Напоминание

Совместный творческий проект "Мы создаём спектакль" по пьесе Н.Носова "Незнайка в солнечном городе".


Автор: Никифорова Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО "Подпорожская детская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская область, пос. Вознесенье
Наименование материала: проект социального партнерства
Тема: Совместный творческий проект "Мы создаём спектакль" по пьесе Н.Носова "Незнайка в солнечном городе".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Подпорожская детская школа искусств»

филиал «Вознесенское музыкальное отделение»

ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ТЕМА: Совместный творческий проект

«Мы создаём спектакль»

по пьесе Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».

Автор проекта: Е.Г.Никифорова

преподаватель театральных дисциплин

МБОУДО «ПДШИ» филиал

«Вознесенское музыкальное

отделение».

2018 год

1

Руководитель проекта: Никифорова Елена Геннадьевна, преподаватель

театральных дисциплин

Творческая группа:

Никифорова Елена Геннадьевна, преподаватель театральных дисциплин

Карачева Ксения Николаевна, преподаватель музыкальных дисциплин

Зуева Екатерина Юрьевна, преподаватель прикладных дисциплин

Виноградов Вячеслав, обучающийся 2 класса театрального отделения

Иевков Максим, обучающийся 2 класса театрального отделения

Инюкова Вероника, обучающаяся 2 класса театрального отделения

Миронов Денис, обучающийся 2 класса театрального отделения

Никулкина Анастасия, обучающаяся 2 класса театрального отделения

Никифорова Анастасия, обучающаяся 2 класса театрального отделения

Тарская Карина, обучающаяся 2 класса хореографического отделения

Паршаков Тимур, обучающийся 2 класса театрального отделения

Пилипчук Захар, обучающийся 2 класса театрального отделения

Стрекаловский Артём, обучающийся 2 класса театрального отделения

Учащиеся театрального, музыкального, хореографического и прикладного

отделений. Родители учащихся.

Сроки реализации проекта: 2018 – 2019 учебный год

Направление проекта: «Проект социального партнерства»

Вид проекта:

практико – ориентированный

надпредметный

внутришкольный

долгосрочный

2

Постановка проблемы

В сентябре

2018

г. под руководством преподавателя Е.Г.Никифоровой

был взят в работу совместный творческий проект по пьесе Н.Носова «Незнайка

в солнечном городе». Идея пьесы Н.Носова понятна всем. Ее значимость трудно

недооценить. Это сказка учит нас быть вежливыми, отзывчивыми, бескорыст-

ными и совершать хорошие поступки. Нужно уметь признавать и исправлять

свои ошибки. Учит не поддаваться гневу. В сказке большое внимание уделяется

дружбе и взаимовыручке. Только вместе друзья смогли преодолеть все сложно-

сти. Так же автор хочет нам показать, как аккуратно нужно быть со своими же-

ланиями. Помимо всего сказка, конечно же, учит доброте и вежливости. Ведь

память о твоей доброте создает хороший образ, нежели плохие поступки. Учит,

что всего можно добиться упорным трудом. Учит жить по совести. Однозначно,

пьеса актуальна, она имеет большое нравственное и моральное звучание.

Привлекая

детей

к

реализации

совместных

проектов

по

постановке

спектаклей, мы не только создаем возможности для раскрытия их творческого

потенциала, формируем ключевые компетентности, развиваем интеллектуально,

нравственно,

физически,

эстетически,

но

и

обогащаем

их

внутренний

мир

общечеловеческими ценностями.

К 1 сентябрю 2018 г

был разработан план реализации проекта и все

приступили к работе.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся на

основе

синтеза

искусств,

объединяющего

преподавателей

дополнительного

образования, учащихся и родителей школы в совместной постановке спектакля

по пьесе Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».

Задачи проекта:

Установить содержательное взаимодействие дополнительного образова-

ния с обучающимися, их родителями.

Ввести новые технологии в образовательный процесс (совместная проект-

ная деятельность)

Развивать способности учащихся отделений в ходе совместной творче-

ской деятельности.

