Напоминание

"Обработка мелких деталей: хлястика, клапана, пояса, шлевок"


Автор: Пчелякова Татьяна Петровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Кузнецк
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Обработка мелких деталей: хлястика, клапана, пояса, шлевок"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Межрегиональный институт повышения квалификации

специалистов начального профессионального образования

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

разработка урока производственного обучения

с применением инновационных технологий

на тему: «Обработка мелких деталей:

хлястика, клапана, пояса, шлевок»

Выполнила: Пчелякова Т.П.

мастер производственного обучения ГБПОУ КМК

2016 г.

Методическая разработка предназначена для мастеров производственного

обучения (Профессия: 29.01.08

Оператор швейного оборудования).

Представленные

формы

и

методы

работы

способствуют

активизации

мыслительной деятельности и систематизации знаний, умений, навыков

учащихся на уроках производственного обучения.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество.»

Гинзбург Л.

Развитие

современного

общества

и

системы

образования

предъявляют

все

более

высокие

требования

к

качеству

подготовки

выпускников колледжей. Применение активных методов процесса обучения

позволяет

развить

познавательную

активность

студентов

на

занятиях

по

производственному

обучению,

а

использование

информационных

технологий

позволяет

разнообразить

формы

работы

на

у р о ке ,

активизировать деятельность студентов, повысить внимание и творческий

потенциал личности.

Для

активизации

познавательной

деятельности

необходимо

в

процессе

обучения

систематически

возбуждать,

развивать

и

укреплять

познавательный

интерес студентов. Одной из главных задач активизации

студентов является формирование и совершенствование умений и навыков, в

том числе умения применять новые знания.

В

связи

с

современными

требованиями

к

организации

уроков

основной

моей

задачей

является

способствование развитию

личности

каждого студента , путём создания социально-контекстного пространства и

включения

в

активную

учебно-познавательную

деятельность.

Одним

из

средств

пробуждения

и

поддержания

познавательного

интереса

является

применение и использование нетрадиционных форм урока, создание в ходе

обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной

поисковой

деятельности

студентов

,

использование

интерактивных

форм

обучения

через

диалоговое

общение

обучающихся,

работу

в

группах

на

основе кооперации и сотрудничества, игровую деятельность, использование

ИКТ.

В период производственного обучения для формирования у студентов

профессиональных

компетенций,

а

именно

способности

самостоятельно

решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в практической

деятельности,

используя

приобретенные

теоретические

знания

и

практические умения, способности коммуникативных действий и другие,

применяются

различные

методы,

способы

и

технологии

обучения.

Применяю

многочисленные приемы и способы стимулирования активной

учебной

деятельности.

Путем

стимулирования

привлекаю

внимание

студентов

к

теме,

пробуждаю

у

них

любознательность,

любопытство,

познавательный

интерес.

Познавательный

интерес

формируется

и

развивается в деятельности.

Меняя формы и методы работы на уроке, стараясь завлечь студентов,

привлекая к творческой мыслительной деятельности. Для того, чтобы урок

производственного

обучения

стал

интересным

я

использую

и

применяю

различные технологии.

3

Н а п р и м е р ,

т е х н о л о г и и ко н т е к с т н о г о

о б у ч е н и я ,

т . е .

технологии,

когда

деятельность

студентов

в

процессе

обучения

непосредственно связана с профессиональной деятельностью.

Контекстное

обучение

это

обучение,

в

котором

динамически

моделируется

предметное

и

социальное

содержание

профессионального

труда.

Тем

самым,

обеспечиваются

условия

трансформации

учебной

деятельности обучающихся в профессиональную деятельность специалиста,

другими словами, в контекстном обучении реализуется модель движения

деятельности

студента:

от

собственно

учебной

деятельности

форме

лекции)

через

профессиональную

(игровые

формы)

и

учебно-

профессиональную

(производственное

обучение)

к

собственно

профессиональной деятельности.

Технологии

игрового

обучения

являются

составной

частью

контекстного обучения. Включение игры в образовательный процесс создает

предпосылки для концентрации внимания и стимулирования познавательной

активности студентов, для опоры на их игровые потребности, а через них —

на целенаправленный интерес к профессии. Так как в игре учитываются

индивидуальные

особенности,

это

способствует

повышению

самооценки

студентов. За счет контроля качества усвоения повышается управляемость

учебным процессом, что одинаково важно для мастера производственного

обучения и для студента. Мастер оценивает эффективность применяемых

технологий,

а

студент

утверждается

в

своих

способностях

к

учению.

