового номера

элемента, номера группы,

номера периода.

Изменение числа

электронов на внешнем

электронном уровне атома

химического элемента -

образование

положительных и

отрицательных ионов.

Ионы, образованные

атомами металлов и

неметаллов. Причины

изменения металлических

и неметаллических

свойств в периодах и

группах.

Образование бинарных

соединений. Понятие об

ионной связи. Схемы

обламывание

ветвей;

вырубка

лесов,

вылов

красивых

насекомых;

неумеренная

охота

и

рыбная ловля, разорение

птичьих

гнёзд

и

муравейников.

Охрана

растений

и

животных

своего края.

Красная

книга

России:

знакомство

с

отдельными

растениями,

животными.

Меры

их

охраны.

Правила

поведения в природе.

Экскурсия:

наблюдение

осенних

изменений в природе.

и

показ

изучаемых

объектов на глобусе и

географической карте,

знакомство

с

историческими

картами.

образования ионной связи.

Взаимодействие атомов

химических элементов-

неметаллов между собой -

образование двухатомных

молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная

химическая связь.

Электронные и

структурные формулы.

Взаимодействие атомов

химических элементов-

неметаллов между собой -

образование бинарных

соединений неметаллов.

Электроотрицательность.

Понятие о ковалентной

полярной связи. Понятие о

валентности как свойстве

атомов образовывать

ковалентные химические

связи. Составление

формул бинарных

соединений по

валентности.

Взаимодействие атомов

химических элементов-

металлов между собой -

образование

металлических

кристаллов. Понятие о

металлической связи.

Демонстрации. Модели

атомов химических

элементов. Периодическая

система химических

элементов Д. И.

Менделеева.

Лабораторные

работы. 3.Моделирование

принципа действий

сконирующего

микроскопа. 4.

Изготовление моделей

бинарных соединений.

Контрольная работа

№1«Атомы химических

элементов»

Почему и

зачем?

Почему

солнце

светит днем, а звезды –

ночью?

Почему

Луна

бывает разной? Почему

идет

дождь

и

дует

ветер?

Почему

звенит

звонок? Почему радуга

разноцветная?

Почему

мы

любим

кошек

и

собак?

Проект

«Мои

домашние

питомцы».

Почему

мы

не

будем

рвать

цветы

и

ловить

бабочек?

Почему

в

лесу

мы

будем

соблюдать

тишину?

Почему

их

так

назвали?

Зачем

мы

спим

ночью?

Почему

Строение

тела

человека.

Здоровье

человека

его

важнейшее

богатство.

Режим

дня.

Правила

личной гигиены.

Наиболее

распространённые

заболевания,

их

предупреждение

и

лечение.

Поликлиника,

больница

и

другие

учреждения

здравоохранения.

Специальности

врачей

(терапевт,

стоматолог,

отоларинголог).

Правила

Тела,

вещества,

частицы.

Разнообразие

веществ.

Твердые

вещества,

жидкости

и

газы.

Воздух,

его

состав

и

свойства.

Значение

воздуха

для

живых

организмов.

Источники

загрязнения

воздуха. Охрана воздуха

от загрязнений.

Вода,

ее

свойства. Три состояния

воды. Круговорот воды

в

природе.

Значение

воды

для

живых

организмов.

Источники

загрязнения

воды.

Разнообразие и

красота

природы

России.

Важнейшие

равнины и горы, моря,

озёр

реки

нашей

страны.

Природные

зоны

нашей

страны.

Карта природных зон

России.

Особенности

природы

каждой

из

зон.

Взаимосвязи

в

природе,

приспособленность

организмов

к

условиям

обитай

в

разных

природных

зонах.

Особенности

хозяйственной

Понятие явлений как

изменений, происходящих

с веществами.

Явления, связанные с

изменением

кристаллического

строения вещества при

постоянном его составе,

физические явления.

Физические явления в

химии: дистилляция,

кристаллизация,

выпаривание и возгонка

веществ,

центрифугирование.