Формировать позитивное и гуманистическое мировоззрение.

Создать условия для формирования у обучающихся способностей адап-

тироваться в окружающем социуме с учетом личных потребностей.

Привить обучающимся эстетического вкуса.

Программы:

ДПОП «Искусство театра»

3

ДПОП «Хореографическое творчество»

ДОП «Музыкальное исполнительство»

ДОП «Экодизайн»

Участники проекта:

Проект имеет общешкольный характер.

В нем участвуют отделения:

театральное,

хореографическое,

музыкальное (хоровое и инструментальное),

художественно-прикладное.

Методы проектной деятельности

В процессе творческой деятельности было решение использовать метод

творческого

проекта,

ведь

это

способствует

развитию

индивидуальных

способностей и выявлению творческого потенциала обучающихся.

Каждый

обучающийся выбирал ту или иную картину спектакля, роль спектакля или

определенную творческую работу по душе и в меру своих возможностей и

способностей.

Свою

задачу

вижу

в

следующем:

помочь

обучающимся

сделать

правильный выбор роли в данном проекте с учетом их склонностей, интересов,

возможностей,

возрастных

особенностей,

а

также

оказывать

необходимую

п о м о щ ь

н е п о с р е д с т в е н н о

в о

в р е м я

в ы п о л н е н и я

р а б о т ы .

На свете много творческих людей. Без творчества мир был бы неинтересен и

скучен. И совместный проект, в нашем случае музыкальный спектакль по пьесе

Н.Носова, дает возможность объединить всех творческих людей.

4

План реализации проекта

Этап проекта

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Организационный

Выявление

интересов детей,

формулировка

проблемы

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.

Выбор темы

проекта

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.,

обучающиеся (участники

проекта)

Формулировка цели

проекта и задач

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.

Формирование

группы

распределение

участков проекта.

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.

Распределение задач

для каждой группы

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.

Установление

сроков выполнения

проекта

Сентябрь 2018 г

Никифорова Е.Г.

Практический

Работа над

отдельными

участками проекта.

Сентябрь –март

2019 г

Обучающиеся (участники

проекта) и их родители,

преподаватели филиала

«Вознесенское музыкальное

отделение», Никифорова Е.Г.

Совместные

репетиции

февраль –апрель

2019 г

Обучающиеся (участники

проекта), преподаватели,

Никифорова Е.Г.

Оформление

спектакля, реквизит,

костюмы, грим

февраль –апрель

2019 г

Обучающиеся (участники

проекта) и их родители,

преподаватели Вознесенского

музыкального отделения,

заведующая отделением

Е.Г.Никифорова

Итоговый

показ спектакля,

презентация

апрель-май 2019 г

Обучающиеся (участники

проекта), преподаватели,

Е.Г.Никифорова

Аналитический

Обсуждение

спектакля.

Защита проекта

апрель 2019 г

Никифорова Е.Г.,

обучающиеся (участники

проекта)

Выявление новых

проблем и

определение

направлений

дальнейшего

развития.

Май 2019 г

Никифорова Е.Г.,

обучающиеся (участники

проекта)

5

Мониторинг осуществления проекта.

Идея

совместного

общешкольного

проекта

возникла

благодаря

счастливому встречному совпадению двух возможностей:

Во-первых,

сам

сценарий

дает

возможность

привлечения

различных

отделений.

В

нем

предполагается,

помимо

главных

ролей,

пение,

танцы,

изготовление

костюмов,

декораций,

реквизита,

подготовка

музыкальных

фонограмм.

Во-вторых, компактное сосуществование в рамках данного учреждения

различных отделений дает возможность их мобильному взаимодействию.

Объединение практически всего школьного коллектива вокруг одной цели

(в данном случае – постановки спектакля) дало бы толчок к новому этапу в

развитии всего учреждения, а в случае успеха – способствовало бы приливу

энтузиазма и интереса к нему. К тому же это объединение происходило бы на

основе прекрасного литературно-музыкального материала, обладающего ясно

выраженной гуманистической направленностью.

