Напоминание

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках физики с помощью современных образовательных технологий.


Автор: Ирина Викторовна Маркова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа №4 имени А.В.Перегудова"
Населённый пункт: Ликино-Дулево
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках физики с помощью современных образовательных технологий.
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках физики с

помощью современных образовательных технологий.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному

кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по

отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика).

Ключевые компетенции включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное

действие, решать реальную ситуацию, задачу.

Формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в

реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного

образования.

Какие же ключевые компетенции мы должны формировать у обучающихся?

В

основу

обновлённого

содержания

общего

образования

положена

ориентация

на

создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,

информационной

и

прочих

сферах.

В

связи

с

этим,

можно

выделить

следующие группы

компетенций, которые целесообразно развивать у учеников:

1.

Информационные

(владение

информационными

технологиями,

понимание

их

применения, сбор и обработка необходимой информации);

2.

Личностное

самосовершенствование

(способность

учиться

всю

жизнь

как

основа

непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной

жизни);

3.

Учебно-познавательные

(целеполагание,

планирование,

анализ,

рефлексия,

самооценка);

4.

Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми

других культур, языков и религий);

5.

Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);

6.

Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных

народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и

традиций).

Так как ключевых компетенций свыше 150-ти, на своих уроках физики стараюсь

формировать у учащихся некоторые наиболее важные из них, используя современные

образовательные технологии.

Понятие и сущность информационно-коммуникационной технологии

Информационно-коммуникационная технология – это процесс подготовки и передачи

информации

обучаемому,

посредством

компьютера,

снабженного

соответствующим

программным обеспечением, и средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них

информацией.

Применение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает достижение

основной

цели

модернизации

образования

улучшение

качества

обучения,

гармоничное

развитие

личности,

ориентирующейся

в

информационном

пространстве,

приобщенной

к

информационно-коммуникационным

возможностям

современных

технологий

и

обладающей

информационной

культурой,

а

также

представление

имеющегося

опыта

и

выявление

его

результативности,

то

есть

системное,

эффективное

формирование

информационно-

коммуникативной

компетентности

в

рамках

системно–деятельностного

подхода.

Место

информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена

в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии

модернизации образования.

Для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном

процессе

школа

должна

создать

необходимые

условия.

Кабинет

должен

быть

оснащен

компьютерами для учеников и автоматизированным местом учителя, объединённых локальной

сетью с выходом в Интернет, а также мультимедийным проектором, лазерным принтером и

сканером.

Использование

учителем

в

работе

информационно-коммуникационной

технологии

позволяет эффективно решать следующие задачи:

усиление учебной мотивации школьников за счет естественного интереса к компьютерной

технике;

активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской

деятельности,

развитие

образного

мышления

учащихся,

благодаря

использованию

широких возможностей представления визуальной информации;

воспитание

коллективизма

и

коммуникативности

в

процессе

обмена

данными

между

учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;

совершенствование

организации

и

повышение

индивидуализации

обучения;

индивидуализация работы самого учителя;

повышение продуктивности самоподготовки учащихся, развитие творческого мышления за

счет использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

обеспечение гибкости процесса обучения.

Реализация

этих

задач

становится

возможной

при

использования

вместе

с

видеокомпьютерными средствами таких методов обработки информации, как компьютерная

обработка

результатов

лабораторных

экспериментов,

математическое

моделирование,

мультимедиа, компьютерная графика.

Рассмотрим

некоторые

способы

применения

информационно-коммуникационной

технологии на уроках физики:

1.

компьютерное моделирование (компьютерные модели – это компьютерные программы,

имитирующие физические явления, опыты и идеализированные модельные ситуации;

многие компьютерные модели позволяют управлять поведением объектов на экране

компьютера

при

изменении

величины

их

числовых

параметров

или

во

время

эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей

от времени, ряда физических величин, описывающих эксперимент);

2.

компьютерные демонстрации (демонстрации физических явлений и процессов, которые

невозможно

наблюдать

визуально

в

лабораторных

условиях,

они

позволяют

сжать

временные и пространственные рамки и получать выводы и следствия, адекватные

реальности);

3.

лабораторно – компьютерный практикум (виртуальная лаборатория);

4.

решение задач в электронной таблице Excel (использование электронных таблиц для

расчётов, обработки большого количества данных, построения графиков и диаграмм);

5.

