Автор: Бедренко Ирина Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Куруильская СОШ Населённый пункт: село Куруил, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "В.А. Астафьев "Стрижонок Скрип" Раздел: начальное образование
Содержание деятельности обучающихся
1. Включение в учебную деятельность
( с л а й д
2 ) .
Д о б р о ж е л а т е л ь н ы й
психологический настрой обучающихся:
- Давайте настроимся на урок. Прочитайте
предложения на доске.
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
Настрой
на
сотрудничество,
быстрое
включение в учебную деятельность
2. Речевая разминка
(слай
3) Предлагается
прочитать
строки
стихотворения,
медленно
проговаривая
каждый
слог,
читают
с
повышением
и
понижением голоса, выразительно.
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
Читают
строки
стихотворения,
медленно
проговаривают
каждый
слог,
читают
с
повышением
и
понижением
голо с а,
выразительно.
3. Сообщение темы и цели урока
Предлагается составить кластер «Природа»,
задаются вопросы для подведения к теме
урока, предлагается назвать цели урока.
(слайд 4)
Составляют кластер «Природа», отвечают
на вопросы учителя, называют цели урока.
4. Актуализация ранее изученного
Индивидуально
Предлагается
поработать
4
обучающимся
на нетбуках и выполнить тест «Стрижонок
Скрип»
Фронтально
Обучающимся
задаются
вопросы
по
содержанию произведения:
-
Прочитайте,
что
увидел
стрижонок,
вылупившись из яйца?
- Как погиб папа стрижа?
- Что думают люди, глядя с берега на суету
птиц?
-
Что
хотелось
сделать
Скрипу,
когда
он
немного подрос?
- Почему мама не пускала его и била
по
голове? (слайд 5 )
- Что нового узнали о стрижах? (слайд 6)
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае
на грозный призыв «Тиу»?
-
Почему
такие
маленькие
птички
смело
бросаются атаковать крупного врага?
- Почему, оставшись сиротами, птенцы не
Обучающиеся работают с тестом. Читают
вопросы и выбирают правильный ответ.
Отвечают на вопросы, находят строчки в
тексте,
зачитывают
ответы,
высказывают
свое мнение.
Читают
составленную
рекламу
по
произведению В.П. Астафьева «Стрижонок
Скрип»
погибли?
-
Как
Скрип
понял,
что
норка
у
него
маленькая? (слайд 7 )
Предлагается сравнить законы природы у
животных, сравнить жизнь птиц и людей.
Проверяется
домашнее
задание
п о
составлению рекламы произведения.
Физкультминутка для глаз
Предлагается
выполнить
упражнения
для
глаз.
Следуют инструкции
5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков.
Предлагается
поработать
в
группах
и
выполнить упражнение «Уроки жизни»
Проследить по тексту, какие уроки жизни
усвоил стрижонок.
Проверяем ответ ( слайд 8)
Называют
уроки
жизни
полезные
для
человека.
Выполняют
упражнение
«Уроки
жизни»,
находят и записывают то, чему научился
Скрип.
1. Отбило охоту отнимать еду у других.
2.
Опасно
вылезать
из
норки,
риск
разбиться.
3. У маленьких птиц есть враги.
4. Опасность должна сплачивать стаю.
5. Без мамы холодно.
6. «Хорошо, когда умеешь летать!»
7 .
Н е о бход и м о
т р уд и т ь с я ,
ч т о б ы
обезопасить себя.
Предлагается
выполнить
«Синквейн»
главных
героев
произведения:
Белое
Брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха мать,
стрижи.
В ы п ол н я ют
р а б оту
в
г ру п п а х
п о
составлению синквейна.
Физкультминутка
Предлагается выполнить упражнения, для
отдыха, смены позы, снятия напряжения.
Повторяют движения физкультминутки.
6. Составление плана рассказа. Упражнение «Диафильм»
Предлагается
перечитать
рассказ
и
составить план – диафильм.
Читают рассказ, делят при чтении на части
и составляют план – диафильм.
1. Первый день стрижей
2. Жизнь стрижиной семьи
3. Беда
4. Забота о сиротках
5. Стрижи учатся летать
6. Новое жилье
7. Пора в дорогу
7. Рефлексия. Итог.
Каждой
группе
предлагается
прочитать
пословицы и
выбрать ту, которую можно
отнести
к
рассказу
В.
В.