Воспитание.

Воспитательное значение пьесы Н.Носова трудно недооценить. В ней в

ненавязчивой форме проводятся идеи добра, дружбы, совести, взаимовыручки.

За историей жителей Солнечного города встают общечеловеческие мотивы и

обобщения.

Эти

идеи

понятны

всем

и

имеют

большое

нравственное

и

моральное звучание. Однако дидактическое, сухое изложение этих идей не

может сравниться с их впитыванием в игре, в процессе творческих поисков.

Развитие

При условии создания преподавателями в процессе работы творческой,

вдохновляющей

атмосферы

можно

ожидать

дополнительного

сильного

стимула для развития способностей учащихся и дальнейшей мотивации в

обучении.

Не

секрет,

что

в

нашем

учреждении,

как

и

в

подобных

сельских

и

поселковых, число обучающихся одаренных детей

невелико.

(проведенное

анкетирование групп театрального и музыкального отделений по первичному

выявлению способностей прилагается). С другой стороны, современная школа

ориентирована на личностное развитие детей и ставит целью развитие всех

способностей и задатков, имеющихся у них, независимо от интенсивности.

Ничто

другое,

как

творчество,

не

имеет

такого

влияния

на

развитие

способностей, а тем более совместное творчество, воодушевленное большой и

хорошей

идеей.

Именно

творчество

позволяет

личности

ребенка

самореализоваться.

А

способность,

по

определению,

есть

сложная

синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к

деятельности (В. Теплов.) Отсюда, на мой взгляд, делается два вывода: во-

6

первых,

для

развития

способностей

возможно

и

даже

необходимо

воздействовать на личность ребенка, а во-вторых, никакая способность не

развивается

вне

деятельности.

Участие

в

постановке

спектакля

является

замечательным видом подобной развивающей деятельности.

Обучение

В случае успеха данного проекта можно ожидать сильную мотивацию для

дальнейшего обучения. Для тех же, кто с этим спектаклем начинает обучение,

это

стало

стимулом

к

дальнейшему

познанию

мира

театра,

искусства,

культуры.

7

Ход работы

Преподавателем

театрального

отделения

филиала

«Вознесенское

музыкальное

отделение»

МБОУДО

«ПДШИ»

Никифоровой

Е.Г.

был

составлен

план

работы.

Согласно

распределению

работой

над

ролями,

образами,

мизансценами.

Под

руководством

Карачевой

К.Н.

проходило

разучивание вокальных партий. Преподавателю художественного отделения

Зуевой

Е.Ю.

было

поручено

изготовление

реквизита,

создание

эскизов

и

декораций. Концертмейстеру Карачевой К.Н. было дано задание подготовить

музыкальные фонограммы.

Таким

образом,

закипела

огромная

работа.

Трудно

было

бы

даже

охватить весь её масштаб. Приходилось прикладывать значительные усилия,

чтобы этот процесс контролировать. Не все получалось сразу, были очень

большие проблемы иногда в плане дисциплины, психологического климата, а

также подводила слабая материальная база. Но с помощью родителей и друзей

музыкальной

школы

все

вопросы

удалось

решить,

многими

из

них

был

проявлен большой энтузиазм. Зато в процессе преодоления всех трудностей

выросло сплочение коллектива. Объединение учащихся разных отделений в

проекте принесло неожиданные результаты. Конечно, и раньше в различных

творческих мероприятиях ребята различных отделений встречались между

собой, но такого тесного творческого сотрудничества не было. Оно внесло

коррективы

в

поведение

ребят,

необходимость

подчинять

свои

личные

интересы

и

амбиции

общему

делу

способствовало

социальной

и

психологической адаптации, служило уроком взаимопонимания.

