Напоминание

Развитие речи ребенка в семье


Автор: Бычкова Ольга Павловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи ребёнка в семье.

Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем

богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у

него возможностей в познавательной деятельности, содержательнее отношения с детьми

и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Важно заботиться о

своевременном формировании речи детей. Пополнение словаря происходит в процессе

ознакомления детей с окружающим. Эффективным средством для решения всех задач

речевого развития являются лингвистические игры. Они закрепляют и уточняют словарь,

изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний. В этих

играх ребенок попадает в ситуации, когда ему нужно использовать приобретенные знания

и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления

грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и

заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка и прочно

закреплять знания и умения.

Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает таким словарем, который

позволяет ему общаться с окружающими людьми, понимать книги и телепередачи, а в

дальнейшем успешно учиться в школе. Первоначально ребёнок овладевает названиями

наглядно представленных или доступных для его предметов, свойств, отношений. Это

определяется превалирующим наглядно-действенным и наглядно-образным характером

мышления дошкольника. При формировании словаря у детей важна опора на

действенное познание детьми окружающего мира. Особенностью словаря ребёнка

является меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания

ребенка и объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему

знаний взрослого человека. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка.

Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать

выводы, устанавливать и выражать связи между предметами и явлениями.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие

умственной деятельность ребенка дошкольного возраста. В совместной игре дети учатся

языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с

действиями другого. В играх с предметами ребёнком используются игрушки и реальные

предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие

предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются:

ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,

объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.) В

дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко

выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх

совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,

необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих

играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки)

обогащают сенсорный опыт ребёнка. Дети с удовольствием учувствуют в играх «С

какого дерева лист?», «Выложи узор из листьев и семян».

Много развивающих задач решают настольно-печатные игры. Эти игры – одно из самых

любимых занятий для детей.

Игровое упражнение «Найди пару». Цель: нахождение среди разных картинок двух

совершенно одинаковых: два яблока, одинаковые и по цвету, форме, размеру, или две

машины, внешне ничем не отличающиеся. Активизация в словаре названий предметов и

их частей.

Игровое упражнение «Что пропало?» Цель: развитие памяти, активизация

существительных и прилагательных в словаре ребёнка. Игровыми задачами является

также закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе

(справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех

изменениях, которые произошли с картинками.

Составление разрезных картинок и кубиков. Цель: учить детей логическому мышлению,

развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, активизировать в

словаре названия предметов и их частей.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,

опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в

этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки;

отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы

по различным свойствам, и др.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок

преодолевает легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре педагог знакомит детей

с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным,

занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место

занимает словесная дидактическая игра. Эти игры и игровые упражнения активизируют

словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего

словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и

упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками,

словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над

подбором синонимов и антонимов.

Игра «Кузовок». Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования. Дети

садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка.

Он держит её, а дети в это время говорят слова: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на –

ок.» Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок,

коробок, сапожок, башмачок, утюжок, сахарок, мешок, листок, колобок, колпачок, и т.д.)

Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Игровое упражнение «Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?».

Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые

нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи

глаза?

Кошка – кошачий хвост, кошачье ухо, кошачья голова, кошачьи глаза; Заяц – заячий хвост,

заячье ухо, заячья голова, заячьи глаза.

Игра «Наоборот». Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Педагог

кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним

этому слову (весёлый - грустный) и бросить мяч педагогу.

Игровое упражнение «Закончи фразу». Цель: развитие умения подбирать

противоположные по смыслу слова. Педагог называет словосочетания, делая паузы.

Ребёнок говорит слово, которое пропустил взрослый: Днём светло, а ночью …(темно);

Зимой день короткий, а летом ….(длинный), дерево высокое, а куст ….(низкий),….

Игра «Какой предмет?». Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно

больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Педагог показывает предмет на

картине и задаёт вопрос: «Дуб какой?» Затем участники игры по-очереди называют как

можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Отвечают по цепочке:

могучий, старый, мощный, сказочный, зелёный, …Выигрывает тот, кто назовёт больше

признаков.

Игра «Слова-действия». Можно провести по сюжетной картине. (Например, по картине

“Зимние забавы»). Внимательно рассмотрите всех детей, что они делают. Назовите все

слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Игроки отвечают

по цепочке: кружится, падает, летит, блестит, идёт, стоит, едет, съезжает, мчится, катит,

лепит, скользит, кидает, играет, улыбается, смеётся, хохочет, радуется, жмурится, держит,

ждёт, любуется, старается, прицеливается, хочет, представляет, наблюдает, гуляют, играют.

Список литературы:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. –

М.: Просвящение, 1981. – 255 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под

ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.



В раздел образования