компьютерное тестирование (системная, глубокая и быстрая проверка знаний учащихся с

помощью тестовых заданий, подготовка к ЕГЭ);

6.

пакет Microsoft Office, который включает в себя текстовый редактор Word, систему баз

данных

Access

и

электронные

презентации PowerPoint

(электронные

учебники

и

энциклопедии, обучающие программы, презентации, аудио и видео);

7.

интерактивная

доска

(демонстрация

слайдов

и

видео,

позволяет

рисовать,

чертить,

наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, сохранять

их в виде компьютерных файлов).

Систему

работы

с

использованием

информационно–коммуникационных

технологий

можно разделить на следующие этапы:

1.

Выявление

учебного

материала,

требующего

конкретной

подачи,

анализ

образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа

урока, выявление особенностей материала урока данного типа.

2. Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных

медиаресурсов,

создание

собственного

продукта

(презентационного,

обучающего,

тренирующего или контролирующего).

3.

Применение

информационных

продуктов,

применение

на

уроках

разных

типов,

применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно -исследовательской

деятельностью учащихся.

4. Анализ эффективности использования информационно-коммуникационных технологий,

изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Бесспорно,

информационно-коммуникационные

технологии

имеют

достоинства

в

использовании:

наглядность,

возможность

одновременной

демонстрации

совокупности

объектов,

моделирование

процессов,

трудновоспроизводимых

в

условиях

школьной

лаборатории, возможность изменения условий протекания процесса (замедление, ускорение),

изучение

объекта

в

движении,

изменении,

развитии,

возможность

виртуальной

экскурсии;

вариативность

представления

учебного

материала,

рациональное

использование

времени

урока,

оперативное

получение

информации

энциклопедического

характера

для

подготовки

выступлений, докладов, рефератов, презентаций, объективность и быстрота оценивания в

компьютерном

тестировании

(математическая

обработка

результатов),

организация

самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, организация самоконтроля в

удобное время.

Но существуют и проблемы в использовании этой технологии. Основными недостатками

являются:

длительная

подготовка

к

уроку,

перегруженность

урока

демонстрациями,

недостаточная

методическая

подготовленность

учителя,

отсутствие

сетевых

версий

и

интерактивности некоторых готовых ЦОР, опасность подавления межличностного общения,

отказ

от

реального

эксперимента,

слабая

обеспеченность

современным

оборудованием,

усиление

социального

неравенства,

риск

получения

недостоверной

информации

из

сети

Интернет.

Применение информационно–коммуникационной технологии на уроках

физики

Применять информационно–коммуникационные технологии на уроках физики можно в

следующих направлениях:

подготовка дидактических материалов для уроков;

мультимедийные

сценарии

уроков

или

фрагментов

уроков

(обычно

я

использую

презентации и видеоролики);

использую готовые программные продукты по физике;

работаю с электронными учебниками на уроке;

разрабатываю тесты, используя программу MyTest;

применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

В процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям педагог постоянно

занимается поиском необходимой информации в сети Интернет.

Итак,

в

информационно–коммуникационной

технологии

приоритетное

внимание

уделяется

формированию

информационных

компетенций:

оценка

условий,

алгоритмов

и

результатов

действий,

выполняемых

в

информационной

среде;

умение

планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями

её реализации; использование результатов действий, размещённых в информационной среде;

оценка результатов собственной деятельности.

В сфере развития коммуникативных компетенций особое внимание уделяется активному

использованию речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы.

Информационно-коммуникационная

технология

способствует

развитию

таких

личностных компетенций, как критическое отношения к информации и избирательность её

восприятия,

учебно-познавательный

интерес

к

учебному

материалу,

эмоционально-

нравственной отзывчивость.

В

сфере

развития

учебно-познавательных

компетенций

приоритетное

внимание

уделяется

поиску

информации;

овладению

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации;

построению

речевых

высказываний

в

устной

форме;

умению устанавливать аналогии, умению работать в информационной среде, ориентироваться

в

соответствующих

возрасту

электронных

словарях

и

справочниках;

умению

фиксировать

(записывать) информацию с помощью различных технических средств.