Увлекательная

ситуация

позволяет

быстрее

усвоить

значительный

объем

информации в сравнительно короткое время, углубить и систематизировать

знания, рассматривая эту информацию в тесной связи с другими реальными

факторами.

Производственные

игры

имеют

не

только

обучающий,

но

также

развивающий и воспитывающий характер. Правильно организованная игра

обеспечивает преобладание проблемных методов обучения. В игре создаются

возможности

для

каждого

студента

отличиться

в

процессе

активного

действия.

Создается

атмосфера

взаимопонимания,

взаимодоверия

и

педагогического сотрудничества.

Среди

многих

форм

активизации

познавательной

деятельности

студентов

на

уроках,

в

настоящее

время

используются

информационно-

коммуникационные

технологии

с

применением

компьютерных

средств.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и

сделать

работу

более

эффективной:

осуществлять

поиск

информации,

планировать

результаты,

воспользоваться

графическими

возможностями

компьютера (схемы, плакаты), развивать интерес к изучаемому материалу или

предмету,

стимулировать

познавательную

и

творческую

активность,

самостоятельность,

формировать

коммуникативные

навыки,

обеспечивать

объективный

контроль

качества

учебно-воспитательного

процесса.

Одно

из

главных

преимуществ

использования

мультимедийных

и

компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения

иллюстративного материала на экран.

4

На уроке производственного обучения я применяю продуктивные

методы,

ориентированные

на

организацию

активной

деятельности

самих

обучаемых. Например, ситуационные задания (использование кейс-метода),

презентации (применение ИКТ). Также применяю методы интерактивного

обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения

и

п е р е р а б о т к и

з н а н и й :

« М о з г о в о й

ш т у р м » ;

работа в группах; решение ситуационных задач.

В своей деятельности я использую все перечисленные формы учебной

работы

студентов

на

уроке

производственного

обучения

по

профессии

«оператор швейного оборудования». Провожу личностно-ориентированный

подход в обучении детей в индивидуальной форме. Применяю диалоговое

общение

при

повторении

темы.

Основная

форма

работы

студентов

в

процессе

выполнения

практических

операций–групповая,

в

которой

распределены роли, обязанности и ответственность за порученные задания.

Работа

в

парах

так

же

осуществляется

при

работе

с

дидактическим

материалом.

Репродуктивный метод применяю для работы с инструкционными

картами

и

повторением

определенных

практических

операций.

Частично-поисковый

стиль

используется

в

том

случае,

когда

студенты

пытаются воспроизводить действия частично самостоятельно, то есть при

помощи мастера.

Творческий

метод

применяется

со

студентами,

которые

при

выполнении

самостоятельной

практической

деятельности

используют

в

своей

работе

творческий

подход,

вносят

особенности

индивидуального

характера.

И

т ак

технология

активного

обучения

с

п р и м е н е н и е м

информационно-комуникативной технологии требует активной подготовки к

уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью

занятия, увеличивают творческий потенциал мастера и повышают интерес

обучающегося к приобретению знаний и умений по выбранной профессии.

Цели урока:

5

Образовательная:

Формирование профессиональных компетенций;

Проверить усвоение знаний, умений и навыков студентов;

Обеспечить в ходе урока совершенствование и закрепление знаний и

умений по теме «Обработка мелких деталей: хлястика, клапана, пояса,

шлевок»;

Научить

применять

знания

по

теме

«Обработка

мелких

деталей:

хлястика, клапана, пояса, шлевок» на практике;

Формирование

умений

применять

полученные

знания

для

решения

учебно-производственных задач.

Развивающая:

Формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом

виде.

Развитие познавательной активности, самостоятельности посредством

использования инновационных технологий

Развитие умений работать в должном темпе, контролировать эмоции

Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении

целей.

Развитие

умений,

нешаблонно,

творчески

подходить

к

решению

разнообразных задач.

Формирование и развитие культуры труда .

Развитие

инициативы,

уверенности

в

своих

силах,

развитие

настойчивости, умения преодолевать трудности .

Развитие

умений

самостоятельно

приобретать

знания,

привычек

самообразования и совершенствования в избранной профессии.

Воспитательная:

Воспитание уважения к труду.

Воспитание бережного отношения к учебному оборудованию.

Воспитание любви к избранной профессии .

Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, взаимоуважения,

коллективизма.

Воспитание

самостоятельности

и

ответственности

в

принятии

решений.

Воспитание

усидчивости,

умения

выполнять

однообразную

монотонную работу.

Воспитание культуры труда, культуры речи.

СОДЕРЖАНИЕ

6

Пояснительная записка……………………………………………………..…3

План урока…………………………………………………………………..…8

Рефлексия ………………………………………………………………….… 17

Заключение …………………………………………………………………... 18

Список использованных источников.……………………………………......19

Приложения с дидактическими материалами:

Презентация к уроку

Приложение 1 «Критерии оценок»

Приложение 2 «Карточки-задания по теме «Обработка мелких деталей:

хлястика, клапана, пояса, шлевок»

Приложение 3 «Инструкционно- технологическая карта по теме «Обработка

мелких деталей: хлястика, клапана, пояса, шлевок»

ПЛАН УРОКА

7

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ

ПЛАН УРОКА

ПМ 02.Выполнение работ по обработке

текстильных

изделий

из

различных материалов.

Профессия: 29.01.08. оператор швейного оборудования , 1 курс.

Тема

урока:

Обработка

мелких

деталей

(хлястиков,

клапанов,

поясов,

шлевок)

Цель

урока:

Организовать

деятельность

студентов

для

выполнения

обработки мелких деталей (хлястика, клапана, пояса, шлевки).

Тип урока: Изучение трудовых приемов.

Вид урока: Урок практикум.

Форма урока: Фронтальная.

Метод урока: Рассказ объяснение, показ трудовых приемов мастером.

МТО урока: Оборудованная мастерская, инструменты личного пользования,

ткань

2м,

инструкционные

карты-13шт,

готовые

практические

работы,

последовательность обработки мелких деталей.

Инструменты и приспособления личного пользования.

Межпредметная связь: ТОТИ, ПиРМ, ОИИРТ.

Данный урок позволяет интегрировать знания из разных областей для

решения одной ситуации, дает возможность применить полученные знания

на практике.

8

ОП.01.

Экономические

и

правовые о с н о в ы

п р о и з в о д с т в е н н о й

деятельности

ОП 02. Безопасность жизнедеятельности и тем профессионального цикла

МДК.02.01. Основы технологии швейных изделий

МДК .02.02 Оборудование для изготовления изделий из различных

текстильных материалов.

МДК. 02.03 Технология изготовления поясных изделий.

МДК. 02.04 Технология изготовления изделий платьевого ассортимента.

МДК. 02.05 Технология изготовления изделий костюмного и платьевого

ассортимента.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1 Выполнять операции вручную и на машинах автоматическом и или

полуавтоматическом оборудовании по пошиву узлов, изделий из текстильных

материалов.

ПК 2.2 Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток.

ПК 2.3 Контролировать качество кроя, качество выполняемых операций.

ПК 2.4 Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.

ПК 2.5 Соблюдать правила безопасности труда

Материально-дидактическое оснащение урока:

- Технологические карты

- Карточки - заданий

Место проведения: производственные мастерские в здании «КМК».

9

ХОД УРОКА.

1.Организационная часть:

Проверка присутствующих студентов, готовности рабочих мест, проверка

спецодежды, инструментов и приспособлений для работы.

2.Вводный инструктаж.

2.1 Сообщение темы цели урока.

3.Повторение пройденного материала.

3.1. Применение и назначение шва с кантом.

(шов с кантом применяется при изготовлении форменной одежды. Шов с

кантом относится к группе соединительных или краевых?)

Отвечает: Сенаторова О.

3.2.Т.У. На выполнение шва с кантом.

(Ширина канта 0,2-0,3 см., требование к отделочной строчке).

Отвечает: Степанова А.

3.3 Применение и назначение окантовочных швов.

(Окантовочные

швы

применяются

для

обработки

срезов,

изделий

из

легкоосыпающихся, толстых тканей)

10

Отвечает: Солодова Т.

3.4 Т.У.На выполнение окантовочных швов.

С

открытым

срезом

(для

окантовки

среза)

выкраивают

полоску

из

отделочной

ткани,

на

лицевую

сторону

детали

накладывают

отделочную

полоску выкроенную по косой или поперечной нити основы шириной 2,2-

2,5см.

