Автор: Заулочная Ирина Васильевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГКОУ ВСОШ г.Вышний Волочек
Населённый пункт: город Вышний Волочек Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое общение как социально – психологическое взаимодействие в учебно – воспитательном процессе". Применение "эмотивной" функции.
Раздел: среднее образование
Педагогическое общение как социально – психологическое
взаимодействие в учебно – воспитательном процессе».
Применение «эмотивной» функции.
Общение.
Что
может
быть
радостнее
и
счастливее,
что
может
быть
огорчительнее и печальнее, что может быть сложнее. На уроках в нашей
школе встречаются два человека из разных миров, один из которых уже не
может видеть мир который находиться за колючей проволокой, а другой, в
этот мир возвращается, живёт в этом мире.
Как
найти
точки
соприкосновения?
Как
построить
общение
так,
чтобы
затронуть все его стороны и, посредством общения формировать качества
личности ученицы, которые отвечали бы нормам морали и нравственности?
Анализируя свои уроки и уроки своих коллег, становится очевидным, что
именно
в
сфере
общения
кроются
многие
не
вскрытые
еще
резервы
оптимизации учебно-воспитательного процесса. Здесь же причина многих
неудач.
Общение
учителя
с
ученицами
определяет
восприятие
ими
личности
учителя, возникновение симпатии и антипатии к ней, возникновение желания
учиться и формирование отношения к предмету, который учитель преподает.
Существует одна неопровержимая истина - отношение к учебе складывается
через отношение к учителю. Это много раз доказано на примере выдающихся
учителей: Толстого, Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили и других.
А.С.
Макаренко
подчеркивал
необходимость
для
учителя
овладевать
техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения:
"Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение
может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего
мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках
душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке
голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не
играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя
просто,
играть
сценически,
внешне.
Есть
какой-то
приводной
ремень,
который
должен
соединять
с
этой
игрой
вашу
прекрасную
личность.
Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди
сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса".
Учитель играет определяющую роль в процессе педагогического общения. В
то
время,
когда
роль
учителя
как
основного
источника
информации
в
настоящее время постепенно снижается в связи с расширением применения в
учебном процессе коммуникационных средств, влияние его как личности,
напротив,
существенно
возрастает.
Вот
почему
успешное
педагогическое
общение и взаимодействие учителя с учениками требует наличия у него
определенных психологических качеств и способностей.
И всё же что такое педагогическое общение? Определений этому явлению
даётся много. Но согласно трактовке профессора Степанова «Педагогическое
общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и
учащегося,
опосредующее
усвоение
знаний
и
становление
личности
в
учебно-воспитательном процессе».
Как мы все с вами понимаем педагогическое общение представляет собой
коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи
с этим можно выделить следующие линии общения:
1) общение педагога с отдельными учащимися;
2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
3) общение с коллективом в целом;
4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Причем эти
линии
общения
находятся
в
постоянном
взаимодействии,
пересекаются,
взаимопроникают
и
т.
п.
В
педагогической
деятельности
коллективность
общения — это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая
закономерность
педагогического
общения.
Основными
функциями
педагогического
общения
являются:
информационная,
контактная,
побудительная, эмотивная. О которой мы поговорим более детально. Что
такое эмотивная функция в общение? Это функция эмоций, окрашиваемая
непосредственно человеком, который этот эмоциональный фон пораждает.
Исследования
по
проблеме
общения
показывают,
что
в
процессе
педагогического
общения
происходит
взаимопроникновение
в
эмоциональный фон общающихся, что существенным образом влияющее на
творческое
самочувствие
педагога
и
класса.
Это
взаимопроникновение
возникает
на
основе
эмоциональной
общности
переживаний
педагога
и
обучающихся,
укрепляет
её,
выступая
одновременно
как
результат
эмоциональной
общности.
Этот
эффект
самым
существенным
образом
влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень
познавательной деятельности учащихся. Возникает известное педагогическое
сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает
учащихся
проблемой,
совместным
поиском,
причём
сопереживание,
вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет на самого педагога
В
педагогическом
общении
чрезвычайно
важно
адекватное
понимание
педагогом учащихся и учащимися педагога.
Уметь
эмоционально
идентифицировать
себя
с
ученицей,
зажить
её
чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять её мысли и переживания —
сложная
задача.
