Автор: Трегуб Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса"
Населённый пункт: г.Зеленогорск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений".
Раздел: среднее профессиональное
Тема урока: «Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и
плоских сопряжений».
Цели урока:
образовательные:
обобщить, активизировать и закрепить знания обучающихся, полученные при
изучении темы «Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и
плоских сопряжений» на практике
развивающие:
развивать умение классифицировать, выявлять связи между отдельными группами
металлов,
развивать
коммуникативные
навыки
при
работе
в
малых
группах,
умение
объяснять,сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
воспитательные: развивать аналитическое мышление и творческую активность,
п а м я т ь ,
у м е н и е
а н а л и з и р о в а т ь
п о л у ч е н н у ю
и н ф о р м а ц и ю .
Воспитательная
–
воспитывать
у
студентов
навыков
самостоятельной
работы,
организаторские способности и чувство коллективизма.
стимулировать
потребность
в
формировании
профессионализма
а
также
профессиональной коммуникации;
развивать требовательность к себе и товарищам;
создать условия для реальной самооценки обучающихся,
Тип
урока:
повторения,
систематизации
и
обобщения
полученных
знаний,
закрепления умений.
Структура
урока: сочетание
этапов:
организационного,
постановки
цели,
оперирования
знаниями
и способами
деятельности
в стандартных
и
нестандартных
ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов.
Форма урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы
обучения: метод
обучения
в
сотрудничестве,
решение
задач,
метод
активного обучения, частично-поисковый, фронтальная беседа, рефлексия.
Междисциплинарные связи: математика, физика, ПМ 01 «Подготовительно-сварочные
работы».
Дидактические
средства
обучения:
презентация,
информационный
материал,
справочные таблицы ЕСДП, макеты.
Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер.
В результате обучения обучающийся должен
знать:
системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
уметь:
оперировать основными понятиями, применять табл.ЕСКД, определять характер
посадки по чертежу и отклонениям;
обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК
6.
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ПК
2.5.
Читать
чертежи
средней
сложно сти
и
сложных
с ва р н ы х
металлоконструкций.
Ход урока
1.
Оргмомент.
Звонок прозвенел, давайте поприветствуем друг-друга и наших гостей. Сегодня вам
предстоит много и плодотворно трудиться, поэтому каждому из вас я хочу пожелать
внимательности, сосредоточенности. Попрошу отключить звук у телефонов, пользоваться
им вы будете только в качестве калькулятора.
Мы заканчиваем с вами изучение темы ««Размеры и сопряжения. Допуски и
посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений», темы достаточно сложной, с
точки зрения огромного количества определений, темы важной для всех, кто занимается
обработкой металла.
Мы с вами живем в сложное время, когда в условиях жесткой
конкуренции
на
рынке
труда,
основным
показателем,
определяющим
квалификацию
рабочего наряду со сложностью выполняемых работ, является качество изготавливаемой
продукции.
Последнее
невозможно
без
знания
допусков
и
посадок
и
умения
читать
технологическую документацию.
Сегодня нам предстоит обобщить, систематизировать и закрепить знания,
поученные на предыдущих уроках,
применить их на практике.
Для успешного
решения поставленных задач вам потребуются знания, полученные на уроках математики,
физики, «Основ инженерной графики»,
МДК «Подготовка металла к сварке». В ходе
урока вам предстоит выполнить серию практических заданий на листах, которые лежат у
вас на столах.
Для
потребностей
промышленности,
да
и
просто
бытовых
потребностей,
производится огромное количество механизмов, приспособлений, приборов. При таких
объемах производства очень важно, чтобы каждая изготавливаемая деталь или узел при
сборке
точно
подходили
к
своему
месту
без
дополнительной
подгонки.
Ведь
такие
операции
довольно
трудоемки,
дорогостоящи
и
занимают
много
времени.
Не
менее
актуальным является и то, чтобы детали, поступающие на сборку, допускали замену одной
на другую. Это упрощает ремонт, сокращает время производства.
Мы давно уже привыкли к тому, что лампочка всегда вворачивается в патрон,
карандаш исправно входит в точилку и не задумываемся над тем, почему это происходит.
Казалось бы, что общего между холодильником и мотоциклом? На первый взгляд
вопрос покажется нелепым. Но если, предположим, разобрать холодильник и мотоцикл,
свалить все детали в кучу и хорошенько перемешать, то довольно сложно будет сказать, от
чего этот винт или эта втулка. Ведь внешне они ничем не отличаются. Вот и есть то общее,
о чем мы мало задумываемся. Для разных механизмов подходят разные детали. Данное
свойство называтся взаимозаменяемостью.
ВОПРОС: Сформулируйте определение взаимозаменяемости.
Ответ: Взаимозаменяемость – это свойство узлов и механизмов занимать свои
места в изделиях без предварительного подбора и выполнять свои основные функции в
соответствии с техническими условиями.
ВОПРОС: Вот мы говорим о взаимозаменяемости, а что имеем в виду, когда
рассуждаем о том, что детали подходят друг к другу, это значит что они совпадают
….. ПО РАЗМЕРАМ.
Известно, что размеры бывают линейные, угловые,.
ВОПРОС. Дайте определение линейному размеру? Приведите примеры
Ответ: Линейный размер-это числовое значение линейной величины. (Слайд 2)
ВОПРОС: Назовите виды линейных размеров.
Линейные размеры
1.
Номинальные
2.
Действительные
3.