Понятие и сущность технологии развития критического мышления

Педагоги-практики

под

критическим

мышлением

понимают

тип

мышления,

который

позволяет

логически

анализировать

информацию,

применять

полученные

результаты

к

стандартным и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критически мыслить значит

критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств,

но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Технология развития критического мышления учит самостоятельно творчески познавать

мир, ставить учебные проблемы и искать их решение, использует ученический диалог, создаёт

психологически комфортную среду, так как разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем

исправлять ошибки. Технология развития критического мышления способствует социализации

ребенка,

воспитанию

доброжелательного

отношения

к

людям,

формирует

самооценку

личностных

знаний,

оценку

своих

взаимоотношений

с

другими

людьми

и

окружающей

действительностью.

Термин

«технология»

в

данном

случае

не

означает

некий

алгоритм,

механистичность,

а

подразумевает

систему

стратегий,

которые

обуславливают

процесс

формирования самостоятельной, критически мыслящей личности.

Технология развития критического мышления позволяет решать задачи образовательной

мотивации

(повышения

интереса

к

процессу

обучения

и

активного

восприятия

учебного

материала),

информационной

грамотности

(развития

способности

к

самостоятельной

аналитической

и

оценочной

работе

с

информацией

любой

сложности),

социальной

компетентности (формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание).

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех

стадий организации учебного процесса.

1 стадия Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению

новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.

На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом,

формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ученик

систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые

хочет получить ответы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом,

демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации

«разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение,

аннотации, мотивирующие примеры». Главная задача – мотивировать учащихся к работе,

включить их в активную деятельность.

2

стадия

Осмысление

содержания:

получение

новой

информации;

корректировка

учеником поставленных целей обучения.

На

стадии

осмысления,

как

правило,

обучающийся

вступает

в

контакт

с

новой

информацией. Он читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки

на полях или ведет записи по мере осмысления и систематизации новой информации. Ученик

получает

возможность

задуматься

о

природе

изучаемого

объекта,

учится

формулировать

вопросы

по

мере

соотнесения

старой

и

новой

информации.

Происходит

формирование

собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно

самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Деятельность учителя направлена

на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

3 стадия Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых

целей обучения

Стадия рефлексии характеризуется тем, что учащиеся соотносят новую информацию с

уже имеющейся, закрепляют и активно перестраивают собственные первичные представления,

происходит

присвоение

нового

знания

и

формирование

на

его

основе

собственного

аргументированного

представления

об

изучаемом.

Деятельность

учителя

направлена

на

возвращение учащихся к первоначальным записям, внесению изменений. дополнений.

Основные стратегии технологии развития критического мышления.

1. Стратегия «Кластер».

Кластер (от английского cluster – гроздь) – это наглядный прием систематизации материала,

выделения смысловых единиц текстов, и их графическое оформление в определенном порядке

в

виде

грозди.

Кластерная

схема

не

является

строго

логической

и

позволяет

охватить

избыточный объем информации. Анализируя получившийся кластер, следует конкретизировать

направления

развития

темы:

укрупнение

или

детализация

смысловых

блоков,

выделение

нескольких ключевых аспектов в отдельные схемы, на которые необходимо обратить внимание.

Последовательность действий при построении кластера:

посередине чистого листа (классной доски) записывается ключевое слово или тезис;

вокруг

записываются

слова

или

предложения,

выражающие

идеи,

факты,

образы,

подходящие для данной темы;

по мере записи устанавливаются логические связи, появившиеся слова соединяются

прямыми линиями с ключевым понятием (можно использовать цвет, так как при этом

включается зрительная память).

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,

может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой

систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели

можно

организовать

индивидуальную

самостоятельную

работу

или

коллективную

деятельность в виде общего совместного обсуждения. Трудности при составлении кластера:

трудно очень быстро систематизировать весь объём информации, найти самое важное и

главное по той или иной теме урока, а еще труднее оценить этот вид работы у соседних

групп.

2. Стратегия «Синквэйн»

Синквейн (от французского «cing» – пять) – это стихотворение, состоящее из пяти строк,

представляющее

собой

синтез

информации

в

сжатой

форме.

На

составление

синквейна

отводится 5-7 минут.