Явления, связанные с

изменением состава

вещества, - химические

реакции. Признаки и

условия протекания

химических реакций.

нужно

есть

много

овощей

и

фруктов?

Почему нужно чистить

зубы

и

мыть

руки?

Зачем

нам

телефон

и

телевизор?

Зачем

нужны

автомобили?

Зачем

нужны

поезда?

Зачем строят корабли?

зачем

строят

самолеты?

Почему

в

автомобиле

и

поезде

нужно

соблюдать

правила

безопасности?

Почему на корабле и в

самолете

нужно

соблюдать

правила

безопасности?

Зачем

люди

осваивают

космос?

Почему

мы

часто

слышим

слово

«экология»?

безопасного

поведения

на улицах и дорогах.

Меры

безопасности

в

домашних

условиях

(при

обращении

с

бытовой

техникой,

острыми

предметами).

Противопожарная

безопасность.

Правила

безопасного

поведения

на воде.

Съедобные

несъедобные

грибы

и

ягоды.

Жалящие

насекомые.

Ориентация

в

опасных

ситуациях

при контакте с людьми.

Правила

экологической

безопасности:

не

купаться в загрязнённых

водоёмах,

не

стоять

возле

автомобиля

с

работающим

двигателем, не собирать

ягоды

и

грибы

возле

шоссе.

Практическая

работа:

отработка

правил перехода улицы

Охрана

воды

от

загрязнений.

Экономия

воды в быту.

Разрушение

твердых

пород

в

природе.

Почва,

ее

состав. Живые существа

почвы.

Представление

об образовании почвы и

роли организмов в этом

процессе.

Значение

почвы

для

живых

организмов. Разрушение

почвы

в

результате

непродуманной

хозяйственной

деятельности

людей.

Охрана почвы.

Растения,

их

разнообразие.

Группы

растений

(водоросли,

мхи,

папоротники,

хвойные,

цветковые),

виды

растений.

Дыхание

и

питание

растений.

Размножение

и

развитие

растений.

Роль

растений

в

природе

и

жизни

человека.

Влияние

человека

на

растительный

мир.

деятельности

людей,

связанные

с

природными

условиями.

Экологические

проблемы

каждой

из

природных

зон,

охрана природы, виды

растений и животных,

внесённые в Красную

книгу

России.

Необходимость

бережного отношения

к

природе

в

местах

отдыха

населения.

Правила

безопасного

поведения

отдыхающих у моря.

Представление

об

экологическом

равновесии

и

необходимости

его

учёта

в

процессе

хозяйственной

деятельности людей.

Практические

работы:

поиск

и

показ

на

физической

карте

равнин

и

гор

России; поиск и показ

на

физической

карте

морей,

озёр

и

рек

Понятие об экзо- и

эндотермических

реакциях. Реакции

горения как частный

случай экзотермических

реакций, протекающих с

выделением света.

Закон сохранения массы

веществ. Химические

уравнения. Значение

индексов и

коэффициентов.

Составление уравнений

химических реакций.

Расчеты по химическим

уравнениям. Решение

задач на нахождение

количества вещества,

массы или объема

продукта реакции по

количеству вещества,

массе или объему

исходного вещества.

Расчеты с использованием

понятия «доля», когда

исходное вещество дано в

виде раствора с заданной

массовой долей

растворенного вещества

или содержит

определенную долю

примесей.

Растения

из

Красной

книги

России.

Охрана

растений.

Животные,

их

разнообразие.

Группы

животных

(насекомые,

рыбы,

земноводные,

пресмыкающиеся,

птицы, звери и др.)

Растительноядны

е,

насекомоядные,

хищные,

всеядные

животные.

Цепи

питания. Сеть питания и

экологическая

пирамида. Размножение

и

развитие

животных.

Роль

животных

в

природе

и

жизни

человека.

Влияние

человека

на

животный

мир.

Животные

из

Красной

книги

России.

Охрана животных.