Уравнивая срезы и прокладывают строчку 1 на 0,3-0,5см, от среза, затем

срезы огибают полоской, образуя кант, ширина канта равна ширине шва

обтачивания, кант закрепляют машинной строчкой 2 в шов притачивания

полоски ткани.

Отвечает:Щипанова Н.

11

4.Изучение новой темы.

4.1.Рассказать о назначении и применении клапана, хлястика, пояса,

шлевок

Клапаны могут быть различных размеров и формы. В зависимости от

модели их изготовляют на подкладке из основной или чаще подкладочной

ткани, а также цельнокроеными из основной ткани.

Для придания устойчивости деталям их делают с прокладками из бязи,

коленкора, флизелина с клеевым покрытием или без него.

Клеевые прокладки соединяют с основными деталями утюгом или на

прессе, располагая их так, чтобы они не попали в швы обтачивания краев.

При

применении

неклеевых

прокладок

детали

обтачивают

вместе

с

прокладками.

При ниточном соединении детали обтачивают на стачивающей машине

или на машинах-полуавтоматах.

При обработке на стачивающей машине основную деталь и подкладку

складывают лицом внутрь, совмещая срезы, и обтачивают по подкладке швом

шириной

0,4

-

0,5

см.

Для

получения

канта

криволинейные

участки

обтачивают с посадкой основной детали. Размер посадки зависит от размера

и

формы

детали,

а

также

толщины

и

других

свойств

материала.

После

12

обтачивания излишки ткани в уголках

обрезают,

оставляя

припуск

шва

шириной 0,2 - 0,3 см. Детали вывертывают, выправляют края, образуя кант и

выметывают.

Затем

детали

приутюживают

со

стороны

подкладки.

Для

лучшего выправления краев и придания нужной формы деталям их можно

приутюжить утюгом или на прессе, предварительно надевая на специальные

шаблоны.

Если фасоном предусмотрена отделочная строчка по краям деталей, ее

выполняют по лицевой стороне шелковыми нитками.

Если необходимо придать клапанам дополнительную устойчивость, то

их

обрабатывают

с

применением

прокладок

из

ворсованной

ткани

с

нанесенным на нее клеевым порошковым покрытием. При этом прокладку

накладывают на клапан или на подкладку клапана (в изделиях из тонких

тканей)

и

приклеивают

утюгом

или

на

прессе.

Прокладку

клапана

выкраивают по лекалу клапана.

4.2.Применеие и назначение шлевок.

13

Обработка шлевок

Шлевки применяют для закрепления пояса в пальто, жакетах, брюках.

Шлевки могут быть узкими (1 - 1,2 см), средними (2 - 2,5 см) и широкими (6 -

10 см).

Узкие шлевки обрабатывают без подкладки. Края шлевок накладывают

один на другой на 1 - 1,5 см, наружный срез подгибают внутрь на 0,5 см и

настрачивают посередине шлевки на расстоянии 0,2 см от подогнутого края

(рис. 21, а).

Узкие

шлевки

из

тяжелых

и

средних

тканей

стачивают

на

крае-

обметочной

машине

или

на

машине

с

зигзагообразной

строчкой

с

ослабленным натяжением нитей (рис. 21, б). Шлевки развертывают, размещая

строчку посередине, и приутюживают на прессе или утюгом. Шлевки можно

изготовить на двухигольной машине .

14

Средние по

ширине

шлевки

обрабатывают

без

подкладки

и

на

подкладке.

Шлевки

без

подкладки

стачивают

по

боковым

срезам

швом

шириной 0,5 см. Шлевки вывертывают и приутюживают.

Шлевки можно обработать клеевой кромочной тканью. В этом случае

из нее вырезают деталь в форме шлевки, накладывают на изнанку шлевки

клеевым

слоем

вверх;

боковые

срезы

шлевки

подгибают,

размещая

края

встык

и

приутюживают

.

Такая

обработка

обеспечивает

высокую

производительность труда при хорошей устойчивости шлевок.

Широкие шлевки изготовляют на подкладке. Подкладку выкраивают

уже верха шлевки на удвоенную ширину канта с боковых ее сторон. Ширина

канта в зависимости от толщины тканей равна 0,1 - 0,25 см. Шлевку из

толстых тканей обтачивают подкладкой с боковых сторон швом шириной 0,5

см,

затем

вывертывают

на

лицевую

сторону,

выправляют

швы

и

приутюживают . В изделиях из тонких тканей боковые срезы шлевки и

подкладки подгибают в сторону изнанки и настрачивают с образованием

канта из ткани верха, располагая строчку по краю подкладки,

4.3.Применение и назначение пояса.