Правила написания синквейна:

первая

строка

тема

стихотворения,

выраженная

одним

словом,

обычно

именем

существительным;

вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

третья

строка

описание

действия

в

рамках

этой

темы

тремя

словами,

обычно

глаголами;

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной

теме;

пятая

строка

одно

слово

синоним

к

первому,

на

эмоционально-образном

или

философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, задание

для работы в парах, как коллективное творчество. Данная форма работы дает возможность

усвоить важные моменты, понятия, события изученного материала, переработать содержание

темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Синквейны могут быть использованы в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Обычно

синквейн

используется

на

стадии

рефлексии,

хотя

может

быть

дан

и

как

нетрадиционная форма на стадии вызова.

3. Стратегия «Знаю, хочу знать, узнал»

Стратегия

представляет

собой

структурирование

текста

и

оформление

его

в

таблицу,

которая

представляет

собой

результат

некоторой

классификации,

оформленный

в

виде

нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный

как на стадии осмысления, так и переработки материала. Педагог Огле Д. разработала один из

табличных приемов, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Форма удобна, так

как предусматривает комплексный подход к содержанию темы, направляет исследовательскую

деятельность учащихся.

«Знаю»

Хочу узнать

Узнал

1 шаг. До знакомства с текстом (модулем в целом) самостоятельно или в группе заполняется

первый столбик таблицы «Знаю». Озвучивается тема и предлагается написать то, что об этом

уже известно.

2 шаг. Спорные идеи и вопросы следует занести во второй столбик «Хочу узнать».

3 шаг. По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), далее заполняется графа «Узнал».

Учащиеся записывают, что они почерпнули, причем расположить ответы надо параллельно

соответствующим вопросам из второго столбика, а остальную информацию расположить ниже.

4 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф, обмен мнениями.

4. Стратегия «Составление плана»

Проблему построения плана является важнейшей проблемой структурирования любого текста.

Чтобы

успешно

осуществлять

этот

вид

работы,

необходимо

грамотно

решить

следующие

задачи:

сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную

часть, заключение);

увидеть

логико-смысловую

канву

сообщения,

понять

систему

изложения

автором

информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли;

выявить «ключевые» мысли, то есть основные смысловые вехи, на которые «нанизано»

все содержание текста;

определить детализирующую информацию;

кратко сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и

дословно.

Существует несколько видов планов:

вопросный план (пункты плана – основные вопросы к тексту);

тезисный план (пункты плана – ответы на вопросы из вопросного варианта плана);

номинативный план (пункты плана – основные проблемы текста);

цитатный план (пункты плана – цитаты из текста)

5. Стратегия «Мозговая атака»

Мозговая атака используется в технологии развития критического мышления с целью

активизации имеющихся знаний на стадии вызова при работе с теоретическим материалом:

учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают,

по данной теме (лимит времени 5-7 минут);

обмен информацией (при обсуждении идеи не критикуются, разногласия фиксируются);

оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Парная мозговая атака

очень

помогает

учащимся,

для

которых

сложно

высказать

свое

мнение

перед

большой

аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со

всей группой. Работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

6. Стратегия «Групповая дискуссия»

Дискуссия (от латинского – исследование) – разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Учащимся

предлагается

поделиться

друг

с

другом

знаниями,

соображениями,

доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам

зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова (обмен первичной

информацией,

выявление

противоречий)

так

и

на

стадии

рефлексии

(переосмысление

полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и

позициями).

Форма

групповой

дискуссии

способствует

развитию

диалогичности

общения,

становлению самостоятельности мышления.

7. Стратегия «Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизации знаний учащихся и их

речевой активности на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое

понятие,

явление.

Оно

записывается

в

столбик

и

на

каждую

букву

подбираются

существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По

сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение

дома.

8. Стратегия «Бортовой журнал»

Бортовой журнал – это совокупность приемов обучающего письма, согласно которым

учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли (К. Берк). Цель использования этой

стратегии: научить фиксировать свои мысли, связывать полученную информацию со своим

личным опытом.

Бортовой журнал – это работа с таблицей, состоящей из двух столбцов. В первый

необходимо записать, что ученику известно по данной теме на стадии вызова, а во второй, – что

нового узнал, вынес для себя. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют

столбцы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим

личным

опытом.

Проводя

подобную

работу,

учитель

вместе

с

учениками

старается

продемонстрировать все процессы, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

9. Стратегия «Верите ли вы…?»

«Верите ли вы…?». – верные и неверные утверждения.