Грибы,

их

разнообразие и строение

(на примере шляпочных

грибов). Роль грибов в

природе

и

жизни

человека.

Съедобные

и

несъедобные

грибы.

Влияние

человека

на

России; поиск и показ

на

карте

природных

зон

России;

рассматривание

гербарных

экземпляров растений,

выявление

признаков

их приспособленности

к

условиям

жизни

в

Арктике,

в

тундре,

в

зоне

лесов,

в

зоне

степей,

в

зоне

пустынь,

в

зоне

субтропиков.

мир

грибов.

Грибы

из

Красной

книги

России.

Охрана грибов.

Представление

о

круговороте жизни и его

звеньях

(организмы-

производители,

организмы-потребители,

организмы-

разрушители).

Роль

почвы

в

круговороте

жизни.

Практические

работы:

Тела,

вещества,

частицы.

Обнаружение

крахмала

в

продуктах

питания

Свойства

воздуха.

Свойства

воды.

Круговорот

воды

в

природе. Состав почвы.

Размножение и развитие

растений.

Где и

когда?

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

Откуда

в

наш

дом

приходит

вода

и

куда

она

уходит? Откуда в

наш

дом

приходит

электричество?

Как

путешествует

письмо?

Труд

и

отдых

в

семье. Внимательные и

заботливые

отношения

между

членами

семьи.

Имена

и

отчества

родителей.

Школьные

товарищи,

друзья,

Организм

человека.

Органы

и

системы

органов.

Нервная

система,

ее

роль

в

организме

человека.

Органы

чувств

(зрение,

слух,

обоняние,

вкус,

Наш

край

на

карте

Родины.

Карта

родного края.

Формы

земной

поверхности в нашем

крае.

Изменение

поверхности

края

в

результате

Строение атома.

Периодический закон и

Периодическая система

химических элементов Д.

И. Менделеева.

Виды химической связи.

Электролитическая

диссоциация. Реакции

Куда

текут

реки?

Откуда берутся снег и

лед?

Как

живут

растения?

Как

живут

животные?

Как

зимой

помочь

птицам?

Откуда

берутся

шоколад, изюм и мед?

Откуда берется и куда

девается

мусор?

Откуда

в

снежках

грязь?

Когда

учиться

интересно?

Проект

«Мой

класс

и

моя

школа». Когда придет

суббота?

Когда

наступит

лето?

Где

живут белые медведи?

Где живут слоны? Где

зимуют

птицы?

Когда

жили

динозавры?

Когда

появилась

одежда?

Когда

изобрели

велосипед?

Когда

мы

станем

взрослыми?

совместная учёба, игры,

отдых.

Взаимоотношения

мальчиков и девочек.

Правила

вежливости

(дома,

в

школе,

на

улице).

Этикет

телефонного

разговора. Приём гостей

и

поведение

в

гостях.

Как

вести

себя

за

столом.

Культура

поведения

в

общественных местах (в

магазине,

кинотеатре,

транспорте).

Практическая

работа:

отработка

основных

правил

этикета.

осязание), их значение и

гигиена.

Кожа,

ее

значение

и

гигиена.

Первая

помощь

при

небольших

ранениях,

ушибах,

ожогах,

обмораживании.

Опорно-

двигательная

система,

ее

роль

в

организме.

Осанка.

Значение

физического

труда

и

физкультуры

для

развития

скелета

и

укрепления мышц.

Питательные

вещества: белки, жиры,

углеводы,

витамины.

Пищеварительная

система,

ее

роль

в

организме.

Гигиена

питания.

Дыхательная

и

кровеносная

системы,

их роль в организме.

Закаливание

воздухом,

водой,

солнцем.

Инфекционные

болезни

и

способы

их

предупреждения.

Здоровый образ жизни.

деятельности

человека.

Охрана

поверхности

края.

Водоёмы

края,

их

значение в природе и

жизни

человека.

Изменение водоёмов в

результате

деятельности

человека.

Охрана

водоёмов нашего края.