За время подготовки удалось увлечь весь коллектив данного проекта,

смогли расшевелить самых инертных и сомневающихся детей. Для тех ребят,

кому не досталось роли на сцене, давались посильные, но почётные поручения

вспомогательного характера. Огромная поддержка была от родителей. Мы

смогли подготовить интересные, яркие костюмы.

Невозможно передать волнение и всеобщий энтузиазм перед премьерой.

Казалось, уже исчерпаны были все резервы сил, но репетиции продолжались.

8

Выводы руководителя проекта о проделанной работе

Цель нашего творческого проекта достигнута и имеем полное основание

считать

данный

проект

успешным.

Постановка

спектакля

удачный

опыт

совместной творческой работы всего коллектива учреждения, его отделений,

учащихся младших классов, их преподавателей и родителей.

Хороший результаты работы, представленные на сцене, безусловно были

достигнуты

в

результате

долгой,

интенсивной

и

кропотливой

работы

преподавателей с учащимися. А это подразумевает, что за время подготовки

ребята:

o

приобрели много практических навыков;

o

познали профессиональные секреты в своем виде искусств;

o

приобрели опыт участия в большой совместной постановке;

o

развили свой артистизм;

o

обогатили свой внутренний мир и фантазию во время работы над ролью;

o

стали увереннее в себе;

o

обрели новых друзей;

o

почувствовали взаимовыручку;

o

развили в себе чувство ответственности за общее дело;

o

их ценностный мир стал яснее и определённее;

o

повысили самооценку и большее уважение и доверие стали испытывать к

своим наставникам;

o

развили свои общие способности: память, мышление, речь

o

развили специальные способности: пластику, мимику, жест, сценическое

движение, дыхание, дикцию, способность составить хореографическую компо-

зицию самостоятельно, а также пространственное видение сцены, музыкальный

слух, чувство ритма, интонацию, вокальные навыки и т.д.

Соединение различных видов искусства и творчества необычайно усилило

художественный результат. Успех спектакля стал настоящей победой для очень

многих детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект предусматривает свое дальнейшее развитие. Это всего лишь сту-

пенька к разработке стратегического проекта по созданию условий для раскры-

тия творческого потенциала учащихся на основе синтеза искусств, объединяю-

щего работников дополнительного образования, школы, учащихся и их роди-

телей.

При развитии проекта возможны шаги по увеличению возрастного диапа-

зона привлеченных воспитанников, предоставление им большей доли самостоя-

тельности на всех этапах проектирования, масштабности социально значимых

объектов.

Список используемой литературы

9

1.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном

учреждении

[

Текст

]

: пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ,

2005.

1.

Организация проектной деятельности в школе / Авт.-сост. С.Г.

Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.

2.

Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»

10

Приложение 1.

Опрос обучающихся

Опрошено обучающихся – 56

Ответили «нравится» - 24

Ответили « не нравится» - 0

Ответили «очень нравится» - 32

11

Приложение 2.

Анкета первичного выявления способностей

1.

Повышенный интерес к деятельности, связанной с умственным напря-

жением.

2.

Компетентность, не свойственная возрасту.

3.

Настойчивое стремление проникнуться в суть явления, причин явле-

ний и фактов.

4.

Пытливость ума, стремление открыть и исследовать новое, повышен-

ный

интерес к неизведанному, загадочному, необычному.

5.

Интерес к сложным играм.

6.

Способность к самоорганизации.

7.

Разносторонние интересы и потребность в разносторонней информа-

ции.

8.

Обширные, разносторонние, но не поверхностные знания.

9.

Хорошая память.

10.Хорошее владение языком.

11.Обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту.

12.Богатая фантазия, воображение, изобретательность.

13.Терпение и настойчивость в учении, умственной деятельности, в заня-

тиях своим увлечением.

14.Готовность принять участие в дополнительных занятиях и мероприя-

тиях, активизирующих интерес к обучению.

15.Изучение разнообразной литературы и источников информации.

16.Аналитический подход к решению проблем.

17.Интерес к мировоззренческим и политическим проблемам.

