Напоминание

"Трудовое воспитание детей раннего возраста"


Авторы: Агошкова Светлана Васильевна, Минигалеева Светлана Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: д.с."Колобок"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:-

"Трудовое воспитание детей раннего

возраста".

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового

воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок

становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных

движений, формирование связи между действием и результатом, развитие

результативных и орудийных действий, развитие продуктивной деятельности,

стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.

Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных

движений рук ребенка к концу первого полугодия жизни. Постепенно они

дифференцируются и приспосабливаются к форме, величине, местоположению

предмета. Затем во втором полугодии отдельные движения объединяются в

системы, и ребенок оказывается способным достигать объективного результата

— захватывать погремушку и греметь ею, выбрасывать предметы из коляски и

т. п. Это результативные повторные действия. Они характеризуются

целесообразностью, так как ребенок повторяет их для достижения

элементарного результата. К концу года при обучающем воздействии взрослого

такие целесообразные результативные действия усложняются: дети

вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень,

складывают мелкие предметы в коробку и т. п.

Однако дети могут терять цель действия и направленность на результат,

возвращаться к манипулированию с предметом. Это происходит в том случае,

если ребенок не устанавливает связь между действием и результатом.

Условиями установления такой связи является показ взрослым действия и

результата, привлечение внимания ребенка к результату, близость его к

действию во времени. Получение результата становится мотивом для

повторения действия. На этой основе в начале второго года жизни

формируются элементарные орудийные действия: ребенок начинает

пользоваться чашкой, ложкой в соответствии с их назначением, а затем и

другими орудиями (палочкой для доставания предметов, лопаткой для

насыпания песка и т. п.).

На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными

результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и

т.п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной

деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений,

формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка

интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.

Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные

предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии

с этим ставятся и задачи трудового воспитания:

1.

Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и

орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по

самообслуживанию.

2.

Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.

Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно Трудовое

воспитание детей раннего возрастаосуществляется со второго года жизни.

Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями

детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом

полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых

трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой,

снимать колготки и расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под

струей воды и т. д.

Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки и самостоятельно

есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослыми части одежды, не

разбрасывать их.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети

должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся

расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать

предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и

устранять с помощью взрослых.

В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших

трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы,

поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для

малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного

педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки

самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к

самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность

действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата

(«Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог

достигнуть результата, малыша нужно научить видеть его, научить

соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым, как при

самообслуживании, так и в процессе хозяйственно - бытового труда, где

ребенок выступает только зрителем (например: вымыли руки — они стали

чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья

— они стали красивые, глаженые). Эмоциональная реакция взрослого на

достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к

нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение

взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью:

вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.

Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального

общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Обучение включает

неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд

действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый

может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен

действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими

пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях

взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие,

почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.

По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при

выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает

следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце

на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо

отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к

повторению действия, к достижению желаемого результата.

Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие

условия:

а) показ, пояснение и упражнение в действиях;

б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами

выполняют посильные действия по самообслуживанию);

в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству

трудовых действий и результату;

г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;

д) переход от индивидуального обучения, к групповому по мере усвоения

действий и умения слушать взрослого.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на

сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п.

Формирований таких умений широко применяются игровые упражнения:

одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их

одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные

виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и

овладевают необходимыми умениями.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по

самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся

занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу

на прогулку, умоем куклу и т. п.

Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат

пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать

деревянным молоточком колышки и т. д.

Bce это обеспечивает не только обучение, но и приучение, т. е. воспитание

привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У

маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их

угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с

учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового

воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых

действий, их направленности на результат и стремления преодолевать

посильные в процессе достижения результата трудности.



В раздел образования