Авторы: Зозуля Юлия Сергеевна, Шумакова Анна Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Раздел: начальное образование
Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных
условиях
Гражданское воспитание - это часть воспитания в целом, одно из его
основных
направлений.
Его
сущность
и
содержание
сформулированы
в
Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации -
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность
органов
государственной
власти
по
формированию
у
граждан
высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. На личностном уровне гражданственность выступает как
важнейшая
устойчивая
характеристика
человека,
выражающаяся
в
его
мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Под
патриотизмом
и
гражданственностью
понимается
любовь
к
Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и
готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном
уровне
патриотизм
выступает
как
важнейшая
устойчивая
характеристика
человека,
выражающаяся
в
его
мировоззрении,
нравственных
идеалах
и
нормах поведения.
На целевом уровне воспитание гражданственности и патриотизма у
детей
и
молодежи,
помимо
направленности
на
формирование
социально
значимых
качеств,
фокусируется
на
достижении
других
целей
воспитательного
процесса
-
успешности
социализации
подрастающих
поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности,
как индивидуальности, как субъекта деятельности.
Сущностно-содержательная
характеристика
патриотиче ски-
воспитывающего
обучения
детей
в
учебном
процессе
во
многом
обусловливается
общими
концептуальными
положениями
теории
воспитывающего обучения (воспитания в процессе обучения).
Под воспитывающим понимается обучение, при котором достигается
органическая
связь
между
приобретением
учащимися
знаний,
умений
и
навыков,
усвоением
опыта
творческой
деятельности
и
формированием
эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, усваиваемому
учебному
материалу.
Воспитывающее
обучение
-
это
сознательное,
планомерно
организуемое
педагогическое
взаимодействие
преподавателя
(учителя)
и
обучаемого,
направленное
на
формирование
у
последнего
высоких
личностных
и
учебно-профессиональных
качеств
средствами
изучаемых дисциплин и педагогической деятельности .
Термин «воспитывающее обучение» введен немецким педагогом И.Ф.
Гербартом, который утверждал: «Обучение без нравственного образования
есть
средство
без
цели,
а
нравственное
образование
(или
образование
характера)
без
обучения
есть
цель,
лишенная
средств».
К.Д.
Ушинский
считал,
что
ученье
есть
могущественный
орган
воспитания.
Н.Г.
Чернышевский
отмечал,
что
каждое
человеческое
дело
успешно
ведется
только
тогда,
когда
руководится
умом
и
знанием,
а
ум
развивается
образованием, и знания даются тоже образованием.
Патриотически-воспитывающее
обучение
в
сущностном
плане
характеризуется:
- социальной (патриотически-ориентированной) направленностью;
-
единством
патриотического
воспитания
с
гражданским,
духовно-
нравственным,
экологическим
и
другими
видами
воспитания
в
процессе
обучения;
-
воспитанием
школьников
в
процессе
сознательной,
активной,
творческой
учебной
деятельности,
актуализации
социально
значимого
и
полезного поведения;
-
ведущей
ролью
содержания
преподаваемых
дисциплин
в
патриотическом воспитательном воздействии на школьников;
-
возрастным
подходом
к
выбору
технологий
патриотического
воспитания детей в учебном процессе;
-
личным
примером
и
авторитетом
преподавателей
(учителей)
как
патриотов своей страны;
-
единством
и
взаимосвязью
патриотического
и
гражданского
воспитания
в
процессе
обучением
с
воспитанием
патриотизма
и
гражданственности во внеучебной и внешкольной деятельности учащихся.
Гражданское воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей
составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном
учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса,
ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение
социально-заказных задач.
Гражданское воспитание сегодня рассматривается как одно из наиболее
приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов
и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и
молодежь
составляют
основную
объектную
базу
патриотического
воспитания,
а
школа
-
ведущее
учреждение,
где
закладываются
основы
гражданско-патриотического
становления
подрастающего
поколения
-
будущего нашей страны.
Как
показывают
исследования,
основным
каналом
эффективного
воспитательного воздействия в этой области на учащихся является учебный
процесс,
его
богатый
воспитательный
потенциал.
Содержание
учебного
материала,
его
идейно-политическая
направленность;
четкая
организация
занятий,
разнообразие
методов
и
форм
обучения;
отношения,
складывающиеся
между
преподавателем
и
учащимися,
а
также
между
обучаемыми;
личный
качества
учителя,
его
педагогическое
мастерство;
общий режим и атмосфера учебного процесса школы - вот те основные
факторы,
оказывающие
необходимое
влияние
на
школьников
в
учебном
процессе общеобразовательной школы.
Методические
основы
патриотического
воспитания
школьников
в
учебном процессе изложены в материалах инновационного опыта педагогов-
практиков.
Таким образом, главная цель гражданского образования – воспитание
гражданина,
живущего
в
демократическом
государстве,
гражданском
обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и
умений,
иметь
сформированную
систему
демократических
ценностей,
а
также
желание
участвовать
в
общственно-политической
жизни
школы,
местного сообществ.