Напоминание

"Волшебный сундук Деда Грамотея"


Автор: Кирьянова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Гусельки"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Технологическая карта ООД по Речевому развитию: Развитие речи в старшей группе
Тема: "Волшебный сундук Деда Грамотея"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог Кирьянова Ирина Николаевна Дата: 16.04. 2019

ОО Речевое развитие Раздел Развитие речи

Возрастная группа старшая группа №5

Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»

Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.

Задачи ООД: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.

Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в

умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

Тип: итоговое

Этап,

хронометраж

Цель

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приёмы

Виды детской

деятельности

Интегрируемые

образовательные

области (ФГОС ДО)

Планируемый

результат

Формируемые целевые

ориентиры

Используемые

педагогические

технологии

Оборудование

1.Организационный

(2 мин.)

Создание

хорошего

настроен

ия,

благопри

ятной

атмосфер

ы в

группе.

Создать

атмосферу

доброжелатель

ного

отношения ко

всем

воспитанникам

.

Групповая

Словесный,

практическ

ий.

Аутотренинг

«»

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Физическое

развитие

Активизац

ия

мыслитель

ных

процессов.

Игровая

2.Мотивационный

(3 мин.)

Создание

проблемн

ой

ситуации.

Уметь слушать

воспитателя и

товарищей,

желание и

умение

Групповая

Словесный.

Игровая

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Речевое

Дети

принимают

решение –

найти

ключи к

Дети

проявляют

активный

интерес.

Игровая

Посылка

(сундучок с

письмом)

работать в

коллективе.

развитие

сундуку.

3. Закрепление

(18 мин.)

Обобщен

ие и

системат

изирован

ие знаний

воспитан

ников о

ПДД.

Выявить

уровень

готовности

дошкольников

решать

Групповая,

индивидуал

ьная.

Словесный,

практическ

ий,

наглядный.

Работают с

схемой для

составления

загадок по

технологии

ТРИЗ,

Физкультмин

утка

«Буквы»

Речевое

развитие

Физическое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Дети

выполняют

задания.

Дети

демонстрир

уют умение

работать с

Игровая

ТРИЗ

Схема для

составления

загадок по

технологии

ТРИЗ, мольберт,

маркер,

интерактивная

доска, ноутбук,

проектор,

интерактивная

панель

Колибри, замки

и ключи

картинки.

5.Заключительный.

Рефлексия

(2 мин.)

Развитие

познавате

льных

способно

стей

умения

анализир

овать

проделан

ную

работу.

Воспитательна

я: умение

слушать

воспитателя и

товарищей,

желание и

умение

работать в

коллективе.

Групповая

Словесный.

Ответы на

вопросы.

Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

Дети

оценивают

свою

работу на

занятии.

Дети

отвечают

полным

ответом,

умеют

слушать

товарищей.

Сундук с

ключами и

замками, НПИ

по развитию

речи.

Информационная карта организованной образовательной деятельности

Педагог Кирьянова Ирина Николаевна

Образовательная область: Речевое развитие

Раздел: Развитие речи

Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»

Возрастная группа старшая № 5

Общая характеристика группы: В целом дети 5-6 лет осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и

поведения.

У них развивается внимание, достигает 25 минут.

• Дети овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

• Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

• Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно

проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способны сотрудничать и выполнять, как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

• У детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои

движения и управлять ими.

• Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают

начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы,

обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

• Открыты новому, то есть проявляют стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

• Проявляют уважение и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира.

Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа

Актуальность выбранной темы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование

грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной

речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень

редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность

грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством

передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими

людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии

ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических

процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Соответствие ООД с рабочей программой

Предварительная работа с детьми: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на

слоги, составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.

Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.

Задачи: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.

Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в

умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

Направление Речевое развитие: Развитие речи

Тип ООД итоговое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников

-

Имеют

богатый

словарный

запас.

Речь

чистая,

грамматически

правильная,

выразительная.

Значительно

увеличивается

запас

слов,

совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуются не только простыми,

но и сложными предложениями.

- Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в разных видах деятельности, способны к произвольным действиям,

самостоятельно планируют и называют два-три последовательных действия, способны удерживать в памяти правило, высказанное взрослым,

и действовать по нему без напоминания, способны аргументировать свои суждения, стремятся к результативному выполнению работы в

соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

-

Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств

и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Форма проведения ООД: познавательная, подгрупповая, самостоятельная, совместная.

Методы и приемы: словесный, игровой, практический.

Применяемые современные педагогические технологии: познавательные, игровые, ТРИЗ.

Предварительная работа: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на слоги,

составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.