Обработка поясов

Пояса изготовляют из основной ткани без подкладки или на подкладке,

без прокладки или с прокладкой. Если пояс с прокладкой, то ее выкраивают

15

из

ворсованной

ткани

с

клеевым

покрытием

по

размеру

пояса

в

готовом виде (в изделиях из толстых тканей) или по размеру детали (в

изделиях

из

тонких

тканей)

и

приклеивают

со

стороны

изнанки

детали

утюгом или на прессе. В зависимости от модели пояс может застегиваться на

крючки и петли, на пуговицы и петли или пряжкой.

Обработка пояса включает обработку швов, концов и застежки.

4.4.Практический

показ

трудовых

приемов

мастером

по

выполнению

клапана.

4.5.Практический показ трудовых приемов мастером по выполнению шлевок,

пояса.

5.Контроль

и

взаимоконтроль

качества

при

выполнении

деталей,

обратить внимание студентов на возникновение дефектов ,и их устранений.

6.Закрепление нового материала.

Карточка задания №1

п/п

вопросы

Ответы

1

Из какой ткани выкраивают клапан

1.

Из ткани верха

2.

Из ткани подкладки

3.

Из ткани прокладочного

материала

2

По какой детали сметывают клапан с

подклапаном

1.

Со стороны подклапана

2.

Со стороны клапана

3

Ширина шлевки

1.

8 см

2.

16 см

3.

0,6 см

Вопрос

1

2

3

Ответ

16

Карточка задания №2

п/п

Вопросы

Ответы

1

Из какой ткани выкраивают

подклапан

1.Из ткани верха

2.Из ткани подкладки

3.Из ткани прокладочного

материала

2

Для чего делают посадку верха

клапана в углах?

1.Для образования канта

2.Для ровности

обтачивания клапана в

углах.

3.

Ширина шлевки

1.8 см

2.16 см

3.0,6 см

Вопрос

1

2

3

Ответ

7 . Повторение

организации

рабочего

места

и

соблюдение

техники

безопасности.

8. Обратить внимание студентов на возникновение дефектов при выполнении

обработки мелких деталей (хлястиков, пат, клапана, пояса, шлевок.) и

их

устранение.

Контроль и взаимоконтроль.

9. Задание на день, постановка конкретной цели.

Предложить студентам пользоваться наглядными пособиями в течении

Урока.

111.Текущий инструктаж. 280мин.

1.Обход:

Проверка

организации

рабочего

места

и

соблюдение

техники

безопасности.

2.Обход: Проверка у студентов заправку и регулировку машин.

17

Правильность

посадки

студентов,

правильные

приемы

работы

с

инструментами и приспособлениями.

3.Обход:

Проверить

правильное

выполнение

трудовых

приемов

при

обработке мелких деталей и предупреждение ошибок.

4.Обход:

Индивидуальная

работа

с

отдельными

студентами

по

оказанию

помощи при выполнении трудовых приемов.

Шишкиной.Н.

Щипановой Н.

Степановой А.

5.Обход: Проверка качества готовых работ.

1111.Заключительный инструктаж.

1.Анализ урока (отметить общие ошибки студентов при обработки мелких

деталей)

2.Подвести итоги учебно – производственной деятельности.

3.Оценить каждую работу и сообщить оценки за выполненную работу.

4.Домашнее задание: «Повторить организацию рабочего места для влажно-

тепловых работ. Оборудование и приспособление для ВТО.

5.Уборка рабочих мест и мастерской.

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход. М.: Высшая школа, 2012.

2.

Ермилова

В.В.,

Ермилова

Д.Ю.

Моделирование

и

художественное

оформление одежды: учебное пособие. – М.: Академия», 2001. – 184с.

3.

Амирование

Э.К.,

Сакулина

О.В.,

Сакулин

Б.С.

Конструирование

одежды: учебник. – М.: Высая школа, 2001. – 496с.

4.

Косинец И.Б. Дефекты швейных изделий. – М., 2012.

5.

Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Методы активизации

познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006.

6.

Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного оборудования. – М.,

2010.

7.

Рачинская

Е.И.,

Сидоренко

В.И.

Моделирование

и

художественное

оформление одежды. – Ротсов н/Д Издательство «Феникс», 2002. –

608с.

8.

Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 2010.

19



В раздел образования