Именно
на
этом
качестве
настаивал
А.
С.
Макаренко.
«Педагогически
очень
ценно,
когда
учитель
умеет
проникать
в
психологическое состояние учащихся».
Все мы когда – то были студентами. Вспомните, когда легче было отвечать
экзаменатору? Когда он внимательно слушает вас, смотрит в глаза, кивает
головой, тем самым выражает заинтересованность в общении с вами, или
когда он сидит, молча, облокотившись на стол, и никак внешне не реагирует
на ваш ответ?
(Естественно,
в
первом
случае
атмосфера
проведения
экзамена
более
благоприятна,
и
прежде
всего
потому,
что
здесь
ярко
выражены
заинтересованность педагога, его сопереживание. Во втором случае многие,
даже
отлично
подготовленные
студенты,
глядя
на
непроницаемое,
безразличное лицо экзаменатора, начинают путаться, сбиваться и в конечном
результате отвечают совсем не так, как были подготовлены.)
В ещё большей мере эта особенность проявляется при работе с детской
аудиторией.
Как-то
«Учительская
газета»
рассказала
о
таком
случае.
Директор школы, преподававший историю, пришёл на урок больным. Сил
возиться со слабыми учениками не было, и он вызвал отвечать девочку-
отличницу. Каково было его удивление, когда ответ её оказался слабым,
путаным. После урока учитель спросил девочку, что случилось. «Когда вам
отвечаешь,—
сказала
она,—
вы
обычно
киваете
головой,
внимательно
слушаете, поправляете. А сегодня вы никак не реагировали на мой ответ, и я
стала сомневаться, правильно ли говорю, стала запинаться и т. д.»
А мы, уважаемые коллеги, работаем в школе особого типа. В школе, где
ученицы, ещё сильнее, чем где – либо в другом месте чувствуют настроение и
считывают
эмоции.
Их
мир
на
время
исполнения
наказания
ограничен
режимом, территориально и они вынуждены жить не так как им того хочется.
Что понятным образом влечёт угнетение эмоционального фона. ( ПРИМЕР:
Химия.
Лаптандер
София) Я
уверенна,
что
и
вы,
уважаемые
коллеги,
сможете
привести
скроее
всего
не
по
одному
примеру
эмоциональной
идентификации себя с учеником из своего богатого опыта. Проведя опрос
среди учениц нашей школы, можно сделать вывод, что для многих из них
идеальный
учитель
—
это
человек,
в
котором:
есть
способность
к
пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят
видеть, прежде всего старшего друга. Учение, по справедливому замечанию
В.А. Сухомлинского, это прежде всего человеческие отношения. Открывая
ученицам мир знаний, мы учителя выражаем и себя, раскрываем перед ними
свою
духовность,
свою
систему
ценностей,
социальный
характер,
творческую активность.
Учителя
живые
люди,
со
своими
проблемами,
горестями,
волнениями,
переживаниями и радостями. Но прежде всего в каждом учителе живёт
«прирождённый актёр». И поэтому что – бы не случилось, надо стараться не
выплёскивать своё эмоциональное состояние на учениц, ведь им нужны не
только наша готовность поделиться знаниями, но и человеческая поддержка.
Исходя из всего этого профессор Степанов с группой коллег разработал и
предложил некоторые опорные пункты, которые делают более продуктивным
процесс обучения:
1.
Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное.
2.
Общее
самочувствие
в
начальный
период
общения
бодрое,
продуктивное, уверенное.
3.
Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к
общению.
4.
Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная
настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5.
Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6.
Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и
общения
с
детьми
(ровное
эмоциональное
состояние,
способность
к
управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства,
сбои в настроении).
7.
Продуктивность общения.
8.
Управление
общением:
оперативность,
гибкость,
ощущение
собственного
стиля
общения,
умение
организовать
единство
общения
и
метода воздействий.
9.
Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10.
Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11.
Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая
образность, эмоциональная насыщенность жестов).
Но
все
эти
«технологические»
приёмы
активно
заработают
только
при
наличии главного условия — интереса к педагогической профессии, вкуса к
учительской
работе,
любви
к
ученикам,
иначе
говоря
—
при
условии
профессионально-педагогической направленности личности педагога.