Полезные

ископаемые

нашего

края,

их

основные

свойства,

практическое

значение,

места

и

способы

добычи.

Охрана недр в нашем

крае.

Ознакомление

с важнейшими видами

почв

края.

Охрана

почв в нашем крае.

Природные

сообщества.

Разнообразие

растений и животных

различных сообществ.

Экологические связи в

сообществах.

Охрана

природных сообществ.

ионного обмена.

Классификация и свойства

простых и сложных

веществ.

Окислительно-

восстановительные

реакции.

Расчеты по химическим

уравнениям.

Итоговая контрольная

работа

№6 «Неорганическая

химия»

Определение степени

окисления для элементов,

образующих вещества

разных классов. Реакции

ионного обмена и ОВР.

Окислитель и

восстановитель, окисление

и восстановление.

Реакции ионного обмена и

окислительно-

восстановительные

реакции. Составление

уравнений окислительно-

восстановительных

реакций методом

электронного баланса.

Свойства простых веществ

- металлов и неметаллов,

кислот и солей в свете

представлений об

окислительно-

Табак,

алкоголь,

наркотики

враги

здоровья.

Практические

работы:

Знакомство

с

внешним

строением

кожи.

Подсчет

ударов

пульса.

Как

действовать

при

возникновении

пожара

в

квартире

(доме),

при

аварии

водопровода,

утечке

газа.

Правила

безопасного

поведения

пешехода

на

улице.

Безопасность

при

езде

на

велосипеде,

автомобиле,

в

общественном

транспорте.

Дорожные

знаки,

их

роль

в

обеспечении

безопасного

движения.

Основные

группы

дорожных

знаков:

предупреждающие,

запрещающие,

предписывающие,

информационно-

Особенности

сельского

хозяйства

края,

связанные

с

природными

условиями

Расте-

ниеводство

в

нашем

крае,

его

отрасли.

Сорта

культурных

растений.

Представление

о

биологической защите

урожая,

её

значении

для

сохранения

окружающей среды и

производства

экологически

чистых

продуктов питания.

Животноводств

о

в

нашем

крае,

его

отрасли.

Породы

домашних животных.

Экскурсии:

знакомство

с

растениями

и

животными

леса,

их

распознавание

в

природных условиях с

помощью

атласа-

определителя;

знакомство

с

растениями

и

животными

луга,

их

восстановительных

процессах.

Практические работы. 9.

Решение

экспериментальных задач.

указательные,

знаки

сервиса.

Опасные места в

квартире,

доме

и

его

окрестностях:

балкон,

подоконник,

лифт,

стройплощадка,

трансформаторная

будка,

пустырь,

проходной

двор,

парк,

лес и др. Лед на улице,

водоеме

источник

опасности.

Правила

поведения

в

опасных

местах. Гроза – опасное

явление

природы.

Как

вести

себя

во

время

грозы.

Ядовитые

растения

и

грибы.

Как

избежать

отравления

растениями

и

грибами.

Опасные

животные:

змеи

и

др.

Правила

безопасности

при

обращении с кошкой и

собакой.

Экологическая

безопасность.

Как

защититься

от

загрязненного воздуха и

от

загрязненной

воды.

распознавание

в

природных условиях с

помощью

атласа-

определителя;

знакомство

с

растениями

и

животными

пресного

водоёма,

их

распознавание

в

природных условиях с

помощью

атласа-

определителя.

Практические

работы: знакомство с

картой

края;

рассматривание

образцов

полезных

ископаемых

своего

края,

определение

их

свойств;

рассматривание

гербарных

экземп-

ляров

растений

разных сообществ, их

распознавание

с

помощью

атласа-

определителя;

зна-

комство

с

культурными

растениями края.

Бытовой

фильтр

для

очистки

воды,

его

устройство

и

использование.

Как

защититься

от

продуктов

питания,

содержащих

загрязняющие вещества.

Практическая

работа:

устройство

и

работа

бытового

фильтра

для

очистки

воды



В раздел образования