На

стадии

вызова

учащиеся,

выбирая

«верные

утверждения»

из

предложенных

учителем,

описывают

заданную

тему

(ситуацию,

обстановку,

систему

правил).

На

стадии

осмысления

и

рефлексии,

работая

с

новой

информацией,

они

проверяют

правильность

первоначального выбора.

10. Стратегия «Зигзаг»

Зигзаг – групповая работа с текстом, изучение и систематизация большого по объему

материала.

Текст

разбивается

на

смысловые

отрывки

для

взаимообучения.

Количество

отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со

своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы – группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Эксперты

составляют

общую

презентационную

схему

рассказа

по

теме.

Затем

ученики

пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым

отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для того чтобы успешно внедрять технологию

развития критического мышления необходимо:

научить учащихся оценивать не только себя, но и других;

вырабатывать навыки самостоятельной работы;

осмысливать, применять и оценивать большой объем информации.

В

сфере

развития

коммуникативных

компетенций

приоритетное

внимание

уделяется

формированию

умений

работать

в

группе,

практическому

освоению

морально-этических

и

психологических

принципов

общения

и

сотрудничества.

Формируются

коммуникативные

универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность: учет

позиции

партнера

по

общению

или

деятельности,

умение

слушать

и

вступать

в

диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В сфере развития личностных компетенций технология развития критического мышления

развивает

индивидуальные

способности

каждого

ученика,

учит

самостоятельно

достигать

конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения

знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

В сфере развития познавательных компетенций приоритетное внимание уделяется поиску и

выделению

необходимой

информации,

умению

структурировать

знания,

осознанно

и

произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, контролировать и

оценивать процесс своей деятельности.

Понятие и сущность технологии кейсов

Кейс-технология

переводе

с

английского

описание

конкретной

практической

ситуации) – это технология обучения, основанная на рассмотрении реальной ситуации (вводных

данных), описание которой отражает практическую проблему и актуализирует определенный

комплекс знаний, необходимый для разрешения этой проблемы.

Общеизвестно, что в кейсах решаемая практическая задача (проблема) имеет несколько

решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним, поэтому данная технология не

всегда пригодна для широкого применения на уроках физики, так как решение задачи по физике

должно иметь четкий алгоритм и однозначный ответ. Выбор в пользу применения кейсов

учителем должен осуществляться с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной

группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других

факторов. Но существуют моменты, разрешить которые на уроке физики можно посредством

кейс – технологии:

изучение современных и перспективных научных открытий, и их возможных

направлений применения;

современная

актуальная

проблема,

разрешение

которой

опирается

на

знание физических законов;

более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории»

вопроса;

наличие научной теории, анализ которой требует поиска дополнительной

информации.

При работе с кейсом учащиеся выполняют следующую последовательность действий: 1)

знакомство с возникшей ситуацией, её особенностями; 2) выделение основной проблемы или

нескольких проблем, 3) предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4) анализ

последствий

принятия

того

или

иного

решения;

5)

предложение

одного

или

нескольких

вариантов последовательности действий.

Действия

учителя

в

кейс-технологии:

1)

создание

кейса

или

использование

уже

имеющегося;

2)

распределение

учеников

по

малым

группам

(4-6

человек);

3)

знакомство

учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий

организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация

презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее

выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем.

Достоинство

технологии

заключается

в

том,

что

учащиеся

на

уроках

физики

могут

использовать необходимые знания и при решении задач из учебника, и разрешать реальные

жизненные

проблемы,

с

которыми

он

возможно

столкнется

в

будущем.

Разбор

кейсов

обуславливает

активное

и

эффективное

усвоение

теоретических

знаний

и

накопление

практической информации, развивает систему ценностей, жизненных установок, способствует

совершенствованию

умения

подробно

анализировать

ситуации,

оценивать

различные

варианты, выбирать среди них оптимальный и составлять план его осуществления, выполнять

поиск новых практических приемов для решения поставленной проблемы.

Применение кейс–технологии на уроках физики

С самого первого урока физики в 7 классе можно начинать работать по кейс-технологии.

Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Физика и её значение».

Актуализация знаний.

Учитель. Мой любимый предмет в школе, конечно, физика. Я точно знаю, что физика

трудная наука, но в тоже время очень интересная. Я хочу, чтобы вы в это поверили и захотели

её изучать.

