Автор: Кирьянова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Гусельки"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Технологическая карта ООД по Речевому развитию: Развитие речи в старшей группе
Тема: "Волшебный сундук Деда Грамотея"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог Кирьянова Ирина Николаевна Дата: 16.04. 2019
ОО Речевое развитие Раздел Развитие речи
Возрастная группа старшая группа №5
Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»
Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.
Задачи ООД: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в
умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Тип: итоговое
Этап,
хронометраж
Цель
Реализуемые задачи
Форма работы
Методы и приёмы
Виды детской
деятельности
Интегрируемые
образовательные
области (ФГОС ДО)
Планируемый
результат
Формируемые целевые
ориентиры
Используемые
педагогические
технологии
Оборудование
1.Организационный
(2 мин.)
Создание
хорошего
настроен
ия,
благопри
ятной
атмосфер
ы в
группе.
Создать
атмосферу
доброжелатель
ного
отношения ко
всем
воспитанникам
.
Групповая
Словесный,
практическ
ий.
Аутотренинг
«»
Социально-
коммуника
тивное
развитие
Физическое
развитие
Активизац
ия
мыслитель
ных
процессов.
Игровая
2.Мотивационный
(3 мин.)
Создание
проблемн
ой
ситуации.
Уметь слушать
воспитателя и
товарищей,
желание и
умение
Групповая
Словесный.
Игровая
Социально-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
Дети
принимают
решение –
найти
ключи к
Дети
проявляют
активный
интерес.
Игровая
Посылка
(сундучок с
письмом)
работать в
коллективе.
развитие
сундуку.
3. Закрепление
(18 мин.)
Обобщен
ие и
системат
изирован
ие знаний
воспитан
ников о
ПДД.
Выявить
уровень
готовности
дошкольников
решать
Групповая,
индивидуал
ьная.
Словесный,
практическ
ий,
наглядный.
Работают с
схемой для
составления
загадок по
технологии
ТРИЗ,
Физкультмин
утка
«Буквы»
Речевое
развитие
Физическое
развитие
Социально-
коммуника
тивное
развитие
Дети
выполняют
задания.
Дети
демонстрир
уют умение
работать с
Игровая
ТРИЗ
Схема для
составления
загадок по
технологии
ТРИЗ, мольберт,
маркер,
интерактивная
доска, ноутбук,
проектор,
интерактивная
панель
Колибри, замки
и ключи
картинки.
5.Заключительный.
Рефлексия
(2 мин.)
Развитие
познавате
льных
способно
стей
умения
анализир
овать
проделан
ную
работу.
Воспитательна
я: умение
слушать
воспитателя и
товарищей,
желание и
умение
работать в
коллективе.
Групповая
Словесный.
Ответы на
вопросы.
Речевое
развитие
Социально-
коммуника
тивное
Дети
оценивают
свою
работу на
занятии.
Дети
отвечают
полным
ответом,
умеют
слушать
товарищей.
Сундук с
ключами и
замками, НПИ
по развитию
речи.
Информационная карта организованной образовательной деятельности
Педагог Кирьянова Ирина Николаевна
Образовательная область: Речевое развитие
Раздел: Развитие речи
Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»
Возрастная группа старшая № 5
Общая характеристика группы: В целом дети 5-6 лет осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и
поведения.
У них развивается внимание, достигает 25 минут.
• Дети овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
• Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
• Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способны сотрудничать и выполнять, как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• У детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои
движения и управлять ими.
• Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы,
обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
• Открыты новому, то есть проявляют стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
• Проявляют уважение и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира.
Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа
Актуальность выбранной темы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование
грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной
речи».
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность
грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством
передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими
людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии
ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических
процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Соответствие ООД с рабочей программой
Предварительная работа с детьми: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на
слоги, составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.
Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.
Задачи: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в
умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Направление Речевое развитие: Развитие речи
Тип ООД итоговое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников
-
Имеют
богатый
словарный
запас.
Речь
чистая,
грамматически
правильная,
выразительная.
Значительно
увеличивается
запас
слов,
совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуются не только простыми,
но и сложными предложениями.
- Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в разных видах деятельности, способны к произвольным действиям,
самостоятельно планируют и называют два-три последовательных действия, способны удерживать в памяти правило, высказанное взрослым,
и действовать по нему без напоминания, способны аргументировать свои суждения, стремятся к результативному выполнению работы в
соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
-
Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Форма проведения ООД: познавательная, подгрупповая, самостоятельная, совместная.