Астафьева
«Стрижонок Скрип».
Подводит к выводам по произведению.
Предлагается
оценить
свою
работу
на
уроке,
назвать
затруднения,
которые
встретились, задания которые были легкими
при
выполнении,
выбрать
листик
и
Читают
пословицу,
которая
относится
к
рассказу, высказывают выводы, оценивают
работу
на
уроке
и
приводят
примеры
заданий, которые вызвали затруднение, или
были легкими.
прикрепить к дереву.
Озвучивается домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
"В.А.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Планируемые результаты:
Предметные : уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать
героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над
правильным и выразительным чтением.
Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки
зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в
сотрудничестве; аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу
действия
Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что
побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность.
- Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. ( Слайд
2 ). Презентация
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
2. Речевая разминка
- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать
на вопросы, давайте проведем речевую разминку.
Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение
голоса, с повышением голоса, выразительно. (Слайд 3)
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой стране, которую населяют
удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе.
Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас
есть все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть;
сердце, чтобы все понять!
Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы продолжаем путешествовать по
замечательной стране Природа.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “природа”. Составьте
кластер “Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
- Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и
мы”).
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора
Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”) (Слайд 4)
- Что вы запомнили об авторе, т.е Викторе Петровиче Астафьеве?
- Почему автор так назвал произведение?
- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.
- Как вы думаете, для чего я решила остановиться на этом рассказе? Какие цели мы
можем поставить перед собой? (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки
жизни получил стрижонок, составим план произведения.)
4. Актуализация ранее изученного
- Вам было задано прочитать это произведение выразительно. Давайте проверим, как
вы знакомы с текстом.
Четверо обучающихся выполняют Тест “Стрижонок Скрип” на нетбуках. Остальные
отвечают на мои вопросы строками из текста.
(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)
- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?
- Как погиб папа стрижат?
- Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?
- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?
- Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд 5)
- Что нового узнали о стрижах?
(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-
береговушки. Живут стаей). (Слайд 6)
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.
- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи
берут верх своей несокрушимой численностью).
- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный
народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?
- Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов;
зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех
детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.
- Что заставило Скрипа заняться строительством норки?
(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).
- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?
(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают
глубокие). (Слайд 7)
- Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил
Скрип? (Страх). Почему?
- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью
птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)
- Почему стрижи “сделались беспокойными”?
(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В
августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают
мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).
- Вам было предложено составить рекламу этого произведения. Что у вас получилось?
(2-3 уч-ся)
Физкультминутка для глаз
5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.
Упражнение “Уроки жизни”
- Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:
- Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?
(Слайд 8).
Вывод на доске.
1. Отбило охоту отнимать еду у других.
2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
3. У маленьких птиц есть враги.
4. Опасность должна сплачивать стаю.
5. Без мамы холодно.
6. “Хорошо, когда умеешь летать!”
7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.
Упражнение “Синквейн”
- Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их.
- Составьте синквей. Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок
Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.
Давайте прочитаем, что у вас получилось.
Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.
Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето
Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.
Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ
Физкультминутка “Зарядка”
6. Составление плана рассказа. Упражнение “диафильм”. Фронтальная работа.
(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)
1. Первый день стрижей.
2. Жизнь стрижиной семьи.
3. Беда.
4. Забота о сиротках.
5. Стрижи учатся летать.
6. Новое жилье.
7. Пора в дорогу.
7. Рефлексия. Итог урока.
Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что
на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу
Астафьева “Стрижонок Скрип”.
1 группа
“При солнышке тепло, при матери добро”
“Дело словом не заменишь”
“Не страшись, да и не хвались”
2 группа
“На друга надейся, а сам не плошай!”
“Один за всех, все за одного”.
“Больше дела, меньше слов”
3 группа
“Мир не без добрых людей”.
“Хозяин всегда себе дело найдет”
“Страшна беда, пока не пришла”
4 группа
“Учись смолоду – пригодится в старости”.
“У страха глаза велики”
“Глаза страшат, а руки делают”
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я
верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою –
Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим
пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
- Какое задание понравилось больше?
- Какое задание было трудно выполнить?
Выберите из конверта листик такого цвета, каким бы вы оценили свою работу на уроке
и приклей на наше дерево.
Зеленый – Урок полезен, все понятно.
Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Красный – Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться!
9. Домашнее задание.
Пересказать рассказ от лица Скрипа.