Напоминание

"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Музыкотерапия"


Автор: Заседко Светлана Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: станица Тбилисская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Музыкотерапия"
Раздел: среднее образование





Назад




1
Реализация здоровьесберегающих технологий

на уроках музыки. Музыкотерапия.
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке - это умение создавать условия для сохранения здоровья детей, разрабатывать меры по здоровьесбережению, внедрять эти технологии в образовательный процесс, придерживаясь главного принципа: «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике. В здоровьесберегающих технологиях меня привлекают: - отсутствие назидательности и авторитарности; - воспитание, а не изучение культуры здоровья; На своих уроках я применяю арт-терапевтические технологии: - музыкотерапия, - вокалотерапия, - ритмотерапия, - фольклорная арт-терапия, - терапия творчеством, - логоритмическая гимнастика, - физминутка. Вспомним некоторые методики, которыми каждый учитель может воспользоваться, расширив тем самым арсенал собственных приёмов и методов. В Ветхом Завете сказано, что царь Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на арфе. В древнем Египте жрецы лечили людей мелодичными звуками. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали и древние греки. Одним из тех, кто первым заявил, что музыка лечит болезни и научно объяснил её целебный эффект, был Пифагор. Он утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. В начале XX века известный психоневролог В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Учёный пришёл к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Благодаря исследованиям Бехтерева и его последователей, в середине ХХ века в медицине возникло новое направление - музыкотерапия. Минздрав России в 2003 году признал музыкотерапию официальным методом лечения. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки воздействуют на наш организм на клеточном уровне, они способны изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. В наши дни активно изучается влияние музыки разных композиторов, отдельных музыкальных произведений, воздействие музыкальных инструментов.
2 Учёными было установлено, что вибрация каждого органа человека совпадает с ритмами и энергией определённых звуков и музыкальных инструментов. Скрипка и виолончель тонизируют сердечно – сосудистую систему; фортепиано обладает успокаивающим эффектом, нормализует работу щитовидной железы; звучание деревянных духовых инструментов полезно для печени, а флейта ещё очищает лёгкие; барабаны и арфа восстанавливают ритм сердца и нормализуют работу кровеносной системы; труба эффективна при радикулитах и невритах; колокольный звон убивает все микробы и даже тифозную палочку (воздух становится чистым как в операционной), «космические» мелодии электронных инструментов широко используют для релаксации. Многие произведения школьной программы входят в список полезной к л а с с и ч е с к о й м у з ы к и , с о с т а в л е н н ы й н а о с н о в е д а н н ы х нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на активность мозга ребенка. Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду. Музыка романтизма (Ф. Шуберт, Ф.Шопен) снимает раздражительность и нервное напряжение. «Полонез» М.Огинского снимает головные боли. «Элегия» С.Рахманинова улучшит работу сердца. «Чардаш» Монти тонизирует. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка — первый анальгетик в мире звуков. Я заметила, когда на уроке звучит духовная музыка Рахманинова, Чайковского – класс затихает. А Рождественские песни поют с особым волнением, тихо, выразительно даже самые балованные ученики. Уникальным явлением считается музыка Моцарта: она улучшает математические и логические способности, помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов. Этот феномен называют «эффект Моцарта». В ряде школ и лицеев этот эффект успешно используют как фоновую музыку на уроках учителя начальной школы, учителя предметники во время контрольных работ. Надо активнее перенимать такой опыт. Для начала можно попробовать форму «музыкальных» перемен в учебных кабинетах или как музыкальный фон в школьной столовой. Специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир и взрослого, и ребенка, повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости. Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность. 2. Лёгкость и простота применения.
3 Я.Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. И с тех пор каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийными психотерапевтом. К основным видам музыкальной деятельности, направленной на сохранение здоровья школьников относится: - восприятие, слушание музыки; - дыхательные упражнения; - артикуляционная гимнастика; - речевые упражнения; - пение, вокально - хоровая работа; - двигательные упражнения, ритмопластика; - музицирование, импровизация, игра; - творческие задания. Рекомендую вам, коллеги, самостоятельно изучить уникальную дыхательную гимнастику Стрельниковой. Это единственная в мире методика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Стрельниковская гимнастика широко известна в мире, как метод лечения и профилактики многих болезней детей и взрослых. Согласно методике, учителям в середине урока рекомендуется «пошмыгать» с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал. Упражнение «Ладошки» Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» («поза экстрасенса»). Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и, одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите. Отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа. Упражнение «Погончики» И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Народная мудрость гласит: «Кто много поёт, того хворь не берёт!» Одним из самых эффективных методов музыкальной терапии является пение. Когда человек поёт, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы, а звуки стимулируют работу внутренних органов (20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% - как бы «отдается» во внутренние органы).
4 Научившись выражать свое состояние голосом, ребёнок получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, на Руси знали испокон веков. Мелодика старинных русских былин и песен, порой построенная на 2 - 3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. На уроках музыки, в вокально-хоровой деятельности мы поём, импровизируем, «играем» с 2 - 3 звуками или на одной удобной для нас ноте. Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться. Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление. Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма. Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Ожидаемые результаты музыкально - оздоровительной работы: - повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; - стабильность эмоционального благополучия каждого ученика; - повышение уровня речевого развития; - снижение уровня заболеваемости; - стабильность физической и умственной работоспособности в течение всего учебного года! Таким образом, данная работа помогает в решении одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно - психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. В заключение несколько слов об эмоциональной разрядке. Школьники у доски перед одноклассниками и учителем часто теряются. Это как в стихотворении Л.Фадеевой: Стою на сцене. Зал затих. И я молчу, Не вспомнить стих! Стою и думаю о том, Сейчас реветь или потом Снять «зажатость» помогают игровые моменты. Незатейливые песни – инсценировки, ритмическая гимнастика, традиционные физминутки очень нравятся детям, их можно выполнить в стенах кабинета, за партами.


В раздел образования