Методы и приемы: словесный, игровой, практический.
Применяемые современные педагогические технологии: познавательные, игровые, ТРИЗ.
Предварительная работа: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на слоги,
составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.
Материалы и оборудование: сундук, НПИ по развитию речи, замки и ключи картинки, проектор, ноутбук, интерактивная доска, схема для
составления загадки по ТРИЗ технологии, маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.
Количество участников 8 человек
Время реализации 25 минут
Место реализации игровая комната старшей группы № 5.
№
Этап
(хронометраж)
Содержание
Слайд
1
Организационный
1 минута
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
2
Мотивационный
4 минуты
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка!
Написано:
«От
Деда
Грамотея
из
страны
АБВГДейки»!
Давайте
её
распечатаем
и
узнаем,
что
там
внутри.
(Дети
и
воспитатель
распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундук-то не простой! С замками! Давайте прочитаем
письмо: «Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из
страны
АБВГДейки!
До
меня
дошли
сведения,
что
вы
очень
любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок
в сундуке. Но сундук волшебный, с замками. К каждому замку есть свой
ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои
волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои
загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и
сундук откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете
позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в
сундуке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
3
Основной закрепление
18 минут
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он
находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает
ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете
говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один
замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея прислали для вас картинку с
изображением овоща. Что это за овощ?
Дети: Лук
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Лук. Какой
первый звук?
Дети: Л-л-л…
Воспитатель: Звук Л. Давайте попробуем пропеть этот звук. Л-л-л…
Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Лук?
Дети: Л-уууу-к! Звук У.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: У-у-у…
Воспитатель: Звук У можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это
звук?
Дети: Гласный.
Слайд с
изображением
лука
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что
он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят
второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель:
А
задание
такое:
поиграть
в
игру
«Составь
загадку»
(Технология ТРИЗ). Дед Грамотей очень любит загадки.
Воспитатель: Предлагаю Вам, составить по схеме загадку про лук! И
отправить
посылкой
Деду
Грамотею.
Сделаем
ему
сюрприз,
пусть
догадается, что мы ему загадали. (По окончании выполнения задания
дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Акварель, гуашь, постель,
Это что скажи скорей? (Краски)
(Дети достают ключ)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина
любила
прыгать
через
веревочку.
Попросила
она
у
мамы
верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её
подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та –
ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали
весело играть».
Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она
целое слово, или произносила его по частям? Почему девочка именно так
звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами
сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети
делят
имена
на
слоги
с
помощью
двух
приёмов:
с
помощью
руки,
подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите
ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень
старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке
тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик так и не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
И руками помахать
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё
одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
- А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание № 4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить на
Волшебном экране. Игра «Засели домик» (Дети справляются с заданием,
«открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я
буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха,
пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его
искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель:
Слушайте
последнее,
шестое
задание!
Это
игра
«Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только
те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса,
свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть
звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко,
масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно
попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в
замок.
4
Заключительный
Рефлексия
2 минут
Рефлексия. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Игра!
Воспитатель: Можно будет поиграть в новую игру! Спасибо Деду
Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания
Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого
задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью
можно открывать любые замки!
Самоанализ организованной образовательной деятельности
Педагог Кирьянова Ирина Николаевна
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»
Возрастная группа старшая № 5
Общая характеристика группы: В целом дети 5-6 лет осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
У них развивается внимание, достигает 25 минут.
• Дети овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
• Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
• Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способны сотрудничать и выполнять, как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• У детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои
движения и управлять ими.
• Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы,
обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
• Открыты новому, то есть проявляют стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
• Проявляют уважение и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира.
Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа
Актуальность выбранной темы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование
грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной
речи».
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность
грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством
передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими
людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии
ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических
процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Соответствие ООД с рабочей программой
Предварительная работа с детьми: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на
слоги, составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.
Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.
Задачи: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в
умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Активизировать
словарный
запас, создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей,
желание и умение работать в коллективе.
Организация
предметно
–
пространственной
среды:
сундук,
НПИ
по
развитию
речи,
замки
и
ключи
картинки,
проектор,
ноутбук,
интерактивная доска, схема для составления загадки по ТРИЗ технологии, маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.
Формы организации детей на занятии: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Тип занятия: итоговое.
Этапы
1этап. Организационный (1 мин.)
Дидактическая задача: создать хорошее настроение, благоприятную атмосферу в группе.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы: словесный, практический.
