Автор: Бычкова Ольга Павловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи ребёнка в семье.
Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем
богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у
него возможностей в познавательной деятельности, содержательнее отношения с детьми
и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Важно заботиться о
своевременном формировании речи детей. Пополнение словаря происходит в процессе
ознакомления детей с окружающим. Эффективным средством для решения всех задач
речевого развития являются лингвистические игры. Они закрепляют и уточняют словарь,
изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний. В этих
играх ребенок попадает в ситуации, когда ему нужно использовать приобретенные знания
и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления
грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и
заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка и прочно
закреплять знания и умения.
Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает таким словарем, который
позволяет ему общаться с окружающими людьми, понимать книги и телепередачи, а в
дальнейшем успешно учиться в школе. Первоначально ребёнок овладевает названиями
наглядно представленных или доступных для его предметов, свойств, отношений. Это
определяется превалирующим наглядно-действенным и наглядно-образным характером
мышления дошкольника. При формировании словаря у детей важна опора на
действенное познание детьми окружающего мира. Особенностью словаря ребёнка
является меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания
ребенка и объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему
знаний взрослого человека. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка.
Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать
выводы, устанавливать и выражать связи между предметами и явлениями.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие
умственной деятельность ребенка дошкольного возраста. В совместной игре дети учатся
языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с
действиями другого. В играх с предметами ребёнком используются игрушки и реальные
предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие
предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются:
ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,
объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.) В
дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко
выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх
совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,
необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих
играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки)
обогащают сенсорный опыт ребёнка. Дети с удовольствием учувствуют в играх «С
какого дерева лист?», «Выложи узор из листьев и семян».
Много развивающих задач решают настольно-печатные игры. Эти игры – одно из самых
любимых занятий для детей.
Игровое упражнение «Найди пару». Цель: нахождение среди разных картинок двух
совершенно одинаковых: два яблока, одинаковые и по цвету, форме, размеру, или две
машины, внешне ничем не отличающиеся. Активизация в словаре названий предметов и
их частей.
Игровое упражнение «Что пропало?» Цель: развитие памяти, активизация
существительных и прилагательных в словаре ребёнка. Игровыми задачами является
также закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе
(справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех
изменениях, которые произошли с картинками.
Составление разрезных картинок и кубиков. Цель: учить детей логическому мышлению,
развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, активизировать в
словаре названия предметов и их частей.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в
этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы
по различным свойствам, и др.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок
преодолевает легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре педагог знакомит детей
с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным,
занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место
занимает словесная дидактическая игра. Эти игры и игровые упражнения активизируют
словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего
словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и
упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками,
словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над
подбором синонимов и антонимов.
Игра «Кузовок». Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования. Дети
садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка.
Он держит её, а дети в это время говорят слова: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на –
ок.» Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок,
коробок, сапожок, башмачок, утюжок, сахарок, мешок, листок, колобок, колпачок, и т.д.)
Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.
Игровое упражнение «Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?».
Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые
нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи
глаза?
Кошка – кошачий хвост, кошачье ухо, кошачья голова, кошачьи глаза; Заяц – заячий хвост,
заячье ухо, заячья голова, заячьи глаза.
Игра «Наоборот». Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Педагог
кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним
этому слову (весёлый - грустный) и бросить мяч педагогу.
Игровое упражнение «Закончи фразу». Цель: развитие умения подбирать
противоположные по смыслу слова. Педагог называет словосочетания, делая паузы.
Ребёнок говорит слово, которое пропустил взрослый: Днём светло, а ночью …(темно);
Зимой день короткий, а летом ….(длинный), дерево высокое, а куст ….(низкий),….
Игра «Какой предмет?». Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно
больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Педагог показывает предмет на
картине и задаёт вопрос: «Дуб какой?» Затем участники игры по-очереди называют как
можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Отвечают по цепочке:
могучий, старый, мощный, сказочный, зелёный, …Выигрывает тот, кто назовёт больше
признаков.
Игра «Слова-действия». Можно провести по сюжетной картине. (Например, по картине
“Зимние забавы»). Внимательно рассмотрите всех детей, что они делают. Назовите все
слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Игроки отвечают
по цепочке: кружится, падает, летит, блестит, идёт, стоит, едет, съезжает, мчится, катит,
лепит, скользит, кидает, играет, улыбается, смеётся, хохочет, радуется, жмурится, держит,
ждёт, любуется, старается, прицеливается, хочет, представляет, наблюдает, гуляют, играют.
Список литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. –
М.: Просвящение, 1981. – 255 с.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под
ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.