Материалы и оборудование: сундук, НПИ по развитию речи, замки и ключи картинки, проектор, ноутбук, интерактивная доска, схема для

составления загадки по ТРИЗ технологии, маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.

Количество участников 8 человек

Время реализации 25 минут

Место реализации игровая комната старшей группы № 5.

Этап

(хронометраж)

Содержание

Слайд

1

Организационный

1 минута

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

2

Мотивационный

4 минуты

/Стук в дверь/

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка!

Написано:

«От

Деда

Грамотея

из

страны

АБВГДейки»!

Давайте

её

распечатаем

и

узнаем,

что

там

внутри.

(Дети

и

воспитатель

распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундук-то не простой! С замками! Давайте прочитаем

письмо: «Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из

страны

АБВГДейки!

До

меня

дошли

сведения,

что

вы

очень

любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок

в сундуке. Но сундук волшебный, с замками. К каждому замку есть свой

ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои

волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои

загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и

сундук откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете

позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в

сундуке? Будем искать ключи? (Ответы детей)

3

Основной закрепление

18 минут

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он

находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает

ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете

говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один

замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея прислали для вас картинку с

изображением овоща. Что это за овощ?

Дети: Лук

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Лук. Какой

первый звук?

Дети: Л-л-л…

Воспитатель: Звук Л. Давайте попробуем пропеть этот звук. Л-л-л…

Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Лук?

Дети: Л-уууу-к! Звук У.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: У-у-у…

Воспитатель: Звук У можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это

звук?

Дети: Гласный.

Слайд с

изображением

лука

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что

он не поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят

второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель:

А

задание

такое:

поиграть

в

игру

«Составь

загадку»

(Технология ТРИЗ). Дед Грамотей очень любит загадки.

Воспитатель: Предлагаю Вам, составить по схеме загадку про лук! И

отправить

посылкой

Деду

Грамотею.

Сделаем

ему

сюрприз,

пусть

догадается, что мы ему загадали. (По окончании выполнения задания

дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Акварель, гуашь, постель,

Это что скажи скорей? (Краски)

(Дети достают ключ)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина

любила

прыгать

через

веревочку.

Попросила

она

у

мамы

верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её

подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та –

ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали

весело играть».

Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она

целое слово, или произносила его по частям? Почему девочка именно так

звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами

сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети

делят

имена

на

слоги

с

помощью

двух

приёмов:

с

помощью

руки,

подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите

ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень

старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке

тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

И руками помахать

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё

одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

- А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание № 4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить на

Волшебном экране. Игра «Засели домик» (Дети справляются с заданием,

«открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я

буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха,

пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его

искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель:

Слушайте

последнее,

шестое

задание!

Это

игра

«Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только

те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?

Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса,

свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть

звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко,

масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно

попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в

замок.

4

Заключительный

Рефлексия

2 минут

Рефлексия. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Игра!

Воспитатель: Можно будет поиграть в новую игру! Спасибо Деду

Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания

Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого

задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью

можно открывать любые замки!

Самоанализ организованной образовательной деятельности

Педагог Кирьянова Ирина Николаевна

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема «Волшебный сундук Деда Грамотея»

Возрастная группа старшая № 5

Общая характеристика группы: В целом дети 5-6 лет осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

У них развивается внимание, достигает 25 минут.

• Дети овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

• Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

• Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно

проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способны сотрудничать и выполнять, как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

• У детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои

движения и управлять ими.

• Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают

начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы,

обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

• Открыты новому, то есть проявляют стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

• Проявляют уважение и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира.

Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа

Актуальность выбранной темы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование

грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной

речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень

редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность

грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством

передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими

людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии

ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических

процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Соответствие ООД с рабочей программой

Предварительная работа с детьми: придумывание слов с заданным звуком и составление предложений с заданным словом, деление слов на

слоги, составление загадок по схемам по технологии ТРИЗ.

Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.

Задачи: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. 2. Развивать интонационную выразительность.

Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. 3. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в

умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

Активизировать

словарный

запас, создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей,

желание и умение работать в коллективе.

Организация

предметно

пространственной

среды:

сундук,

НПИ

по

развитию

речи,

замки

и

ключи

картинки,

проектор,

ноутбук,

интерактивная доска, схема для составления загадки по ТРИЗ технологии, маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.

Формы организации детей на занятии: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Тип занятия: итоговое.

Этапы

1этап. Организационный (1 мин.)

Дидактическая задача: создать хорошее настроение, благоприятную атмосферу в группе.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы: словесный, практический.

