Напоминание

Консультация "Сущность и значение речевого этикета"


Автор: Марьина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Пермский край, г. Губаха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация "Сущность и значение речевого этикета"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Консультация

«Сущность и значение речевого этикета»

Разработал:

воспитатель первой квалификационной категории

Марьина С.И.

Губахинский городской округ «город Губаха», 2019

Консультация

«Сущность и значение

речевого этикета»

Сущность и значение речевого этикета.

Усваивая

этикетную

лексику,

ребенок

“присваивает“

часть

социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми

эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он

находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую

систему

речевого

взаимодействия

дошкольника

с

окружающими

взрослыми

и

сверстниками

способствует

формированию

комфортного

коммуникативного

поля

и

оказывает

безусловное

влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово

образовывает душу.

Овладение

родным

языком

как

средством

и

способом

человеческого

общения

является

важнейшим

приобретением

дошкольного

детства.

По

средствам

языка

ребенок

налаживает

контакт

с

окружающими

людьми

и

важно,

чтобы

эти

контакты

носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться

не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам

их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют

речевое

поведение

человека,

которое

в

значительной

степени

реализуется

с

помощью

визуально

закрепленных

стереотипов

общения.

Стереотипы общения определяются обществом. Оно

вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, в

том

числе

и

речевого,

определяемое

представлением

о

шаблоне

поведения,

которое

ожидается

от

человека

в

каждой

отдельной

ситуации.

Этикет

(французское etiquette

-

ярлык,

этикетка)

совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления

отношения к людям (обхождение с окружающими, формы

обращения

и

приветствий,

поведение

в

общественных

местах,

манеры и одежда).

Как

видим,

в

этом

определении

содержится

указание

на

внешнее

проявления

отношения

к

людям.

Однако

внешнее

проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений.

Разумеется,

в

идеале

эти

отношения

должны

быть

взаимно

доброжелательными.

Этикет -

порядок поведения людей. Этикет - это порядок

поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать

правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека

в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо

рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать

этикет.

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию

наилучших

условий

для

общения

людей

разного

происхождения,

национальной

принадлежности,

социального

положения,

образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в

умении

быть

приятным

для

окружающих,

настраивать

людей

на

общение

с

собой,

понимать

их

и

видеть

их

достоинства

(И.Курочкина).

Речевое

проявление

этикетных

отношений

специалисты

называют речевым этикетом в узком смысле.

Речевой

э т и ке т -

это

правила

речевого

поведения,

определяемые

взаимоотношениями

говорящих.

Принятые

данным

национальным

коллективом

носителей

языка,

а

также

малыми

социальными

группами,

в

зависимости

от

возраста,

социальной

принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).

В

речевой

этикет

включаются:

обращение,

знакомство,

приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие

и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание,

благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета,

важно помочь им понять необходимость культуры речевого

общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными

вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые

средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем,

где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным,

вежливым человеком.

Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный

контакт с собеседником в определенной тональности, в различной

обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений

общающихся (А.А Акишина, В.Е Гольдин, В.Г Костомарова, Н.И

Формановская и другие).

Уже

в

дошкольном

детстве

можно

сформировать

привычку

к

определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать

личность человека, который в процессе коммуникации способен на

определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее

и управления ею.



В раздел образования