Напоминание

"В.А. Астафьев "Стрижонок Скрип"


Автор: Бедренко Ирина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Куруильская СОШ
Населённый пункт: село Куруил, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В.А. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Раздел: начальное образование





Назад





Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
1. Включение в учебную деятельность
( с л а й д

2 )
. Д о б р о ж е л а т е л ь н ы й психологический настрой обучающихся: - Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям! Настрой на сотрудничество, быстрое включение в учебную деятельность 2. Речевая разминка
(слай

3)
Предлагается прочитать строки стихотворения, медленно проговаривая каждый слог, читают с повышением и понижением голоса, выразительно. Над деревнею кружа Веселились два стрижа: То носились друг за другом, То зигзагом, а то кругом, То бросались сверху вниз, То стрелой пронзали высь. Читают строки стихотворения, медленно проговаривают каждый слог, читают с повышением и понижением голо с а, выразительно. 3. Сообщение темы и цели урока Предлагается составить кластер «Природа», задаются вопросы для подведения к теме урока, предлагается назвать цели урока.
(слайд 4)
Составляют кластер «Природа», отвечают на вопросы учителя, называют цели урока. 4. Актуализация ранее изученного Индивидуально Предлагается поработать 4 обучающимся
на нетбуках
и выполнить тест «Стрижонок Скрип» Фронтально Обучающимся задаются вопросы по содержанию произведения: - Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца? - Как погиб папа стрижа? - Что думают люди, глядя с берега на суету птиц? - Что хотелось сделать Скрипу, когда он немного подрос? - Почему мама не пускала его и била по голове?
(слайд 5
) - Что нового узнали о стрижах?
(слайд 6)
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу»? - Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? - Почему, оставшись сиротами, птенцы не Обучающиеся работают с тестом. Читают вопросы и выбирают правильный ответ. Отвечают на вопросы, находят строчки в тексте, зачитывают ответы, высказывают свое мнение. Читают составленную рекламу по произведению В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»
погибли? - Как Скрип понял, что норка у него маленькая?
(слайд 7
) Предлагается сравнить законы природы у животных, сравнить жизнь птиц и людей. Проверяется домашнее задание п о составлению рекламы произведения. Физкультминутка для глаз Предлагается выполнить упражнения для глаз. Следуют инструкции 5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Предлагается поработать в группах и выполнить упражнение «Уроки жизни» Проследить по тексту, какие уроки жизни усвоил стрижонок. Проверяем ответ (
слайд 8)
Называют уроки жизни полезные для человека. Выполняют упражнение «Уроки жизни», находят и записывают то, чему научился Скрип. 1. Отбило охоту отнимать еду у других. 2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться. 3. У маленьких птиц есть враги. 4. Опасность должна сплачивать стаю. 5. Без мамы холодно. 6. «Хорошо, когда умеешь летать!» 7 . Н е о бход и м о т р уд и т ь с я , ч т о б ы обезопасить себя. Предлагается выполнить «Синквейн» главных героев произведения: Белое Брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха мать, стрижи. В ы п ол н я ют р а б оту в г ру п п а х п о составлению синквейна. Физкультминутка Предлагается выполнить упражнения, для отдыха, смены позы, снятия напряжения. Повторяют движения физкультминутки. 6. Составление плана рассказа. Упражнение «Диафильм» Предлагается перечитать рассказ и составить план – диафильм. Читают рассказ, делят при чтении на части и составляют план – диафильм. 1. Первый день стрижей 2. Жизнь стрижиной семьи 3. Беда 4. Забота о сиротках 5. Стрижи учатся летать 6. Новое жилье 7. Пора в дорогу 7. Рефлексия. Итог. Каждой группе предлагается прочитать пословицы и выбрать ту, которую можно отнести к рассказу В. В. Астафьева «Стрижонок Скрип». Подводит к выводам по произведению. Предлагается оценить свою работу на уроке, назвать затруднения, которые встретились, задания которые были легкими при выполнении, выбрать листик и Читают пословицу, которая относится к рассказу, высказывают выводы, оценивают работу на уроке и приводят примеры заданий, которые вызвали затруднение, или были легкими.
прикрепить к дереву. Озвучивается домашнее задание. Записывают домашнее задание.
"В.А.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Планируемые результаты:

