Напоминание

Наставничество – путь к развитию профессионального мастерства


Автор: Кислова Мира Алимпиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 78
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество – путь к развитию профессионального мастерства
Раздел: среднее образование





Назад




Наставничество – путь к развитию профессионального мастерства

(Из опыта работы учителя истории МБОУ СОШ №78

г.Новосибирска Кисловой Миры Алимпевны)

«Уча других – учись сам!»

Сенека

Все в мире быстротечно, казалось бы, еще вчера я была маленькой

девочкой, которая наблюдала за мамой, учительницей начальных

классов, которая вечерами проверяла тетради своих учеников,

беседовала с молодыми учителями, которые приходили к ней за

советом, как сама она готовилась к урокам, была окружена

любовью учеников и уважением родителей, радовалась её

достижениям. Её любовь к профессии учителя повлияли и на мой

выбор жизненного пути.

А уже сегодня сама являюсь наставником молодых учителей.

Человек учится всю жизнь.

Каждый день и час. Каждая встреча может дать человеку опыт,

обогатить его и только от человека зависит примет он этот опыт или

пройдет мимо, не заметив его. Как же стать для молодого учителя

таким наставником, который сможет зажечь в свих подопечных

факел жажды совершенствовать себя, любви к делу и к своим

ученикам?

Надо прежде всего протянуть руку, согреть теплом своей души,

желать помочь, уметь преодолевать трудности, быть

оптимистически настроенным, иметь креативное мышление,

активную жизненную позицию., конечно же быть личностью, ибо

личность может быть воспитана только личностью.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь,

испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого

опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у

представителей другой профессии потому, что педагогическое

образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб

стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний

Нужен синтез научных знаний, методического мастерства и личных

качеств педагога. Кроме того, учительское мастерство во многом

надо передавать от педагога к ученику. Первое место работы…

Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое:

социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая

личностная ситуация – ответственность за качество своей работы,

результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с

первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же

ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а

обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же

безупречного профессионализма.

Те преподаватели, которые в первый год своей работы не получили

должного внимания от коллег и администрации, чувствуют себя

брошенными на произвол судьбы, от столкновения с реальностью

испытывают шок. Молодой учитель боится собственной

несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями

и опытными коллегами, постоянно волнуется, что что-нибудь не

успеет, упустит, забудет. Зачастую тревожность превращается в

устойчивую личностную черту, страх становится привычным

состоянием. Такой учитель не способен ни на какое творчество, ни

на какие инновации, даже при достаточно высоком уровне

готовности к педагогической деятельности личностная и

профессиональная адаптация молодого учителя может протекать

длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым

учителям нужно целенаправленно помогать .

Я стараюсь выстраивать доверительные отношения молодым

специалистом: выясняю его увлечения, желания, интересы.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было

конструктивным и приносило желаемый эффект, я стараюсь

помнить и соблюдать следующие правила общения:

1. отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам

нужно» 2. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг

обязывает...», «На Вас лежит ответственность...» – эти воззвания

чаще всего являются пустой тратой времени, так как далеки от

реальной педагогической ситуации.

3. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего

хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику

4. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни»

молодого учителя.

5 Не выносить суждений.

6. Не ставить «диагноз «Вам нельзя работать в школе, Вы

слишком эмоциональны».

7.Нацелить на результат, учить действовать, побороть все

психологические барьеры, неуверенность, страх

Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем сами.

Все это можно назвать современным понятием коучинг-решение

поставленной задачи через развитие мотивации, личных качеств,

самостоятельности, ответственности за результат у молодого

специалиста.

Следующим шагом является шаг к мастерству. Каждая профессия

ставит специфичные требования к личности человека. Какие же

требования предъявляет профессия молодого педагога? В

профессиональном становлении молодого учителя в современной

школе имеет место наличие педагогических способностей. Они

состоят из таких компонентов:

дидактичные – искусство передавать знания в доступной

форме;

конструктивные – когда педагог не использует готовых

рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;

коммуникативные – правильный подход к ученикам в

процессе обучения и воспитания;

актерские – умение в зависимости от обстановки и

воспитательных задач быть то строгим, то добрым, то спокойным,

но всегда объективным и справедливым;

умение контролировать все свои слова, поступки, действия и

настроение.

С молодым учителем с первых дней его педагогической

деятельности готовим «Портфолио молодого учителя».Эта

папка-«настольная книга», в которой собраны самые необходимые

советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении

учителя.. Постепенно это становится «центром самообразования»

учителя.

Значительную роль отвожу в работе c молодым учителем по таким

направлениям:

Планирование работы учителя, организация рабочего времени;

Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;

Углубление психолого-педагогических знаний, методологии

бучения;

Изучение нормативных, инструктивно-методических

материалов;

Основные требования к календарно-тематическому

планированию, к ведению школьной документации, журналов;

Современные подходы к воспитательному процессу, к

формированию развитой личности

Личностно-ориентированное обучение

– индивидуальный подход в обучении слабых,

мотивированных на учёбу, сильных учащихся

В 2018 году вместе с молодым учителем истории Прудниковой

Анастасией Игоревной приняли участи в Городском конкурсе

«Наставник».Стали лауреатами этого конкурса..Это здорово, когда

видишь результаты совместной работы.

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение,

неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность

молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной

и профессиональной индивидуальности, способствует развитию

образования.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться

– в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К.

Ушинского – лейтмотив работы наставника и молодого учителя

нашей школы.

Как радостно наблюдать, что твой подопечный начинает делать

первые успехи и уже состоялся как учитель и в это вложена частица

твоего сердца.

Наставничество - это шаг вперёд к развитию профессионального

мастерства не только молодого специалиста, но и педагога –

наставника. Оно заставляет его соответствовать современным

требованиям, ориентироваться в новых педагогических

технологиях. Чтобы научить молодого специалиста быть

настоящим учителем наставник должен сам им быть. И

действительно, как говорил Сенека, - «Уча других – учись сам!»



В раздел образования