Автор: Ядрецева Алла Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: "На благо нашему обществу"
Раздел: дошкольное образование
На благо нашему обществу
Психолог МБДОУ
Детский сад № 21, г. Владимира
Ядрецева А.В.
Чем объяснить различное проявление родительской любви? Одни родители
чрезмерно
любят
своих детей, балуют их, другие слишком требовательны и
суровы, а третьи заботятся о детях, ответственно относятся к их судьбе, но
уделяют им относительно мало внимания и сердечности, ограничивают общение
с ними до минимума.
Взаимоотношения между родителями и детьми обусловлены прежде всего
общей атмосферой в семье, отношениями между ее членами, особенно между
матерью, и отцом.
В многодетной семье редко встречаются чрезмерно избалованные дети. Их
значительно чаще можно встретить в семьях с единственным ребенком. Мать и
отец отдают этому ребенку весь запас своей родительской любви. А если в доме
есть еще и бабушка с дедушкой, размеры любви (если бы ее можно было
измерять!) значительно возрастают.
Впрочем, отношение отдельных членов семьи к ребенку не всегда одинаково.
Иногда в одной и той же семье можно наблюдать три вида наиболее типичных
позиций взрослых в отношении ребенка: отец питает к ребенку «холодную»,
«сдержанную» любовь, так как он поглощен своей работой и делами семьи
занимается мало; мать чрезмерно любит ребенка, однако пытается предъявлять к
нему определенные требования; бабушка обожает внука, балует его, все ему
прощает и ничего не требует.
Раньше
широко
бытовало
мнение,
согласно
которому
отец
считался
представителем требовательной и суровой любви, мать и бабушка — любви
теплой и балующей. Такое представление сохранилось от того времени, когда
отец
был
единственным
кормильцем
и
«главой»
семьи.
Как
представитель
мужского пола, он должен быть суровым и требовательным. А мягкое, сердечное
отношение к ребенку считалось характерным прежде всего для женщин.
В настоящее время в связи с изменением общественного положения женщин
изменились и модели отношения отца и матери к своему ребенку. Большинство
мам теперь работают. Семья и дом уже не являются единственной сферой их
деятельности. Жизненные интересы и стремления женщин связаны не только с
семьей,
но
и
с
профессиональной
деятельностью,
с
общественной
жизнью.
Современные матери работают потому, что, получив образование стремятся к
саморазвитию
они
хотят
трудиться
в
своей
профессиональной
области,
стремятся
повышать
уровень
своих
знаний,
работать
творчески,
добиваться
ученых степеней. Современная мать понимает всю свою ответственность за
воспитание ребенка, но для его же пользы она прибегает к помощи детских
воспитательных учреждений (детские ясли, детские сады, группы продленного
дня
в
школе,
школы-интернаты).
Многие
матери
поручают
своих
детей
бабушкам.
Неодинаковое
отношение
отдельных
членов
семьи
к
ребенку
для
него
чрезвычайно вредно. Непоследовательность в поведении и поступках взрослых,
применение ими противоречивых воспитательных методов нарушают процесс
формирования личности ребенка. Эта опасность особенно реальна в тех семьях,
в которых нет взаимопонимания и каждый из ее членов действует по своей воле,
не задумываясь о влиянии своих поступков на ребенка. Некоторые разведенные
родители
умышленно
применяют
противоположные
воспитательные
методы,
пытаются на глазах ребенка обидеть, унизить друг друга, забывая о том, что
своим поведением губят ребенка. Многочисленные примеры таких ситуаций
можно найти в судебных делах о разводах.
Отношение взрослых к детям зависит от весьма разнообразных факторов.
Согласованность
действий
всех
членов
семьи,
унификация
их
порывов,
идеальная
приспособляемость
невозможны,
поэтому
ребенок,
сталкиваясь
с
разнообразными
ситуациями,
приобретает
жизненный
опыт
и
постепенно
понимает,
что
каждый
человек
обладает
своими,
индивидуальными
особенностями, отличается своим характером. Однако впечатления детских лет,
пережитые
ребенком
события,
отношения
с
окружающими
людьми
порой
играют решающую роль в формировании его взглядов. Поэтому очень важно,
чтобы в период интенсивного развития ребенка, формирования его личности,
особенно в ранние годы его жизни, ему не вредили родительская любовь и все
ситуации, в которые он попадает по воле взрослых.
Родителям
необходимо
обдумывать
и
сознательно
формировать
свое
отношение к ребенку. Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя — это
что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное
существо. Отсюда практический вывод: не следует требовать, чтобы ребенок
развивался строго по планам родителей, шел бы по жизни ими намеченным
путем, избирал бы интересы, профессию, стиль жизни согласно их желаниям и
замыслам. Любовь к ребенку, даже самая сильная, не должна умалять факта его
неповторимой индивидуальности, обладающей собственными целями и своими
планами. Родители должны помочь своему ребенку во всестороннем развитии
его личности, подготовить его к самостоятельной жизни в обществе. Однако
выбрать цель и путь к ее достижению должен сам подросток.
Родительская любовь — это одна из самых больших человеческих ценностей.
Она
необходима
как
детям,
так
и
взрослым.
Разумная
любовь
родителей
освещает
жизненный
путь
малышам
и
подросткам,
юношам
и
девушкам,
помогает
молодым
людям
жить
и
трудиться
в
нашем
обществе,
на
благо
которому мы воспитываем своих детей.