С

чем

у

вас

ассоциируется

слово

«физика»?

(техника,

опыты,

природа,

бытовые

приборы). А откуда вы это узнали? (книги, рассказы друзей, родителей, телевидение, интернет

и др.)

Как мне вас постараться убедить, что физика нужная и интересная наука? (Показать

опыты). А сейчас я хочу обсудить с вами вот такой небольшой кейс. Будьте внимательны.

Кейс №1

Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в вагоне поезда «Москва –

Таганрог» разговаривали и оживлённо спорили о науке физике. Студентка Катя рассказала, что

она – будущий учитель физики.

– Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? – спросила Анна

Николаевна, которая была опытным юристом.

– Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика – это всё то, что окружает

нас в жизни, в природе, в быту! Физика – она вокруг нас!

– Полностью с Вами согласен! – вступил в разговор врач Александр Михайлович, – без

достижений физики сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа

современной медицинской диагностики базируется на достижениях физики. А как с помощью

физики продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия!

– Верно! – сказал школьник Вася, – я читал в Интернете, что теперь можно излечить от

слепоты

даже

людей

незрячих

от

рождения.

В

зрачки

вживляют

видеокамеру,

которая

видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у человека

формируется изображение! Представляете!

Вот

именно!

обрадовано

сказала

Катя,

вот

какой

замечательной

наукой

я

занимаюсь!

– Всё это от Лукавого! – убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого,

дядя Коля, – нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а значит и

против физики!

Вопросы к кейсу:

1. Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки

физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения.

2. Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать

научными?

3. Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы?

4. Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку.

Кейсы бывают разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все

они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей.

А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить

перед собой вопросы.

Например, при изучении темы «Реактивное движение» в 9 классе, можно предложить

следующий видеокейс.

Кейс №2

Демонстрируется видеофрагмент старта космического корабля.

Вопросы к кейсу:

Какое событие представлено в видеокейсе?

Известно ли вам физическое явление, которое лежит в основе данного

события?

Какие особенности события вы заметили при просмотре видеокейса?

Сформулируйте для себя задание на дом (на урок), опираясь на кейс.

Один из самых простых видов кейсов, которые можно использовать в своей работе, кейс

возможных ситуаций. Придумать его можно почти к любому уроку, если есть необходимость

обсудить какой-то закон или явление. Например, кейс при изучении темы «Электризация тел».

Кейс №3

Механик автоколонны по перевозке нефти Иванов не подписал путёвку в рейс Петрову,

так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной.

Однако Петров самовольно покинул гараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал

рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку

за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Петров был лишён

водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

Зачем к бензовозам крепят цепь до земли?

Прав ли был механик автоколонны?

Не слишком ли суровое наказание понёс Петров?

Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?

Всё ли вам известно, чтобы верно разобраться в поставленных вопросах?

Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните

к следующему уроку (на следующем этапе урока).

Существуют

разные

кейсы

и

разные

методы

работы

с

ними,

однако

все

кейсы

объединены общими принципами работы с ними:

описание реальной проблемной ситуации;

альтернативность решения проблемной ситуации;

единая цель и коллективная работа по выработке решения;

эмоциональное напряжение учащихся.

Конечно, как и у любой методики у кейс-метода есть свои недостатки и преимущества.

Примеры кейсов для уроков физики в 7 классе.

Тема:

«Строение

вещества.

Взаимное

притяжение

и

отталкивание

молекул»»

Кейс №1

Коля и его папа инженер Иван Иванович утром пили чай. Коля налил себе полный

до краёв стакан с чаем. Иван Иванович сказал:

– Отлей, чай выливаться будет, когда ложечкой сахар размешивать будешь.

– Конечно отолью, ведь и сахар мне сыпать некуда будет, – с умным видом

согласился Коля.

– Сахар насыпать можно, чай не выльется! Но размешивать его будет неудобно.

– Как же не выльется, стакан ведь уже полон! – удивился Коля.

Папа взял ложечку и осторожно всыпал целую ложку сахара в чай. Вода из стакана

не вылилась.

– Как же так? – воскликнул Коля.

– Ты до вечера подумай, почему так произошло, а вот вечером мы всё обсудим, а

в гости науку физику пригласим, – таинственно сказал папа.