18.Интерес к достижениям и развитию науки (литературы, искусства,

спорта).

19.Развитое, даже обостренное чувство справедливости.

20.Коллекционирование, проведение экспериментов, склонность к систе-

матизации.

21.Участие в общественной работе по собственному желанию.

22.Наличие чувства юмора.

23.Повышенное чувство ответственности. Стремление к высоким требо-

ваниям к себе и окружающим.

24.Опережающее овладение учебным материалом, широта знаний по во-

просам, не требуемым преподавателем.

25.Повышенная работоспособность, способность к выполнению длитель-

ных, требующих особых усилий, заданий.

12

A

B

C

D

E

F

Q

H

I

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

3

2

1

1

1

2

2

2

1

2

4

2

2

1

1

2

2

2

1

2

5

2

2

2

1

2

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

2

2

2

2

7

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9

2

2

2

2

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

2

2

2

2

11

1

1

1

1

2

2

2

1

1

12

2

2

2

2

2

2

2

2

2

13

2

2

1

1

2

2

2

1

2

14

2

1

1

1

2

2

2

1

2

15

1

1

1

1

2

2

2

1

1

16

2

1

2

1

2

2

2

1

1

17

1

1

1

1

2

1

1

1

1

18

1

1

1

1

2

2

2

1

1

19

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

1

1

1

1

2

1

2

1

1

21

2

1

1

1

2

2

2

1

1

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

23

2

1

2

1

2

2

2

1

2

24

1

1

1

1

2

1

2

1

1

25

2

1

1

1

2

2

2

1

2

ИТОГО

42

36

36

33

50

46

49

34

41

Исследовательское задание.

* По сути – анкета субъективной оценки одаренности детей.

2 балла – ярко выражено качество

1 балл – нестабильно, время от времени проявляется

0 баллов – качество отсутствует.

Максимум 52 балла (очень одаренный). 15 и ниже – зона риска, меньше 30 – не-

стабильность.

С 1 до 25 (по вертикали) – номера вопросов по анкете.

С А до И (по горизонтали) – фамилии и имена детей театрального отделения.

13

A. Виноградов Вячеслав

B.

Иевков Максим

C.

Инюкова Вероника

D. Миронов Денис

E.

Никифорова Анастасия

F.

Никулкина Анастасия

G. Паршаков Тимур

H. Пилипчук Захар

I.

Стрекаловский Артём

14

15

Приложение 3.

Мастер-класс социального партнерства

ТЕМА: Совместный творческий проект

«Мы создаём спектакль»

по пьесе Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».

Место проведения: актовый зал филиала «Вознесенское музыкальное

отделение» МБОУДО «ПДШИ»

Дата и время проведения: 11 мая 2018 года, начало в 18-00 часов

Цель мастер класса: объединить усилия МБОУДО и школы в раскрытии

творческого потенциала учащихся.

Цель педагогическая: раскрыть творческий потенциал учащихся на основе

синтеза искусств.

Задачи:

Отрабатывать навыки актерского мастерства, пластические, вокальные;

Воспитывать у учащихся чувство соборности, ответственности, доброты,

сострадания, совести, взаимовыручки;

Развить творческие способности учащихся.

Оборудование:

музыкальная

аппаратура,

декорации,

фонограмма,

костюмы, грим.

Участники: 14 учащихся и 3 преподавателя в роли сопровождающих.

16

Ход занятия

1.

Организационный момент.

Руководитель проекта:

Мы

считаем,

что

только

совместная

деятельность

с

дополнительным

образованием

по

созданию

образовательной

среды

на

материале

синтеза

искусств

будет

способствовать

воспитанию

духовно-нравственной

личности

ребенка,

что

позволит

ему

успешнее

социализироваться

в

окружающем

социуме.