Предметные
: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.
Коммуникативные:
уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.
Регулятивные:
уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия
Личностные:
проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.
Ход урока

1. Включение в учебную деятельность.
- Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. (
Слайд

2
). Презентация Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям!
2. Речевая разминка
- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку. Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно.
(Слайд 3)
Над деревнею кружа Веселились два стрижа: То носились друг за другом, То зигзагом, а то кругом, То бросались сверху вниз, То стрелой пронзали высь.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас есть все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы все понять! Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране Природа.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “природа”. Составьте кластер “Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.) - Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”). - С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”)
(Слайд 4)
- Что вы запомнили об авторе, т.е Викторе Петровиче Астафьеве? - Почему автор так назвал произведение? - Сегодня мы продолжим работать над этим произведением. - Как вы думаете, для чего я решила остановиться на этом рассказе? Какие цели мы можем поставить перед собой? (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки жизни получил стрижонок, составим план произведения.)
4. Актуализация ранее изученного
- Вам было задано прочитать это произведение выразительно. Давайте проверим, как вы знакомы с текстом. Четверо обучающихся выполняют
Тест “Стрижонок Скрип” на нетбуках.
Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста. (Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение) - Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца? - Как погиб папа стрижат? - Что думают люди, глядя с берега на суету птиц? - Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос? - Почему мама не пускала его и била по голове?
(Слайд 5)
- Что нового узнали о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки- береговушки. Живут стаей).
(Слайд 6)
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”. - Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью). - Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? - Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение. - Что заставило Скрипа заняться строительством норки? (Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты). - Как Скрип понял, что норка у него маленькая? (Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие).
(Слайд 7)

- Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему? - Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно) - Почему стрижи “сделались беспокойными”? (Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания). - Вам было предложено составить рекламу этого произведения. Что у вас получилось? (2-3 уч-ся)
Физкультминутка для глаз

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”
- Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос: - Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?
(Слайд 8).

Вывод на доске.
1. Отбило охоту отнимать еду у других. 2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться. 3. У маленьких птиц есть враги. 4. Опасность должна сплачивать стаю. 5. Без мамы холодно. 6. “Хорошо, когда умеешь летать!” 7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. - Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.
Упражнение “Синквейн”
- Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их. - Составьте синквей. Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей. Давайте прочитаем, что у вас получилось. Белое Брюшко. Храбрый, внимательный. Учил, защищал, атаковал, правил. Заботился о стрижах. Вожак. Стрижонок Скрип Любознательный, трудолюбивый, сильный Не слушается, летает, строит, выживает Стал стремительным и сильным Приносит лето
Стрижиха Строгая, заботливая, смелая Кормит, воспитывает, оберегает С ней очень хорошо Мать. Стрижи Дружные, милосердные Учат, кормят, оберегают Помогают выжить Народ
Физкультминутка “Зарядка”

6. Составление плана рассказа. Упражнение “диафильм”. Фронтальная работа.
(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков) 1. Первый день стрижей. 2. Жизнь стрижиной семьи. 3. Беда. 4. Забота о сиротках. 5. Стрижи учатся летать. 6. Новое жилье. 7. Пора в дорогу.
7. Рефлексия. Итог урока.
Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”. 1 группа “При солнышке тепло, при матери добро” “Дело словом не заменишь” “Не страшись, да и не хвались” 2 группа “На друга надейся, а сам не плошай!” “Один за всех, все за одного”. “Больше дела, меньше слов” 3 группа “Мир не без добрых людей”. “Хозяин всегда себе дело найдет” “Страшна беда, пока не пришла” 4 группа “Учись смолоду – пригодится в старости”. “У страха глаза велики”
“Глаза страшат, а руки делают” - Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым. Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!! - Какое задание понравилось больше? - Какое задание было трудно выполнить? Выберите из конверта листик такого цвета, каким бы вы оценили свою работу на уроке и приклей на наше дерево.
Зеленый
– Урок полезен, все понятно.
Желтый
– Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Красный
– Еще придется потрудиться Да, трудно все-таки учиться!
9. Домашнее задание.
Пересказать рассказ от лица Скрипа.


В раздел образования