Автор: Трегубова Елена Ивановна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШПК"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных здоровьсберегающих технологий в работе воспитателя в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в
работе воспитателя ДОУ».
«Гимнастика, физические
упражнения,
ходьба
должны
прочно
войти
в
пов с едневный
быт каждого,
кто
хочет
сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ
«Есть три необходимые привычки, которые при любых условиях
сделают
доступными любую
вещь,
какую
только
может
вообразить
человек:
привычка
к
труду, привычка
к
здоровью,
привычка
к
учению».
Элберт Хаббард
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья
субъектов
педагогического
процесса
в
детском
саду:
детей,
педагогов и родителей.
Актуальность
определяется
тем,
что
в
новых
федеральных
государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется
вопросам здоровьесбережения.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных
с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических
задач
развития
страны.
Решение
этой
задачи
регламентируется
и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ
"Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по
обеспечению
здоровья
населения
РФ";
"Об
утверждении
основных
направлений
государственной
социальной
политики
по
улучшению
положения детей в РФ" и другими.
Одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
педагогами,
является
воспитание здорового подрастающего поколения.
Теоретическую
и
научную
основу
здоровьесбережения
заложили
выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов,
А.И.Аршавский
.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии,
по
определению Н.К.Смирнова, все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного
образования.
Эти
задачи
заключаются
в
следующем:
сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей и приобщение их к
здоровому образу жизни.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Медико-профилактические
технологии
обеспечивают
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских
средств:
технологии
организации
мониторинга
здоровья
дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Технологии
обеспечения
с о ц и а л ь н о - п с и хол о г и ч е с ко го
благополучия ребёнка
обеспечивают
психическое
и
социальное
здоровье
дошкольника.
Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на
воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Физкультурно-оздоровительные
технологии н ап р а вл е н ы
н а
физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: технологии развития
физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.
Я
не
буду
описывать
все
здоровьесберегающие
технологии,
применяемые в ДОУ, так как всем известны часто используемые технологии.
Это: гимнастика пробуждения, физкультминутки, подвижные и спортивные
игры,
дорожки
и
тропинки
здоровья,
физкультурные
занятия,
досуги
и
праздники,
утренняя
гимнастика,
занятия
по
формированию
ЗОЖ,
ЛФК.
Остановлюсь на самых интересных, с моей точки зрения.
Степ-аэробика является
одной
из
разновидностей
аэробики.
Её
основное отличие в том, что все упражнения (танцевальные, ритмические)
выполняются со специальными платформами – «степами». Степ-аэробика
представляет собой комплекс движений, выполняемых под музыку.
Степ-аэробика
уникальна,
поскольку
развивает
и
укрепляет
все
фу н к ц и и
и
с и с т е м ы
о р г а н и зма ,
р а з в и ва е т
в ы н о с л и в о с т ь
и
работоспособность,
вырабатывает
выразительные
и
точные
движения,
эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей. Для
дошкольного возраста используется оздоровительная степ-аэробика. Её цели:
общее
оздоровление
организма,
профилактика
и
коррекция
нарушений,
укрепление систем организма, развитие физических качеств.
Стопотерапия –
один
из
нетрадиционных
методов
сохранения
и
укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Стопотерапия включает в себя следующие виды здоровьесбережения: массаж
и самомассаж стоп; игры, упражнения и гимнастику для стоп; вибрационный
массаж; водные процедуры; босохождение.
Гимнастика
для
глаз подразумевает
проведение
системы
упражнений,
направленных
на
коррекцию
и
профилактику
нарушений
зрения.
Гимнастика
для
глаз
необходима
для
снятия
напряжения,
для
предупреждения утомления, для тренировки глазных мышц и укрепления
глазного аппарата.
Психогимнастика –
это
инновационная
здоровьесберегающая
технология,
которая
используется
для
развития
эмоциональной
сферы
ребёнка и укрепления его психического здоровья.
Сказкотерапия –
это
воспитание
сказкой.
Сказка
не
только
учит
детей переживать, радоваться, сочувствовать. Грустить, но и побуждает их к
речевому контакту, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.
Су-Джок
терапия –
набирающая
популярность
инновационная
здоровьесберегающая
технология.
Особенность
Су-Джок
терапии
заключается
в
использовании
специальных
массажных
мячей
и
колечек
(можно приобрести в аптеке) в различных видах деятельности.
Кинезиологические
упражнения («Гимнастика
мозга») улучшают
внимание
и
память,
формируют
пространственные
представления.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных
способностей,
но
и
позволяют
выявить
скрытые
способности
ребёнка
и
расширить границы возможностей его мозга. Вот пример кинезиологического
упражнения:
Кинезиологическая сказка «Два котенка»
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети
показывают правый кулачок).
Он
очень
любил
прогуливаться
по
своему
саду
(выполнение
упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, на одной руке развести
пальцы в стороны, на другой пальцы вместе, одновременная смена позиций)
и низкие кустарники (кисти рук у груди, пальцы одной руки разведены в
стороны, другой - вместе, одновременная смена позиций).
И
вот
однажды,
Снежок
вышел
из
своего
дома,
прогуляться
(выполнение
упражнения
«Кошка»
правой
рукой
со
словами:
«Кулачок-
ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок
(выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.
Котенка
звали
Уголек.
Они
подружились
и
стали
бегать
друг
за
другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой
позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко, он стал примерять его на
правую лапку (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец
с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко
будем примерять!», но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять на левую лапку (упр. «Колечко»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр.
«Кошка»: кулачок-ладошка, так гуляет кошка).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко
плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр.
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью
вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –
жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но
лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр.
«Перекрестные танцы»: танго (рука вверх, противоположная нога в сторону,
затем смена, полька (левая рука вперед, правая нога вперед, смена, твист
(левая рука вправо, правая нога влево и наоборот).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что
темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех
положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд,
лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По
дороге
они
наблюдали,
как
на
небе
мерцают
звезды
(упр.
«Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны –
смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх,
большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням,
основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец
правой руки встает вертикально – «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и
уснули.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип системности чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Итак,
здоровьесберегающие
технологии
–
это
система
мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его
развития и обучения.
Список использованной литературы
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход,2000.
В о л о ш и н а
Л .
О р г а н и з а ц и я
з д о р о в ь е
с б е р е г а ю щ е г о
пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании
детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-
С.171-187
Сухарев
А.Г.
“Концепция
укрепления
здоровья
детского
и
подросткового населения России”
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе педагога”
Терновская
С.А.,
Теплякова
Л.А.
Создание
здоровье
сберегающей
образовательной
среды
в
дошкольном
образовательном
учреждении//
Методист. -2005.-N4.-С.61-65