Анализ: удалось создать хорошее настроение.

2 этап. Мотивационный (4 мин.)

Дидактическая задача: создание проблемной ситуации, побуждение воспитанников найти все ключи и открыть сундук.

Форма организации: фронтальная.

Методы: словесный.

Анализ: удалось заинтересовать детей.

3 этап. Закрепление знаний и практическое применение (18 мин.)

Дидактическая задача: обобщить и систематизировать знания детей о

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Анализ: дети продемонстрировали умение различать

4 этап. Заключительный. Рефлексия (2 мин.)

Дидактическая задача: закрепить умение анализировать проделанную работу, желание и умение работать в коллективе.

Форма организации: фронтальная

Методы: словесный.

Подведение итогов - общий анализ: цель и задачи достигнуты. Дети показали владение программным материалом.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Конспект итогового ООД по Речевому развитию: Развитие речи

Тема: «Волшебный сундук Деда Грамотея»

в старшей группе № 5

Воспитатель: Кирьянова И.Н

Югорск 2019 г.

Направление Речевое развитие: Развитие речи

Тип ООД итоговое

Цель ООД: обобщение у воспитанников полученных ранее знаний.

Задачи ООД: 1. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.

2. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух,

воображение,

творческое

мышление.

3.

Закрепить

знание

гласных

и

согласных

звуков.

Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с

заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников

- Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Значительно

увеличивается

запас

слов,

совершенствуется

грамматический

строй

речи,

появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуются не только простыми,

но и сложными предложениями.

- Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в разных видах

деятельности, способны к произвольным действиям, самостоятельно планируют и называют

два-три последовательных действия, способны удерживать в памяти правило, высказанное

взрослым,

и

действовать

по

нему

без

напоминания,

способны

аргументировать

свои

суждения, стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к

позитивной оценке результата взрослым.

-

Достаточно

хорошо

владеют

устной

речью,

могут

выражать

свои

мысли

и

желания,

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого

высказывания в ситуации общения.

Форма проведения ООД: познавательная, подгрупповая, самостоятельная, совместная.

Методы и приемы: словесный, игровой, практический.

Применяемые современные педагогические технологии: познавательные, игровые, ТРИЗ.

Предварительная

работа:

придумывание

слов

с

заданным

звуком

и

составление

предложений с заданным словом, деление слов на слоги, составление загадок по схемам по

технологии ТРИЗ.

Материалы

и

оборудование: сундук, НПИ по развитию речи, замки и ключи картинки,

проектор, ноутбук, интерактивная доска, схема для составления загадки по ТРИЗ технологии,

маркер, мольберт, интерактивная панель Колибри.

Ход ООД:

Организационный момент.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Мотивационный момент.

/Стук в дверь/

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка!

Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что

там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундук-то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети

старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения,

что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в

сундуке. Но сундук волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи

несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи

у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к

замкам и сундук откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже.

Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундуке? Будем искать

ключи? (Ответы детей)

Основной момент. Закрепление.

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём

идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в

письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея прислали для вас картинку с изображением овоща.

Что это за овощ?

Дети: Лук

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Лук. Какой первый звук?

Дети: Л-л-л…

Воспитатель: Звук Л. Давайте попробуем пропеть этот звук. Л-л-л… Получается? А что нам

мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Лук?

Дети: Л-уууу-к! Звук У.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: У-у-у…

Воспитатель: Звук У можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а

значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель

«вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ,

выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Составь загадку» (Технология ТРИЗ). Дед

Грамотей очень любит загадки.

Воспитатель: Предлагаю Вам, составить по схеме загадку про лук! И отправить посылкой

Деду

Грамотею.

Сделаем

ему

сюрприз,

пусть

догадается,

что

мы

ему

загадали.

(По

окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Акварель, гуашь, постель,

Это что скажи скорей? (Краски)

(Дети достают ключ)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней

на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма –

ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и

начали весело играть».

Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или

произносила его по частям? Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так

лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем

сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью двух

приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже

три

замка

открыты!

Трудно?

Устали?

Вы

очень

старались!

Давайте

теперь

отдохнём.

Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

И руками помахать

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

- А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание № 4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить на Волшебном экране.

Игра «Засели домик» (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть

действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с

деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь

угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в

продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук

«С». Что вы купите?

Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка,

какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны,

сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с

названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Заключительный. Рефлексия.

Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Игра!

Воспитатель:

Можно

будет

поиграть

в

новую

игру!

Спасибо

Деду

Грамотею!

Ребята,

скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего

понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С

вашей помощью можно открывать любые замки!



В раздел образования