Напоминание

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии


Автор: Фоменко Елена Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: ст. Павловская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование ключевых компетенций через проектную

деятельность учащихся на уроках географии
Учитель географии МБОУ СОШ№3 Фоменко Елена Васильевна Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно- ориентированное обучение. Процесс формирования ключевых компетенций для меня удобнее всего показать на примере проектной деятельности, которая формирует практически все ключевые компетенции. Она лучше всего помогает научить ребенка получать необходимую информацию из различных носителей, обрабатывать её, ориентироваться в ней, выбирать нужную, работать в коллективе. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Учитель в этом случае уже не является для учащихся единственным источником информации, а становится консультантом, помощником. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; • комплексный подход к разработке учебных про ектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности; • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях; гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Основные требования к использованию метода проектов: Первым требованием к использованию проектного метода обучения является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Второе требование - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Третьим требованием выступает организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов. На своих уроках я давно использую проектную деятельность учащихся с целью достижения наиболее высоких результатов в обучении. Основным принципом нашей работы является исследовательская деятельность. Особенно это важно в связи с переходом на новые стандарты в обучении, согласно которых учитель должен научить ребенка самостоятельно добывать необходимую информацию и применять ее на практике. Такая работа по географии начинается уже в пятом классе. Примером проекта мне хочется предложить следующее: изучая тему «Открытие Австралии и Антарктиды», ребята самостоятельно заполняли таблицу:
№ п.п. исследователь что сделал для науки После этого ребятам было предложено нарисовать наиболее запомнившийся эпизод об исследовании этих двух материков. Зашита этих мини-проектов проходила следующим образом – свой рисунок подтверждали фрагментом информации из соответствующего параграфа.. Каким же образом проектное обучение способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных компитенций. 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ре сурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе использую прием «Толстые и тонкие вопросы»: Тонкие вопросы Толстые вопросы 1.Назовите виды тектонических структур. 2.Назовите формы рельефа. 3.Самое высокое место России. 4.Самое низкое место России. 5. Крупнейшие равнины нашей страны (три) 6.Самые молодые горы и самые высокие России. 7.Самые протяжённые горы России. 1.Что находит ся в о с н о ва н и и Восточно-Европейской равнины? 2.Что находит ся в о с н о ва н и и Уральских гор? 3. Почему горы Алтай значительно выше Уральских гор, хотя они намного старше их? 4. Для чего мы изучаем рельеф страны? 5. Чем вы объясните расположение Среднерусской возвышенности? В шестом классе , например, отвечая на вопрос все ли горные породы одинаково пропускают воду, учащиеся проводят опыт. В одну воронку кладут глину, в другую – песок. Наливают воду, наблюдают, где быстрее просочится вода. Этот опыт является исследовательским проектом, помогающим самостоятельно разделить горные породы на водопроницаемые и
водоупорные. Далее учащиеся самостоятельно приводят примеры тех и других горных пород. 2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Так, в 8 классе при изучении темы «Россия – многонациональное государство», целью является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к познанию своего края. На примере Краснодарского края рассматриваются проблемы отношений между народами юга страны. Проектная деятельность заключается в сборе интересной информации о жизни, обычаях, традициях различных народов населяющих край. Собранный материал на защиту предоставляется в форме презентаций, рефератов, собранных экспонатов (предметов быта). В данной теме уроки можно проводить в виде семинаров. Класс делится на три группы: первая готовит православные традиции, культура, особенности быта русского народа, вторая ислам и культура народов Северного Кавказа, третья буддизм и культура народов, например, юга Сибири. Проекты готовятся в форме мультимедийных презентаций и защищаются на уроке. Проведение такого урока позволяет показать детям, что они живут в многонациональной и многоконфессиональной стране, формировать чувство гордости за свою Родину. 3.Учебно-познавательные компетенции. Э т о с о в о к у п н о с т ь компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В 6 классе при изучении темы «Океаны», учащиеся самостоятельно проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы. 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ,
Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11 классе при изучении темы «Австралия», учитель дает индивидуальное задание школьникам: используя Интернет- ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста, посещающего Австралию. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса. В 9 классе по мере изучения темы «Транспорт России», мы выполняем проект «Путешествие по стране на любимом виде транспорта». Ребята выбирают вид транспорта который нравится им, выбирают маршрут своего путешествия. В проекте должен быть описан маршрут и 3-4 объекта встречающихся по пути. По желанию учащихся к проекту можно приложить не только описание, но и фотографии этих объектов. 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» класс делится на микрогруппы каждая, получает задание «Представить одну из глобальных проблем в виде проекта» это может быть презентация, реферат, сообщение или иная форма. В седьмом классе, например, можно проделать следующую работу: после рассмотрения темы «Природные зоны Африки», ребята на листе бумаги изображают понравившуюся им природную зону, используя рисунок и аппликацию. Защитой такого проекта может служить рассказ об этой природной зоне или заготовленный заранее дополнительный материал. Оправданной формой работы над проектами является создание презентаций школьниками, здесь используются не только навыки работы с текстом, с дополнительной литературой, но умение работать с компьютером. Защита такого проекта проходит в виде выступления перед аудиторией, что развивает коммуникативные качества личности. 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной
деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. В 11 классе при изучении темы «Канада» использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции, затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт защита полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом. Еще, например, изучив тему «План и карта» в 6 классе, ребята могут применить свои знания в построении плана дороги домой. 7 . Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В 11 классе при изучении темы «Австралия» использую прием составления эссе «Австралия – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления. При формировании компетенций данного вида учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Для формирования данных компетенций обучающиеся широко используют ресурсы Интернет, энциклопедии, программы, тренажеры, практикумы для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:  умение работ ать с увеличивающимся и п о с т о я н н о обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  умение пользоваться различными способами интегрирования информации;  умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;  умение решать проблемы;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);  способность брать на себя ответственность;  способность участвовать в совместном принятии решения;  способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
 умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся. Метод проектов слабо освещен в методической литературе применительно к изучению предметов, в том числе и к географии. Сегодня в основном применяется во внеурочной деятельности, воспитательной работе. Однако требования Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта в урочной деятельности учащихся. Под проектом понимается единство замысла и реализации. Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать). Осознание противоречия является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию. Вопросы исследований нацеливают учащихся на актуализацию знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они т ребуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Мы разработали план работы над проектом. Он выглядит так: 1.Организационный момент (формулировка темы, целей, задач) 2. Поиск информации. 3. Оформление проекта. 4. Защита проекта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Что же такое школьный проект? Это одна из форм проблемного обучения, активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. Проекты могут быть краткосрочные ( урок, несколько уроков), среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время), долгосрочные. Могут быть только по географии, а могут быть по нескольким предметам. Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные
или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект
направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.). Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект
предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект
также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д. Наиболее простыми являются
творческие проекты
, не требующие длительного изучения научной литературы. Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения
прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Результаты работы дают мне право заключить, что метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения. Это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и демонстрируют как учебные достижения. Школьники должны научиться учиться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу: 1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно. 2. Проектная технология всегда должна работать на результат 3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках. На мой взгляд, метод проектов, помимо развития навыков самостоятельной работы, развития интересов к предмету, формирует мировоззрение, расширяет кругозор, позволяет легче адаптироваться в среде сверстников, помогает в выборе сферы профессиональной деятельности.


В раздел образования