Вопросы к кейсу:

Наблюдали ли вы в своей жизни подобное явление?

Почему вода не вылилась из стакана, когда добавили сахар?

Какие меры техники безопасности необходимо соблюдать, когда наливаешь

горячий чай?

Тема «Плавание тел».

Кейс №2

Весна. С крыш домов падали весёлые крупные капли. Вот-вот по дорогам побегут

звонкие ручьи. Макс и Ванька смотрели в окно и планировали, как они уже совсем скоро будут

запускать кораблики по лужам.

– Макс, а ты уже приготовил кораблики?

– Да что их готовить? Бумага всегда под рукой, можно наделать сколько угодно!

– Нет, я так не люблю! Бумажные корабли очень быстро размокают и приходят в

негодность. Хочется сделать, пусть один, но такой, чтоб был, как настоящий! Вот из чего бы

лучше сделать? Наверное, попрошу у папы небольшие деревянные брусочки и сделаю себе

деревянный кораблик.

– Ну, если хочешь, чтобы как настоящий, нужно, чтоб он был металлический!

– Да ты что! Думай, что говоришь! Металлический кораблик тут же потонет, как гвоздь! Я

даже пробовал запустить металлический кораблик, купленный в магазине! Потонул! А, может

быть из пенопласта лучше вырезать? Он мягче дерева, вырезать легче будет, и уж точно не

потонет.

– Смешно слушать тебя! Говоришь о корабликах, похожих на настоящие, а сам хочешь,

чтоб полегче было! Пусть твой магазинный кораблик и потонул, но ведь настоящие корабли не

тонут. Давай лучше найдём в Интернете советы по изготовлению самодельных кораблей и

попробуем сделать сами, ведь время у нас ещё есть!

Вопросы к кейсу.

Как Вы думаете, кто из ребят прав?

Вы поддержали бы чью- то точку зрения? Почему?

Из какого материала Вы бы сделали свой кораблик? Почему?

Знаете ли Вы, почему не тонут настоящие корабли?

Тема «КПД простых механизмов».

Кейс №3

Изобретатель Иванов Сергей Павлович утверждал, что он создал простейший механизм

для поднятия грузов с КПД = 110 %. Защищая свою разработку, он заявил, что бесполезную

работу, которая тратилась на нагревание трущихся деталей при подъёме, он исключил. Для

этого обычные тросы он заменил на шёлковые, которые постоянно увлажнялись за счет

смачивания

их

водой.

Его

оппонентами

стали

мастер

цеха

и

экономист

завода,

которые

доказали, что его изобретение не продумано серьёзно и требует доработки.

Вопросы к кейсу:

Какие аргументы могли выдвинуть мастер цеха и экономист?

Есть ли физические неточности в тексте?

Что такое КПД простых механизмов?

Тема «Диффузия».

Кейс №4

Самые вкусные солёные помидоры консервирует бабушка Славика.

– Бабушка, а почему твои помидоры такие вкусные? – спросил Славик.

– Да я в них не только соль, но и сахар, и петрушку, и укроп, и лавровый и смородиновый

лист кладу, – ответила бабушка.

– Как же всё это внутрь помидоров попадает? – удивился Слава.

– Так я всё это в рассол кладу, а внутрь помидоров всё само попадает.

Вопросы к кейсу:

Знаете ли вы как консервируют помидоры?

Какое физическое явление помогает консервировать овощи?

Почему лучше помидоры заливать горячим рассолом?

Итак,

в

сфере

развития

регулятивных

универсальных

учебных

действий

в

кейс-

технологии приоритетное внимание уделяется оценке результатов собственной деятельности,

выполнению учебных действий в речевой форме; пошаговому контролю.

В

сфере

развития

коммуникативных

компетенций

особое

внимание

уделяется

формированию

умения

слушать

собеседника

и

вести

диалог,

признавать

возможность

существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

В

сфере

развития

личностных

компетенций

кейс-технология

развивает

повышению

мотивации учебной деятельности и формированию личностного смысла учения, формированию

способности к самоучению, саморазвитию; регулированию своего поведения в соответствии с

познанными моральными нормами и этическими требованиями.

В

сфере

развития

учебно-познавательных

компетенций

приоритетное

внимание

уделяется

овладению

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации; построению речевых высказываний в устной и письменной форме; умению

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.



В раздел образования