Наше сотворчество направлено на то, чтобы помочь учащимся найти себя в

будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Сегодня

Вашему

вниманию

представляем

творческий

проект

филиала

«Вознесенское

музыкальное

отделение»

МБОУДО

«Подпорожская

детская

школа искусств» по пьесе Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», который

является

ярким

примером

нашего

содержательного

взаимодействия

в

достижении общей цели по направлению НОИ «Наша новая школа» - «Развитие

творческого потенциала учащихся».

2.

Практический

Спектакль по пьесе по пьесе Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Действующие лица:

Незнайка – Денис Миронов

Кнопочка – Вероника Инюкова

Пёстренький – Захар Пилипчук

Волшебник – Артём Стрекаловский

Листик – Артём Стрекаловский

Буковка – Анастасия Никифорова

Свистулькин – Вячеслав Виноградов

Пегасик – Максим Иевков

Брыкун – Тимур Паршаков

Калигула – Вячеслав Виноградов

Сторожиха – Анастасия Никулкина

Касторкина – Карина Тарская

Жители Солнечного города – учащиеся театрального и хореографического

отделений.

3.

Рефлексия участников спектакля:

Работая над проектом, я для себя понял…

Моя самостоятельность проявлялась…

Самым интересным было…

Я научился…

Было трудно…

Мне предстоит работать над…

В командной работе особенно ценно…

Я бы предложил…

Что мне дает состояние проживания в образе…

17

4.

Идея пьесы Н.Носова понятна всем. Ее значимость трудно недооце-

нить. Это сказка учит нас быть вежливыми, отзывчивыми, бескорыстными и со-

вершать

хорошие

поступки.

Нужно

уметь

не

поддаваться

гневу.

В

сказке

большое внимание уделяется дружбе и взаимовыручке. Только вместе друзья

смогли преодолеть все сложности. Так же автор хочет нам показать, как акку-

ратно нужно быть со своими желаниями. Помимо всего сказка, конечно же,

учит доброте и вежливости. Ведь память о твоей доброте создает хороший об-

раз, нежели плохие поступки. Однозначно, пьеса актуальна, она имеет большое

нравственное и моральное звучание.

Привлекая

детей

к

реализации

совместных

проектов

по

постановке

спектаклей, мы не только создаем возможности для раскрытия их творческого

потенциала, формируем ключевые компетентности, развиваем интеллектуально,

нравственно,

физически,

эстетически,

но

и

обогащаем

их

внутренний

мир

общечеловеческими ценностями.

Наше участие в данном проекте – это ступенька к разработке стратегиче-

ского проекта по созданию условий для раскрытия творческого потенциала уча-

щихся на основе синтеза искусств, объединяющего преподавателей дополни-

тельного образования, школы, учащихся и родителей учащихся.

18

Приложение 4.

19

1 действие. Картина 1. Пролог.

Встреча Незнайки и Волшебника. 3 добрых поступка.

Волшебная палочка для Незнайки.

20

Встреча Незнайки с друзьями. Волшебство от Незнайки.

2 картина.

Волшебство. Кнопочка, Пестренький и Незнайка отправляются в

Солнечный город.

21

Знакомство Незнайки с Листиком.

Превращение Листика в осла.

Волшебство на площади Солнечного города.

Встреча с милиционером Свистулькиным.

22

Картина 3. В помещении милиции.

23

Буковка приходит в милицию для того, чтобы разыскать её друга Листика.

Незнайка и его друзья сбегают из милиции.

Действие 2. Картина 4. Поиски осла. Объявление.

24

Картина 5. Зоопарк. Незнайка по ошибке превращает ослов в мальчишек.

Встреча со Сторожихой.

25

Картина 6. Ослы-хулиганы.

Безобразия в Солнечном городе.

26

Картина 7. В кабинете у Касторкиной.

Буковка ищет своего Листика.

27

Встреча Незнайки и его друзей.

28

Картина 8. Зоопарк. Поиски осла.

Неудачная попытка превратить осла в человека.

Встреча Волшебника и Незнайки.

29

Волшебник исправляет ошибки Незнайки.

Картина 9. Возвращение домой.

Спасибо за внимание!

30



В раздел образования