Предельные
ВОПРОС: Чем отличается номинальный размер от действительного?
Ответ:
номинальный
размер
–
это
размер,
полученный
конструктором
при
проектировании
в
результате
расчетов,
а
действительный
размер,
это
размер,
полученный после обработки в результате измерения с допустимой погрешностью.
ВОПРОС:
А
почему
нельзя
изготовить
деталь
по
тем
размерам,
которые
определил
конструктор,
ведь
тогда
любой
механизм
работал
бы
максимально
эффективно?
Ответ:
потому
что
неизбежны
погрешности:
неточность
оборудования,
неточность режущего инструмента, неточность измерения, квалификация рабочего,
деформации и вибрации.
ВОПРОС: Дайте характеристику предельному размеру.
Ответ: Это наибольший и наименьший допустимые размеры.
Вы сказали о том, что существует два предельно допустимых размера.
ВОПРОС: Какую роль играют эти размеры? Для чего они указываются?
Ответ: для того, чтобы установить границы годных размеров.
УПРАЖНЕНИЕ. Прочитать размер (слайд 3)
10
−
0, 014
+
0, 005
Существует такое понятие как Допуск.
Вопрос: Что такое допуск? (слайд 4)
Ответ: 1.Допуск- это разность между наибольшим и наименьшим предельными
размерами.
2.
алгебраическая разность между верхним и нижним отклонением.
Вопрос: Что показывает поле допуска?
Ответ: границы годных размеров.
У вас на столах лежат листы с заданиями, подпишите их.
Задание: рассчитать допуск и изобразить его графически. (3 мин)
А как связаны между собой допуск и качество?
Ответ: с возрастанием допуска качество снижается.
Чаще всего мы имеем дело не с отдельными деталями, а с соединениями, которые
называют сопряжениями. Для удобства оперирования данными чертежа все многообразие
деталей принято сводить к двум видам: валы и отверстия. (Слайд 5)
ВОПРОС: Дайте определение вала и приведите примеры.
Ответ: Вал - охватываемая (наружная) поверхность.
Что такое отверстие, приведите примеры
Ответ: Охватывающие (внутренние) поверхности.
С учетом этих определений совершенно по разному трактуется годность валов и
отверстий.
Задание: определите годность детали и характер брака (слайд)
Вопрос: Сформулируйте условие годности вала.
Ответ: Годный размер должен находиться между наибольшим и наименьшим
предельным размером.
В любом механизме, как бы он ни был сложен, всегда можно выделить элементарные
соединения, представляющие собой пару сопряженных поверхностей. Эти поверхности
деталей, составляющих узлы и агрегаты, должны занимать относительно друг друга то
или иное положение, которое позволит им либо совершать относительные перемещения,
либо сохранять полную неподвижность при определенной прочности соединения. ПОКАЗ
ДЕТАЛЕЙ.
ВОПРОС:От чего зависит подвижность или неподвижность этих соединений?
Ответ: От наличия в соединениях зазоров и натягов.
Сопряжения,
образуемые
в
результате
соединения
отверстий
и
валов
с
одинаковыми номинальными размерами, называют посадкой.
Посадка характеризует степень свободы соединения.
ВОПРОС: Какие существуют виды посадок.
Ответ: с зазором, натягом, переходные.
ВОПРОС: Назовите условие образования посадки с зазором
Ответ: размер отверстия больше размера вала. СЛАЙД(3 подряд)
Какие условия должны соблюдаться для получения посадки с натягом?
Ответ: размер вала должен быть больше размера отверстия.СЛАЙД (2 подряд)
Что означает переходная посадка?
Это посадка, имеющая, как зазор, так и натяг (Слайд 2 подряд)
А можно ли по полю допуска определить характер соединения? (Слайд)
Посадка обозначается в виде дроби
18
H 6
g 5
Что
означает
цифра
возле
обозначения
посадки?
Квалитет
–
точность
изготовления
детали, которая регламентируется Единой системой допусков и посадок.
Предусмотрено несколько рядов точности – квалитетов.
ВОПРОC: Сколько всего квалитетов установлено? Каких?
Ответ: 20
Вопрос: Как связаны точность и квалитет?
Ответ: С возрастанием квалитета точность убывает. По заданной посадке
можно
с
помощью
таблиц
ЕСДП
определить
предельные
отклонения
валов
и
отверстий, либо наоборот, по отклонениям определить тип посадки. (СЛАЙД)
ЗАДАНИЕ. С помощью таблиц Предельных отклонений валов и отверстий
подберите посадку (СЛАЙД)
Вал
9
+
0, 015
Отверстие
9
−
0, 047
−
0, 025
И наконец последнее, самое важное на сегодня задание, которое будет включать
в себя то, что мы на протяжении всех последних уроков делали по отдельности.
Сведем все наши знания воедино.
Практическое задание. (СЛАЙД)
Найдите
предельные
отклонения
посадок,
воспользовавшись
т а бл .
предпочтительных полей допусков.
Помните, от
того, насколько правильно вы определите эти отклонения зависит
дальнейшее выполнение задания.
Закончив это задание, переходите к решению задачи.
Определить
характер
соединения,
рассчитать
зазоры
(натяги),
изобразить
графически.
Итак,
мы
заканчиваем
наш
урок
в
ходе
которого
обобщили
знания
полученные
при
изучении
темы
и
на
практике
применили
их.
Я
попрошу
вас
заполнить небольшую табличку, в которой вы отразите свою собственную оценку
работы на уроке.