Напоминание

Конспект открытого занятия: "Выразительное средство живописи- колорит".


Автор: Гайдар Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования Дом Детского Творчества Октябрьского района г. Ставрополя
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого занятия: "Выразительное средство живописи- колорит".
Дата публикации: 10.10.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. СТАВРОПОЛЯ

Конспект открытого занятия

«Выразительное средство живописи - колорит»

для воспитанников второго года обучения,

подготовила педагог дополнительного образования

Гайдар Н.Н.

Г. Ставрополь, 2019 год

Тема: «Выразительное средство живописи - колорит»

Второй год обучения по программе изобразительной деятельности

объединения «Фантазия».

Тип занятия: комбинированный.

Этапы занятия (в соответствии с календарно- тематическим планом

проводится 3 урока по 40 минут):

1.Организационный момент.

2.Изложение нового материала.

3.Закрепление учебного материала.

4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6. Физкультминутка (упражнения для глаз).

7. Продолжение практической работы.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: Развивать навыки передачи различных эмоциональных оттенков

пейзажа, расширить знания воспитанников о жанре пейзажа, показать роль

колорита в пейзаже, совершенствовать технику работы гуашью.

Задачи: Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную

окраску пейзажа, выполнить этюд пейзажа с передачей состояния природы и

настроения по представлению, отрабатывать навык работы гуашью.

- образовательные: учить подмечать изменчивость состояния природы в

зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в

полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с

разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о

возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными

средствами.

- развивающие: развивать художественную фантазию и вкус; формировать

навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки

применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к

работе цветом; развивать навыки владения мазком; развивать способность к

творческому самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать

ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе,

формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять

межпредметные связи (литература, музыка, мировая художественная

культура).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный

язык изобразительного искусства,

- умение, используя художественно-выразительные средства, создавать новые

образы путём преобразования известных,

- умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные:

- умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи с

целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;

- умение планировать свою деятельность;

- умение сравнивать произведения музыкальные и живописные,

Коммуникативные:

- умение пользоваться языком изобразительного искусства,

- умение выказывать свое мнение,

- умение выслушивать мнение своих товарищей

Регулятивные:

- умение работать по предложенной учителем последовательности

выполнения задания,

- умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,

- умение оценить результат своего труда.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный,

практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ

полученных результатов, анализ выполнения операций).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая

игра)

Межпредметные связи: музыка, литература.

Оборудование урока:

а) для педагога: репродукции картин, карточки-задания для практической

работы обучающихся, набор карточек для дидактической игры «Я беру с

собой», бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;

б) для обучающихся: бумага формата А5, кисти, баночка с водой, палитра,

гуашь, тряпочка или салфетка.

Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные

таблицы и материалы по цветоведению: «Общий тон или метод Н. Крымова.

Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний

природы», образцы выполненных работ «Различные состояния природы,

неба», цветовой круг.

Репродукции: К. Моне «Впечатление. Восход солнца», серия «Здание

Парламента в Лондоне», «Стог сена в солнечном свете. Эффект утра», «Стог

сена в Живерни», «Стога. Конец лета», И. Левитан «Золотая осень» 1895,

«Осенний пейзаж» 1898, «Осень. Туман» 1898, «Март» 1895, А. Саврасов

«Рожь» 1881, «У ворот монастыря» 1875, «Грачи прилетели» 1871.

Словарь: «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника»

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский из цикла «Времена года» - «Март.

Песнь жаворонка».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед

началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, краски,

кисти, палитра, вода, тряпочка.

(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).

Для введения в художественно-образный настрой нашего занятия предлагаю

прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла

«Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». Эпиграфом к этой пьесе

композитором было выбрано стихотворение поэта Аполлона Майкова (После

прослушивания и обсуждения следует сообщение темы).

Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы

обучающихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём

произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение

выразительных средств живописи, изучим колорит и настроение в пейзаже.

2. Изложение нового материала.

Показ репродукции К. Моне «Впечатление. Восход солнца».

П: Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её

образ. В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое

направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так

называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые

живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных

погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию «Здание

Парламента в Лондоне». Репродукция К. Моне «Здание Парламента в

Лондоне».

-Какое основное средство выражения живописи использовал художник для

передачи состояния и настроения природы? (Ответы обучающихся). (Верный

ответ – цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие

художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в

картине называется, колоритом.

Таблица «Определение колорит». Колорит (от лат. color — цвет, окраска) -

богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным,

нежным и мрачным.

Иллюстративный рассказ. (Таблицы 5, 6, 7, 8) «Цвет».

Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные.

Глухие – звонкие.

Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? (Ответы

обучающихся). (Верный ответ: смешивая с белой, чёрной красками или др.

оттенками). В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно

охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно

становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой

краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится

туманом. Таблица «Фактура. Виды мазков».

Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера

поверхности, которая передаётся при помощи мазка. Вид мазков создаёт

настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска

может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут

быть похожи на точки, полоски, волны, запятые. (Таблица 10, 11)

«Тональность». Для передачи того или иного состояния природы очень

большую роль играет верно взятый общий тон. Первый план – ярче и

насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет,

тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов

сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли

ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета. (Таблица 12)

«Эмоциональные возможности цвета».

-Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация).

Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Подумайте и

ответьте на вопрос: 1. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток?

(Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – день. Красный – закат.

Синий – ночь). 2. А к какому времени года можно отнести каждый пейзаж?

(Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый – лето. Красный – осень. Синий

– зима). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением

человека, и с возрастом. 3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в

передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень

большое значение в передаче состояния природы в картине). Таким образом,

собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть

обучающиеся.

Анализ репродукций картин художников. Репродукция «К. Моне. Стога».

Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего

солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий

тон пейзажа будет серебристый. Репродукция «К. Моне. Стога». Днем свет

становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится

более светлым. Запомните: свет «съедает» цвет. Репродукция «К. Моне.

Стога». Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а

воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой

строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок

вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или

иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет

поглощает всё вокруг. Обратите внимание на таблицу «Изменение

освещённости в зависимости от времени суток». Выдающийся русский

педагог по изобразительному искусству и художник Павел Петрович

Чистяков советовал: «Чтобы хорошо видеть цвет, надо знать закономерности

природы. Знание помогает видению».

3.Закрепление учебного материала.

Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим

репродукции картин российских художников и проанализируем их сходство и

различия. (И. Левитан «Золотая осень» 1895, «Осенний пейзаж» 1898,

«Осень. Туман» 1898; А. Саврасов «Рожь» 1881, «У ворот монастыря» 1875;

И. Левитан «Март» 1895, А. Саврасов «Грачи прилетели» 1871). При анализе

учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение

возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные

состояния природы?

П: Ребята, для закрепления изученного мы немного поиграем. Таблица Игра

«Я беру с собой». Дидактическая игра «Я беру с собой» (Игра-упражнение).

Обучающиеся делятся на две группы. Каждой команде раздаются конверты с

игровыми карточками и кластером «Составляющие для передачи состояния и

настроения в пейзаже», далее предлагается выбрать из предложенных

карточек нужные. Далее, на листе обучающиеся создают кластер, который в

итоге проверяется преподавателем. Оценивается скорость и правильность

выбора.

4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем.

Перед практической работой проводится инструктаж. Таблица «Этапы

работы над пейзажем».

Вспомним последовательность работы над пейзажем. Педагог выбирает

карточку-задание и озвучивает классу, какое состояние природы ему нужно

показать. Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача

того или иного состояния природы. В ходе занятия педагог комментирует

каждое своё действие и советуется с обучающимися.

И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои

ощущения и настроения в пейзаже.

5. Самостоятельная работа обучающихся

Таблицы «Палитра пейзажа». Обучающиеся предлагаются карточки-задания

в соответствии с их способностями и уровнем подготовленности. (Карточки-

задания подготовлены с учётом дифференциации и помечены цветовыми

«индикаторами сложности»: красный – сложный уровень, оранжевый –

средний уровень, жёлтый – лёгкий уровень). Группа, которая одержала

победу в игре «Я беру с собой» выбирает карточки первыми.

Как работать с карточками. Прочитайте задачу. Сформулируйте задание,

которое вам необходимо выполнить, продумайте, как вы его будете

выполнять, этапы работы. Также необходимо будет выполнить цветовую

палитру своего пейзажа в карточке с заданием. Делается это в ходе

выполнения пейзажа. Теперь можно приступить к работе - созданию пейзажа

настроения в технике живописи. Очень внимательно отнеситесь к выбору

цветовой палитры, колорита. (Применение новых знаний, закрепление ранее

изученного материала, закрепление навыков работы гуашью).

6. Физминутка. Упражнения для глаз.

Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку

для глаз.

7. Продолжение практической работы.

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8.Рефлексия. Подведение итогов.

- Посмотрите, какие атмосферные пейзажи у вас получились.

Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как называется цветовой строй в картине? - Как колорит влияет на

настроение картины? - В какой работе самое необычное настроение? - В

какой работе лучше передано пространство? - В какой работе наиболее

удачное композиционное решение? - С какими трудностями вы столкнулись

при выполнении работы? - Что было самым трудным при выполнении

работы? - Всё ли получилось из задуманного?

Итог занятия.

Вы хорошо сегодня потрудились. А теперь запишем домашнее задание:

рекомендации - наблюдение за природой, её явлениями и изменениями.

Спасибо вам за занятие. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В

заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников,

поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей

неповторимостью, своим напоминанием. До свидания.

Приложение

Зрительный ряд

Название урока 1 на доске

Тема: «Колорит и настроение

в пейзаже»

Репродукция 2

Репродукции 3

Определение 4

Таблица 5

Таблица 6

таблица 7

таблица 8

Таблица9

Репродукция10

Таблица 11

Таблица12

Репродукция13

Репродукция14

Репродукция15

Таблица17

Таблица18

Наглядное пособие 19

Наглядное пособие 20

Образец карточки-задания

Знойный летний вечер

1. Внимательно обдумайте задачу и способы передачи данного состояния природы и

настроения, тщательно обдумайте цветовую гамму и освещённость.

2. Изобразите цветовую палитру пейзажа.



В раздел образования