Автор: Марьина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Пермский край, г. Губаха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация "Сущность и значение речевого этикета"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Консультация
«Сущность и значение речевого этикета»
Разработал:
воспитатель первой квалификационной категории
Марьина С.И.
Губахинский городской округ «город Губаха», 2019
Консультация
«Сущность и значение
речевого этикета»
Сущность и значение речевого этикета.
Усваивая
этикетную
лексику,
ребенок
“присваивает“
часть
социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми
эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он
находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую
систему
речевого
взаимодействия
дошкольника
с
окружающими
взрослыми
и
сверстниками
способствует
формированию
комфортного
коммуникативного
поля
и
оказывает
безусловное
влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово
образовывает душу.
Овладение
родным
языком
как
средством
и
способом
человеческого
общения
является
важнейшим
приобретением
дошкольного
детства.
По
средствам
языка
ребенок
налаживает
контакт
с
окружающими
людьми
и
важно,
чтобы
эти
контакты
носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться
не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам
их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют
речевое
поведение
человека,
которое
в
значительной
степени
реализуется
с
помощью
визуально
закрепленных
стереотипов
общения.
Стереотипы общения определяются обществом. Оно
вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, в
том
числе
и
речевого,
определяемое
представлением
о
шаблоне
поведения,
которое
ожидается
от
человека
в
каждой
отдельной
ситуации.
Этикет
(французское etiquette
-
ярлык,
этикетка)
–
совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления
отношения к людям (обхождение с окружающими, формы
обращения
и
приветствий,
поведение
в
общественных
местах,
манеры и одежда).
Как
видим,
в
этом
определении
содержится
указание
на
внешнее
проявления
отношения
к
людям.
Однако
внешнее
проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений.
Разумеется,
в
идеале
эти
отношения
должны
быть
взаимно
доброжелательными.
Этикет -
порядок поведения людей. Этикет - это порядок
поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать
правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека
в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо
рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать
этикет.
Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию
наилучших
условий
для
общения
людей
разного
происхождения,
национальной
принадлежности,
социального
положения,
образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в
умении
быть
приятным
для
окружающих,
настраивать
людей
на
общение
с
собой,
понимать
их
и
видеть
их
достоинства
(И.Курочкина).
Речевое
проявление
этикетных
отношений
специалисты
называют речевым этикетом в узком смысле.
Речевой
э т и ке т -
это
правила
речевого
поведения,
определяемые
взаимоотношениями
говорящих.
Принятые
данным
национальным
коллективом
носителей
языка,
а
также
малыми
социальными
группами,
в
зависимости
от
возраста,
социальной
принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).
В
речевой
этикет
включаются:
обращение,
знакомство,
приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие
и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание,
благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета,
важно помочь им понять необходимость культуры речевого
общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными
вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые
средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем,
где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным,
вежливым человеком.
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный
контакт с собеседником в определенной тональности, в различной
обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений
общающихся (А.А Акишина, В.Е Гольдин, В.Г Костомарова, Н.И
Формановская и другие).
Уже
в
дошкольном
детстве
можно
сформировать
привычку
к
определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать
личность человека, который в процессе коммуникации способен на
определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее
и управления ею.