Анализ: удалось создать хорошее настроение.
2 этап. Мотивационный (4 мин.)
Дидактическая задача: создание проблемной ситуации, побуждение воспитанников найти все ключи и открыть сундук.
Форма организации: фронтальная.
Методы: словесный.
Анализ: удалось заинтересовать детей.
3 этап. Закрепление знаний и практическое применение (18 мин.)
Дидактическая задача: обобщить и систематизировать знания детей о
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Анализ: дети продемонстрировали умение различать
4 этап. Заключительный. Рефлексия (2 мин.)
Дидактическая задача: закрепить умение анализировать проделанную работу, желание и умение работать в коллективе.
Форма организации: фронтальная
Методы: словесный.
Подведение итогов - общий анализ: цель и задачи достигнуты. Дети показали владение программным материалом.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Конспект итогового ООД по Речевому развитию: Развитие речи
Тема: «Волшебный сундук Деда Грамотея»
в старшей группе № 5
Воспитатель: Кирьянова И.Н
Югорск 2019 г.
Направление Речевое развитие: Развитие речи
Тип ООД итоговое
Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.
Задачи ООД: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
2. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух,
воображение,
творческое
мышление.
3.
Закрепить
знание
гласных
и
согласных
звуков.
Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с
заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников
- Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Значительно
увеличивается
запас
слов,
совершенствуется
грамматический
строй
речи,
появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуются не только простыми,
но и сложными предложениями.
- Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в разных видах
деятельности, способны к произвольным действиям, самостоятельно планируют и называют
два-три последовательных действия, способны удерживать в памяти правило, высказанное
взрослым,
и
действовать
по
нему
без
напоминания,
способны
аргументировать
свои
суждения, стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к
позитивной оценке результата взрослым.
-
Достаточно
хорошо
владеют
устной
речью,
могут
выражать
свои
мысли
и
желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения.
Форма проведения ООД: познавательная, подгрупповая, самостоятельная, совместная.
Методы и приемы: словесный, игровой, практический.
Применяемые современные педагогические технологии: познавательные, игровые, ТРИЗ.
Предварительная
работа:
придумывание
слов
с
заданным
звуком
и
составление
предложений с заданным словом, деление слов на слоги, составление загадок по схемам по
технологии ТРИЗ.
Материалы
и
оборудование: сундук, НПИ по развитию речи, замки и ключи картинки,
проектор, ноутбук, интерактивная доска, схема для составления загадки по ТРИЗ технологии,
маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.
Ход ООД:
Организационный момент.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Мотивационный момент.
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка!
Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что
там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундук-то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети
старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения,
что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в
сундуке. Но сундук волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи
несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи
у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к
замкам и сундук откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже.
Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундуке? Будем искать
ключи? (Ответы детей)
Основной момент. Закрепление.
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём
идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в
письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея прислали для вас картинку с изображением овоща.
Что это за овощ?
Дети: Лук
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Лук. Какой первый звук?
Дети: Л-л-л…
Воспитатель: Звук Л. Давайте попробуем пропеть этот звук. Л-л-л… Получается? А что нам
мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Лук?
Дети: Л-уууу-к! Звук У.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: У-у-у…
Воспитатель: Звук У можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а
значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель
«вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ,
выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Составь загадку» (Технология ТРИЗ). Дед
Грамотей очень любит загадки.
Воспитатель: Предлагаю Вам, составить по схеме загадку про лук! И отправить посылкой
Деду
Грамотею.
Сделаем
ему
сюрприз,
пусть
догадается,
что
мы
ему
загадали.
(По
окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Акварель, гуашь, постель,
Это что скажи скорей? (Краски)
(Дети достают ключ)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней
на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма –
ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и
начали весело играть».
Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или
произносила его по частям? Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так
лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем
сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью двух
приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже
три
замка
открыты!
Трудно?
Устали?
Вы
очень
старались!
Давайте
теперь
отдохнём.
Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик так и не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
И руками помахать
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
- А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание № 4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить на Волшебном экране.
Игра «Засели домик» (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть
действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с
деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь
угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в
продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук
«С». Что вы купите?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка,
какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны,
сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с
названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.
Заключительный. Рефлексия.
Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Игра!
Воспитатель:
Можно
будет
поиграть
в
новую
игру!
Спасибо
Деду
Грамотею!
Ребята,
скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего
понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С
вашей помощью можно открывать любые замки!